В-1.Общая хар-ка общения. Виды, ф-ции и стороны общения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В-1.Общая хар-ка общения. Виды, ф-ции и стороны общения.



ОБЩЕНИЕ (англ. communication, intercourse, interpersonal relationship) — взаимодействие 2 или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного и/или аффективно-оценочного характера. Обычно О. включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т. п.), обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Вместе с тем О. удовлетворяет особую потребность человека в контакте с др. людьми. Удовлетворение этой потребности, появившейся в процессе общественно-исторического развития людей, связано с возникновением чувства радости. Стремление к О. нередко занимает значительное и порой ведущее место среди мотивов, побуждающих людей к совместной практической деятельности. Процесс О. может обособляться от др. форм деятельности и приобретать относительную самостоятельность. О. с окружающими людьми складывается в онтогенезе постепенно. Его предпосылкой являются реакции сосредоточения, возникающие у младенца в первые дни жизни при контактах со взрослыми. Одним из первых признаков этих контактов служит улыбка ребенка в ответ на ласку взрослого (после 4-й нед жизни). На 2-м мес у младенцев появляется комплекс оживления как 1-я форма О. со взрослыми. Это непосредственно-эмоциональное О. вне практического сотрудничества с партнером. В таком О., выражая свое отношение к партнеру, дети используют различные экспрессивно-мимические средства (взгляды, улыбки, выразительные движения, вокализации). К концу 1-го г. жизни у детей формируется еще одна форма контактов с окружающими — предметно-действенное О., включенное в совместную игровую и манипуляторную деятельность ребенка и взрослого. Для этого дети используют практические действия, наделяя их функциями выразительного движения (приближение, протягивание предмета и др.). В дошкольном возрасте сохраняется типичная для предметно-действенного О. «привязанность» ребенка к конкретной ситуации, связь с деятельностью партнеров. Постепенное овладение многообразными функциями речи (см. Речи функции) позволяет ребенку все чаще выходить за пределы непосредственных ситуаций и текущих интересов. К концу дошкольного возраста у детей появляется внеситуативное интимно-личностное О., основные формы которого развиваются уже в подростковом возрасте. О. ребенка со сверстниками возникает во 2-м полугодии 1-го г. жизни и па каждом этапе психического развития по своему уровню отстает от него. О. со взрослыми — один из главных факторов психического развития ребенка. Оно обеспечивает приобщение ребенка к историческому опыту человечества. Организация О., достаточного по количеству и адекватного по содержанию, служит важным условием правильного воспитания детей в любом возрастном периоде. О. особенно интенсивно развивается в подростковом возрасте, приобретая новое содержание и новые формы своего осуществления. Само О. строится у подростка на основе многоплановой общественно полезной деятельности, включающей трудовые, учебные, спортивные, художественные и др. ее виды. Благодаря О., развертывающемуся в этих видах деятельности, сознание достигает качественно нового уровня развития, изменяется вся организация их духовного мира. Тесная связь между структурами личности и процессом О. как в онтогенезе, так и в процессе функционирования зрелой личности приводит к тому, что нарушения О. неизбежно вызывают изменения личности, и, наоборот, патология личности не может не повлиять на коммуникативные возможности субъекта. При этом связь изменений личности и нарушений О. носит качественно различный характер в зависимости от того, какое звено процесса О. (операционально-техническое, мотивационное или звено контроля) преимущественно нарушено. Эта связь может служить опорой в процессе восстановления личности и О. Активно используя в терапевтической группе интерактивную и перцептивную стороны О., можно компенсировать коммуникативные дефекты. Оптимальная организация О. в терапевтической группе больных создает условия для мобилизации созидательной активности личности, роста ее самосознания для борьбы с неадекватными мотивами и установками, для преобразования динамических смысловых структур личности. Развитие коммуникативных умений в тренинговых группах О. — эффективное средство профилактики отклонений в формировании личности. Общение – это реализуемое знаковыми средствами взаимодействие двух или более человек, вызываемое потребностями совместной деятельности; направлено на изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера. Состоит во взаимном обмене сообщениями с предметным и эмоциональным аспектами. Также общение обусловлено наличием потребности в контакте с другими людьми, об удовлетворении которой говорит появлении чувства радости общения. Нарушения общения вызывают изменения личности, например, такие как: снижение уровня активности, исчезновение критичности, нарушение самооценки, направленности, динамики мотивации и мн. др. Общение характеризуется определенным предметом, потребностями, мотивами и целями, конкретным содержанием, функциями, сторонами, манерой и стилем. В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника; перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по  общению и установление на этой основе взаимопонимания. Общение полифункционально, что отражается во множестве существующих классификаций его функций. Например, по цели общения: контактная – цель: установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений, и к поддержанию постоянной взаимосвязи. побудительная – цель: стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий. информационная – цель: обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями. координационная – цель: взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности. функция понимания – цель: адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, а также намерений, переживаний, состояний и пр. амотивная – цель: возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний (обмен эмоциями), а т. ж. изменение с его помощью своих переживаний и состояний. функция установления отношений – цель: осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей. функция оказания влияния – цель: изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе и его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности.

