Все части структуры лекции составляют предмет обдумывания при ее разработке.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Все части структуры лекции составляют предмет обдумывания при ее разработке.



Вид лекции зависит от ряда факторов: содержания дисципли­ны и ее места в учебном процессе (вводная, текущая, заключи­тельная, обзорная); соотношения различных видов и уровней по­знавательной деятельности студентов (описательно-иллюстратив­ная, объяснительная, проблемная); типа обучения (установочная -используется преимущественно в системе заочного обучения).

Описательная лекция - это лекция-сообщение. В ней пре­обладающим познавательным процессом для слушателей явля­ется восприятие материала, его запись и запоминание.

Объяснительная лекция содержит не только описание учебного материала, но и раскрывает причинно-следственные связи излагаемых явлений, понятий, законов,

В проблемной лекции используется система проблемных ситуаций, для решения которых выдвигаются гипотезы, решае­мые затем в групповой дискуссии.

Проблемная лекция позволяет показать студентам процесс сложного движения мысли от одной гипотезы к другой, от одно­го способа решения к другому, более приемлемому при посто­янной актуализации цели поиска.

 

В-31. Семинарские занятия.

Слово «семинар» происходит от лат. Seminarium – «рассадник». Подобные занятия проводились в римских школах как сочетание диспутов, сообщений уч-ся, комментариев и заключений преподавателей. В современной школе (ср. и высшей) семинары широко распространены как практические занятия. Семинар – одна из активных форм учеб. процесса в вузе. Семинарское занятие по психологии является диалогической формой учебного занятия. Цели семинара: 1) углубленное изучение прежде всего теоретического материала; 2) формирование навыков переработки научных текстов, обобщения матер-ла, развитие критичности мышления... 3) развитие самостоятельности при освоении знаний, творческой инициативы и творческих способностей; 4) формирование навыка публичных выступлений, способности к рассуждениям перед аудиторией и защите своей т.зр.

Рассмотрим основные функции семинарских занятий в учебном процессе.

Закрепление полученных знаний осуществляется разными способами. Во-пер­вых, в процессе самостоятельной подготовки к занятию студенты повторяют ма­териал, изученный на лекциях или по учебнику. Во-вторых, проговаривание вслух учебного материала на занятии повышает степень его усвоения. В-третьих, обсуж­дение полученных знаний делает их более прочными. Расширение и углубление знаний происходит тогда, когда студенты готовятся к семинарскому занятию по первоисточникам.

Развитие умений самостоятельной работы происходит в процессе подготовки к занятиям. Развиваются умения самостоятельного поиска, отбора и переработки информации.

На семинарском занятии могут активизироваться мнемическая и мыслительная деятельность студентов.

В зависимости от степени активизации мнемической или мыслительной дея­тельности студентов формы организации семинарских занятий можно разделить на два типа: 1) репродуктивный и 2) продуктивный.

Репродуктивный тип организации занятия предполагает, прежде всего, акти­визацию мнемических способностей студентов. Они должны запомнить и пере­сказать определенный учебный материал на основе материала лекций или учебни­ков или первоисточников.

Репродуктивный харак­тер занятию придает постановка вопросов следующего типа: Внимание и его виды; Понятие о памяти:Основные свойства характера.Продуктивный тип организации занятия предполагает активизацию мысли­тельных способностей студентов. Они должны сравнить, проанализировать, обоб­щить, критически оценить, сделать умозаключение на основе услышанного или прочитанного материала. Такой характер занятию придает постановка вопросов следующего типа:Чем отличается … Что общего между…Какие механизмы..Выделите достоинства и недостатки... Подготовка преподавателя к семинару заключается в выборе темы занятия, его планировании и постановке вопросов, подборе литературы, написании кон­спекта. Темы занятий планируются в рабочей программе курса и могут выбирать­ся на основе разных критериев.

