История искусства хореографии, этапы развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История искусства хореографии, этапы развития.



- Становление действенного балета: идеи великих просветителей ХVШ столетия в области искусства танца. - Французский балетный театр ХVШ столетия – истории создания, исполнительских традиций и постановочных методов в балете «Тщетная предосторожность» Ж. Доберваля. - Особенности содержания и построения репертуара западноевропейских оперно-балетных театров на рубеже Х1Х – ХХ века.

- Роль зарубежных мастеров классического танца в становлении русского балетного театра, хореографического образования и бытовой танцевальной культуры в России. - Особенности национальных черт балетного романтизма в России в постановках И. И. Вальберха, А. П. Глушковского, И. М. Аблеца. - Русская тематика в балетах «Конёк-горбунок» и «Золотая рыбка» А. Сен-Леона и выразительные средства ее разрешения. - Роль М. Петипа в обобщении достижений классического танца Х1Х века и дальнейшего его развития. - Творческая судьба Л. Иванова: танцовщик, педагог, балетмейстер. - Значение симфонических балетных партитур П. И. Чайковского в развитии русской и мировой хореографии.

- Влияние итальянских мастеров танца на формирование исполнительских традиций русской хореографии конца Х1Хв. - Творческая, исполнительская и педагогическая деятельность ведущих артистов петербургского и московского балета конца Х1Хв. - Творческая деятельность А. Горского и ее значение для развития московского балета.

- Реформаторская деятельность М. Фокина в создании его хореографических произведений, вошедших в мировую сокровищницу хореографического искусства. - «Русские сезоны» в Париже: репертуар, исполнительские новации и сценографические принципы различных балетных сезонов в Париже.

- Идеи обновления и демократии русского балетного театра накануне Октябрьской революции.

- Новые формы сценической хореографии – танцсимфонии в творчестве Ф. Лопухова (по материалам монографий Ф. Лопухова «Шестьдесят лет в балете. Воспоминания и записи балетмейстера.», «Хореографические откровенности»).  - Значение творческой деятельности К. Голейзовского в театрах республик СССР. - История создания балета «Красный мак» как первого советского этапного балета.

- Эстетическая программа и творческий почерк балетмейстера Л. Лавровского. - Академические основы классического танца, фольклорная пластика и народно-характерный танец в творчестве В. Чабукиани как танцовщика, балетмейстера и педагога.

- Творческая деятельность ведущих балетных групп в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 г.г.

- Тенденции развития оперно-балетного театра 60 – 70 годов в СССР.

- Современный репертуар театра «Хореографические миниатюры» и состояние творческого наследия Л. Якобсона. - Творческая деятельность балетмейстера Ю. Григоровича: своеобразие его балетов. - Особенность хореографического почерка балетмейстера О. Виноградова – новое прочтение классических балетных партитур. - Основные направления творческой работы мастеров танца в балетах классического наследия в исполнительской деятельности М. Плисецкой и В. Васильева.

- Современные тенденции развития хореографического искусства в творчестве отечественных исполнителей и балетмейстров конца ХХ века. - Роль современных авторских коллективов в пропаганде, популяции и развитии хореографического искусства в России. - Современные интеграционные процессы в сфере балетного искусства и хореографического образования в развитии мирового балета. - Влияние танца модерн на дальнейшее развитие американской и западноевропейской хореографии.

- Творчество Дж. Баланчина и его влияние на современный балетный театр. - Творческий почерк, эстетические принципы, проблематика произведений ведущих современных хореографов: Р. Пети, М. Бежар, И. Киллиан, Д. Ноймайер. - Сохранение и развитие традиций неоклассицизма Дж. Баланчина в современном балетном театре США.

  - Специфические особенности хореографического искусства.

ВИД ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО

    ИСКУССТВА - ТЕАТР

 

  Театральная импровизация (актёрская импровизация) — игра актёра по созданию сценического образа, действия и создания собственного текста во время представления, не по заранее созданному сценарию. Импровизация в театральном действии зародилась в народных представлениях и достигла высочайшего уровня в народной итальянской комедии дель арте (XVI—XVIII века) и французском фарсе (XV—XVI века).

ИСТОРИЯ ТЕАТРА – (греч.«место для зрелищ») род И.особенностью которого является художественное отражение жизни посредством драматического действия, осуществляемого актёрами перед зрителями. Сочетает выразительнные средства драмы, музыки, пения, танца, живописи. Т.объединяет действенное и зрелищное начала, в результате достигается синтетизм теататрального И. Специфика Т.– в изображении актёром событий, которые как бы непосредственно происходят перед зрителем. Одной из первичных форм драм.действия является ПАНТОМИМА (получившая широкое распространение как Т. в ряде стран Востока+муз.сопров., +ритмизирован.сказ), Принцип синтетизма в ОПЕРЕ – музыка, драма, вокал, и часто танец.