В.Н. Панфе­ров выделил в общении 4момента: связь, взаимод-ие, познание, взаимоотн-ие, соответственно наметив и четыре под­хода к изучению общения; коммуникативный, информац-ый, гностический (познав-ый) и регулятивный. Б.Ф. Ломов описал 3стороны (ф-ии) общения: информационно-комму­никативную, регуляционно-коммуникативную и аффективно-коммуникативную, подчеркивая обяза-сть собственно ком­му-ного компонента как приема и передачи сообщения, регуляции поведения и наличие отн-ия, переживания, т.е. аффективного компонента. В настоящее время распространен подход, согласно которо­му в общении рассма-ся комм-ная,

 

интерактив­ная и перцептивная стороны f 10. с. 97—98]. Существенно, что все эти стороны общ-я прояв-ся одновременно. Комм-ная сторона реализуется в обмене информацией, интерактив­ная — в регуляции взаимод-я партнеров общения при ус­ловии однозначности кодирования и декодирования ими знако­вых (вербальных, неверб-ых) систем общения, перцептивная же — в «прочтении» собеседника за счет таких психол-их механизмов, как сравнение, идентификация, апперцепция, ре­флексия. В зависимости от степени сформированное™ группы обу­чающихся в комм-ом воздействии учителя может быть больше выявлена та или другая сторона этого процесса.

Согласно А.А. Брудному, в комм-ии (общении) могут быть выделены 3нач-е функции: активационная — побуждение к действию; интердиктивная — запрещение, торможение («нельзя—можно»); дестабилизирую­щая — угрозы, оскорбления и т.д., и 4 осн-е функции общения: инструментальная — координация деятельности путем общения; синдикативная — создание общности, группы; само­выражения; трансляционная.

Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения. Различают четыре основные функции общения (сочетаясь, они придают процессам общения конкретную специфику)и: нструментальную (общение в свете этой функции выступает как социальный механизм управления и передачи информации, необходимый для совершения определенного действия); синдикативную (общение оказывается средством объединения людей); самовыражения (общение выступает как форма взаимо­понимания, психологического контекста); трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок и т. п.).Конечно, этими 4 функциями содержание общения не исчерпывается. Среди других функций общения можно отметить:

Процесс взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний; социального контроля (регламентации поведения и деятельности); социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами).

Стороны общения. Развитое полноценное общение объединяет в себе две взаимосвязанные, но различающиеся стороны: внешнюю, поведенческую, операционально-техническую, и внутреннюю, глубинную, затрагивающую личностно-смысловые пласты.Внешняя сторона, реально формируемая в поведении общающихся, выражается в коммуникативных действиях. Внешняя сторона общения фиксируется рядом специфических показателей. Это показатели коммуникативного взаимодействия. К ним относятся:коммуникативная активность в группе общения;интенсивность действий в общении;инициативность в общении;технико-коммуникативное мастерство общения. Внутренняя сторона общения отражает субъективное восприятие ситуации взаимодействия, реакции на реальный или ожидаемый контакт, мотивы и цели, с которыми человек вступает в общение.

Манера общения определяется:тоном общения (спокойным, властным, вкрадчивым,взволнованным и т. д.);поведением в общении (сдержанностью, беспокойством,
неуверенностью, скованностью и т. д.);дистанцией в общении (интимной, личной, социальной,
публичной и 

 

 

2)чтение аннотации;3)просмотр оглавления (пункты плана, заинтересовавшие вас, следует отметить в карточке); 4)последовательный, быстрый просмотр книги (все, что по­
казалось интересным (теоретические положения, примеры, гра­фики, схемы и т.д.)) нужно фиксировать на карточке. Не забудь­
те указывать страницы.

