Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

АКТЁРЫ: М.Чехов, Комиссаржевская

Поиск

БАЛЕТ: Русские Дягилевские Сезоны в Париже: русские хореографы (Дж.Баланчин, М.Фокин), балерины и …(А.Павлова, Корсавина, В.Нижинский), сценография, костюмы….(А.Бенуа, Л.Бакст, Н.Рерих, А.Головин, А.Матисс, П.Пикассо), с музыкой И.Стравинского, Кл.Дебюсси (не закончена «Рапсодия для саксофона»1903-1905гг.);

СССР (после 1917г.) ИДЕОЛОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВ

ВОКАЛ: И.Козловский, С.Лемешев, Л.Зыкина, О.Воронец,

БАЛЕТ: Г.Уланова, М.Плисецкая, К.Сергеев, Лепешинская, Е.Максимова, В.Васильев

АКТЁРЫ ТЕАТРА и КИНО: Н.Черкасов, Л.Орлова, Самойлов, Серова, Ларионова, Э.Быстрицкая, М.Ульянов, А.Миронов, Названов, Абрикосов, И.Ильинский, М.Бернес, Андреев, П.Кадочников, Т.Пельтцер

Татьяна Ивановна Пельтцер

(1904-1992) Была заядлой курильщицей, предпочитала сигареты «Marlboro». Обожала преферанс. Многие отмечают, что Татьяна Ивановна была очень темпераментным игроком, была готова играть всегда, даже на последние деньги, очень строго подходила к выбору партнёра по игре, такой чести удостаивались только уважаемые ею люди.[2]

Актёрскому мастерству Татьяна училась у своего отца, который ставил её первые спектакли. На сцену она впервые вышла в девять лет в спектакле «Камо грядеши» по Г. Сенкевичу в роли Авдия, в труппеН. Н. Синельникова в Екатеринославле. Её путь на сцену не был лёгким: актрисой она стала без актёрского образования. С 1916 года — «актриса по найму» в антрепризе Н. Н. Синельникова.

В 1923 году была принята в труппу Театра МГСПС (ныне Театр имени Моссовета), но вскоре исключена с формулировкой «за профнепригодность» и некоторое время она подрабатывала машинисткой.

В 1927 году Татьяна Пельтцер вышла замуж за молодого немецкого коммуниста и философа Ганса Тейблера и в 1930 году уехала с мужем в Берлин, где работала машинисткой в торговом представительстве СССР. Известный режиссёрЭрвин Пискатор, узнав, что молодая жена Ганса Татьяна Тейблер — театральная актриса, пригласил её в свою постановку «Инги» (поА. Г. Глебову). Благополучная, обеспеченная жизнь вне России оказалась всё же не для неё. Несмотря на отсутствие бытовых трудностей, языкового барьера, Пельтцер развелась с мужем и вернулась в Москву, где вернула себе фамилию Пельтцер; но хорошие отношения они с Гансом поддерживали всю оставшуюся жизнь.

В 1931 году вновь стала актрисой Театра имени Моссовета.

С 1936 года — актриса Ярославского драматического театра имени Ф. Г. Волкова; с 1937 года — Московского областного колхозно-совхозного театра в Москве.

В 1938 году вернулась в Театр имени Моссовета.

С 1940 года Татьяна Пельтцер служила в Московском театре миниатюр, где наконец раскрылся её талант. Она играла почти всё — скетчи, сценки, вела концерты, заявила о себе как острохарактерная актриса в ролях банщиц, молочниц, нянек и т. д. Много позже, когда Пельтцер уже служила в «Ленкоме», М. А. Захаров в одном из интервью, говоря об актёрах, которые вокруг себя на сцене создают особую ауру, способны захватить и «держать зал», как Михаил Чехов, заметил:

В 1947 — 1977 годах Татьяна Пельтцер служила в Московском театре Сатиры.

