Работа с учебником и изучение научной литературы по психологии



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа с учебником и изучение научной литературы по психологии



Учебник является основным и ведущим видом учебной литературы. В нем систематически излагается материал на современном уровне достижений данной науки и на доступном студенту языке.

Отличительными особенностями учебника как вида учебной литературы являются следующие.

Во-первых, учебник содержит в сжатом виде весь основной учебный материал по научной учебной дисциплине.

Во-вторых, учебник излагает содержание основных научных понятий в строгой системе, в их существенных взаимосвязях и взаимоотношениях, в их соподчиненности, где более широкие понятия и категории включают в себя менее широкие (узкие, частные, конкретные) и служат методологической основой для познания обозначаемых ими предметов и явлений.

В-третьих, учебник в то же время никак не претендует на исчерпывающее раскрытие всего научного содержания учебного предмета, а обозначает основную канву, пользуясь которой, нужно изучать науку дальше, чтобы глубже и шире в ней ориентироваться.

Таким образом, по оценке студентов, учебник — это почти все, и они действительно трепетно к нему относятся.

С точки зрения преподавателя, учебник, естественно, далеко «не вся наука», а только первая ступень. С учебника лишь начинается серьезное знакомство с научной психологией, а подлинное овладение ею возможно только при глубоком, скрупулезном и заинтересованном изучении специальной научной литературы по психологии.

И главное, что нужно сказать об учебнике в связи с методикой преподавания психологии, — это необходимость ознакомления студента-первокурсника с методикой работы с самим учебником: как его читать, чтобы избежать зубрежки.

Чтение учебника — важная часть самостоятельной учебы.

Основная функция учебника - ориентировать учащегося (студента) в системе знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены в соответствии с программой учебного предмета. Учебник ориентирует не по всей глубине и практическому приложению научных положений, составляющих содержание данного учебного предмета, не говоря уже о науке в целом, а в основных понятиях и категориях науки, дает частичные сведения об истории их возникновения и включения в научный оборот, а также об их значении для понимания окружающего мира.

Вторая функция учебника в том, что он очерчивает некий круг обязательных знаний по данному предмету, не претендуя на глубокое раскрытие и подробное доказательство логики их происхождения. Иначе говоря, учебник четко ориентирует в проблематике учебного предмета, если говорить условно, по ее «ширине», но не по глубине.

Чтение рекомендованной научной литературы. Это и есть та главная составная часть системы самостоятельной учебы студента, которая обеспечивает подлинное усвоение науки, дает прочный научный фундамент под всю будущую профессиональную работу.

Несколько замечаний относительно методики изучения научной литературы.

Во-первых, студентов нужно заранее предупредить, что читать эту литературу нужно не книгу за книгой, а по принципу: «идея, теория в одной, в другой, в третьей и т. д. книгах». Во всех случаях изучение проблемы по разным источникам — залог глубокого, подлинно профессионального усвоения науки.

Во-вторых, изучение литературы, являясь одним из элементов всей системы самостоятельной учебы, должно быть органически связано с другими элементами системы — с изучением лекционного материала, чтением учебника и последующими работами студента (написанием контрольной или курсовой работы, подготовкой к экзаменам).

Изучение литературы, учебника в том числе, должно решать одновременно и задачу подготовки к написанию контрольной, курсовой или дипломной работы по предмету. Чтобы студент мог свободно оперировать своими теоретическими знаниями при анализе, оценке и описании различных психических явлений, наблюдаемых у личности, совершенно недостаточно чтения только одного учебника.

Более конкретные методические рекомендации обычно содержатся в заданиях по каждой теме курсовой (контрольной) работы, также вручаемых студентам на лекциях и консультациях. При подготовке этих заданий нужно очень внимательно отнестись к формулировке требований, чтобы студенту было легче руководствоваться ими при самостоятельном изучении литературы.

Итак, кратко подытожим сказанное о методике управления самостоятельной учебной деятельностью студента:

1. Главное требование — самостоятельное изучение научной и учебной литературы с обязательным сопоставлением теоретических положений с реальными психологическими явлениями, наблюдаемыми у себя и вокруг себя.