Сущность носителя драматического действия в Т. - АКТЁР –перевоплощение(данные, грим, речь); но Т. – искусство коллективное: драматурга, актёра, режиссёра, художника, композитора, сценографа.

Зарождение Т. В глуб.древности.Труд.обряды, племенные игры, Мистерия Озириса в Др.Египте, Др.Восток(Индия,Китай, Бирма, Индонезия). Культура Т.Античности. Др.Греция (подъём этогоИ. в Vв.до н.э.). Драматургия Эсхила, Софокла Еврипида, Аристофана – несла идеи служ-я родине, моральн.стойкости. Эти трад-ии нашли развит. В Др.Риме: комедии нравов (Плант, Теренций), развив.зрелищн.сторона.

В Ср.Века в Зап Евр.Т.борьба реалист.демократ.тенд-ий народн.И. с религ.-мистич.идеолог-й. С XIв.появл.народн.брод.актёры – жонглёры. Во 2-ой пол. XVв. Во Франции получ.развит.демокр.жанр Т. – ФАРС.

Возрождение–Т.высокого гуманизма, воздейст.античн.драматургии(Аристотель, Гораций) в Италии, Испании, Англии. Нач.XVIв. импровиз.сатир.комедия итальянск.КОМЕДИЯ МАСОК. Идейная напрвл-тьТ.эпохи Возр-ия опред.В.Шекспир, Лопе де Вега. Созданы первые проф.труппы.

С Франции XVIIв. Т. КЛАССИЦИЗМА: П.Корнель, Ж.Расин –героич.декламация. На этом фоне тв-во Мольера связано с лучш.трад.нар.фарса, треб.от актёра глуб.изуч-ия жизни.

XVIIIв. Расцвет ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО Т.: критика общ.строя, нов.идеи. (Д.Дидро, Г.Лессинг-нем.)Р.Шеридан-англ., К.Гольдони-итал.,

Конец XVIIIв.-рост культ.потребн.шир.масс, появл.»бульварных театров»(Париж), «малых»(Нью-Йорк).

Т. XIXв. – разчарование перед.кругов рез-том бурж.рев-ии. Помимо классич.комедии и трагедии, шир.распростр.получ. «ВОДЕВИЛЬ», МЕЛОДРАМА, РОМАНТИЧЕСКАЯ ДРАМА. Актер.романтики – бурн.эмоц-ть, бунтарск.пафос, В комедии ярк.характерность. Обострен.соц против-ий в посл.десят.XIXв. – нов.проц.в Т., усилен.борьбы за идейно-содержат.передовой (Г.Ибсен-норв., Б.Шоу, Дж.Голсуорси.)

В Т.нач ХХв. получ.распростан.разл.теч-я: символ-м, экспресс-м, рожд.театры КАМЕРНЫЕ для узк.круга зрит., но для нар.масс, для борьбы за демократ-кую гуманистич.направл-сть Т. – созд-ие нар.Т,

История Театра  в России связана с древними народными обрядами и играми.

- К Х I в. относится перв.упомин. о бродяч.нар.актёрах – СКОМОРОХАХ;

- в XVI - XVII вв. происходит расцвет НАРОДНОЙ ДРАМЫ; попул-ть приобрет.Т. ПЕТРУШКИ. Представляющие древнерусский Т. родственные по образному строю русской народной поэзии были близки таким видам как: мим, ателлана, фарс;

- в XVII в. появл.школьн.Т., практика кот.способствовала возникн.письмен.драматург. на библейск. И историч.темы.(Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович). В XVII в. зарождается придворн.театр.

- В конце XVIII в. шир.распростан.КРЕПОСТНЫЕ ТЕАТРЫ. Потребность в национ.Т. опред-ла развит.русск.даматургш.в русле просвет.классицизма в сер. XVIII в. Русск.публичн.Т.перерастали в пост.государств., и пополн.участниками любит.полупроф.трупп (ярославск. Ф.Г.Волкова), друг.крупн.актёр – И.А.ДмитриевскийИнтерес ИСПОЛНИТЕЛЕЙ к раскр.душевн.мира героев, постан-ка комич.опе, бытовых комедий (Д.И.Фонвизин, И.А.Крылов).

Важн.период 1812-25гг. период общест.подъёма – драматургия в напрвл.ПРОГРЕССИВНОГО РОМАНТИЗМА. Романтики борол-сь протв трад-ий мешавших развит.национ.Т. Актёры нач. XIX в. А.С.Яковлев, Е.С.Семёнова в своём тв-ве обогащ.идейн. и эмоц.содерж-ия образов. А.С.Грибоедов, Н.В.Гоголь создали реалист.драму. В 1830-40-ыегг. Эстетика В.Г.Беллинского, А.И.Герцена способств.дальнейш. демократ-ии Т. М.С.Щепкин синтез.реал.достиж-ия предшест.периода и поднял на нов.ступень развития. Искус-во П.С.Мочалова и др.акт.-романт. проникнуто страстн.стремл-ем к свободе, верой в красоту и силу человеч.личн-ти. В русск.акт.иск-ве ХIХв. достигнуто слияние принципов переживания и перевоплощения. В 40-50-ые гг.Х1Хв.-развит.сценич.реализма: пьесы А.Н.Островского, И.С.Тургенева, А.В.Сухово-Кобылина, актёрыА.Е.Мартынов, П.М.Садовский.