При работе над темой полезно сделать выписки: формулиро­вок теоретических положений, отдельно примеров, имен ученых и их высказываний, содержаний научных экспериментов и др. Целесообразно эти выписки тоже делать на карточках. Обязательно найдите происхождение каждого термина. При подготовке занятия продумайте, что можно показать, изо­бразить на доске.

Следующей задачей преп-ля явл. подготовка учебных занятий – лекций, семинаров, практ. занятий, уроков, заданий для самост. работы. Методика проведения каждого из перечисленных видов занятий имеет свою специфику, что отражается на подготовке к ним. Задачами подготовительной работы преп-ля к занятию явл.: 1) определение целей занятия; 2) выбор знаний и умений, которые д/б изучены в ходе занятия; 3) подбор методов и приемов обучения; 4) разработка методов контроля и оценки успешности занятия; 5) планирование этапов занятия; 6) подготовка конспекта (плана) занятия.

Если на карточке места оказалось мало, возьмите другую, пронумеруйте и подколите скрепкой к первой и т.д.

В результате у вас появится материал по просмотренной кни­ге, который может пригодиться не только для подготовки дан­ной темы, но и для последующей работы по другим направлени­ям. Поэтому такие карточки следует хранить в своей домашней картотеке.

При работе над темой полезно сделать выписки: формулиро­вок теоретических положений, отдельно примеров, имен ученых и их высказываний, содержаний научных экспериментов и др. Целесообразно эти выписки тоже делать на карточках. Не забы­вайте указывать источник и страницы. Этим вы не только по­можете себе в подготовке содержания занятия, но и приучите себя грамотно работать с текстами.

Первоначально молодым преподавателям содержание заня­тия лучше изложить подробно в виде конспекта. Записи не должны быть выполнены мелким почерком и очень плотно. Ча­ще нужно использовать красную строку. Ту часть содержания, которую студентам необходимо записать, следует подчеркнуть или выделить цветом, другими средствами. Фразы лучше под­бирать лаконичные. Новые термины следует произносить четко и ясно, а также записать на доске.

Обязательно найдите происхождение каждого термина.

При подготовке занятия продумайте, что можно показать, изо­бразить на доске. Не планируйте много теоретических положе­ний, помните, что объем памяти студентов, как и у всех - 5-9 ед.

Теоретические положения полезно отделять от иллюстри­рующих примеров пространственно.

Некоторые опытные преподаватели используют для записи содержания занятия карточки. Это удобно, так как не приковы­вает преподавателя к столу, кафедре, а позволяет свободно дви­гаться в аудитории. В этом случае на карточке фиксируются только основные положения и факты, что дает преподавателю больше свободы в изложении материала.

Теперь можно подумать и о манере изложения. На первых порах текст полезно прочесть вслух. Старайтесь выделять инто­национно или замедлением темпа текст, который студентам не­обходимо записать. В результате работы по подготовке к занятиям у вас будет собираться методический материал. Его следует хранить. Во-первых, это учебная и учебно-методическая литература, слова­ри. Ее нужно покупать, выписывать.

 

 

В-33. Особ-сти психич-го развития в подростковом и юношеском возрасте. Подростковый

Возраст - качественно специфическая ступень развития индивида. Каждый возраст в чел-кой жизни имеет нормативы, при помощи которых м.оценить адекватность развития индивида и которые касаются психофизического, интеллектуального, эмоц-ного и личностного развития.Ведущая Дея-сть – деят-сть, выполнение к-ой определяет возн-ие и образование осн-ых психол-ких новообраз-ий че-ка для данной ступени развития. Внутри ведущей деят-ти происходит подготовка возник-ия и деформации других видов деятельности. 11-15лет – подростки;

Подростковый возраст – пубертатный кризис:

1. Половое созревание – эндокринные изменения (гормоны роста и половые)2. Дисгармоничность развития, нарушение пропорций тела (угловаты, неуклюжи)3. Появление вторичных половых признаков (быстрая смена настроения)4. Гормональная буря. Усиление сексуального возбуждения, не осознают причину, потребности не определены. Основная потребность в привязанности и любви. Самоуважение, начало формирования мужественности и женственности. Формирование нового образа физического «Я». Гипертрофированное и острое переживание собственной внешности.5. Индивидуальные различия в пубертате. Половые различия. Подростковая гиперсексуальность.

Личность.