2. Вся остальная учебная работа (написание курсовой или контрольной работы (реферата), подготовка к экзаменам и зачетам) должна осуществляться одновременно и параллельно с изучением рекомендованной литературы, и только ее успешное выполнение может гарантировать усвоение содержания изученного.

3. Самостоятельная учебная работа может быть успешной, если студенту будет интересно получать новые и полезные лично для себя знания. Поэтому постоянной заботой преподавателя становится формирование и поддержание возникшего интереса студента к познанию психологии как действенного мотива его деятельности.

 

В-34. Внеауд-ая работа по псих-ии, ее задачи и место в процессе обуч-ия

Внеклассная работа по психологии может носить как учебный, так и внеучебный характер. Она м/б направлена на расширение знаний в области научной и практической психологии, а также являться психологическим сопровождением личностного развития уч-ся и студ-тов.

Целью внекл. работы учебного хар-ра явл. расширение и углубление знаний уч-ся по определенным областям психологии, которым не уделяется достаточно внимания в рамках учебного курса психологии.

Внеклассная работа осуществл-ся в индивидуальной, групповой или массовой форме. Индивидуальная работа – это работа с отдельными уч-ся (студ-ми) с целью руководства их самостоятельным психологическим образованием или научными занятиями. Проводится обычно в виде индивид-ых консультаций. Гл. их достоинство закл. в том, что студ-ты и уч-ся получают возможность неформального делового общения с преп-лем.

Групповая работа – это систематическая работа, проводимая с небольшим постоянным кол-вом уч-ся (студ-тов), направленная на углубление их знаний и практических умений. Проводится обычно в форме кружков, творческих научных групп, молодежных секций психол-их обществ. Содержание занятий кружка может быть образовательным или учебно-исследовательским.

Занятия кружка проводятся один или два раза в неделю и продолжаются 45 минут (для старшеклассников и студентов целесообразно организовывать еже­недельные двухчасовые занятия). Количество членов каждого кружка не должн> превышать 12-15 человек. Практическая работа организуется в творческих груп­пах по 2-3 человека. Значительная часть времени на занятиях посвящается инди­видуальной работе учащихся, меньшая — выступлениям преподавателя или уча­щихся.

К организационной работе кружка следует привлекать самих учащихся и сту­дентов: необходимо выбрать старосту или председателя, его заместителей, секре­таря и т. д. На занятиях желательно создавать атмосферу свободного обмена мне­ниями и активной дискуссии. Можно сделать посещение кружка открытым.

Для кружка исследовательского типа рук-ль выбирает увлекательную тему и, разрабатывая ее, строит работу таким образом, что уч-ся, сталкиваясь с цепочкой трудностей, проблем и решая их (теор-ки или практически), осуществляют творческую деят-ть.

В вузах групповая внеаудиторная работа чаще связана с научно-исследовательской деят-тью. Под научным руков-вом преп-ля работают творческие проблемные группы, которые разрабатывают актуальные исследовательские темы. Традиционными формами организации научной студенческой жизни являются студенческие научные общества, молодежные секции психол-ких обществ, которые проводят ежегодные студенч. научные конференции.

В качестве внеклассной работы могут также рекомендоваться занятия, ориен­тированные на личные проблемы школьников: диспуты, вечера вопросов и отве­тов, уроки психологии личностно-ориентированного типа. Главная их особен­ность заключается в том, что они нацелены прежде всего на психологическую по­мощь школьникам в решении их личностных проблем, на психологическое сопро­вождение их личностного развития. 

Массовая работа – это эпизодическая работа в рамках большой аудитории. Может проводиться в форме лекций, бесед, конкурсов, олимпиад, экскурсий. Гл. целью таких мероприятий явл. привлечение интереса уч-ся и студ-тов к психол-ким знаниям, стимулирование их к более глубокому и всестороннему изучению науки.

Особый интерес представляют лекции и беседы, на которые приглашаются для выступления авторитетные спец-ты, работающие в определенной области науки или практич. психологии.

