В-2. Методы иссл-ия в педпсих-ии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В-2. Методы иссл-ия в педпсих-ии



Педпсих-ия, используя все 3 источника получения данных, располагает осн-ым арсеналом научных ме­тодов, таких как наблюдение, беседа, анкет-ие, эксп-нт, анализ продуктов деят-ти (творчества), тестир-ие, социометрия и др. В зависимос­ти от уровня научного познания-теор-ого или эмпир-ого — методы опред-ся как теор-ие или эмпи­р-ие. В пед-псих-ии испо-тся преиму­щественно эмпир-ие методы. Набл-ие- осн-ой, наиболее распр-ный в пе­д-психологии (и в педпрактике в целом) эмпир-ий метод целенапр-ого систематического изу­чения человека. Наблюдаемый не знает о том, что он является объектом наблюдения, которое может быть сплошным или вы­борочным, — с фиксацией, например, всего хода урока или по­ведения только одного или нескольких учеников. На основе на­блюдения может быть дана экспертная оценка. Результаты на­блюдения заносятся в спец-ые протоколы, где отмечается фамилия наблюдаемого (наблюдаемых), дата, время и цель. Протокольные данные подвергаются кач-ой и колич-ой обработке. Самонабл-ие -метод наблюдения человека за самим со­бой на основе рефлек-ого мышл-ия (объектом самонаблюдения могут быть цели, мотивы поведения, результаты деятель­ности). Этот метод лежит в основе самоотчетов. Он характери­зуется достаточной субъективностью, используется чаще всего как дополнительный (на рубеже XIX—XX вв. самонабл-ие было основой интроспективной психологии).

Беседа- широко распр-ый в педпси­хологии (и в педпрактике) эмпир-кий метод по­лучения сведений (информации) о ч-ке в общении с ним, в ре­зультате его ответов на целенапр-ые вопросы. Ведущий бе­седу не сообщает о ее цели тому, кто изучается. Ответы фикси­руются либо магнитофонной записью, либо скорописью, стено­графированием (по возможности не привлекающими внимания беседующего). Беседа может быть как самост-ым методом изучения человека, так и вспомог-ым, например предваря­ющим эксперимент, терапию и т.д. Интервью как специфическая форма беседы может исп-ся для получ-ия сведений не только о самом интервью­ируемом, который знает об этом, но и о других людях, событи­ях и т.д.В ходе беседы, интервью может быть дана экспертная оцен­ка. Анкетирование — эмпирический соц-но-псих-ий метод получения информации на основании ответов на спе­циально подгот-ые и соотв-ие основной задаче иссл-ния вопросы. Подготовка анкеты — ответственное, требующее профессионализма дело. При составлении анкеты учитываются: 1) содержание вопросов, 2) их форма — открытые и закрытые, на последние следует ответ «да» или «нет», 3) их формулировка (ясность, без подсказки ответа и т.д.), 4) количе­ство и порядок следования вопросов. В педагогической практи­ке на анкетирование отводится не более 30—40 мин. Порядок сле­дования вопросов чаще всего определяется методом случайных чисел Анкетирование может быть устным, письменным, индивиду­альным, групповым, но в любом случае оно должно отвечать двум требованиям — репрезентативности и однородности выборки. Ма­териал анкет-ия подвергается кол-ой и кач-ой обработке. Эксперимент — центр-ый эмпир-ий метод научно­го иссл-ия, получивший широкое распр-ние в педпсихологии. Различают лабораторный (в спец-ых усл-ях, с аппаратурой и т.д.) и ест-ый эксперимент, проводимый в обычных условиях обучения, жизни, труда, но со специальной их организацией, влияние которой и изучается. Од­ной из наиболее эффективных и распр-ных в последние 10-летия (особенно в отеч-ой педпсихоло­гии) форм ест-ого экс-та является формир-ий экс-нт. В его ходе изучаются изменения в уровне знаний, умений, отношений, ценностей, в уровне психического и лично­стного развития обучающихся под целенапр-ым обучающим и воспит-им воздействием.

Анализ продуктов деят-ти (творчества) — метод опосредствованного эмпир-ого изучения человека через распредмечивание, анализ, интерпретацию матер-ых и иде­альных (тексты, музыка, живопись и т.д.) продуктов его дея­тельности. Этот метод широко (и часто интуитивно) использу­ется в педпрактике в форме анализа ученических изложений, сочинений, конспектов, комментариев, выступлений, рисунков и т.д. Однако в ходе научного иссл-ия метод ана­лиза продуктов деят-сти (творчества) предполагает опред-ую цель, гипотезу и способы анализа каждого специфиче­ского продукта (например, текста, рисунка, муз-ого про­из-ия). Тестир-ие в строгом смысле слова есть психодиаг-ая процедура, и «...пользователь психодиагн-­ми методиками берет на себя ряд обязательств, вытекающих из морально-этического кодекса психолога» Наибо­лее полно и систематизировано тесты описаны в труде А. Анастази «Психологическое тестирование» [9]. В предисловии к этой работе отмечены некоторые существенные для общего по­нимания проблемы диагностирования вообще и тестовой диа­гностики, в частности, положения которой мы изложим в оп­ределенной последовательности.

Использ-ие тестирования и педагогической психологии — ответственное, этическое, высо­копрофессиональное дело, которое требует специальной подготов­ки и соответствия человека требованиям этического кодекса психолога-диагноста.

Еще одним важным методом исследования в педпсих-ии является социометрия — эмпирический метод изу­чения внутригрупповых межлич-ых связей, разраб-ый Я. Морено. Этот метод, использующий ответы на вопросы предпочитаемого выбора членов группы, позволяет определить ее спло­ч-ть, лидера группы и т.д.

Все методы исследования могут быть сгруппированы по следующим основаниям.

Уровень научного познания — теор-ий или эмпири­ческий. Соотв-но м.б. выделены методы теор-го иссл-ия (аппроксимация, аксиоматизация, экстрапо­ляция, моделирование и др.) и методы эмпир-ого иссл-ия (набл, беседа, эксп-нт, тест и т.д.).

Характер действий исследователя-педагога с объек­том. Это может быть: а) изучение объекта (все перечисление методы теоретического и эмпирического исследования); б) об­работка полученных данных (качественная и количественная, где выделяются методы корреляционного, факторного, кластер­ного анализа и т.д.), разные уровни математико-статистичес-кой обработки в) методы презентации, представления полученных данных: таблицы, графики, схемы, гистограммы

Цель и продол-сть иссл-ия: а) получить данные об актуальном состоянии объекта, процесса, явления или б) проследить динамику их изменения во времени. На этой основе выделяют­ся два метода — метод поперечных срезов и лонгитюдный ме­тод (длинник). Первым методом преподаватель на основе боль­шого количества материала может получить, например, общую харак-ку обучения, ее зависимость от среднего, «нормы» и отклонения от нее, кривые распределения обучаемых по раз­ным основаниям (например, возрасту, успешности обучения и т.д.). Лонгитюдный метод позволяет проследить эволюцию явления, его становление и формирование.

3) обработка данных, т.е. методы колич-ого (математико-стат-ие) и кач-го анализа;

4) интерпрет-ые методы, включающие генетический и структурный методы.

Т.О.,педнаука как сам-ая отрасль психол-го знания характ-ся спецификой своего предмета, задач, имеет соответствующую этой специфике, разветвленную структуру организации.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.163.14.144 (0.028 с.)