В-9. Психол-ая сущность программ-ого обучения.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В-9. Психол-ая сущность программ-ого обучения.



Возн-ние программ-ого обучения связано с именем Б.Ф. Скиннера, который в 1954 г. призвал пед-общественность повысить эффек-ость преподава­ния за счет управления этим процессом. Категория управления рассматривается в качестве центральной для программирова­ния; «Истинная проблема закл-ся в том, чтобы на всех ступенях образования обучение было с хорошим управлением, включая и нач-ую щколу и даже ДОУ. В основе программ-го обуч-я лежат общие и частные дидакт-ие принципы последе-сти, доступности, системат-сти, самост-сти. Эти принципы реализуются в ходе вып-ия гл-го Эл-та программ-го обу-ия – обучающей программы, представ-ей собой упорядоченную послед-сть задач. Для программ-го обуч-ия сущест-но наличие программ-го учебника. В этом обучении в опред-ой мере реализуется инд-ый подход как учет хар-ра освения обучающимся программы. Однако главным остается то, что процесс усвоения, выработки умения управляется программой.Различают 3 осн-формы программирования: линейное, разветвленное и смешанное. В основе линейной, по Б.В. Скиннеру, лежит бихевиористское поним-ие научения как установления связи между стимулом и реакцией.Прав-ый шаг в этой форме обуч-я подкрепляется, что служит сигналом к дальнейшему выпо-ию программы. Как свид-ет В. Окон, линейная программа, в понимании Скиннера, харак-ся след-м: 1)дид-кий материал делится на незнач-ые до­зы, называемые шагами (steps), которые уч-ся преодолева­ют отн-но легко, шаг за шагом (step by step);2)вопросы или пробелы, содер-еся в отд-ых рамках (frame) программы, не д.б.очень трудными, чтобы уча­щиеся не потеряли интереса к работе;3)уч-ся сами дают ответы на вопросы и заполняют про­белы, привлекая для этого необх-ую инф-ию;4)в ходе обучения уч-ся сразу же информируют, пра­вильны или ошибочны их ответы;5)все обуч-ся проходят по очереди все рамки про­граммы, но каждый делает это в удобном для него темпе; 6)знач-ое в начале программы число указаний, облег­чающих получение ответа, постепенно огран-ся; 7)во избежание мех-ого запом-ия инф-ции од­на и та же мысль повторяется в различных вариантах в несколь­ких рамках программы.Разветвленное программ-ие (Н. Кроудер) отл-ся от линейного множест-ью (и многократностью) выбора ша­га. Оно ориентировано не столько на безошибочность д-ия, сколько на уяснение учителем (да и самим обуч-ся) при­чины, к-ая м. вызвать ошибку. Соответственно разветв­ленное программ-ие требует умст-ого усилия от обуча­ющегося, по сути, оно является «управ-ем процессом мыш­ления» (В. Оконь). Подтверждением прав-сти ответа явля­ется в этой форме программ-ия обратная связь, а не толь­ко полож-ое подкрепление (по закону эффекта). Разветв­ленная программа м. представлять собой большой текст, содер-ий много ответов на вопрос к нему. Предлагаемые в «рамках» развернутые ответы либо здесь же оцениваются как прав-ые, либо отклоняются, и в том и в другом случае сопро­вождаясь полной аргументацией. Если ответ неправилен, то об-муся предлагается вернуться к исходному тексту, подумать и найти другое решение. Если ответ прав-ый, то далее пред­лагаются уже по тексту ответа следующие вопросы и т.д. Как от­мечает В. Оконь, вопросы, в понимании Кроудера, имеют целью:а) проверку того, знает ли учащийся материал, содерж-йся в данной рамке б) в случае отриц-ого ответа отсылку учащегося к ко­ординирующим и соот-но обосновывающим ответ рамкам;в) закрепление основной инф-ции с помощью рац-ных упр-ий;г) увел-ие усилий уч-ося и одновременную ликвида­цию мех-ого обучения через многократное повторение инф-ии;д) форм-ие требуемой мотивации учащегося. Развеет-ная программа полнее, чем линейная, учитываетособенности научения ч-ка (мотивацию, осмысл-сть, влияние темпа продвижения). Смешанное программ-ие и другие его формы в целом близки к рассмотр-ми выше.

Т.О.,Програм-ное обучение в конце 60-х и начале 70-х годов получило новое развитие в работах Л.Н. Ланды, ко­торый предложил алгоритмизировать этот процесс.

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.16.13 (0.024 с.)