Вечер, как всякое массовое мероприятие, требует четкой организации. Цель вечера — раскрыть в строгой последовательности и интересной форме целую те­му. Поэтому порядок выступлений должен быть хорошо продуман, а сами выступ­ления должны быть краткими и четкими. Если этого не сделать, то вечер может за­тянуться и вместо пробуждения интереса вызовет обратную реакцию: он может показаться скучным. Продолжительность вечера не должна превышать 1,5-2 часов.

Важной формой внеаудиторной работы м/б участие студ-тов в научных и практических психол-ких конференциях «взрослых» психологов. Они получают возможность приобщиться к профессиональной жизни мира научной и практической психологии, слушая выступления опытных психологов или выступая на молодежных секциях.

Одной из интересных форм внекл. работы по психологии явл. психол. олимпиада школьников. В кач-ве заданий на этой олимпиаде может быть предложена защита творческих работ, психол-кий анализ текста, разгадывание психол-ких кроссвордов и др. задания. Такая олимпиада повышает активность уч-ся интересующихся психологией.

Традиционно проводятся экскурсии в музеи, на природу или на предприятия. Поскольку психол-кие музеи пока встречаются редко, а доступ к месту работы псих-гов и психол-му процессу (науч. исслед-ю или практической работе) часто ограничен, то экскурсии не явл. распространенной формой внеклассной работы.

Занимательная психология - одно из эффективных средств повышения мотивации учения, привлечения внимания и интере­са к психологической науке.

Элементы занимательности безусловно должны сопровож­дать любые формы преподавания психологии. Особенно это важно иметь в виду при подготовке занятий в школах, коллед­жах и гимназиях.

Однако не следует ограничиваться лишь аудиторной рабо­той. Огромным познавательным потенциалом обладают внеау­диторные формы занятий Такие занятия могут быть весьма разнообразными. 1. Лекции с занимательной тематикой («Сновидения и их за­гадки», «Экстасенсорные способности человека», «Цвет в жизничеловека», «Психология символов» и др.). 2.Тематические вечера, например: Загадки памяти; Знакомая незнакомка (о психологической науке); Вечер цвета; Здравствуйте, девочки.., здравствуйте, мальчики.. .(о психологии пола); Вечера вопросов и ответов. 3.                  Организация факультативных, кружковых занятий, а также научных студенческих обществ со своими программами и орга­низационными формами. 

Если такие занятия проводятся в школах, то следует уже в подборе тематики учитывать возрастные особенности слушате­лей. 4.Небольшие экспериментальные исследования. Сюда можно отнести подготовку демонстрационных экспериментов и опытов для лекционных и практических занятий силами студентов. 5.Психологическая газета - орган психологического факультатива, кружка или НСО (научного студенческого общества).Газета может быть стенная. Этот тип газет широко использу­ется в вузах и школах. При оформлении такой газеты следует учитывать психологические особенности стенной печати в учебном заведении. Рубрики должны быть многообразны, но краткими по содержанию, поскольку читать большие по объему статьи на переменах затруднительно.6. Неделя психологии. В эту неделю проводятся во всех группах, классах популяр­ные лекции, беседы, демонстрации, научные конференции, встречи, вечера. В конце недели проводится конкурс стенных газет с психо­логической тематикой, а в заключение - КВН или «Что, где, ко­гда?». 7.Подготовка тематических вечеров и КВН.

 

 

 

б) студ-ты становятся более активными. Они закрепляют знания, формируют умение доносить мысль до слушателя, навыки дискуссии и публичного выступления, делового общения и лучше запоминают матер-л; в) преп-ль имеет возможность детальнее и глубже донести учебный материал до студентов, пополнить его новой информ.; г) преп-ль получает возможность лучше узнать студ-тов, их типичные ошибки и свои недочеты, что дает ему возможность своевременно внести изменения в читаемый курс.

После проведения семинара полезно провести анализ его эффективности, чтобы в дальнейшем не допустить тех же ошибок. Нельзя превращать семинар в простое повторение лекционного матер-ла со скучными докладами, представляющими собой элементарное воспроизведение инф-ии.

