В-8. Мотивация (М) и учебные мотивы: виды, уровни, качество 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В-8. Мотивация (М) и учебные мотивы: виды, уровни, качество



М яв-ся одной из фунд-ых проблем как отеч-ой, так и заруб-ой психологии. Ее значи­мость для разработки совр-ной психологии связана с анали­зом источников активности человека, побудительных сил его де­я-сти, поведения. В са­мом общем плане мотив — это то, что определяет, стимулиру­ет, побуждает человека к совершению какого-либо дей-я, включенного в определяемую этим мотивом Дея-сть. Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусл-ет множес-ость подходов к пониманию ее сущности, при­роды, структуры, а также к методам ее изучения (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, М. Аргайл, В.Г. Асеев, Дж. Аткинсон, Л.И. Божович, К. Левин). Существенно подчеркнуть, что ос­новным методол-им принципом, определяющим исследо­вания мотив-ой сферы в отечественной психологии, яв-ся положение о единстве динамической (энергетической) и со­держательно-смысловой сторон М. Активная разработ­ка этого принципа связана с иссл-ием таких проблем, как система отношений человека (В.Н. Мясищев), соотношение смыс­ла и значения (А.Н. Леонтьев), интеграция побуждений и их смыс­ловой контекст (С.Л. Рубинштейн), направленность личности и динамика поведения (Л.И. Божович, В.Э. Чудновский), ориен­тировка в деятельности (П.Я. Гальперин). В отече-ой психологии М рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеят-ти челове­ка — его поведения, деят-ти. Высшим уровнем этой регуля­ции является сознательно-волевой.В контексте теории деят-сти А.Н. Ле­онтьева термин «мотив» употребляется не для «обозначения пе­реживания потребности, но как означающий то объективное, в чем эта потребность конкретизируется в данных условиях и на что направляется деят-ть, как на побуждающее ее». Наиболее полным является определение мотива, предложен­ное одним из ведущих исслед-ей этой проблемы — Л.И. Бо­жович. Согласно Л.И. Божович, мотив — это то, ради чего осу­щ-ся деят-ть, «в качестве мотива могут высту­пать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания. Словом, все то, в чем нашла свое воплощение потребность». Самым широким является понятие мотив-ой сферы, вклю­чающее и аффективную, и волевую сферу личности (Л.С. Выгот­ский), переживание удовлетворения потребности. В общепсихо­л-ом контексте мотивация представляет собой сложное объ­единение, «сплав» движущих сил поведения.

Мотивационная сфера или М в широком смыс­ле слова с этой т.зр. понимается как стержень личнос­ти, к которому «стягиваются» такие ее свойства, как направлен­ность, ценностные ориентации, установки, социальные ожида­ния, притязания, эмоции, волевые качества.

Структура мотивации При изучении мотивации (В.Г. Асеев, Дж. Аткинсон, Л.И. Бо-жович, Б.И. Додонов, А. Маслоу, Е.К. Савонько) продуктивным является представление о ней как о сложной системе, в которую включены определенные иерархизированные структуры. При этом структура понимается как относительно устойчивое единство элементов, их отношений и целостности объекта, как инвариант системы.

Существенным для исследования структуры мотивации ока­залось выделение Б.И. Додоновым ее четырех структурных ком­понентов: удовольствия от самой деятельности.

Первый структурный компонент условно назван «гедонической» составляющей мотивации, остальные три — ее целевыми составляющими. Вместе с тем первый и вто­рой выявляют направ-сть, ориентацию на саму деятельность (ее процесс и результат), являясь внутр-ми по отношению к ней, а третий и четвертый фиксируют внешние (отрицатель­ные и полож-ые по отношению к деятельности) факторы воздействия.

Основание класс-ции мотивации (мотивов)

Общее системное представление мотив-ной сферы чело­века позволяет исслед-ям классиф-ать мотивы. Как известно, в общей псих-гии виды мотивов (мотивации) пове­дения (деятельности) разграничиваются по разным основаниям. В качестве таковых выступают: а) характер участия в деят-ти (понимаемые, знаемые и реально действующие мотивы, по А.Н. Леонтьеву); б) время (протяженность) обусловливания де­ят-ти (далекая — короткая мотивация, по Б.Ф. Ломову); в) социальная значимость (социальные — узколичные, по П.М. Якобсону); г) факт их включенности в саму деят-сть или нахождения вне ее (широкие социальные мотивы и узколич­ные мотивы, по Л.И. Божович); д) опред-ый вид деят-сти, например учебная мотивация.

В качестве классиф-ных основ м. рассматривать­ся и схемы X. Мюррея, М. Аргайла, А. Маслоу и др. П.М. Якоб­сону принадлежит заслуга разграничения мотивов по характе­ру общения (деловые, эмоциональные).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.168.56 (0.004 с.)