В-19.Педобщ-ие(ПО):сущность, ф-ции, стр-ра



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В-19.Педобщ-ие(ПО):сущность, ф-ции, стр-ра



ПО.есть форма учебного взаимод-ия, сотруд-тва учителя и учеников. Это — аксиально-ре-тиальное, личностно и социально ориентир-ное взаимодейст­вие. ПО.одновременно реализует комм-ую, перцептивную и интер-ную функции, используя при этом всю сов-сть вербальных, изоб-ных, сим­вол-их и кинетических средств.

Функционально — это контактное (дистантное), инфор-ное, побудительное, координационное взаимод-ие, устанав-щее отнош-я всех субъектов образ-ого процесса ПО. Харак-ется по меньшей мере трой­ной направл-тью: на само учебное взаимод-ие, на обу­чающихся (их актуальное состояние, перспективные линии раз­вития) и на предмет освоения.

ПО.определяется и трой­ной ориент-остью его субъектов: личностной, социальной и предметной. Учитель, работая с одним обуч-ся над освоением какого-либо учебного материала, всегда ориентирует его результат на всех присутствующих в классе, и на­оборот, работая с классом, т.е. фронтально, воздействует на каждого обуч-ся.

Специфика ПО.Второе качество ПО.обусл-ется пре­жде всего его обучающей ф-цией, которая включает в себя вос­пит-ую ф-ию, поскольку образ-ый процесс, как уже отмечалось, имеет воспит-щий и разв-ий ха­р-р. обучающая функция ПО.является ведущей, она не са­модовлеющая: это органичная часть многостороннего взаимод-я учителя — учеников, учеников между собой. Не менее существена и отмеченная К. Роджерсом функция об­легчения, фасилитации общения, являющаяся также общей для этих видов взаимодействия. Заинтер-ость педагога в успехе ученика, благожела-ая, поддержи­вающая контакт атмосфера общения облегчает пед-вза­имод-ие, способствует самоактуализации ученика и его дальнейшему развитию. Таким образом, говоря о ПО., отметим наличие в нем наряду с обуч-ей, воспит-ей и фасили-ой ф-ии.

Связь разных сторон (функций) общения, их динамика наи­более явно прослеживаются в уровневой схеме общения, пред­ложенной Я. Яноушеком. На первом уровне этой схемы комм-ция представляет собой прежде всего передачу и при­нятие инф-ии, ее кодирование и декодирование, осуществ­ляющие выравнивание различий, имеющихся в исходной инфор­мированности вступивших в контакт индивидов. Комм-ция приобретает явно взаимный характер на втором уровне, где она представляет собой взаимную переда­чу и принятие значений участниками. На этом уровне комм-ия непосредственно связана с их совместной деятельностью по решению общей задачи, которая ведет к некоторой дифферен циации функций не только в деятельности, но и в связанной с ней коммуникации. На третьем уровне на передний план выступает то, что для коммуникации наиболее существенно, а именно: стремление по­нять установки и взгляды друг друга, прислушаться к мнению других, даже когда с ним не соглашаются и т.д. В этом случае комм-ция направлена на форм-ние общей оценки до­стигнутых результатов, вкладов отд-ых участников. Функц-ной единицей общения является коммуникатив­ная задача, которая функционирует внутри комм-ого акта.

По опред-ию М.И. Лисиной, задача общения (или ком­м-ная задача) — это та цель, на достижение которой в дан­ных условиях направлены разнообразные действия, совершае­мые в процессе общения.

С позиции говорящего (например, с позиции учителя) могут быть выделены след-ие группы коммун-ных задач: 1) передача (сообщение) инф-ции, 2) затребование, запрос ин­формации, 3) побуждение к действию (вербальному или невер­бальному) и 4) выражение отношения к вербальному или невер­бальному действию партнера ПО. (в рассма­триваемом случае — ученика). Комму-ные задачи каж­дой из этих групп решаются посредством множества речевых дей­ствий.

Исслед-ми выделены 4гр.ф-ий (с их внутригрупповой детализацией): 1) стимулиру­ющие; 2) реагирующие, которые включают: а) оценочные и б) корригирующие; 3) контролирующие; 4) организующие, ко­торые включают а) направляющие внимание учащегося на вос­приятие, запоминание и воспроизведение, б) обеспечивающие го­товность учащегося к предстоящей работе с текстом, картинкой, фильмом и т.д., в) указывающие на последовательность и каче-' ство выполнения заданий, инструкций, г) организующие хоро­вую, парную, групповую, инд-ую работу на уроке, д) регулирующие порядок, дисциплину учащегося на уроке (С.Я. Ромашина).

Чаще всего используемые учителями (например, на уроках инос-ого языка) комм-ые задачи (вопрос, побуж­дение, объяснение, рассказ, сообщение, одобрение/неодобрение)

Опираясь на концепцию А. Н. Леонтьева и его анализ общения как деятельности и обозначая его как "комм-ую деят-ть", рассмотрим ее основные структурные компоненты. Итак, предмет общения — это другой человек, партнер по общению |К субъект; потребность в общении — это стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью — к самопознанию, самооценке; комм-ые мотивы — это то, ради чего предпринимается; д-ия общения-это единицы комм-ной деят-сти, целостный акт, адресованный другому человеку, задачи общения-это та цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения; средства общения — это те операции, с помощью которых осущ-тся действия общения; продукт общения — это образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения.

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.223.30 (0.005 с.)