Возможности семинара значительно выше, чем лекции. На семинаре: происходит снятие психологического барьера у студен­тов (стеснительность, неловкость, неуверенность при непосредственном общении с преподавателем); студенты становятся более активными. Они закрепляют знания, формируют умение доносить мысль до слуша­теля, навыки дискуссии и публичного выступления, де­лового общения и лучше запоминают материал; преподаватель имеет возможность детальнее и глубже донести учебный материал до студентов, пополнить его новой информацией; преподаватель получает возможность лучше узнать сту­дентов, их типичные ошибки и свои недочеты, что дает ему возможность своевременно внести изменения в чи­таемый курс.

Пример организации семинара по психологии

Тема: «Я-концепция» личности

Цель: Показать, как теория работает в деятельности практи­ческого психолога.

План семинара:

1 часть (теоретическая). Общее представление о «я-концеп-пин»в современной психологии.

1.1.           Основные понятия: самосознание, «я-концепция», «я-образ», самооценка. Выступление1. 1.2        Функции «я-концепции» в жизни человека. Выступление 2.Основные функции «я-концепции»

1.3. Особенности «я-концепции» и значение их в работе практического психолога. Выступление 3.

2 часть (практическая). Методы изучения «я-концепции» личности в работе практического психолога.

2.1. Изучение содержания «я-концепции» личности. Выступ­ление 4.

2.2. Изучение особенностей «я-концепции» с помощью мето­дики «Личностный дифференциал». Выступление 5.Сопоставление результатов двух методик (групповое об­суждение). Вывод.

2.3. Обсуждение вопроса «Какие особенности «я-концепции»могут служить признаком психического неблагополучия?»

3 часть (заключительная). Преподаватель обобщает результа­ты, полученные в обсуждении и дает задание выполнить анало­гичное изучение «я-концепции», но уже взрослого человека.

 

 

В-35. Планирование учебного процесса; календарно-тем-ий план работы препод-ля психологии; конспект занятия по психологии.

Подготовка к занятиям начинается с составления учебно-тематического плана. Весь учебный материал разбивается на порции соответственно отведенным часам и видам занятий (лекции и практические). Целесообразно разбивку делать по два часа (пара). Это позволяет рационально спланировать время. Учебно-тематический план сначала составляется в расчете на дневное отделение. На его основе конструируются планы вечер­него и заочного отделений. Содержание плана дневного отделе­ния должно полностью входить в эти планы с той только разни­цей, что некоторые темы выносятся на самостоятельное изуче­ние.

Составление всего учебно-тематического плана (на семестр или даже учебный год) позволяет преподавателю подготовить не только аудиторный материал, но и продумать задания для самостоятельной работы, заранее предъявить студентам свои требования к их выполнению, указать сроки отчетности и дать необходимые консультации.

После того как учебно-тематический план готов, можно при­ступить к разработке конкретных тем. Прежде всего необходи­мо ознакомиться с изложением каждой темы в 2-3 учебниках и других источниках.

Целесообразно на основе изученного материала составить подробный план темы (не бойтесь большого количества пунктов плана).

Тематический план строится на основе учеб. программы и представляет собой конкретизацию форм учеб. деят-ти уч-ся или студ-тов, направленной на освоение предмета, а также уточнение объема учебного времени, форм контроля и оценки успеваемости.

Тематический план:

· Раскрывает послед-ть изучения разделов и тем программы;

· Демонстрирует распределение учеб. часов по разделам, темам и формам учеб. занятий (лекции, практические и лаборатор. занятия, самост. работа);

· Определяет сроки выполнения заданий по самост-му изучению матер-ла студ-ми;

· Определяет сроки выполнения письменных заданий студ-ми;

· Определяет сроки и формы контроля и оценки усвоения учебного матер-ла.

Тематич. план часто оформляется в виде таблицы, различается лишь форма ее в средних и высших уч. завед-ях. Школьный тематич. план содержит как минимум 4 столбца: 1. Тема, 2. Кол-во уроков, 3. Домашние задания, 4. Формы контроля и оценки. Вузовский тематич. план выглядит несколько иначе, поскольку в вузе существует больше разнообразных форм учеб. деят-ти: 1. Тема, 2. Лекции (кол-во часов), 3. Семинары (кол-во часов), 4. Лабоартор. работы (кол-во часов), 5. Самост-ая работа (кол-во часов или страниц).

