По характеру познавательной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По характеру познавательной деятельности



· Объяснительно-иллюстративный

 - знания предлаг. в готовом виде.

 - учитель организует различные способы восприятия этих знаний

 - учащиеся осуществляют осмысление знаний и фиксируют их в памяти

· Репродуктивный

 - знания предлаг. в готовом виде.

 - педагог сообщает и объясняет знания

 - учащиеся осуществляют осмысление знаний и фиксируют их в памяти

Средства обучения – совокупность материальных объектов, обладающих дидактическими функциями:

· Изложение и объяснение материала

· Закрепление и проверка материала

· Стимулирование и мотивация д-ти учащихся

Средства обучения - это все, что способствует улучшению качества обучения. К ним относятся пособия на печатной основе, методические пособия; учебное и лабораторное оборудование; технические средства обучения: - экранно-звуковые (фильмы, видеослайды, диски, диафильмы) - аппаратура для демонстрации экранно-зв. Средств; компьютерные классы; макеты, муляжи; действующие модели машин и механизмов; образцы горных пород;объекты растительного и жив. мира

Все методы, формы и средства обучения избираются в соот­ветствии со спецификой учебного предмета и отдельной темы.

 

В-20. МПП как наука и как учебный предмет: предмет МПП.

Психологические знания проникают в различные области жизни и деят-ти человека: гос. и силовые структуры, производство, политику, бизнес, здравоохр-е и образование. Однако, современ. общество еще не готово серьезно воспринимать эти знания и тем более активно способствовать их применению в жизни и проф. деят-ти людей. поэтому одной из центральных проблем практической психологии явл. проблема обеспечения психол. грамотности всего населения. Для достижения этой цели необходимы квалифициров. псих-ги с хорошей методической подготовкой. В тоже время наблюд-ся определенная слабость в подготовки таких специалистов: разрыв теории и практики, опора на память, слабая методическая подготовка, устаревшие методы преподавания фундаментальных псих-ких дисциплин.

Современное психол. образование нуждается в разработке новых активных форм и методов обучения психологии. МПП как учебный предмет и как научная дисциплина еще недостаточно изучена, несмотря на то, что интерес к этой дисциплине проявляли многие видные психологи (Люблинская А.А., Теплов Б.М. и др.).у современных же психологов этот интерес лишь начинает пробуждаться (Бадмаев Б.Ц., Ляудис В.Я., Попова М.В. и др.), и вопрос о методическом обеспечении преподавания психологии остается актуальным.

                  Наука определяется, во-первых, как деятельность по производству знаний и, во-вторых, как форма систематизации знаний.

Учебный предмет определяется, во-первых, как система знаний и, во-вторых, как система видов учебно-познавательной деятельности по усвоению этих знаний (Гинецинский).

Учебный предмет, по определению В. И. Гинецинского, представляет собой «дидактически систематизированное изложение основ соответствующей научной дисциплины»

Традиционное понятие учебного предмета восходит к средневековым универ­ситетам. Оно связано с условиями развития университетской науки того времени, которая была ориентирована на преподавание и сращена с этим процессом. Науч­ные и учебные дисциплины отождествлялись друг с другом. Содержание учебно­го предмета сводилось к содержанию учебника, т. е. к монографической форме из­ложения знания. Учебный предмет воспроизводил все существенные характери­стики дисциплинарного знания, он выполнял систематизирующую и структури­рующую функции.

Психология как наука также пережила аналогичный период развития, однако несколько позже — в период ее становле­ния в XIX в. и в первой половине XX в. Первыми книгами по психологии были учебники и учебные пособия. Психология как наука и психология как учебный предмет не различались.

В Новое время начался процесс разведения понятий научной и учебной дисци­плины. Учебный предмет все в большей степени рассматривался как система раз­нообразных видов учебно-познавательной деятельности с учетом качественных особенностей субъектов, ее осуществляющих, и условий, в которых она реализу­ется.

