Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В-8. Мотивация (М) и учебные мотивы: виды, уровни, качество
М яв-ся одной из фунд-ых проблем как отеч-ой, так и заруб-ой психологии. Ее значимость для разработки совр-ной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его дея-сти, поведения. В самом общем плане мотив — это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо дей-я, включенного в определяемую этим мотивом Дея-сть. Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусл-ет множес-ость подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, М. Аргайл, В.Г. Асеев, Дж. Аткинсон, Л.И. Божович, К. Левин). Существенно подчеркнуть, что основным методол-им принципом, определяющим исследования мотив-ой сферы в отечественной психологии, яв-ся положение о единстве динамической (энергетической) и содержательно-смысловой сторон М. Активная разработка этого принципа связана с иссл-ием таких проблем, как система отношений человека (В.Н. Мясищев), соотношение смысла и значения (А.Н. Леонтьев), интеграция побуждений и их смысловой контекст (С.Л. Рубинштейн), направленность личности и динамика поведения (Л.И. Божович, В.Э. Чудновский), ориентировка в деятельности (П.Я. Гальперин). В отече-ой психологии М рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеят-ти человека — его поведения, деят-ти. Высшим уровнем этой регуляции является сознательно-волевой.В контексте теории деят-сти А.Н. Леонтьева термин «мотив» употребляется не для «обозначения переживания потребности, но как означающий то объективное, в чем эта потребность конкретизируется в данных условиях и на что направляется деят-ть, как на побуждающее ее». Наиболее полным является определение мотива, предложенное одним из ведущих исслед-ей этой проблемы — Л.И. Божович. Согласно Л.И. Божович, мотив — это то, ради чего осущ-ся деят-ть, «в качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания. Словом, все то, в чем нашла свое воплощение потребность». Самым широким является понятие мотив-ой сферы, включающее и аффективную, и волевую сферу личности (Л.С. Выготский), переживание удовлетворения потребности. В общепсихол-ом контексте мотивация представляет собой сложное объединение, «сплав» движущих сил поведения.
Мотивационная сфера или М в широком смысле слова с этой т.зр. понимается как стержень личности, к которому «стягиваются» такие ее свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества. Структура мотивации При изучении мотивации (В.Г. Асеев, Дж. Аткинсон, Л.И. Бо-жович, Б.И. Додонов, А. Маслоу, Е.К. Савонько) продуктивным является представление о ней как о сложной системе, в которую включены определенные иерархизированные структуры. При этом структура понимается как относительно устойчивое единство элементов, их отношений и целостности объекта, как инвариант системы. Существенным для исследования структуры мотивации оказалось выделение Б.И. Додоновым ее четырех структурных компонентов: удовольствия от самой деятельности. Первый структурный компонент условно назван «гедонической» составляющей мотивации, остальные три — ее целевыми составляющими. Вместе с тем первый и второй выявляют направ-сть, ориентацию на саму деятельность (ее процесс и результат), являясь внутр-ми по отношению к ней, а третий и четвертый фиксируют внешние (отрицательные и полож-ые по отношению к деятельности) факторы воздействия. Основание класс-ции мотивации (мотивов) Общее системное представление мотив-ной сферы человека позволяет исслед-ям классиф-ать мотивы. Как известно, в общей псих-гии виды мотивов (мотивации) поведения (деятельности) разграничиваются по разным основаниям. В качестве таковых выступают: а) характер участия в деят-ти (понимаемые, знаемые и реально действующие мотивы, по А.Н. Леонтьеву); б) время (протяженность) обусловливания деят-ти (далекая — короткая мотивация, по Б.Ф. Ломову); в) социальная значимость (социальные — узколичные, по П.М. Якобсону); г) факт их включенности в саму деят-сть или нахождения вне ее (широкие социальные мотивы и узколичные мотивы, по Л.И. Божович); д) опред-ый вид деят-сти, например учебная мотивация. В качестве классиф-ных основ м. рассматриваться и схемы X. Мюррея, М. Аргайла, А. Маслоу и др. П.М. Якобсону принадлежит заслуга разграничения мотивов по характеру общения (деловые, эмоциональные).
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.168.56 (0.004 с.) |