При составлении учебно-тематического плана необход. предусмотреть какое кол-во уроков необходимо для изучения каждой темы, какие темы требуют закрепления в виде д/з, а какие нет, какие темы могут быть оставлены только на самостоятельное изучение, какие формы контроля будут использоваться. В кач-ве приложений в рабочую программу рекомендуется вкл. также планы семинарских и лаборатор. занятий, необход. методическое обеспечение, задания для самост. работы студ-тов, формы контроля знаний и умений студ-тов.

Например, план темы «Эмоции» может выглядеть так: 1.Определения эмоций.2.Функции. 3.Физиологические механизмы.4. Различные классификации эмоций и краткая характеристика десяти базовых эмоций.5.Чувства: определение, отличие от эмоций, виды.6.Основные теории эмоций (можно перечислить).7.Эмоциональные состояния: тревожность, фрустрация, ка­тарсис.8.Эмоции и поведение: агрессия.9.Связь эмоций с различными сторонами психики человека.10.Методы изучения и диагностики эмоций. 11.Развитие эмоциональной сферы личности.12.Эмоциональные нарушения и их коррекция.

Далее определяется, какие вопросы плана будут изложены в лекциях, какие на семинарских занятиях и на каком теоретическом и практическом уровне, а какие студенты будут должны изучить самостоятельно. В процессе подготовки к занятиям преподаватель обязан: -сформулировать темы, отводимые для самостоятельного изучения; -дать план (чтобы студенты не упустили существенные по­ложения темы); -указать соответствующую литературу; -указать сроки выполнения и форму отчетности.

Теперь можно приступить к подготовке содержания очеред­ной темы. Она начинается с просмотра научной и популярной литературы. Поскольку психологической литературы в настоя­щее время более чем достаточно, нужно научиться просматри­вать литературные источники и результаты фиксировать на спе­циальных карточках (или другим способом). Карточка готовится заранее. Это 'часть форматного листа бумаги. Просмотр со­держит определенные этапы: 1)       на карточке (в верхней части) фиксируются выходные данные книги (автор, название, место и год издания). Эту ин­формацию следует на карточке отделить чертой от последующе­го содержания; 2)чтение аннотации;3)просмотр оглавления (пункты плана, заинтересовавшие вас, следует отметить в карточке); 4)последовательный, быстрый просмотр книги (все, что по­
казалось интересным (теоретические положения, примеры, гра­фики, схемы и т.д.)) нужно фиксировать на карточке. Не забудь­
те указывать страницы.

При работе над темой полезно сделать выписки: формулиро­вок теоретических положений, отдельно примеров, имен ученых и их высказываний, содержаний научных экспериментов и др. Целесообразно эти выписки тоже делать на карточках. Обязательно найдите происхождение каждого термина. При подготовке занятия продумайте, что можно показать, изо­бразить на доске.

Следующей задачей преп-ля явл. подготовка учебных занятий – лекций, семинаров, практ. занятий, уроков, заданий для самост. работы. Методика проведения каждого из перечисленных видов занятий имеет свою специфику, что отражается на подготовке к ним. Задачами подготовительной работы преп-ля к занятию явл.: 1) определение целей занятия; 2) выбор знаний и умений, которые д/б изучены в ходе занятия; 3) подбор методов и приемов обучения; 4) разработка методов контроля и оценки успешности занятия; 5) планирование этапов занятия; 6) подготовка конспекта (плана) занятия.

Заключительным этапом подготовки к занятию явл. составление его конспекта. Оформление конспекта м/б разным в зависимости от вида занятий (лекций, семинаров, практ. занятий, уроков), однако его расположение на листе бумаги должно помогать преп-лю быстро и четко выделять наиболее важные методические аспекты занятия:

1.Формулировка цели занятия, а также знаний и умений, которые д/б усвоены при его выполнении;

2.Постановка задач, которые д/б решены при выполнении задания; 3.Хар-ка ср-в выполнения задания; 4.Хар-ка источников, которыми можно пользоваться при выполнении задания; 5.Примерная оценка времени, которое потребуется для выполнения задания; 6.Определение срока, к которому задание д/б выполнено, и места, куда оно д/б сдано; 7.Формулировка штрафных санкций за сдачу задания позже назначенного срока;8.Разраб-ка и формулировка критериев оценки выполненного задания.