В преподавании психологии есть свои особенности и трудности, которые относятся как к специфике психол. знания, так и к особенностям его усвоения. Немаловажное значение имеет и отношение студентов-психологов к дисциплине. Они далеко не всегда осознают необходимость изучения методических знаний (считают достаточным знание самой науки), не понимают специфики методического мышления и необходимости специального их формирования.

При определении структуры и содержания учебных дисциплин возникают следующие вопросы:

-Должен ли учебный предмет быть точной копией соответствующей отрасли
науки?

-В чем специфика психологии как учебного предмета в отличие от психологии
как науки?

-В какой мере и каким образом в учебных программах по психологии должен
отражаться накопленный фонд психологических знаний?

-Каковы принципы и критерии отбора знаний и умений для включения в учеб­ную программу?

Таким образом, научная дисциплина - это система знаний, ориентированная на исследователей, а учебная дисциплина - это система знаний, ориентированная на обучающихся.

В связи с этим важно отметить, что структура научных и учебных дисциплин может совпадать, а может и не совпадать.

Учебная дисциплина может быть прямым дидактическим отражением соот­ветствующей отрасли научного знания.

Учебная дисциплина может быть отражением научных знаний об определен­ном предмете, накопленных в разных науках. Например, учебный курс «Семьеведение» отражает не отдельную науку (поскольку науки о семье не существует), Учебная дисциплина включает в себя два компонента:

1) систему знаний;2)систему учебно-познавательной деятельности, направленной на их усвоение.

При разработке обоих компонентов учебной дисциплины учитываются сле­дующие факторы:

1) сложившаяся система знаний в рамках соответствующей научной дисциплины; 2)приверженность преподавателя определенной научной и методологической
концепции; 3)уровень, тип и цели образовательной программы; 4)интересы обучающихся; 5)знания и способности обучающихся; 6)формы и функции активности обучающихся; 7)существующий фонд дидактических материалов.

                   Таким образом, структура учебной псих-ой дисциплины определяет­ся этими факторами. Рассмотрим их подробнее: 1. Степень систематизации соответствующей области психологического зна­ния. Чем более систематизированы знания, тем в большей степени научная дисциплина может претендовать на то, чтобы стать учебной дисциплиной и быть включенной в учебные планы. 2. Методологическая позиция, интересы, точка зрения преподавателя. 3. Уровень, тип и цели образовательной программы, в рамках которой преподается психология.4. Интерес учащихся и студентов к определенным темам, проблемам, фактам и понятиям, обусловленный их возрастом, уровнем развития, инд-но-псих-ми особенностями.5. Знания и способности учащихся и студентов. -Преподаватель должен строить учебную дисциплину в зависимости от имеющихся у учащихся и студентов знаний в данной области и по данной проблематике.6. Функции, которые выполняют разные виды и формы активности учащихся в процессе усвоения определенных психологических знаний и умений. Усвоение учебной дисциплины может быть более или менее успешным в зависимости от того, изучается ли она в форме лекций, семинарских, практических занятий, или же в рамках самостоятельной работы, в виде индивидуальной, групповой или фронтальной активности.

7.Существующий фонд дидактических материалов. Степень дидактической разработанности учебной дисциплины может быть разной.

Предметом МПП явл. – методы, формы и средства обучения психологии, а объектом – их специфика и особенности.

Методы обучения: - это система последовательных взаимосвязанных действий преподавателя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. Он характ-ся тремя признаками: целями обучения, сп-бами усвоения содержания обучения и характером взаимодействия субъектов обучения (преп-ля и уч-ся). Эффективность метода зависит не только от этих особенностей, но и от специфики учебного предмета и методов самой науки.

Среди методов обучения психологии можно выделить:

ü Традиционные (мет. организации и осуществления учебно-познавательной деят-ти: словесные, наглядные, практические), мет. стимулир-я и мотивации учения (познават. игры, учебные дискуссии, проблемные вопросы), мет. контроля и самоконтроля в обучении (опросы, зачеты, экзамены...). Оно основано на преобладании репродуктивной деят-ти уч-ся, на достижении ими четко сформированных эталонов усвоения;

ü Нетрадиционные(активные) – мет. программированного, проблемного и интерактивного (коммуникативного) обучения (В.Я. Ляудис), метод учеб. дискуссий, игровой, задачный и др. эти методы исходят из самостоятельной ценности поисковой деят-ти, ставят пед-га в позицию партнера, предполагают личностную включенность всех участников обучения. Они дают студентам-психологам не только творчески усваивать базовые знания, но и овладевать этими знаниями сразу в контексте своей профессии.