Основные потребности:-Потребность в самоутверждении – по Ст.Холлу период бури и натиска – личностная нестабильность, противоречивые черты сосуществуют и борются, настроение от оптимизма до депрессии.-Отношение к себе как к взрослому – чувство взрослости – изменение внешнего облика. Подражание взрослым, расширение ролевого репертуара. Копирование форм поведения взрослых.

Центральное новообразование – отношение к себе как к взрослому. Чувство взрослости определяет развитие самосознания. Форм-ие «Я-конц-ии» – система внутренне согласованных предст-ний о себе, Я-образ. 11-12 лет – интерес к внутреннему миру, открытие внутреннего мира у себя. Самопознание – смотрится в другого как в зеркало. Подростковая рефлексия – как потребность разобраться в себе, исповедальность со сверстниками, дневники.Формируются разнообразные Я-образы: физическое Я, идеальное Я, представление об умственных способностях.

Самооц-ка дифференцировалась, но не стабильная, ориентирована на мнение других. Система самооценки не является цельной, изменчива и нестабильна. Формируется Идеальное Я.Реальное и идеальное расходится, эти расхождения могут запустить саморазвитие. Рождение личности в 3 года и в подростковом возрасте. К концу подросткового возраста представления о себе стабилизируются.

-Ведущий тип деятельности – интимно-личностное общение со сверстниками. Эмансипация от взрослых. Возн-ие собст-го увлечения. Запой увлечений.-Потребность в общении – удовлет-тся через дружбу, но дружба противоречива, друг как психотерапевт; неформальные группы и компании; референтная группа.-Отношения со взрослыми – ограничение влияния эмансипации от родителей. С одной стороны потребность в любви и принятии со стороны родителей, но при этом быть равным. Появляются значимые взрослые.

целостности, ощущается внутренняя

Структура самосознания.

1. притязание на признание – значимость телесного сознания для оценивания себя, идеальное представление о теле превращается в фрагментарное, сосредоточение на отдельных частях.

2. осознание себя во времени – сохраняется направленность на будущее (в мл. подр.); рассмотрение настоящего с позиций будущего (ст. подр.) то есть, психологическая перспектива, способность сознательно увидеть себя в будущем; внутренняя позиция – умение объективно увидеть свое настоящее положение, сопоставить с желаемым и построить ступени между настоящим и будущим.; способность к целеполаганию. Актуализируется страх смерти.

3. Права и обязанности – активная борьба за права, нарушение запретов, отстаивание личного пространства.

4. Отделение от семьи:

1)11-12лет – конфликт между потребностью в зависимость и стремлением к автономии 2)когн-ая реализация отделения, доказательство своей независимости3)аффективная реакция на отделение – чувство вины4)идентификация – поиск объекта5)установление нового типа отношений

1. Моральное развитие с точки зрения психоанализа – 11-13лет происходит обнаружение существования иного образованного форм и ценностей, проявляется недоверие к родительским нормам; 14-18лет – должны появиться социально приемлемые установки, стремление к справедливости.2. Общение – с партнером, потребность в самораскрытии необходим партнер, чтобы поделиться и познать себя, проговаривание как преддверие внутреннего диалога; с группой – для успешной социализации.3. Умственное развитие по Пиаже – 12-15лет – стадия формальных операций, появляется способность к комбинаторному анализу, приобретается способность к выдвижению гипотез.Изменение внутреннего мира, наполнение планами, теориями о самом себе, об обществе.

Возрастающий эгоцентризм.

Наивный идеализм, склонность к увеличению и переустройству мира.