 

В-36. Контроль и его место в учебном процессе. Методы контроля и самоконтроля в обучении. Учет и оценка знаний по психологии.

В соответствии с Законом об образовании и типовыми положениями образоват. учреждения самостоятельны в выборе системы оценок, формы порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся в соотв-вии со своим уставом и с Законом РФ «Об образовании». Однако, существуют некоторые ограничения, касающиеся максимального кол-ва зачетов и экзаменов при промежуточной аттестации.

Так, в общеобразоват. уч. завед-ях чаще всего использ-ся традиционные формы промежут. аттестации в виде поурочных, четвертных, полугодовых и годовых оценок за выполнение ими контр. работ или устные ответы на поставленные вопросы. в средних спец-ых и высших уч. завед-ях использ-ся зачетные и экзаменационные формы проверки и оценки знаний и умений, которые проводятся обычно в конце учебного семестра.

В средних спец-ых уч. завед-ях кол-во экзаменов в процессе промежуточной аттестации студ-тов не должно превышать 8 за один учебный год, а кол-во зачетов – 10. Итоговая гос. аттестация выпускников сред. спец-ых уч. завед-ий осуществляется гос. аттестац-ми комиссиями.

Студенты вузов в рамках промежуточной аттестации в течение учеб. года сдают не более 10 экз. и 12 зач.

Проверка ЗУН осуществляется в ходе текущей, промежуточной и итоговой аттестации студ-тов и уч-ся. Текущая проверка и оценка проводится в рамках учебных занятий по курсу, а ее формы и типы оценок определяются преп-лем. Промежуточная проверка и оценка проводится по итогам изучения всего всего учеб. курса, а ее формы и тип выставляемых оценок определяются уч. завед-ем. Это м/б контр. работа, тест, зачет или экзамен. Осущ-ет аттестацию чаще всего сам преп-ль проводивший уч. курс. Итоговая проверка и оценка осущ-ся в ходе аттестации, проводимой по завершении студентом всей образоват. программы. Ее формы и процедура определяются учеб. заведением; осуществляет итоговую аттестацию гос. аттестац-я комиссия.

Основные ф-ции проверки ЗУН в учебном процессе:

Ориентирующая. Т.е. текущая оценка дает уч-ся ориентир (обр. связь) с т. зр. того, насколько успешно он усвоил определенные ЗУН-ы, и т.о. способствует их корректировке и совершенствованию. Однако это происходит только в том случае, когда преп-ль не только выставляет отметку, но и содержательно характеризует рез-ты ответа уч-ся (студ-та) или выполнения им контр. задания.

Стимулирующая. Проверка и оценка во многих случаях явл. необходимым стимулом к изучению учеб. матер-ла студ-том (уч-ся). Систематичность проверки явл. стимулом к систематическому изучению предмета в ходе учеб. курса – в этом заключ. важная роль проведения текущей проверки и оценки.

Аттестационная (контролирующая). Данная ф-ция проявляется в выявлении ЗУН уч-ся, усвоенных ими на определенном этапе обучения. Это необходимо для определения их готовности к дальнейшему обучению или выполнению трудовой деят-ти. Контроль призван гарантировать достижение целей соотв-щей образоват. программы и кач-во образования.

При оценке знаний по психологии может использоваться два типа оценивания: нормативное оценивание или оценивание на основе распределения рез-тов.

Нормативное оценивание подразумевает оценку степени соответствия знаний уч-ся (студ-тов) определенным нормам усвоения, которые заранее устанавливаются экзаменаторами. При такой стратегии оценивания сущ-ют определенные эталоны знаний, к кот. стремятся уч-ся, и они могут их достичь. Т.о., больш-во студ-тов учебной группы могут получить отличные оценки. Однако, практика жегодного оценивания в целом приводит к кривой нормального распределения отметок, т.к. преобладание отличных отметок порой рассматр. как признак заниженного уровня требований, а преоблад. неудовлетворит-х и удовл-ных отметок – завышенного уровня требований экзаменатора.