Настоящая, всенародная известность пришла с выходом экранизации киноверсии спектакля Театра Сатиры«Свадьба с приданым», поставленного Б. И. Равенских. После роли в фильме «Солдат Иван Бровкин» она получила эпитет «мать русского солдата», и в следующем фильме о Бровкине её роль переписывается специально, чтобы стать одной из основных в фильме.

В феврале 1977 года Пельтцер, после скандала с главным режиссёром театра Валентином Плучеком, перешла вТеатр им. Ленинского комсомола. Переход был связан с Марком Захаровым, именно в его спектаклях, поставленных в Театре Сатиры, она «создавала поле», «держала зал». В Ленкоме актриса работала почти до самого последнего дня своей жизни.

Один из последних спектаклей с участием Пельтцер — «Поминальная молитва», где актриса играла практически без слов (сказывалась ужасная для актёра болезнь — потеря памяти), а реплики за неё говорил Александр Абдулов. Несмотря на это, публика её обожала. Каждый выход Татьяны Ивановны на сцену сопровождался овациями и продолжительными аплодисментами зрительного зала.

Умерла 16 июля 1992 года, после инфаркта и пневмонии. Хоронили Татьяну Ивановну в закрытом гробу. Уже после смерти стало известно, что пациенты клиники её жестоко били.[3]

Александр Ширвиндт родился в Москве 19 июля 1934 года в еврейской семье скрипача, музыкального педагога Анатолия Густавовича (Теодора Гдальевича) Ширвиндта (1896, Одесса — 1961, Москва) и редактора Московской филармонии Раисы Самойловны Ширвиндт (1896, Одесса — 1985, Москва)[2]. Отец играл в оркестре Большого театра, затем преподавал в Музыкальном техникуме имени А. А. Ярошевского; дед, Густав (Гдалья) Моисеевич Ширвиндт (выпускник Виленской 1-й гимназии 1881 года), был врачом[3][4][5].

В 1956 году окончил Театральное училище им. Б. В. Щукина (курс Веры Константиновны Львовой) и был принят в труппу Театра-студии киноактёра[6]. В том же году сыграл свою первую роль в кино — эстрадный певец Вадим Степанович Ухов в фильме «Она вас любит!» (реж. Семён Деревянский и Рафаил Суслович).

Детские воспоминания А.А. Ширвиндта неразрывно связаны с театром. В доме родителей часто бывали выдающиеся деятели искусства, мастера сцены и эстрады: А. Яхонтов, Я. Флиер, Д. Журавлев, В. Качалов, Р. Плятт, Р. Зеленая, Л. Утесов... Театр заполнял весь мир его детства, и неудивительно, что уже в школе Александр твердо решил, что станет актером, много играл в самодеятельном театре.

Окончив училище с отличием, в 1956 году А.А. Ширвиндт был принят в Театр имени Ленинского комсомола, которым в то время руководили С.В. Гиацинтова и С.Г. Бирман. Помимо них в театре было целое созвездие прекрасных актеров, как "старых мастеров" (Соловьев, Вовси, Пелевин, Всеволодов, Шатов, Брагин), так и молодых талантов (В. Ларионов, М. Лифанова, Л. Лосев, Леонид и Римма Марковы, Г. Карнович-Валуа). Александр Ширвиндт дебютировал на сцене театра в роли Белого офицера в спектакле по пьесе Вс. Вишневского "Первая Конная", который поставил Б.Н. Норд. Потом были работы в спектаклях "Товарищи-романтики" М. Соболя, "До свидания, мальчики!" Б. Балтера, "Колесо счастья" Тур, "Вам 22, старики!" Э. Радзинского, "Когда цветет акация" Н. Винникова, "Чемодан с наклейками" Д. Угрюмова, "Центр нападения умрет на заре" А. Куссани, "О Лермонтове" О. Ремеза и Т. Чеботаревской, "Святая Иоанна" Б. Шоу. Однако основной успех молодому актеру принесли роли в спектаклях, поставленных А.В. Эфросом, который возглавил театр в 1964 году. Это Тригорин в "Чайке" А.П. Чехова, Людовик в "Мольере" М.А. Булгакова, Гудериан в "Каждому свое" С. Алешина, Феликс в "104 страницах про любовь" и кинорежиссер Нечаев в "Снимается кино" Э. Радзинского. Последняя роль занимает особое место в творчестве А.А. Ширвиндта. В созданном им образе кинорежиссера Нечаева "аккумулировались все приметы времени с их двойственностью и неопределенностью, толкавшими художника на путь бесконечных компромиссов и в жизни, и в искусстве" (Б. Поюровский). Всего на сцене Театра имени Ленинского комсомола А.А. Ширвиндт сыграл более 30 ролей.