В 80-90гг. приобрет.важн.знач-е новаторск.начинания в обл.режис.И.         Для театра ХIХ века были характерны громкие, полные страсти монологи, эффектные положения, подготавливающие театральные уходы, то есть эффектно завершив свою сцену актер подчеркнуто театрально удалялся вызывая рукоплескание зала. За театральными чувствами исчезали сложные жизненные переживания и раздумья. Вместо сложных реалистических характеров накапливались трафаретные сценические роли. Чиновники, управляющие «императорскими» театрами, упорно стремились превратить их в места легкого развлечения.
Два великих события в театральной жизни знаменуют собой конец Х I Х века – рождение драматургии А.П.Чехова и создание Художественного театра. В первой же пьесе Чехова «Иванов» обнаружились новые черты: отсутствие деления персонажей на героев и злодеев, неспешный ритм действия при огромной внутренней напряженности. В 1895 году Чеховым была написана большая пьеса «Чайка». Однако спектакль, поставленный по этой пьесе Александрийским театром провалился. Драматургия требовала новых сценических принципов: Чехов не мог прозвучать на сцене без режиссуры. Новаторское произведение было оценено драматургом, театральным педагогом Немировичем-Данченко, который вместе с актером режиссером Станиславским создали новый Художественный театр. Подлинное рождение Художественного театра состоялось в октябре 1898 года при осуществлении постановки чеховского «Царь Федор Иоаннович». На сцене увидели не актеров, играющих в «публику», а подлинных живых людей, говорящих между собой самым обыкновенным, не приподнятым тоном, словно у себя дома. Людей свободно двигающихся и даже поворачивающихся спиной к зрителю (что казалось особо дерзким). Душевность и простота игры, естественность полутонов и пауз трогали всех правдивостью. Причем даже те, кто играл выходные и бессловесные роли, не были манекенами, а создавали свой маленький художественный образ. Члены коллектива, создавшего спектакль, направляемые режиссерской волей, были проникнуты и спаяны единой задачей. И это создало небывалый до тех пор в русском театре ансамбль, поражавший общей согласованностью. В декабре состоялась премьера «Чайки», которая с тех пор является эмблемой театра. Постановка «Чайки» содействовала рождению знаменитой формулы: «не играть, а жить на сцене». К спектаклю Станиславский придумал мизансцены, которых никогда в театре не было. Так совместно с Чеховым создавалось то многообразие, которое во многом определило дальнейшие пути развития театра. Это требовало новой техники актерского исполнения.

 И Станиславский создает свою систему психологического реализма, направленную на воспроизведение «жизни человеческого духа». А Немирович-Данченко разрабатывает учение о «втором плане» когда за высказанным угадывается многое невысказанное.
В 1902 году на средства крупнейшего российского мецената С. Т. Морозова было выстроено известное в Москве здание Художественного театра. Станиславский признал, что «главным начинателем и создателем общественно-политической жизни» их театра был Максим Горький. В спектаклях его пьес «Трое», «Мещане», «На дне» была показана тяжелая доля рабочих и «низов общества», их права, призыв к революционной перестройке. Спектакли проходили при переполненных залах.
Дальнейший вклад в сценическую постановку горьковской драматургии связан с именем близкой революционным кругам Веры Федоровны Комиссаржевской. Изнывая от казенщины, которая душила императорскую сцену, она покинула ее и создала в Петербурге свой театр. В 1904 году здесь состоялась премьера «Дачники». Пьесы Горького стали ведущими в репертуаре театра им.Комиссаржевской.
В начале ХХ века появился новый театральный жанр. В 1908 году в Петербурге В. А. Казанским был открыт первый в России театр одноактных пьес. Театр на Литейном был третьим театром антрепренера (после «Невского фарса» и Модерна»). Афиша театра пестрила страшными названиями: «Смерть в объятиях», «На могильной плите» и так далее. Критики писали, что в театре занимались антихудожественным, раздражительным делом. Зрители валили валом. У Литейного театра был предшественник - парижский театр «сильных ощущений», во главе которого стоял создатель и автор пьес Андре де Лорд. Ему русский театр подражал от репертуара до специфических средств воздействия на публику. Но дух русской жизни не напоминал атмосферу парижских обывателей. Влечение к ужасному, отталкивающему захватывало различные слои российской публики. Через два месяца интерес к театру увял. Главная причина в том, что театр ужасов не мог состязаться с ужасами русской современности. Программы театра сильно менялись, через три года за театром закрепилось жанровое обозначение «Театр миниатюр». Количество театров миниатюр после 1910 года заметно увеличилось. Актеры, ради выгоды, переходят из драмы в театры миниатюр, многие драматические театры кое-как сводили концы с концами, а театры миниатюр росли, как грибы после дождя. Несмотря на разные названия и жанровые обозначения вновь возникших театров, характер их представлений был одинаков. Программы строились из одноактных комедий, опер, оперетт, балета.
В конце ХIХ и в начале ХХ века страсть к роскошным постановкам, начисто лишенным художественных идей характерна для стиля предреволюционных Большого и Мариинского театров. Первоклассные по своему художественному составу коллективы ряда оперных театров лишь в сложной и напряженной борьбе отвоевывали свои творческие достижения.