Оценивание на основе распределения рез-тов. В американском образовании ее называют «оценкой на кривой». Под «кривой» подразумев-ся кривая распределения оценок, которые получили все студенты данного курса. Т.о., оценка и отметка одного студента зависит от отметок других. При такой стратегии оценивания нет строго фиксированных эталонов знаний, они меняются в процессе реального оценивания.

Планируя мероприятия по проверке и оценке знаний студ-тов, преп-ль должен заранее предусмотреть:

1. Какие критерии и показатели он будет использовать в оценке успеваемости студ-тов по учебному курсу;

2. Будет ли учитываться посещаемость занятий и активность студ-тов;

3. Как часто будет проводиться проверка знаний;

4. Какие виды и формы оценивания будут использоваться;

5. Какова будет длительность каждой проверочной процедуры;

6. Каким будет вклад каждой текущей оценки в итоговую оценку по всему курсу.

Виды проверки знаний при изучении психологии:  опрос и выполнение практических заданий.

Опрос/Практическое задание – устный и письменный; свободный и программированный (на широко или конкретно поставленный вопрос); индивидуальный и фронтальный (индивид-но с каждым студ-том или со всей группой); персональный и экспертный (проверка с одним или с группой экзаменаторов); однократный и распределенный по времени.

 

 

В-14. Старшеклассник как субъекты учебной деятельности

 Старшеклассник (период ранней юности с 14—15 до 17 лет) вступает в новую социальную ситуацию развития сразу же при переходе из средней школы в старшие классы или в новые учебные заведения - гимназии, колледжи, училища. Эту ситуацию характеризуют не только новые коллективы, но и, самое главное, направленность на будущее: на выбор образа жизни, профессии, референтных групп людей. Необходимость выбора диктуется самой жизненной ситуацией, инициируется родителями и направляется учебным заведением. Соответственно в этот период основное значение приобретает ценностно-ориентационная активность. Она связывается с стремлением к автономии, правом быть самим собой. Большое значение в этом возрасте имеют дружба, доверительные отношения. Дружба представляет для юношей и девушек одну из важнейших форм отношений, часто дополняясь, а иногда заменяясь всем многообразием отношений любви.

В этот период старшеклассники начинают строить жизненные планы и сознательно задумываться над выбором профессии. Этот выбор диктуется не только ориентацией на жизненное требование призвания, на сферу деятельности, в которой человек может быть максимально полезен другим, как врач, педагог, исследователь, но и конъюнктурой, выгодой, практической ценностью данной профессии в конкретной ситуации общественного развития страны.

Возникающая на рубеже подросткового и юношеского возраста потребность в самоопределении (Л.И. Божович) не только влияет на характер учебной деятельности старшеклассника, но иногда и определяет ее. Это относится прежде всего к выбору учебного заведения, классов с углубленной подготовкой, игнорированию предметов того или иного цикла: гуманитарного или естественно-научного.

Старшеклассник как субъект учебной деятельности в силу специфики социальной ситуации развития, в которой он находится, характеризуется качественно новым содержанием этой деятельности. Во-первых, наряду с внутренними познавательными мотивами освоения знаний и имеющих личностную смысловую ценность учебных предметах появляются широкие социальные и узколичные внешние мотивы, среди которых мотивы достижения занимают большое место. Учебная мотивация качественно меняется по структуре, ибо для старшеклассника сама учебная деятельность — средство реализации жизненных планов будущего. Учение как деятельность, направленная на освоение знаний, характеризует немногих, основным внутренним мотивом для большинства обучающихся является ориентация на результат.

Важнейшее психологическое новообразование данного возраста — умение школьника составлять жизненные планы, искать средства их реализации определяет специфику содержания учебной деятельности старшеклассника (Д.И. Фельдштейн). Она сама становится средством реализации этих планов, все более явно «уходя» от положения ведущей деятельности.

Готовность учащегося к профессиональному и личностному определению включает систему ценностных ориентации, явно выраженные профессиональную ориентацию и профессиональные интересы, развитые формы теоретического мышления, овладение методами научного познания, умение самовоспитания.

