Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В-25. Принципы обуч-ия псих-ии
Принципы обучения — это руководящие идеи в орг-ции учебных занятий, научно обоснованные рек-ции, правила, нормы, регулирующие процесс обучения. Принципы зависят от целей обучения и дидак-ой концепции. В совр-ой дидактике имеются классические принципы, а также принципы, разработанные в последние десятилетия. Их необх-мо исп-ть при выборе методов и приемов обучения психологии. Принципы преп-ия псих-ии опираются на общедидак-кие принципы обучения. Однако их использ-ние в обучении психологии имеет свою специфику. Поскольку принципы зависят от целей обучения, то некоторые из них актуальны только для опред-ых образ-ых программ (среднего общего, среднего специального, высшего образования), другие же справедливы для всех.1) Принцип научности требует, чтобы изучаемый учебный мат-ал соответствовал совр-ым достиж-ям научной и практ-ой псих-ии, не противоречил объективным научным фактам, теориям, закономерностям. Принцип имеет особое знач-ие для из-ия психологии в силу того, что сущ-ет большое количество околонаучных психол-их книг, написанных на основе знаний житейской психологии или эзотерических знаний. В таких книгах нередко в увлекательной форме излагаются недостоверные или недостаточно доказанные знания. Примером может служить литература по физиогномике. Это учение о связи психологических черт личности с чертами физического облика человека так и не было доказано. Соблюдение принципа научности при обучении психологии означает, что информация, сообщаемая учащимся, должна быть доказательна. 2) Принцип системности предполагает, что учебный материал изуч-ся в опред-й послед-сти и логике, которые дают системное предст-ие об учебной дисциплине. При этом показ-тся взаимосвязь разных психол-ких теорий, понятий и закон-стей друг с другом. Для этого темы учебной программы должны быть структурированы и системат-ны. Изу-ый материал делится на логические разделы и темы, затем устан-тся порядок и методика работы с ними, в каждой теме выделяются содерж-ые центры, главные понятия, идеи, структурируется материал занятия, устанавливаются связи между теориями и фактами. От одной темы к другой, от одного курса к другому д. сохраняться опред-ая преемственность и межпредметная связь. 3) Принцип единства рационального и эмоционального. В соответствии с этим принципом обучение может быть эффективным только в том случае, когда студенты и учащиеся осознают цели обучения, необх-сть изучения данного предмета, его личностную или профес-ую значимость, проявляют осознанный интерес к знаниям. В то же время непосред-ый эмоц-й интерес к психол-им фактам и феноменам — наиболее сильный стимул к изучению психологии. В соответствии с данным принципом неправильно строить преподавание предмета только на убеждении студ-ов в том, что им это нужно и полезно, тем самым, оправдывая скучно проводимые занятия. С другой стороны, неправильно выбирать из курса психологии только интересные темы, которые привлекают непроизвольное внимание.4) Принцип единства предметно-ориентированного и личностно-ориентированного обучения психологии. Псих-ия как учебный предмет имеет большую специфику по сравнению со всеми др. дисциплинами. С одной стороны, это наука, которая имеет свое объективное предметное содержание, так же как др. ест-ые и гуманитарные науки. Поэтому она д. изучаться объективно и беспристрастно. С другой стороны, предмет этой науки личностно значим для каждого студента, учащегося. Поэтому у них возникает потребность отнести получаемые знания к себе, применить их с целью самопознания. Соблюдение принципа единства в этом отношении означает сохранение необх-ого баланса предметно-ориент-ого и личностно-ориен-ого содержания на занятиях по психологии. Принцип должен собл-ся при обучении псих-ии как общеобраз-му предмету. При изучении отдельных психол-ких дисциплин акценты могут расставляться иначе.5) Принцип единства теор-ого и эмпир-ого знания. Принцип является конкретизацией дида-ого принципа единства конкретного и абстрактного. В соответствии с этим принципом в препод-ии псих-ии д. оптимально сочетаться, в одной стороны, описание теор-их идей, их логические обоснования и, с другой стороны, конкретные эмпирические факты, на которые они опираются, конкретные примеры, которые их иллюстрируют.6) Принцип доступности закл-ся в необхо-ти соотнесения сод-ия и методов обучения с типом студентов или учащихся, их образ-ми намерениями, возр-ми особ-ми, уровнем их развития. В соответствии с этим принципом необходимо переходить от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Одно и то же содержание должно преподаваться по-разному, с опорой на разную базу знаний и интересов: а) студентам-психологам; б) студентам, обучающимся по другим программам высшего образования; в) студентам средних специальных; г) учащимся общеобразовательных учебных заведений. Принцип доступности при обучении психологии в школе имеет особое значение в силу того, что еще не существует устойчивых традиций преподавания психологии учащимся школьного возраста.7) Принцип наглядности закл-ся в исполь-ии органов чувств и образов при обучении. Важн-ее знач-ие имеют зрит-ые образы. Во-первых, зрительный анализатор у знач-ной части студентов и учащихся является ведущим. А во-вторых, зрительное представление информации является более емким и поэтому способствует лучшему пониманию материала. В преподавании психологии могут использоваться словесная, худ-ная, изобр-ая, прак-я виды нагляд-ей. 8) Принцип активности в обучении закл-тся в том, что эффективное усвоение знаний студентами и учащимися происходит только в том случае, когда они проявляют самос-ную активность в обучении. Активность в данном случае противопоставляется пассивности. Реализация этого принципа может достигаться за счет: 1) формирования потребности учащихся в психологических знаниях; 2) диалогической формы обучения; 3) проблемного подхода в обучении; 4) широкого использования практических методов обучения9) Принцип связи изучения психологии с жизнью, с практикой. Принцип особенно важен в школьном препод-ии псих-ии. Он закл-ся в том, что психол-кие понятия и закономерности д. поясняться и иллюстр-ться не только научными исслед-ми, но и примерами из реальной жизни, с которой сталкиваются учащиеся. Важно, чтобы они видели практ-ую применимость и пользу психол-ких знаний в повседневной жизни.10) Обучение психологии должно носить развивающий характер. Этот принцип опять-таки особенно важен в шк-ом препод-ии психологии. Уроки психологии выполняют здесь особую миссию. В результате изучения курса психологии главную ценность представляет не знание псих-ких теорий, понятий, закономерностей, а лучшее понимание учащимися внутреннего мира других людей и самих себя: усвоение психологических средств самопознания и саморазвития, соверше-ие своей познав-ой деят-сти, успешное и гармоничное развитие отн-й с другими людьми, а также лучшее понимание себя как личности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.005 с.) |