Юношеский

Юность - период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны - от 15-16 до 21 - 25 лет). В юности у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе («Кто Я?», «Каким Я должен быть?»), по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям. Выбор внутренней позиции - весьма многотрудная духовная работа. При переходе от подросткового возраста к юношескому происходит изменение в отношении к будущему: если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего. Развитие человека в период юности может идти несколькими путями. Юность м.б. бурной: поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать особенно напряженны ми. Некоторые старшеклассники плавно и непрерывно продвигаются к переломному моменту жизни, а затем относительно легко включаются в новую систему отношений. Возможны и резкие, скачкообразные изменения, которые благодаря хорошо развитой саморегуляции не вызывают сложностей в развитии. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, закладывает основу их соц-но-психол-их и инд-но-психол-ких различий. Учебная деят-сть становится учебно-профес-ой, реализующей професс-е и личностные устремления юношей и девушек. Ведущее место у старшекл-ов занимают мотивы, связанные с самоопред-м и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообраз-ем. В юности человек стремится к самоопред-ию как личность и как человек, включенный в общественное производство, в трудовую деятельность. Поиск профессии - важнейшая проблема юности. Основой для адекватного профес-ого выбора является форми-ие позн-ых интересов и профес-ной направ-сти личности. Профессиональная направ-сть имеет достаточно выраженную половую специфику: у мальчиков чаще встречается техническая направленность, у девочек - социальная и художественная. Этапы становления профе-ного самоопред-ия; Первый этап - детская игра, в ходе которой ребенок проигрывает разные профессиональные роли. Второй этап - подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем привлек-ной профессии. Третий этап – предвар-ый выбор профессии (подросток и юноша), виды деятельности сортируются и оцениваются с точки зрения интереса, а затем с точки зрения ценностей. Четвертый этап - практическое принятие решения, собственно выбор профессии - включает два главных компонента: определение уровня квалификации будущего труда, объема и длительности необходимой подготовки к нему, т. е. выбор конкретной специальности. Важнейшими психол-ими предпосылками успешного профес-ого самоопред-я являются сформир-ый интелл-ный потенциал, адекватная самооценка, эмоциональная зрелость и саморегуляция личности. Характерное приобретение ранней юности – формир-ие жизненных планов. Жизненный план как сов-сть намерений постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения. Главное противоречие жизненной перспективы юношей и девушек - недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей. Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Юношеству свойственна переориентация с внешнего контроля на самоконтроль и рост потребности в достижении конкретных результатов. Одним из механизмов формирования самосознания является самооценка. Юношеская самооценка, отличающаяся повышенно оптимист-им взглядом на самого себя, на свои возможности, имеет следующие особенности: относ-ая устойчивость, высота, сравн-ая бесконфликтность, адекватность. Одно из достижений юношеского периода - новый уровень развития самосознания, который характеризуется следующими фактами: - открытие своего внутреннего мира во всей его индивидуальной целостности и уникальности; - стремление к самопознанию; - формирование личной идентичности, чувства индивидуальной самотождественности, преемственности и единства; - самоуважение; -становление личностного способа бытия, когда во многих жизненных коллизиях юный человек может вслух сказать – Я отвечаю за это. Возрастные особенности юношеского возраста. Юность – период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны от 15-16 до 21-25 лет). В юности у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе («Кто Я?», «Каким я должен быть?»), по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям. Ведущее место у старшекл-ов занимают мотивы, связанные с самоопред-ем и подготовкой к самост-ой жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Мышление. Широта Интел-х интересов часто сочетается с разбросанностью, отсутствием системы и метода. Многие юноши склонны преувеличивать уровень своих знаний и особенно умственных возможностей. Внимание характеризуется противоречивыми тенденциями – интенсивность, способность к переключению увеличиваются, но возрастает и избирательность, зависимость от направленности и интересов. Проявляется развитие творческих. Дивергентность мышления (на один вопрос множество равноправных правильных ответов). Учебно-профес-ая деят-сть как ведущий вид деят-ти старшекл-ка. Поиск профессии – важнейшая проблема юности. Основой для адекватного выбора является формирование познавательных интересов и профес-ной направленности личности. Одно из достижений юношеского периода – новый уровень развития самосознания. Подростки и юноши значительно чаще, чем люди других возрастов чувствуют себя одинокими и непонятыми. Наблюдается в то же время и стремление к обособлению, стремление оградить свой уникальный мир от вторжений сторонних и близких людей, чтобы сохранить свою индивидуальность, реализовать свои притязания на признание. Юность – период, когда молодой человек продолжает рефлексировать на свои отношения с семьей в поисках своего места среди близких по крови. Юношеская мечта о любви выражает, прежде всего, потребность в эмоциональном контакте, понимании, душевной близости; эротические мотивы в ней почти не выражены или не осознаны.

 

 

В-32. Особ-сти психич-го развития в младшем школьном возрасте.

Возраст - качественно специфическая ступень развития индивида. Каждый возраст в человеческой жизни имеет нормативы, при помощи которых м.оценить адекватность развития индивида и которые касаются психофизического, Интел-ого, эмоционального и личностного развития.

Вед Дея-сть – Дея-сть, выполнение к-ой определяет возник-ие и образ-ие осн-ых психол-ких новообр-ий че-ка для данной ступени развития. Внутри вед.дея-сти происходит подготовка возникновения и деформации других видов деятельности.