За время работы с А. Эфросом Александр Ширвиндт превратился в зрелого мастера. В 1968 году вслед за А. Эфросом он оказался в Московском драматическом театре на Малой Бронной, куда также перешли актеры М. Державин, Л. Круглый, Л. Каневский, О. Яковлева, Д. Дорлиак, А. Дмитриева, Л. Дуров, И. Кириченко, В. Лакирев. В театре на Малой Бронной Александр Ширвиндтпроработал 2 года, сыграл в спектаклях "Счастливые дни несчастливого человека" А. Арбузова, "Ромео и Джульетта" и других.

Еще в студенческие годы Александр Ширвиндт занялся "капустниками" Позднее, работая в Театре имени Ленинского комсомола, он совместно с актерами М. Державиным, Л. Лосевым, А. Адоскиным, В. Богачевым, В. Ларионовым, Л. Сатановским, Э. Буровой, М. Менглет, Н. Палладиной начал организовывать и проводить такого рода творческие собрания в Доме актера. Они имели грандиозный успех у зрителей: спектакли шли по два раза в день, но зал все равно не мог вместить всех желающих. Это был настоящий сатирический театр миниатюр, в котором высмеивались фальшь, показуха, головотяпство, невежество, на которые в то время не смели поднять руку профессиональные театры, кинематограф, литература и когда любая, самая робкая критика немедленно расценивалась как клевета, попытка опорочить существующий строй. Каждая новая программа после премьеры в Москве обязательно показывалась в Ленинграде.

"Капустники" сразу же принесли Александру Ширвиндту признание публики во многом благодаря его "редчайшей способности объединять людей, создавать атмосферу добра и веселья" (Б. Поюровский). Причем он был не только исполнителем и режиссером, но и автором (или соавтором) всех программ. Огромное количество "капустных" номеров было придумано вместе с Гр. Гориным и А. Аркановым. Любовь к этому виду творчества А.А. Ширвиндт сохранил по сей день.

Уже в те далекие годы А. Ширвиндт принимал участие в организации и проведении юбилеев многих замечательных деятелей искусства, в том числе Р. Плятта и Л. Утесова.

С 1970 года и по настоящее время А.А. Ширвиндт работает в Московском театре сатиры, где сыграл более 30 ролей. Он поставил немало спектаклей как режиссер, а в декабре 2000 года назначен художественным руководителем этого прославленного театра.

