Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В-24. Обор содержания по учебному курсу «псих-ия»: принципы отбора сод-ия, подг-ка препод-ля к занятиям по псих-ии
В процессе подготовки к проведению учебного курса преподаватель может ориентироваться на следующие основные этапы: 1. Выбор учебника, учебных пособий и других материалов для чтения студентами. 2. Отбор содержания курса3.Постановка учебных целей4.Разработка рабочей программы курса5.Подготовка тематического плана занятий6.Разработка опросного листа для оценки курса студентами7.Планирование отдельных учебных занятий8.Разрабока критериев оценки знаний и умений9.Разработка формата курса. Рассмотрим Отбор сод-ия курса.:Знания и умения, которые были накоплены в современной психол-кой науке и практике, довольно многочисленны и многообразны. В связи с этим перед препод-лем возникает сложная задача отбора материала, который м.включить в программу курса. Во-первых, сод-ие курса непосред-но опред-тся его названием, во-вторых, его ролью в учебном плане. Сод-ие курса должно соотв-ть требо-ям, содержащимся вобраз-ном стандарте по дисц-не (если он имеется). Твор-ая разработка этих вопросов делает учебный курс, проводимый препод-ем, непохожим на другие аналогичные курсы. Наиболее интересные авторские программы учебных курсов публикуются в журналах или спец-ых сборниках. Выбирая содержание курса, важно учитывать, какие студенты будут его печать. Исходя из типов образовательных программ, о которых шла речь в преды.у щих разделах, можно выделить по крайней мере три типа студентов:1) студенты, для которых психология является общеобраз-ным предметом студенты, для которых психология является професс-но значимым пред Знания и познав-ые потребности этих групп студентов различны. Содержание программы должно определяться общим количеством занятий в соотв-ии с учебным планом, возрастом обуч-ся и их интересами. Нецелесо-но чрезмерно насыщать короткий курс большим количеством тем и материала. Лучше изучить меньше, но сформировать у студентов целостное представление о дисциплине, серьезный интерес к научной и практической психологии. Следует отбирать различную тематику и различный учебный материал в зависимости от того, изучается ли псих-ия в среднем или высшем учебном заведении как общеобраз-ый или профес-но значимый предмет.Студенты старших курсов имеют опред-ый запас знаний, который, так или иначе, связан с изучаемой дисциплиной. Для начала выберите основные темы курса. Выбор 3-4 тем может быть недостаточным. С другой стороны, целесообразно ограничить их количество 10-15 темами. При отборе тематики курса необходимо продумать логическую связь тем друг с другом, их последовательность, а также их соответствие общему названию учебной дисциплины. Эта связь и взаимозав-сть может быть выражена в большей или меньшей степени. Если учебный курс предполагает введение уч-ся или студентов в психологию, первыми темами курса должны стать такие темы, как «Предмет и задачи психологии» («Что такое психология, что она изучает» — в варианте популярного введения) и «Методы психологии».Знач-ие изучения этих тем состоит в том, что студенты получают первонач-ое общее представление о психологии как науке и методах психол-кого иссл-ия. Содержание программы может заключаться в изучении осн-ых психол-их теорий, психол-их понятий или психол-их проблем.В первом случае темами курса могут стать: «Структурализм», «Функционализм». «Бихевиоризм», «Психоанализ», «Гештальт-психология», «Гуманистическая психология», «Культурно-историческая психология», «Когнитивная психология» Во втором случае темами курса могут стать: «Восприятие», «Память», «Воображение», «Мышление».
В третьем случае темами курса могут стать: «Психология дружбы и любви». «Психология межличностных конфликтов», «Психология творческого мышления», «Сон и сновидения».В зависимости от целей курса препод-ель д.выбрать, какой аспект психологии более важен в данном случае. Научное содер-ие в рамках учебного курса может конструироваться на основе двух возможных способов: формально-логического и диалектического. Первый является довольно традиц-ым для современных учебных программ. Второй-диалектический предполагает форм-ие у студентов диалектического понимания психической реальности. В зав-ости от целей курса содержание программы может быть научно или практически ориентированным. Научная ориентиро-сть курса предполагает изучение психол-их закономерностей, класс-ий, механизмов, описание научных исследований и их результатов. Прак-кая ориентир-ость курса предполагает изучение материала, представляющего непосредственную практическую значимость, а также освоение умений применения психологических знаний для решения практических задач. При отборе сод-ия курса необходимо учитывать межпредметные связи психологии с другими науками и учебными дисциплинами. Смежные с психологией вопросы рассма-тся как в вузах, так и в школах в рамках других предметов.
Подготовка к занятиям начинается с составления учебно-тематического плана. Весь учебный материал разбивается на порции соответственно отведенным часам и видам занятий (лекции и практические). Целесообразно разбивку делать по два часа (пара). Это позволяет рационально спланировать время. Учебно-тематический план сначала составляется в расчете на дневное отделение. На его основе конструируются планы вечернего и заочного отделений. Содержание плана дневного отделения должно полностью входить в эти планы с той только разницей, что некоторые темы выносятся на самостоятельное изучение. Составление всего учебно-тематического плана (на семестр или даже учебный год) позволяет преподавателю подготовить не только аудиторный материал, но и продумать задания для самостоятельной работы, заранее предъявить студентам свои требования к их выполнению, указать сроки отчетности и дать необходимые консультации. После того как учебно-тематический план готов, можно приступить к разработке конкретных тем. Прежде всего необходимо ознакомиться с изложением каждой темы в 2-3 учебниках и других источниках. Целесообразно на основе изученного материала составить подробный план темы (не бойтесь большого количества пунктов плана). Например, план темы «Эмоции» может выглядеть так: 1.Определения эмоций.2.Функции. 3.Физиологические механизмы.4. Различные классификации эмоций и краткая характеристика десяти базовых эмоций.5.Чувства: определение, отличие от эмоций, виды.6.Основные теории эмоций (можно перечислить).7.Эмоциональные состояния: тревожность, фрустрация, катарсис.8.Эмоции и поведение: агрессия.9.Связь эмоций с различными сторонами психики человека.10.Методы изучения и диагностики эмоций. 11.Развитие эмоциональной сферы личности.12.Эмоциональные нарушения и их коррекция. Далее определяется, какие вопросы плана будут изложены в лекциях, какие на семинарских занятиях и на каком теоретическом и практическом уровне, а какие студенты будут должны изучить самостоятельно. В процессе подготовки к занятиям преподаватель обязан: -сформулировать темы, отводимые для самостоятельного изучения; -дать план (чтобы студенты не упустили существенные положения темы); -указать соответствующую литературу; -указать сроки выполнения и форму отчетности. Теперь можно приступить к подготовке содержания очередной темы. Она начинается с просмотра научной и популярной литературы. Поскольку психологической литературы в настоящее время более чем достаточно, нужно научиться просматривать литературные источники и результаты фиксировать на специальных карточках (или другим способом). Карточка готовится заранее. Это 'часть форматного листа бумаги. Просмотр содержит определенные этапы: 1) на карточке (в верхней части) фиксируются выходные данные книги (автор, название, место и год издания). Эту информацию следует на карточке отделить чертой от последующего содержания;
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.005 с.) |