1. Ведущая Дея-сть – переходит смена с игровой деят-ти на учебную. Осн-ым фактором развития, помимо учебной деятельности, является общение с учителем, со сверстниками, с родителями.2. Осн-ые новообраз-ия возникают не под влиянием ведущей деятельности.1)Содержательная рефлексия (рассмотрение оснований собственных действий)2)планирование (внутренний план действий)3)происходит построение целостной, связанной познавательной системы (умение анализировать, классифицировать, соотносить)4)развитие трудолюбия (по Эриксону) или чувства личной неполноценности.

Самосознание по Мухиной

1. Осознание прав и обязанностей – дети осознают преимущественно обязанности связанные с учебной деятельностью. Права – с улицей, обязанности – школа.2. Осознание времени – появление ориентации на прошлое (в детстве лучше), будущее не имеет побудительной силы.3. Половая идентификация – идет активное формирование половых ролей.

4. Осознание имени – закрепляется депривация имени.5. Притязание на признание – ребенок попадает в ситуацию социального оценивания; получает возможность объективного сравнивания себя с другими, отсюда следует: - ребенок осознает свое не всемогущество; - увеличивается зависимость ребенка от оценки взрослого; - принятие ответственности за поступки.6. Общение – с родителями (новый статус ребенка; боязнь родителями школы; усиление проекции родительских стремлений); учитель является авторитетом для ребенка (появляются первые социальные страхи – страх несоответствия общепринятым нормам); общение со сверстниками.

Основные новообразования с точки зрения Давыдова:1)(+) - умение рассматривать собственные действия в зависимости общих и существенных условий выполнения.2)(-) – формальная рефлексия, то есть рассмотрение зависимости успешной деятельности от внешних ситуативных оснований.3)(+) – теоретический анализ умения, путем сравнения, выделять общие черты явления4)(-)– выделение внешне сходных черт явления5)(+) – планирование, умение видеть результат и различные варианты его достижения.

Память – непроизвольная.Мышление – наглядно-образное, к концу дошкольного возраста – словесное. Пиаже – репрезентативное мышление, формируется представление о понятиях – тенденция к обобщению понятий и установление связей между ними.Речь – язык как средство общения и мышления, завершается развитие речи. Общение – внеситуативно-личностное, эм. оценка, моральное отн. к себе.

Кризис 7ми лет: потребность в смене социальной ситуации развития, появление самооценки, развитие самосознания, произвольность психики.Социальная ситуация развития коренным образом меняется. Ребенок становится школьником. Появляется внутренняя позиция. Утрата интереса к игре. Появление учебных мотивов. Мотивация достижения проявляется в игровой деятельности. Действия ради знаний и умений, оценок и признания со стороны взрослых.

Ведущая деятельность – учебная. Структура учебной деятельности по Эльконину. Сензитивность – развитие теоретического мышления – перестройка всего мыслительного процесса. Появление конкретных операций.

Стадии конкретных операций по Пиаже: операции логические, но на наглядном материале. К концу младшего школьного возраста – различие в интеллекте (теоретики, практики, художники - образное мышление).

Развитие научного мышления, формирование научного понятия.

Новообразование младшего школьного возраста – рефлексия деятельности (осознание способов и результатов деятельности).

Мотивационные сферы.

Первая группа мотивов – широкие социальные мотивы.А) мотив высоких оценокБ) долг ответственности и получение образования

Вторая группа мотивов – познавательные.А) ситуативные позна-ьные процессы (зависят от содержания учеб. предметов)Б) учебно-позн-льные – ориентированы на процесс решения учебного задания.В) собственно позн-ые процессы – проявляются редко у одаренных детей.

Третья группа мотивов – личныеА) мотив достижения успеха (хороший результат, престижный мотив, учиться, чтобы выделиться)

Б) мотив избегания неудач – страх, избегание наказания, компенсаторные мотивы.Самосознание младшего школьника.

Потребность в отношениях с учителем.

Основная линия развития – переориентация с внешней оценки на внутреннюю.Эриксон – чувство компетентности, либо неполноценность именно в области изучения знаний.Связь самооценки и уровня притязаний – исходный уровень притязаний задают родители. К концу младшего школьного возраста сам формирует притязания.Действие контроля к концу младшего школьного возраста интериоризуется в самоконтроль.Оценка со стороны учителя переходит в самооценку собственных действий. Самооценка должна быть содержательной. Самооценка рефлексивна и самокритична.