Цели и задачи курса МПП:

Обучение психологии направлено на овладение способами познания личности и поведения других людей; формирование способности человека преобразовывать себя. Целью курса явл. повышение качества преподавания психологии в различных сферах деят-ти психолога.

Задачи курса: 1) дать студентам-психологам знания о специфике преподавания психологии; 2) сформировать у них навыки и умения управления пед. процессом; 3) способствовать развитию у студ-тов пед. спос-тей; 4) развивать потр-ть в посветительской д-ти и умение эффективно организовывать ее; 5) помочь студ-там в овладении приемами проф. самообразования и самовоспит-я; 6) спос-вать познанию и развитию личности студ-тов в контексте выбранной ими

 

 

В-26. Учебный план и учебная программа. Типы построения учебных программ.

На основе ГОСТов высшего профес-го образ-ияуниверсите, академия или институт самост-но разрабатывает учебные планы по основным образ-ым программам.

Учебный план включает в себя: 1) перечень учебных дисц-ин, изучаемых поданной программе; 2) распред-ие по семетрам и после-ть их изучения. 3) трудоемкость их изуч-ия; 4) формы учебных занятий (лекции, семинары, практ-ие зан-я, самост-ая раб.); 5) виды промежуточной и итоговой аттесатции (экзамен, зачёт, реферат, курсовая или ВКР)

Обратимся к традиц-му содер-ию учебного плана и к тому, какую пользу из этой инф-ции м. извлечь для себя препод-ль психологии: 1) перечень учебных дисц-ин. В учебных планах обучения по спец-сти «Псих-ия» псих-ие дисц-ны составляют около 2/3 из всего перечня изучаемых предметов.2) опред-ся, в каком семестре(-ах) изучается опред-ая учебная дисц-на. 3) трудоемкость образ-ых программ, а также изу-ия каждой учебной дисц-ны обычно измеряется в академ-их часах. 4) уч.план определяет формы учебных занятий по учебной дисц-не: лекции, семинары, практ-ие зан-я, сам-ая раб. виды курсовых работ и практик 5) в учебном плане опред-ся виды промеж-ой и итоговой атт-ции (экзамен или зачёт, реферат, курсовая и ВКР)

На основе учебного плана и гос. образоват. стандарта преподаватель составляет учебную программу и тематический план изучения дисциплины.

Прежде чем приступить к составлению учебной программы курса, следует выяснить: цели и необходимость курса, особен­ности аудитории, возможности реализации (место, время, состав преподавателей и др.).

Учебная программа обычно содержит:

· Наименование учеб. дисциплины, категорию студентов, для которой она предназначена, инф-ю о том, кем и когда подготовлена;

· Пояснительную записку, в которой описываются значимость дисциплины в рамках образовательной программы, предмета, требования к знаниям и умениям студентов, формы и методы контроля и оценки знаний;

· Краткое описание содержания изучаемых тем;

· Список литературы, на который опирается преподаватель при раскрытии содержания курса.

Программа теоретического курса может сопровождаться практикумом (если он не предполагается как самостоятельный курс). В этом случае практикум планируется к каждой теме. Это могут быть психотехнические игры, упражнения, тренинги, практикум по диагностике и т.д.

В программе к каждой теме подбирается литература. В некоторых случаях (в психологических программах для школьников) полезно курс разработать более детально, вплоть до содержания каждого занятия (М.А. Подвойская, 1993).

Программа может сопровождаться краткими методическими советами с указанием целесообразных форм подачи материала, типичных ошибок.

В приложение можно включить: список тем для самостоятельной работы; вопросы для самоконтроля; задания для индивидуальных исследований; полный список рекомендованной литературы (жела­тельно с краткими аннотациями источников). Оформление программы: титульный лист;

объяснительная записка (предназначение программы, специфика, особенности и пр.); учебно-тематический план (см. ниже);

содержание. 1. Раздел..............

