Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В-2. Методы иссл-ия в педпсих-ии
Педпсих-ия, используя все 3 источника получения данных, располагает осн-ым арсеналом научных методов, таких как наблюдение, беседа, анкет-ие, эксп-нт, анализ продуктов деят-ти (творчества), тестир-ие, социометрия и др. В зависимости от уровня научного познания-теор-ого или эмпир-ого — методы опред-ся как теор-ие или эмпир-ие. В пед-псих-ии испо-тся преимущественно эмпир-ие методы. Набл-ие- осн-ой, наиболее распр-ный в пед-психологии (и в педпрактике в целом) эмпир-ий метод целенапр-ого систематического изучения человека. Наблюдаемый не знает о том, что он является объектом наблюдения, которое может быть сплошным или выборочным, — с фиксацией, например, всего хода урока или поведения только одного или нескольких учеников. На основе наблюдения может быть дана экспертная оценка. Результаты наблюдения заносятся в спец-ые протоколы, где отмечается фамилия наблюдаемого (наблюдаемых), дата, время и цель. Протокольные данные подвергаются кач-ой и колич-ой обработке. Самонабл-ие -метод наблюдения человека за самим собой на основе рефлек-ого мышл-ия (объектом самонаблюдения могут быть цели, мотивы поведения, результаты деятельности). Этот метод лежит в основе самоотчетов. Он характеризуется достаточной субъективностью, используется чаще всего как дополнительный (на рубеже XIX—XX вв. самонабл-ие было основой интроспективной психологии). Беседа- широко распр-ый в педпсихологии (и в педпрактике) эмпир-кий метод получения сведений (информации) о ч-ке в общении с ним, в результате его ответов на целенапр-ые вопросы. Ведущий беседу не сообщает о ее цели тому, кто изучается. Ответы фиксируются либо магнитофонной записью, либо скорописью, стенографированием (по возможности не привлекающими внимания беседующего). Беседа может быть как самост-ым методом изучения человека, так и вспомог-ым, например предваряющим эксперимент, терапию и т.д. Интервью как специфическая форма беседы может исп-ся для получ-ия сведений не только о самом интервьюируемом, который знает об этом, но и о других людях, событиях и т.д.В ходе беседы, интервью может быть дана экспертная оценка. Анкетирование — эмпирический соц-но-псих-ий метод получения информации на основании ответов на специально подгот-ые и соотв-ие основной задаче иссл-ния вопросы. Подготовка анкеты — ответственное, требующее профессионализма дело. При составлении анкеты учитываются: 1) содержание вопросов, 2) их форма — открытые и закрытые, на последние следует ответ «да» или «нет», 3) их формулировка (ясность, без подсказки ответа и т.д.), 4) количество и порядок следования вопросов. В педагогической практике на анкетирование отводится не более 30—40 мин. Порядок следования вопросов чаще всего определяется методом случайных чисел Анкетирование может быть устным, письменным, индивидуальным, групповым, но в любом случае оно должно отвечать двум требованиям — репрезентативности и однородности выборки. Материал анкет-ия подвергается кол-ой и кач-ой обработке. Эксперимент — центр-ый эмпир-ий метод научного иссл-ия, получивший широкое распр-ние в педпсихологии. Различают лабораторный (в спец-ых усл-ях, с аппаратурой и т.д.) и ест-ый эксперимент, проводимый в обычных условиях обучения, жизни, труда, но со специальной их организацией, влияние которой и изучается. Одной из наиболее эффективных и распр-ных в последние 10-летия (особенно в отеч-ой педпсихологии) форм ест-ого экс-та является формир-ий экс-нт. В его ходе изучаются изменения в уровне знаний, умений, отношений, ценностей, в уровне психического и личностного развития обучающихся под целенапр-ым обучающим и воспит-им воздействием.
Анализ продуктов деят-ти (творчества) — метод опосредствованного эмпир-ого изучения человека через распредмечивание, анализ, интерпретацию матер-ых и идеальных (тексты, музыка, живопись и т.д.) продуктов его деятельности. Этот метод широко (и часто интуитивно) используется в педпрактике в форме анализа ученических изложений, сочинений, конспектов, комментариев, выступлений, рисунков и т.д. Однако в ходе научного иссл-ия метод анализа продуктов деят-сти (творчества) предполагает опред-ую цель, гипотезу и способы анализа каждого специфического продукта (например, текста, рисунка, муз-ого произ-ия). Тестир-ие в строгом смысле слова есть психодиаг-ая процедура, и «...пользователь психодиагн-ми методиками берет на себя ряд обязательств, вытекающих из морально-этического кодекса психолога» Наиболее полно и систематизировано тесты описаны в труде А. Анастази «Психологическое тестирование» [9]. В предисловии к этой работе отмечены некоторые существенные для общего понимания проблемы диагностирования вообще и тестовой диагностики, в частности, положения которой мы изложим в определенной последовательности.
Использ-ие тестирования и педагогической психологии — ответственное, этическое, высокопрофессиональное дело, которое требует специальной подготовки и соответствия человека требованиям этического кодекса психолога-диагноста. Еще одним важным методом исследования в педпсих-ии является социометрия — эмпирический метод изучения внутригрупповых межлич-ых связей, разраб-ый Я. Морено. Этот метод, использующий ответы на вопросы предпочитаемого выбора членов группы, позволяет определить ее сплоч-ть, лидера группы и т.д. Все методы исследования могут быть сгруппированы по следующим основаниям. Уровень научного познания — теор-ий или эмпирический. Соотв-но м.б. выделены методы теор-го иссл-ия (аппроксимация, аксиоматизация, экстраполяция, моделирование и др.) и методы эмпир-ого иссл-ия (набл, беседа, эксп-нт, тест и т.д.). Характер действий исследователя-педагога с объектом. Это может быть: а) изучение объекта (все перечисление методы теоретического и эмпирического исследования); б) обработка полученных данных (качественная и количественная, где выделяются методы корреляционного, факторного, кластерного анализа и т.д.), разные уровни математико-статистичес-кой обработки в) методы презентации, представления полученных данных: таблицы, графики, схемы, гистограммы Цель и продол-сть иссл-ия: а) получить данные об актуальном состоянии объекта, процесса, явления или б) проследить динамику их изменения во времени. На этой основе выделяются два метода — метод поперечных срезов и лонгитюдный метод (длинник). Первым методом преподаватель на основе большого количества материала может получить, например, общую харак-ку обучения, ее зависимость от среднего, «нормы» и отклонения от нее, кривые распределения обучаемых по разным основаниям (например, возрасту, успешности обучения и т.д.). Лонгитюдный метод позволяет проследить эволюцию явления, его становление и формирование. 3) обработка данных, т.е. методы колич-ого (математико-стат-ие) и кач-го анализа; 4) интерпрет-ые методы, включающие генетический и структурный методы. Т.О.,педнаука как сам-ая отрасль психол-го знания характ-ся спецификой своего предмета, задач, имеет соответствующую этой специфике, разветвленную структуру организации.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.163.14.144 (0.028 с.) |