Виды речевой деят-сти и их особен-ти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды речевой деят-сти и их особен-ти



В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю.

Внешняя речь включает устную (диало­гическую и монологическую) и письменную. Диалог— это непосредственное общение двух или нескольких человек.

Диалогическая речь — это речь поддер­живаемая. В ходе ее собеседник ставит уточ­няющие вопросы/ подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориенти­ровать ее).

Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность.

Монологическая речь — длительное, пос­ледовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также раз­вивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: активное, экспресивно-мимическое и жестовое воздействие ока­зывает выступающий.

Письменная речь представляет собой раз­новидность монологической речи. Ока более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих пред­ложение знаков препинания.

Внутренняя речь — это особый вид рече­вой деятельности. Для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность, а с другой — отсутствие не­доразумений при восприятии ситуации. Мож­но сказать, что внутренняя речь чрезвычай­но ситуативна (в этом она близка к диалоги­ческой) и формируется на основе внешней речи.

Информативность речи зависит прежде всего от ценности сообщаемых в ней фактов и от способности ее автора к сообщению.

 

 

В-8. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О ПАМЯТИ, и егоФИЗИОЛ-ИЕ ОСНОВЫ ПАМЯТИ            

Все, что происходит в нашей психике, в каком-то смысле в ней и остается. Иногда - навсегда. Остается как «след» прошедшего, образ Повторно вос­принимаемое и переживаемое осознается именно как повторение «известного» Память - это прежде всего накопление, закрепление, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта, то есть все­го, что с ним произошло. Память - это способ сущест­вования психики во времени, удержание прошлого. Существует три главных процесса, синтез которых об­разует память как целостное функциональное образо­вание психики. Первый - запоминание (анализ и иден­тификация различных характеристик поступающей ин­формации, ее кодирование) Второй - хранение (орга­низация и удержание информации). Забывание - ис­чезновение из памяти Эти два процесса, противопо­ложные по характеру, представляют разные характе­ристики одного процесса Забывание - весьма целесо­образный и необходимый процесс и не всегда должен оцениваться отрицательно. Забывание дает возмож­ность мозгу избавляться от избыточной информации. Но человек часто забывает то, что ему нужно и важно помнить. Сохранение - это борьба с забыванием нуж­ного, полезного. Третий - воспроизведение, непроиз­вольное или произвольное (процесс появления в соз­нании ранее воспринятых мыслей, в основе лежит оживление следов, возникновение в них возбуждений). Это основная функция памяти, дает человеку возмож­ность использовать данные своего опыта. Формы вос­произведения: узнавание (возникает при повторном восприятии объекта); воспоминание (осуществляется при отсутствии восприятия объекта); припоминание -наиболее активная форма. В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы или явления, связанные в действительно­сти, связываются и в памяти человека. Встретившись с одним из этих предметов, мы можем по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним. Запомнить что-то -значит связать запоминание с уже известным, образо­вать ассоциацию. С физиологической точки зрения, ассоциации представляет собой временную ' связь Различают два рода ассоциаций: простые и сложные К простым относятся 3 вида ассоциаций: пpoстые и сложные К простым относят три вида ассоциации смежности, по сходству и по контрасту. Ассоциации по смежности объединяют два явления, связанных во времени или пространстве. а ссоциации по сходству связывают два явлениях имеющих сходные черты: при упоминании об одном из '. них вспоминается другое. Ассоциации опираются на сходство нервных связей, которые вызываются в мозге двумя объектами. Ассоциации по контрасту связывают два противо­положных явления Этому благоприятствует то, что в практической деятельности эти противоположные объ­екты (здоровье и болезнь и т.п.) обычно сопоставляют­ся и сравниваются, что и приводит к образованию со­ответствующих нервных связей.

Существуют сложные ассоциации - смысловые. В них связываются два явления, которые и в действи­тельности постоянно связаны (причина и следствие, и т.п.). Эти ассоциации являются основой наших знаний. Физиологическая основа памяти; нервная ткань из­меняется под действием раздражителей, сохраняет в себе следы нервного возбуждения. Следы - опреде­ленные электрохимические и биохимические измене­ния в нейронах. Эти следы могут при определенных условиях оживляться, те в них возникает процесс воз­буждения в отсутствие раздражителя, вызванные ука­занные изменения. Образование и сохранение вре­менных связей, их угасание и оживление представляют собой физиологическую основу ассоциаций.

В настоящее время нет единой теории механизмов памяти. Более убедительна нейронная теория: нейро­ны образуют цепи, по которым циркулируют биотоки. Под влиянием биотоков происходят изменения в мес­тах соединений нервных клеток, что облегчает после­дующее прохождение биотоков по этим путям. Различ­ный характер цепей нейронов и соответствует той или иной закрепленной информации. Другая теория памя­ти, молекулярная, считает, что под влиянием биотоков в протоплазме нейронов образуются особые белковые молекулы, на которых "записывается" поступающая в мозг информация

ВИДЫ ПАМЯТИ

В соответствии с типом запоминаемого материала выделяют четыре вида памяти Генетически первичной считают двигательную память, то есть способность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций. Затем формируется об­разная память, то есть возможность сохранять и в дальнейшем использовать данные нашего воспри­ятия. В зависимости от того, какой анализатор при­нимал наибольшее участие в формировании об­раза, можно говорить о пяти подвидах образной па­мяти: зрительной, слуховой, осязательной, обоня­тельной и вкусовой Психика человека ориентиро­вана прежде всего на зрительную и слуховую па­мять, отличающихся у него большой дифференциа­цией.

Практически одновременно с двигательной фор­мируется эмоциональная память - запечатление пережитых нами чувств, собственных эмоциональ­ных состояний и аффектов (память страха, стыда, слепой ярости). Высшим видом памяти, присущим только человеку, считается вербальная (иногда на­зываемая словесно-логической или семантической) память. С ее помощью образуется информацион­ная база человеческого интеллекта, осуществляет­ся большинство мыслительных действий (чтение, счет). Семантическая память как продукт культуры включает в себя формы мышления, способы позна­ния и анализа, основные грамматические правила родного языка.

По степени волевого процесса запоминания и воспроизводства различают непроизвольную (мы иногда и не хотим, а запоминаем) и произвольную память (информация запоминается це­ленаправленно, с помощью специальных приемов). Но волевое усилие не гарантирует успеха, мы часто забываем именно то, что и боялись забыть. Непроизвольная память сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.

Эффективность произвольной памяти зависит.

1. От целей запоминания (насколько прочно, дол­го человек хочет запомнить).

2. От приемов заучивания. Приемы заучивания:

а) механическое дословное многократное повто­рение — работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие Механи­ческая память— это память, основанная на повто­рении материала без его осмысления;

б) логический пересказ, который включает: логи­ческое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов ин­формации, пересказ своими словами — логическая память (смысловая) — вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысло­вых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше механической;

в) образные приемы запоминания (перевод ин­формации в образы, графики, схемы, картинки) — образная память;

г) мнемотехнические приемы запоминания (спе­циальные приемы для облегчения запоминания).

Память избирательна, которая заметна при не­произвольном запоминании. Успех произвольного запоминания зависит во многом от соответствия ха­рактера запоминаемого установкам нашего воспри­ятия.Наиболее загадочными являются механизмы ге­нетической памяти, с помощью которой происходит наследственно обусловленная регуляция психиче­ских реакций и действий человека, связанных с врожденными инстинктами самосохранения и раз­множения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.0.24 (0.007 с.)