Тема 1........................................

Тема 2........................................

Список литературы,

Приложение

Уч. программа явл., с одной стороны, официальным документом, хранящимся на кафедре и свидет-щим о том, насколько в преподаваемой дисциплине отражаются требования гос. образоват. стандарта, а с др. стороны, рабочим документом, на основе которого преп-ль строит учеб. процесс.

При разработке учеб. планов и программ преп-ия психологии возникает сложная проблема в отборе содержания, которое будет изучаться на разных ступенях обучения. Существует три сп-ба построения учеб. программ: линейный, концентрический, спиралевидный.

Сущность линейного сп-ба закл. в том, что отдельные части (порции) учеб. матер-ла образуют непрерывную послед-ть связанных м/у собой звеньев. Каждая часть изучается как правило, только один раз, причем новое содержание выстраивается на основе уже известного и в тесной связи с ним.

Достоинство сп-ба заключ. в его экономичности во времени, поскольку исключает дублирование матер-ла. Этот сп-б обычно примен-ся в преподавании психологии в вузовских образовательных программах. Недостатком же явл. то, что на разных ступенях обучения студенты и учащиеся не всегда способны усвоить определенные сложные явления.

Концентрический способ позволяет несколько раз изучать один и тот же материал (вопрос) с постепенным усложнением, расширением содержания образования за счет новых компонентов, более детальнам и глубоким рассмотрением деталей и зависимостей. В преподавании психологии в наст. время преобладает именно такой тип программ: и в средних и в высших учеб. заведениях студ-тов и уч-ся обучают одному и тому же материалу, но с разной степенью сложности.

При спиральном сп-бе расположения учеб. матер-ла сочетает в себе последовательность и цикличность его изучения. Особенность его в том, что учащиеся (студ-ты) не выпускают из поля зрения исходную проблему и в тоже время постоянно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний.

 

В-27. Система средств обучения при изучении психологии.

Познавательная деят-ть человека в своей основе всегда опирается на целостные психические образы: образы восприятий, представлений, воображения и мышления. Поэтому в бучении использ. различ. ср-ва наглядности. Психол-кий принцип наглядности сформулированный А.Н. Леонтьевым, гласит: предмет нагляден если совпадают две деятельности: д-ть уч-ся с нагляд. матер-лом и деят-ть которая составляет суть процесса обучения.

По способам отображения объекта наглядные ср-ва в психологии (Гамезо, Салмина) делятся на натуральные, изобразительные и знаковые.

В силу абстрактности предмета психол. науки натуральные ср-ва в преподавании психологии не употребляются.

К изобразительным наглядным ср-вам относятся: фотографии, репродукции картин художников, плакаты.

Фото. Можно использовать фото известных психологов, желательно с краткой биографией на них. Целесообразно использовать фото при изучении эмоций. Сложность заключается в том, что набора необходимых фо­тографий как методического пособия не существует и препода­вателю приходится создавать свой индивидуальный банк таких фотографий, что представляет определенную трудность.

Репродукции картин художников можно использовать для демонстрации отдельных свойств личности, проявления темперамента, эмоций и т.п. картины художников различного жанра дают возможность уч-ся своеобразие и многообразие художественного воображения человека.

Плакаты. Эти ср-ва предназначены для непосредственной демонстрации учеб. матер-ла в аудитории, если он явл. опорой для объяснения преп-ля. Н-р, вместо того, чтобы рисовать на доске схему рефлекторной дуги можно использовать готовый плакат.

К знаково-символическим ср-вам наглядности относят отдельные символы, знаки, графики, схемы, таблицы, знаковые модели.

Знаковые модели. Модель (по. В. Штоффу) – это матер-ая или мысленно представляемая система, которая, отражая объект, способна замещать его так, что ее изучение дает новую инф-ю об этом объекте. В учебном процессе опора на модели объекта облегчает понимание, обеспечивает связи м/у научной теорией и матер-ой действительностью, способствует запечатлению изучаемого матер-ла в памяти.