Первой ролью А.А. Ширвиндта в Театре сатиры стал граф Альмавива в знаменитой постановке В.Н. Плучека "Безумный день, или Женитьба Фигаро" Бомарше (1970). Эта роль - одна из лучших в репертуаре актера. Среди других спектаклей, в которых сыграл А.А. Ширвиндт, - "Гурий Львович Синичкин" В. Дыховичного, М. Слободского, В. Масса и М. Червинского(Он, Родион, 1970), "Обыкновенное чудо" Е. Шварца (Министр-администратор, 1971), "Ревизор" Н. Гоголя (Добчинский, 1972), "Таблетку под язык" А. Макаенка (Ломтев, 1972), "Чудак-человек" В. Азерникова (Заводское руководство, 1973), "Маленькие комедии большого дома" А. Арканова и Гр. Горина (Отец, 1973), "Клоп" В. Маяковского (Президент репортажа, 1973), "Дом, где разбиваются сердца" Б. Шоу (Гектор, 1975), "Клеменс" К. Сая (Рыжебородый чужеземец, Старший купец, Высокая шапка, Большой начальник, 1976), "Горе от ума" А. Грибоедова (Молчалин, 1976), "Чудак" Н. Хикмета (Ахмет Рыза, 1980), "Трехгрошовая опера" Б. Брехта (Роберт Пила, 1982), "Крамнэгел" Л. Устинова (Мервин Шпиндельман, 1983), "Бремя решения" Ф. Бурлацкого (Пьер Селинджер, 1985), "Рыжая кобыла с колокольчиком" И. Друцэ (Негриш, 1986), "Поле битвы после победы принадлежит мародерам" Э. Радзинского (Михалев, 1995), "Счастливцев - Несчастливцев" Гр. Горина (Несчастливцев, 1997), "Привет от Цюрупы" Ф. Искандера (Думающий о России, 1999).

С первых дней работы в Театре сатиры А.А. Ширвиндт начал заниматься режиссурой. В 1970 году он совместно с М.А. Захаровым поставил спектакль "Проснись и пой!" по пьесе М. Дьярфаша. Позднее он нередко выступал в качестве не только режиссера, но и автора или соавтора сценария. Среди таких работ спектакли, поставленные им по сценариям, написанным в соавторстве с Гр. Гориным: "Нам - 50" (совместная постановка с М. Микаэляном, 1974) и "Концерт для театра с оркестром" (1982), а также спектакли по собственным сценариям: "Молчи, грусть, молчи..." (1985), "Спартак" (Мишулин) - "Зритель" (сборная) (1992). Всего за время работы в Театре сатиры Александр Анатольевич поставил 10 спектаклей, в том числе "Маленькие комедии большого дома" А. Арканова и Гр. Горина (совместно с А. Мироновым, 1973), "Недоросль" Д. Фонвизина (1978), "Ее превосходительство" С. Алешина (1979), "Страсти Черноморья" Ф. Искандера (1988). Во многих из своих режиссерских работ А.А. Ширвиндт был занят и в качестве исполнителя: Отец в "Маленьких комедиях большого дома", Ведущий в "Нам - 50!", Вово в "Ее превосходительство", Ведущий в "Концерте для театра с оркестром...", Лектор в "Молчи, грусть, молчи...", Зенон Айба в спектакле "Страсти Черноморья".

Александр Ширвиндт - автор и режиссер-постановщик юбилейных вечеров актеров Театра сатиры Т. Пельтцер, Г. Тусузова, В. Токарской, В. Плучека, Г. Менглета, О. Аросевой, а также вечеров, посвященных 60-, 70- и 75-летию Московского театра сатиры. Программа 60-летия театра впоследствии легла в основу поныне идущего на сцене обозрения "Молчи, грусть, молчи...".

Особое место в творчестве А.А. Ширвиндта занимает эстрада. Его тяга к этому жанру началась еще с "капустников" и вскоре переросла в профессию. Разговор со зрителем напрямую, без театральной сцены стал со временем необходимостью. "Я мечтал о хороших аудиториях и о дерзких репликах из зала, на которые я лихо, остроумно и броско отвечал бы с ходу", - признается А.А. Ширвиндт. Как автор и режиссер он работал с Тарапунькой и Штепселем, Мировым и Новицким, Л. Утесовым, а позднее с Л. Шимеловым, Л. Ашрафовой, В. Винокуром, И. Олейниковым. Именно Александр Ширвиндт придумал популярный дуэт "Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична" (В. Тонков и Б. Владимиров), которые из милой зарисовки превратились в "национальных героинь", писал эстрадные монологи для актеров В. Марецкой, М. Пуговкина, В. Санаева и многих других.

На эстраде А.А. Ширвиндт работал с Михаилом Державиным, Андреем Мироновым. Дуэт с М. Державиным возник еще в Театре имени Ленинского комсомола во время подготовки "капустников". Многие их эстрадные зарисовки популярны и актуальны по сей день.