 

В-34. Особ-сти психич-го развития в зрелом и пожилом возрасте.

Возраст - качественно специфическая ступень развития индивида. Каждый возраст в чел-кой

жизни имеет нормативы, при помощи которых м.но оценить адекватность развития индивида и к-ые касаются психофизического, Интел-ого, эмоц-ого и личностного развития. Вед Дея-сть – Дея-сть, выполнение к-ой определяет возник-ие и образование осн-х психол-их новообраз-ий человека для данной ступени развития. Внутри ведущей деят-ти происходит подготовка возникновения и деформации других видов деятельности.30-40лет – десятилетие роковой черты – осознание между мечтами и жизненными целями человека и реальным существованием.По Эриксону – кризис середины жизни после 35-45лет.Стадия зрелости:(+) – творчество,(-) – застой, чувство опустошенности,кризис 55-56лет.Старость (+) – интеграция, (-) – разочарование в жизни

Пек говорил о положительном разрешении кризиса, 3 подкризиса:переоценка «Я», «Я» не есть мои роли,появление принятие факта ухудшения здоровья и старости,принятие мысли о смерти.

Особенности структуры самосознания в зрелом возрасте:1. Имя – закрепляется отторжение имени от человека (снижение самооценки, потеря мужской или женской роли).2. Притязание на признание – уменьшается количество источников признания, притязания отделяются от «Я» и становятся очень уязвимы.3. Права и обязанности – происходит акцентирование на правах и их отставание и перекладывание ответственности за свою жизнь на общество и детей.4. Время – эмоциональное окрашивание прошлого, для здорового человека – планируется будущее.5. Половая идентичность и особенности сексуальности – с одной стороны, размывание половой идентичности, с другой стороны, сохранение необходимых социальных контактов.

Особенности общения. Внутрисемейное, конфликт между поколениями. Особенности познавательной сферы. Кристаллизованные и текущие. С возрастом снижается темп, гибкость в обработке информации. Память снижается – нарушается запоминание и воспроизведение.

Трудности в психологической помощи в старости :Повышение ригидности старого человека,Снижение готовности к изменениям,Трудность отказа от идеализированного представления о себе,Наличие скептицизма,Стремление видеть в болезни только телесные причины и обращаться только к медицинскому лечению

Особенности социальной ситуации старости

1. Выход на пенсию – понижение статуса человека, понижение обязанностей перед обществом. Следствие – поиск новых ролей, решение вопросов о структуре времени.2. Разрыхление связей между обществом и личностью через: уход с работы; уход из жизни близких; ограничение физической активности.3. Наличие насыщенности негативно окрашенных переживаний – переход человека к старости своеобразная инициация, у человека должна быть психологическая поддержка.

Типы адаптации людей к старости:Конструктивное отношение (уравновешенное),Оборонительное отношение (фиксация),Враждебное (бунт против старости),Враждебное (направленное на себя)

Два явления определяющие старость: отношение человека к смерти, страх.

 

В-31. Особ-сти психич-го развития в дошкольном возрасте.

Возраст - качественно специфическая ступень развития индивида. Каждый возраст в чел-кой жизни имеет нормативы, при помощи которых м.оценить адекватность развития индивида и которые касаются психофизического, интеллектуального, эмоц-ного и личностного развития.Ведущая Дея-сть – деят-сть, выполнение к-ой определяет возн-ие и образование осн-ых психол-ких новообраз-ий че-ка для данной ступени развития. Внутри ведущей деят-ти происходит подготовка возник-ия и деформации других видов деятельности. 1. Притязание на признание – “Я” ребенка разделяется на: осознание желание “Я” хорошего, “хочу быть” и появляется “Я” идеал.Появляются другие группы детей: осознают, что не умеют быть хорошими, но могут в будущем; не могу, но хочу; не могу и не хочу.Формирование “Я”идеала:А) через идентификацию с родителямиБ) через идентификацию с любимым героемВ) через идентификацию с общественным идеалом

2. Половая идентификация.Появляется представление о строении своего тела и детей противоположного пола. Вступление в “Эдипову” фазу (объект любви – родитель противоположного пола, однополый родитель – соперник).У мальчиков – страх кастрации, у девочек – комплекс кастрации.Благоприятный исход: идентификация с эдиповым соперником.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.92 (0.097 с.)