К числу таких моделей, кот. широко исполь-ся в препод. психологии, можно отнести: топографическую модель личности З. Фрейда,

модель стр-ры личности К. Юнга, ролевая модель Э.Берна и др.

Дидактические ф-ции графических моделей могут со всей полнотой проявляться лишь в том случае, если их демонстрация сопровождается словесным раскрытием содержания матер-ла.

Таблицы. Чаще всего таблицы создаются при необходимости обобщить большой по объему матер-л, выделить существенное и зафиксировать его.

Технические средства обучения - это предметы, созданные человеком и опосредующие его деятельность, в том числе и

учебную.

По дидактическим функциям технические средства обучения

можно разделить на две группы:

1) информационные и

2) контролирующие.

Информационные служат для введения учебной информа­ции, ее адекватной и доступной презентации. Такие средства обеспечивают необходимую связь вербального и образного мышления и более глубокое усвоение учебного материала, осо­бенно, когда реальная демонстрация изучаемых объектов не­возможна.

К таким средствам можно отнести: а) видеоаппаратуру (телевизор, кинокамеру, видеомагнито­фон и др.). б)аудиоаппаратуру (магнитофоны). Их можно использо­вать для демонстрации слуховых ощущений и восприятий, по­рогов слуховой чувствительность в курсе общей психологии и др.

в) проекционную аппаратуру, которую обычно используют для проецирования на экран различных печатных материалов. Контролирующие устройства представляют собой обучаю­щие машины для программированого обучения, тренажеры для подготовки к зачетам и экзаменам, а также устройства для диаг­ностики познавательных процессов и свойств личности (это компьютерные диагностические методики).

 

В-30. Лекция как форма преподавания психологии. Виды лекций

Основные функции лекции. В вузовском обучении лекция явл. основной формой учеб. занятий. Такое значение лекции в вузе придается потому, что в условиях вузовского демократизма обучения, когда студент приобретает знания главным образом в творческом поиске, лекция помогает ему выбрать правильный, наиболее рациональный путь в своей самостоятельной учебе. Отсюда вытекают ее функции:

Информационная – лек. информирует студента о достижениях науки, об осн. положениях учеб. дисциплины, раскрывает особенности каждой конкретной темы или знакомит с отдельной проблемой, решенной в науке или решаемой сейчас.

Ориентирующая – лек. ориентирует в науч. лит-ре, с показом генезиса теорий, идей: когда и какими учеными они были разработаны, какими объективными потребностями жизни они обусловлены и в каком литературном источнике об этом можно прочитать. Список рекомендуемой лектором литературы тоже относится к ориентирующей ф-ции лек.

Разъясняющая, объясняющая – прежде всего относится к основным научным понятиям, составляющим стержень излагаемой темы. При этом необходимо добиваться адекватного понимания студентами научного содержания понятий – это формирование понятия в сознании студента.

Убеждающая. Она осуществляется прежде всего через доказательность утверждений лектора. Студенты верят сказанному, но это еще не значит, что они убеждаются. Чтобы доказать, что дело обстоит именно так, и объяснить почему. Провозглашение даже самых очевидных истин с подчеркиванием их нужности, важности запоминается или берется студентами на веру из уст авторитетного для них человека – лектора, специалиста в данной науке.

Увлекающая, воодушевляющая – лек. д/б интересной и увлекательной. Самое ценное чем может увлечь и заинтересовать лек., - это глубина мысли, раскрывающие тайны науч. идей, которые до сего времени были слушателям неизвестны.

Чтобы быть интересной, лек. должна отвечать нескольким психол-ким условиям.

1 условие – осознание студентом личностного смысла в приобретении знаний в данной области науки. Этот момент наступает тогда, когда он понял полезность преподносимых лектором знаний лично для себя.

2 условие – осознание аудиторией новизны излагаемого материала, однако такой, которая сразу связывается в сознании.

Рассмотрим методические аспекты подготовки и проведения этого вида занятий.