Александр Ширвиндт много и с успехом снимался в кино. Его дебютом на экране стала роль Ухова в картине "Она вас любит" (1956). В дальнейшем он снялся в картинах: "Атаман Кодр" (1958), "Майор "Вихрь" (1959), "Приходите завтра" (1960), "Спасите утопающего" (1967), "Еще раз про любовь" (1968), "Крах" (1968), "В тринадцатом часу ночи" (1969), "Умеете ли вы жить?" (1970), "Какая у вас улыбка" (1974), "Ирония судьбы, или С легким паром!" (1975), "Небесные ласточки" (1976), "Инкогнито из Петербурга" (1977), "Трое в лодке, не считая собаки" (1979), "Мнимый больной" (1980), "Отпуск за свой счет" (1981), "Вокзал для двоих" (1982), "Принцесса цирка" (1982), "Серебряное ревю" (1982), "Нежданно-негаданно" (1983), "Аплодисменты, аплодисменты" (1984), "Герой ее романа" (1984), "Зимний вечер в Гаграх" (1985), "Самая обаятельная и привлекательная" (1985), "Миллион в брачной корзине" (1986), "Семь криков в океане" (1986), "Забытая мелодия для флейты" (1987), "Шантажист" (1987), "Безумный день, или Женитьба Фигаро" (1989), "Искусство жить в Одессе" (1989), "Бабник" (1990), "Осада Венеции" (1991), "Чокнутые" (1991), "Русский регтайм" (1993), "Простодушный" (1994), "Роковые яйца" (1995), "Привет, дуралеи!" (1996), снялся в 10 выпусках знаменитого "Фитиля" С. Михалкова.

Александр Ширвиндт - частый гость на телевидении, хотя понятие "гость" к нему подходит меньше всего. Он - везде хозяин: в студии, на экране в жизни. Александр Ширвиндт - постоянный участник целого ряда телевизионных программ. Огромной популярностью пользовались его циклы передач "Семь нас и джаз", "Терем-теремок" и особенно "Театральные встречи" из Дома актера по сценарию А. Ширвиндта и Л. Лосева - телепрограммы о М. И. Жарове, Л.О. Утесове, Н. В. Богословском. Участниками "Театральных встреч" были В. Марецкая, Р. Зеленая, М. Миронова, А. Менакер, Р. Плятт, В. Канделаки, С. Кочарян, М. Табачников, Е. Копелян, З. Шарко, С. Юрский, К. Лавров, В. Комиссаржевский, Л. Варпаховский... Александр Анатольевич принимал участие в бенефисах режиссера Гинзбурга, В. Васильевой, Л. Гурченко, Л. Голубкиной, в программе "Бенефис о бенефисах". Он сыграл роль Дон Жуана в телеспектакле А.В. Эфроса "Несколько слов в защиту господина Мольера" (1968) и роль Одноглазого шахматиста в телефильме М.А. Захарова "Двенадцать стульев". В качестве автора и режиссера он много работал и на радио. Со спектаклями и концертами объехал почти весь мир.

С 1958 года Александр Ширвиндт преподает в Высшем театральном училище имени Б.В. Щукина (с 1995 года - профессор). Среди его выпускников - А. Миронов, Н. Гундарева, С. Рябова, А. Пороховщиков, Л. Трушкин, А. Мордвинова-Гольданская, М. Голубкина, Л. Ярмольник и многие другие актеры, работающие в разных театрах страны (только в Театре сатиры их 16 человек!).

В 1993 году А.А. Ширвиндт сыграл роль Скотти в спектакле "Чествование" Б. Слэйда, поставленном его учеником - режиссером Леонидом Трушкиным на сцене Московского "Театра Антона Чехова".

Александр Анатольевич Ширвиндт - Народный артист России (1984), член Союза театральных деятелей (1961), член Союза кинематографистов (1978),



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.229 (0.009 с.)