В-25. Принципы обуч-ия псих-ии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В-25. Принципы обуч-ия псих-ии



Принципы обучения — это руководящие идеи в орг-ции учебных занятий, научно обоснованные рек-ции, правила, нормы, регулирующие процесс обучения. Принципы зависят от целей обучения и дидак-ой концепции. В совр-ой дидактике имеются классические принципы, а также принципы, разработанные в последние десятилетия. Их необх-мо исп-ть при выборе методов и приемов обучения психологии.

Принципы преп-ия псих-ии опираются на общедидак-кие принципы обучения. Однако их использ-ние в обучении психологии имеет свою специфику. Поскольку принципы зависят от целей обучения, то некоторые из них актуальны только для опред-ых образ-ых программ (среднего общего, среднего специального, высшего образования), другие же справедливы для всех.1) Принцип научности требует, чтобы изучаемый учебный мат-ал соответствовал совр-ым достиж-ям научной и практ-ой псих-ии, не противоречил объективным научным фактам, теориям, закономерностям. Принцип имеет особое знач-ие для из-ия психологии в силу того, что сущ-ет большое количество околонаучных психол-их книг, написанных на основе знаний житейской психологии или эзотерических знаний. В таких книгах нередко в увлекательной форме излагаются недостоверные или недостаточно доказанные знания. Примером может служить литература по физиогномике. Это учение о связи психологических черт личности с чертами физического облика человека так и не было доказано. Соблюдение принципа научности при обучении психологии означает, что информация, сообщаемая учащимся, должна быть доказательна. 2) Принцип системности предполагает, что учебный материал изуч-ся в опред-й послед-сти и логике, которые дают системное предст-ие об учебной дисциплине. При этом показ-тся взаимосвязь разных психол-ких теорий, понятий и закон-стей друг с другом. Для этого темы учебной программы должны быть структурированы и системат-ны. Изу-ый материал делится на логические разделы и темы, затем устан-тся порядок и методика работы с ними, в каждой теме выделяются содерж-ые центры, главные понятия, идеи, структурируется материал занятия, устанавливаются связи между теориями и фактами. От одной темы к другой, от одного курса к другому д. сохраняться опред-ая преемственность и межпредметная связь. 3) Принцип единства рационального и эмоционального. В соответствии с этим принципом обучение может быть эффективным только в том случае, когда студенты и учащиеся осознают цели обучения, необх-сть изучения данного предмета, его личностную или профес-ую значимость, проявляют осознанный интерес к знаниям. В то же время непосред-ый эмоц-й интерес к психол-им фактам и феноменам — наиболее сильный стимул к изучению психологии. В соответствии с данным принципом неправильно строить преподавание предмета только на убеждении студ-ов в том, что им это нужно и полезно, тем самым, оправдывая скучно проводимые занятия. С другой стороны, неправильно выбирать из курса психологии только интересные темы, которые привлекают непроизвольное внимание.4) Принцип единства предметно-ориентированного и личностно-ориентированного обучения психологии. Псих-ия как учебный предмет имеет большую специфику по сравнению со всеми др. дисциплинами. С одной стороны, это наука, которая имеет свое объективное предметное содержание, так же как др. ест-ые и гуманитарные науки. Поэтому она д. изучаться объективно и беспристрастно. С другой стороны, предмет этой науки личностно значим для каждого студента, учащегося. Поэтому у них возникает потребность отнести получаемые знания к себе, применить их с целью самопознания. Соблюдение принципа единства в этом отношении означает сохранение необх-ого баланса предметно-ориент-ого и личностно-ориен-ого содержания на занятиях по психологии. Принцип должен собл-ся при обучении псих-ии как общеобраз-му предмету. При изучении отдельных психол-ких дисциплин акценты могут расставляться иначе.5) Принцип единства теор-ого и эмпир-ого знания. Принцип является конкретизацией дида-ого принципа единства конкретного и абстрактного. В соответствии с этим принципом в препод-ии псих-ии д. оптимально сочетаться, в одной стороны, описание теор-их идей, их логические обоснования и, с другой стороны, конкретные эмпирические факты, на которые они опираются, конкретные примеры, которые их иллюстрируют.6) Принцип доступности закл-ся в необхо-ти соотнесения сод-ия и методов обучения с типом студентов или учащихся, их образ-ми намерениями, возр-ми особ-ми, уровнем их развития. В соответствии с этим принципом необходимо переходить от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Одно и то же содержание должно преподаваться по-разному, с опорой на разную базу знаний и интересов: а) студентам-психологам; б) студентам, обучающимся по другим программам высшего образования; в) студентам средних специальных; г) учащимся общеобразовательных учебных заведений. Принцип доступности при обучении психологии в школе имеет особое значение в силу того, что еще не существует устойчивых традиций преподавания психологии учащимся школьного возраста.7) Принцип наглядности закл-ся в исполь-ии органов чувств и образов при обучении. Важн-ее знач-ие имеют зрит-ые образы. Во-первых, зрительный анализатор у знач-ной части студентов и учащихся является ведущим. А во-вторых, зрительное представление информации является более емким и поэтому способствует лучшему пониманию материала. В преподавании психологии могут использоваться словесная, худ-ная, изобр-ая, прак-я виды нагляд-ей. 8) Принцип активности в обучении закл-тся в том, что эффективное усвоение знаний студентами и учащимися происходит только в том случае, когда они проявляют самос-ную активность в обучении. Активность в данном случае противопоставляется пассивности. Реализация этого принципа может достигаться за счет: 1) формирования потребности учащихся в психологических знаниях; 2) диалогической формы обучения; 3) проблемного подхода в обучении; 4) широкого использования практических методов обучения9) Принцип связи изучения психологии с жизнью, с практикой. Принцип особенно важен в школьном препод-ии псих-ии. Он закл-ся в том, что психол-кие понятия и закономерности д. поясняться и иллюстр-ться не только научными исслед-ми, но и примерами из реальной жизни, с которой сталкиваются учащиеся. Важно, чтобы они видели практ-ую применимость и пользу психол-ких знаний в повседневной жизни.10) Обучение психологии должно носить развивающий характер. Этот принцип опять-таки особенно важен в шк-ом препод-ии психологии. Уроки психологии выполняют здесь особую миссию. В результате изучения курса психологии главную ценность представляет не знание псих-ких теорий, понятий, закономерностей, а лучшее понимание учащимися внутреннего мира других людей и самих себя: усвоение психологических средств самопознания и саморазвития, соверше-ие своей познав-ой деят-сти, успешное и гармоничное развитие отн-й с другими людьми, а также лучшее понимание себя как личности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.005 с.)