Темы лекций определяются в соответствии с рабочей программой и тематиче­ским планом занятий, хотя они могут несколько изменяться по ходу курса. Поэтому в начале каждой лекции преподаватель связывает ее тему с темой преды­дущей лекции, а также с содержанием всего курса. Завершение лекции должно со­держать «мостик» к последующей лекции.

Подбор и структурирование материала лекции — важнейшая часть ее подго­товки. План лекции должен соответствовать содержанию соответствующего раз­дела рабочей программы и раскрывать его. В то же время детальность и глубина в раскрытии каждого пункта может быть разной. Содержание лекции должно быть согласовано с временными рамками учебного времени.

Каждый из основных пунктов плана целесообразно разделить на несколько подпунктов, связав их в логическую последовательность. Это совершенствует структуру лекции и способствует системному восприятию, осмыслению и запо­минанию материала студентами. При структурировании материала полезно учи­тывать психологические закономерности памяти и мышления.

Написание конспекта (или подробного плана) занятия очень полезно для лек­тора при подготовке лекции.

Некоторые преподаватели стараются подготовить полный текст того, что они собираются сказать. Причиной такого метода подготовки обычно является страх. Другой причиной составления подробного конспекта является стремление к точ­ности, желание быть уверенным в правильности излагаемого материала. Это стремление акцентирует внимание «на словах».

Наиболее полезный конспект — это расширенный план, который построен иерархически, с указанием основных пунктов. тем, фактического материала, зако­номерностей понятий. План расширяется за счет определений, схем, диаграмм, графиков и фраз, которые резюмируют основные идеи лекции.

Особенно важно заранее подготовить и отразить в конспекте примеры, которые будут приводиться на лекции.

Начало и конец лекции очень важны во многих отношениях.

Перед началом изложения нового материала полезно дать краткий план лек­ции, показать, как новый материал связан с другими темами, акцентировать вни­мание на наиболее важных его аспектах. Постановка интригующего вопроса или описание яркого примера привлекут внимание студентов.

В конце лекции, когда основная часть материала уже изложена, полезно кратко повторить основные моменты. Это может быть изложение ключевых идей заня­тия, постановка студентам нескольких вопросов по его содержанию или же отве­ты на их вопросы. В завершение занятия преподаватель может сказать несколько слов о теме следующей лекции. К сожалению, на это у преподавателя часто не хва­тает времени.

Организация материала — основная задача лектора. Преподаватель может по­мочь студентам увидеть общую картину содержания курса, постоянно связывая изучаемую тему с общим взглядом на учебную дисциплину.

Оценить то, насколько глубоко студенты поняли изложенный материал, можно путем зрительного контакта пре­подавателя со студентами.

Самые активные и смелые студенты могут задать вопрос, когда они что-либо не понимают.

Периодически (каждые 20-30 минут) у них возникают колебания (кри­зисы) внимания, которые проявляются в снижении его уровня. Поэтому препода­ватель должен строить план занятия таким образом, чтобы давать студентам воз­можность переключения внимания

Работа над лекцией складывается из нескольких этапов.

На первом этапе подготовки лекции:формируются цели;определяется место данной конкретной лекции в структуретемы и раздела;выявляется уровень подготовленности студентов;производится отбор теоретического и фактического мате­риала.

На втором этапе подготовки лекции целесообразно заняться определением ее структуры.Лекция, как правило, состо­ит из трех частей: введения, основной части и заключения.

Во введении формулируется тема, цели и составляется план. Оно призвано ввести студентов в курс дела, заинтересовать ау­диторию, сформулировать основные, опорные идеи, связать их с предыдущими и последующими знаниями. Эта часть лекции должна быть краткой и целенаправленной.

В основной части должны быть определены все узловые во­просы, четко и кратко сформулированы все определения и ос­новные теоретические положения. К каждому теоретическому положению следует подобрать обоснования, доказательства и

иллюстрации.

Заключение служит для обобщений и краткой формулиров­ки основных идей лекции. Здесь же можно давать рекомендации

о порядке изучения излагаемой темы, трудностях и способах их преодоления, кратко охарактеризовать рекомендуемую литера-гуру.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.221 (0.056 с.)