Темы семинаров могут повторять темы лекций, например «Память», «Внима­ние», «Мышление». В таком случае семинар направляется на закрепление, до­полнение или творческое обсуждение соответствующего раздела курса, рас­
смотренного на лекции. На семинарах могут рассматриваться темы, не изучавшиеся на лекциях. Формулировки могут быть такие же, как и в предыдущем пункте. Но, например, те­ма «Внимание» может не изучаться на лекции, а обсуждаться на занятии на ос­нове письменных источников. В этом случае занятие будет направлено на
расширение знаний за счет учебника и первоисточников. Темы семинарского занятия могут представлять собой конкретные аспекты со­
ответствующего раздела, например «Индивидуальные особенности памяти и
приемы успешного запоминания». В данном случае занятие будет направлено на углубление знаний соответствующего раздела.

Важнейшим аспектом подготовки преподавателя к семинару является про­думывание и постановка вопросов для обсуждения. От количества и типа во­просов, которые будут поставлены для рассмотрения на занятии, зависит его ход.

Подготовка студентов к семинарскому занятию заключается в поиске лите­ратуры, ее чтении и конспектировании. Степень самостоятельности студентов в поиске литературы по вопросам семинара определяется тем, насколько конкретно преподаватель сформулировал задание.

Чтение студентами учебных пособий и первоисточников при подготовке к се­минарам представляет собой важную учебную задачу.

Эффективное чтение — это всегда поиск ответа на вопросы, отбор не­обходимой для этого информации.

Проведение семинарского занятия репродуктивного типа довольно традиционно в своей последовательности. Преподаватель отмечает присутствующих il занятии студентов, спрашивает их о подготовленности к занятию и трудностях с которыми они столкнулись в процессе подготовки. Далее формулируются ос­новные вопросы занятия, и студентам дается возможность устно раскрыть их со­держание. При этом преподаватель может попросить определенных студентов раскрыть заданные вопросы или же спрашивать желающих. После выслушивания развернутого ответа на вопрос преподаватель предоставляет другим студентам возможность дополнить, исправить, прокомментировать ответ, высказать собственное мнение.

Проведение семинара творческого типа менее традиционно при обучении психологии. На творческих занятиях возможны разные формы организации учеб­ных ситуаций, активности студентов и взаимодействия преподавателя и студентов

Студентам ставятся вопросы, активизирующие их мыслительную активность, предлагаются задания, ответы на которые в явном виде не представлены в источниках. Это вопросы следующего типа: Сравните...;Найдите отличие...; Найдите сходство...;Проанализируйте...;Найдите связь...;Докажите достоинства и недостатки определенной позиции. Такая форма проведения семинарского занятия способствует раз­витию критического мышления студентов.

Виды семинаров:

ü сем–конференция, где студенты выступают с докладами, которые сдесь же и обсуждаются всеми участниками под руков-вом преподавателя. Это самая распространенная форма семинара. Сем – дискуссия, проблемный семинар. Упор делается на инициативе студентов в поиске материалов к сем. и активности их в ходе дискуссии. Важно, чтобы источники инфом-и были разнообразными, представляли различ. т. зр. на проблему, а дискуссия всегда направлялась преп-лем.

ü Вопрос-ответная форма используется для обобщения пройденного материала. Процедура такова: преп-ль задает аудитории вопросы, отвечают желающие, а преп-ль комментирует.

ü Развернутая беседа на основе плана – используется при освоении трудного матер-ла. В ходе беседы предоставляется право студ-там высказать свое мнение, выступить с сообщением, но в рамках принятого плана.

ü Обсуждение кинофильмов, опытов, экспериментов, оформление текстового матер-ла в схемы, таблицы и т.д.

ü Учебно-ролевые игры.

Возможности семинара значительно выше, чем лекции, т.к. на семинаре:

а) Происходит снятие психол. барьера у студ-тов (стеснит-ть, неловкость, неуверенность при непосредственном общении с преп-лем); б)

В-33. Сам-ая работа студентов по психологии; организация сам-ой работы учащихся

1. Умение студента самостоятельно работать с литературой

Научить студента самостоятельно учиться — одна из важных задач методики преподавания психологии.

Если цель изучения психологии — научиться понимать чело века и правильно взаимодействовать с ним, кем бы он ни был, тогда знание теоретических («книжных ») положений не является конечной целью обучения будущего специалиста в вузе, а лишь средством ее достижения. Истинная цель — умение разбираться в психологии реальных людей.