Старший школьник включается в новый тип ведущей деятельности — учебно-профессиональную, правильная организация которой во многом определяет его становление как субъекта последующей трудовой деятельности, его отношение к труду. Это еще в большей степени как бы подчиняет учебную деятельность более важной цели — будущей профессиональной или профессионально ориентированной деятельности.

 

В-15. Студент как субъект учебной деятельности

Студенческий возраст (18-25 лет) представляет особый период в жизни человека прежде всего в силу того, что «по общему смыслу и по основным закономерностям возраст от 18 до 25 лет составляет, скорее, начальное звено в цепи зрелых возрастов, чем заключительное в цепи периодов детского развития» Заслуга самой постановки проблемы студенчества как особой социально-психологической и возрастной категории принадлежит психологической школе Б.Г. Ананьева..

Студенчество — это особая социальная категория, специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования. Характеризуется профессиональной направленностью, сформированностью устойчивого отношения к будущей профессии, которые суть следствие правильности профессионального выбора, адекватности и полноты представления студента о выбранной профессии. Последнее включает знание тех требований, которые предъявляет профессия, и условий профессиональной деятельности.

В социально-психологическом аспекте студенчество по сравнению с другими группами населения отличается наиболее высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации. В то же время студенчество — социальная общность, характеризуемая наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. Учет этой особенности студенчества лежит в основе отношения преподавателя к каждому студенту как партнеру педагогического общения, интересной для преподавателя личности. В русле личностно-деятельностного подхода студент рассматривается как активный, самостоятельно организующий свою деятельность субъект педагогического взаимодействия. Ему присуща специфическая направленность познавательной и коммуникативной активности на решение конкретных профессионально-ориентированных задач. Основной формой обучения для студенчества является знаково-контекстное (А.А. Вербицкий).

Для социально-психологической характеристики студенчества важно, что этот этап развития жизни человека связан с формированием относительной экономической самостоятельности, отходом от родительского дома и образованием собственной семьи.

Являясь репрезентантом студенчества, студент выступает в качестве субъекта учебной деятельности, которая, как уже отмечалось, прежде всего определяется мотивами. Два типа мотивов характеризуют преимущественно учебную деятельность — мотив достижения и познавательный мотив. Последний представляет собой основу учебно-познавательной деятельности человека, соответствуя самой природе его мыслительной деятельности. Эта деятельность возникает в проблемной ситуации и развивается при правильном взаимодействии и отношении студентов и преподавателей. В обучении мотивация достижения подчиняется познавательной и профессиональной мотивации.

Существенным показателем студента как субъекта учебной деятельности служит его умение выполнять все виды и формы этой деятельности. Однако результаты специальных исследований показывают, что большинство студентов не умеют слушать и записывать лекции, конспектировать литературу (в большинстве случаев записывается только 18-20% лекционного материала).

Перед преподавателем стоит ответственная психолого-педагогическая задача формирования студента как субъекта учебной деятельности, что предполагает прежде всего необходимость обучить его умению планировать, организовывать свою деятельность, умению полноценно учиться, общаться.

Отношение к студенту как к социально зрелой личности, носителю научного мировоззрения предполагает учет того, что мировоззрение — система взглядов человека не только на мир, но и на свое место в мире. Другими словами, формирование мировоззрения студента означает развитие его рефлексии, осознание им себя субъектом деятельности, носителем определенных общественных ценностей, социально полезной личностью. В свою очередь, это обязывает преподавателя думать об усилении диалогич-ности обучения, специальной организации педагогического общения, создания для студентов условий возможности отстаивать свои взгляды, цели, жизненные позиции в процессе учебно-воспитательной работы в учебном заведении

 

В-10. Психол-ая сущность и орг-ция проблемного обучения (ПО) (А.М. Матюшкин)

ПО заключается в организации на уроке проблемных ситуаций и разрешение этих ситуаций в процессе совместной деятельности учащихся и учителя при максимальной самостоятельности учеников. - Позволяет сформировать активного ребенка. Проблема - это сложный теоретический или практический вопрос, содержащий в себе скрытое противоречие, вызывающий разные, порой противоречивые позиции при его решении.

Цели ПО:1). Сформировать у



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.142.104 (0.021 с.)