К студенту благодаря развивающему обучению приходит умение теоретически мыслить, вернее, должно прийти. И чтобы это умение реально сформировалось, нужно соответствующим образом строить самостоятельную учебную деятельность студента, исключив заучивание, механическое запоминание (зубрежку) учебного материала из книг.

Сказанное означает, что при чтении литературы, при прослушивании лекции студенту следует постоянно мысленно соотносить полученную научную информацию с реальным поведением людей, с собственными мыслями, чувствами, переживаниями, критически их анализируя и оценивая с новых, уже не житейских, а научных позиций. Это и будет означать, что на изучаемом материале развивается мышление студента, которое позволяет ему лучше учиться дальше, не заучивая теорию, а анализируя с ее помощью жизненных фактов. Только так может быть усвоена психология как наука, как, впрочем, и любая другая наука. Однако в отличие от многих других наук у психологии есть преимущество: область практического приложения научных знаний, фактический материал — люди — находится «под рукой».

Задачами преподавателя, решение которых поможет студенту достичь означенной цели, являются следующие:1. Сформировать у студента соответствующую мотивацию к глубокому изучению науки. Прежде всего он должен решить: «Для чего мне понадобится психология, ради чего я ее буду изучать?»В этом студенту поможет первая же лекция, раскрывающая предмет и задачи психологии как науки. Она должна заинтересовать тем, что имеет для него жизненно важный смысл. При дальнейшем изучении предмета будет углубляться понимание необходимости изучения этой науки, которое превратится в интерес к психологии. Это и будет означать, что сформировался реально действующий мотив учебной деятельности — познавательный интерес, основанный на осознании личностного смысла овладения научными психологическими знаниями.2. Надо предупредить студентов, что для усвоения знаний, получаемых из лекций и книг, необходимо постоянно мысленно проецировать их на жизненные психологические явления (психические процессы и состояния, действия и поступки людей и себя самого), стремясь объяснять их на основании психологических знаний. В решении этой задачи помогут примеры, анализируемые преподавателем на лекциях, приводимые в литературе, а также практические задания (психологические учебные задачи), предлагаемые на занятиях-практикумах, обсуждаемые на семинарах или составляющие содержание письменных контрольных работ по психологическим дисциплинам. 3. Постоянным руководством к действию для студента при самостоятельном изучении литературы должен стать девиз: все выводы, получаемые при психологическом анализе (исследовании) жизненных фактов, обязательно записывать. Это будет показателем его подлинной самостоятельности в овладении наукой. При обучении в вузе все зависит от правильной организации студентом своей самостоятельной учебы в межсессионный период. Для того чтобы самостоятельная учеба не превращалась в беспорядочное чтение, не приобретала характер очередной временной кампании (студент полгода-год отдыхает, а перед сессией штурмует учебники) необходимо помочь ему превратить работу в постоянно действующую систему.

Комплексный подход к самостоятельной работе. Как студенту его реализовать?Главное состоит в том, чтобы студент при чтении учебника и другой литературы опирался на информацию, полученную на лекциях. Так идет процесс усвоения, т.е. знания, находившиеся прежде вне сознания обучаемого, становятся личным его достоянием. Знание научной литературы только тогда может считаться усвоенным, когда студент не просто понял и запомнил, но и научился пользоваться полученным знанием для практических аналитических действий по изучению психологии реальных людей.

Методы и приемы самостоятельной работы

Для рассмотрения этих методов мысленно разложим систему самостоятельной работы на составляющие ее структурные элементы: чтение конспекта лекций; чтение, комментирование и конспектирование учебной и научной литературы; выполнение контрольной работы; подготовка к экзаменам (зачетам).

Чтение конспекта лекций имеет несколько целей:1. вспомнить, о чем говорилось на лекциях; 2.— дополнить конспект некоторыми мыслями и примерами из жизни, подкрепляющими и углубляющими понимание студентом ранее услышанного в лекциях; 3. — прочитать по учебнику то, что в краткой лекции подробно не могло быть раскрыто, но в то же время подчеркивались какие-то особенности и нюансы, на которые студенту надо будет обратить особое внимание при чтении литературы.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.124.56 (0.034 с.)