Драматургия Т. развивалась на пьесах и литературном материале мировых авторов последних веков: Сервантес, Лопе де Вега, Мольер, Ибсен, Т.Уильямс, Островский, М.Горький, А.Чехов, А.Миллер, М.Булгаков, Рощин, ……..

ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО

АКТЁРА ТЕАТРА (РЕЖИССЁРА)
Исполнитель
, казалось бы, ограничен определёнными заданными рамками авторского литературного текста, музыкальной композиции или танцевального рисунка, то есть вынужден говорить языком автора, он имеет при этом:

- свой собственный исполнительский язык, на котором и общается с нами.
Всем нам хорошо известно, что от исполнителя, актёра, чтеца, певца, музыканта, танцовщика (сюда же можно ещё добавить режиссёра, как театрального, так и кино) в значительной степени, зависит успех у публики того или иного авторского произведения. Выходит, на практике в плане донесения оригинального авторского слова до аудитории появляется творческая фигура исполнителя, чей талант, способности, профессиональное умение или отсутствие оных становится решающим фактором триумфа или неуспеха того или иного произведения.

Итак, исполнительский язык – это язык сердца исполнителя, язык его собственной души, на котором он говорит со зрителем, используя в качестве общей канвы оригинальный авторский текст, наполняя его при этом оттенками, нюансами своего собственного отношения, восприятия, чувствования и мироощущения, которые у каждого из нас, практически, неповторимы и варьируют в зависимости от духовных глубин, в которые способно погружаться наше сердце. Выразительные средства исполнительского языка, используя исходный текст в качестве базового фона, отличаются, в силу своей экспрессивной специфики, такими тонкими и, подчас, трудно уловимыми для внешнего сознания инструментами, как интонация и тембр голоса, жест и мимика, в которые можно вложить не только своё индивидуальное отношение к персонажу, действию, мысли или чувству.

-  Владение голосом и его тончайшими возможностями есть могучее средство воздействия на человеческую душу. Ведь голос исполнителя – это голос его внутреннего существа. Актеры, например, отлично знают, насколько по-разному могут быть произнесены не только любая фраза, но и каждое ее слово, какое множество оттенков, смысловых различий может быть вложено в простое «да» или «нет»: «есть пятьдесят способов сказать слово „Да“ и пятьсот способов сказать слово „Нет“, а для того, чтобы написать эти слова, есть только один способ»,- говорит Бернард Шоу.

 

- Своеобразие исполнителя - альфа и омега любого искусства. Подчас история исполнительского искусства, это история борьбы художественных индивидуальностей. Самобытность исполнителя предопределяется в том числе и тем, какие виды эмоциональной энергии ближе тому или иному артисту (типу артистов). Здесь и вопрос и национального темперамента, и склонности к определенным стадиям драматургического развития и т. д. Например, есть исполнители, необычайно сильные в разработочной сфере, другие особо отличаются, наоборот, в созерцательной продолженности исполняемого произвидения. Для завершения произведения (роли, партии) важно «подвести черту» всем спорам и создать крепкую «резолюцию», дающую широкую перспективу; открыть будущее - вещь необычайно важная. Это, кстати, отлично сознавал поэт-декламатор, гипнотически владевший самой большой аудиторией. - Владимир Маяковский. В своей статье «Как делать стихи» он писал о необыкновенной значимости заключительных строф стихотворения для восприятия слушателем целостности его образа и общей идеи.

Искусство игры и перевоплощения - глубоко личное переживание. Требуется время и самоотдача, чтобы освоить необходимые техники и понять, как добраться до того себя, который может стать совершенно иным.

Каждый этап создания спектакля, шоу - искусство само по себе. Создание образа, костюмы, свет, звуковые эффекты.

- Актерское мастерство - сфокусировано на актерских методах, техниках и стилях. Умение управлять голосом, пластикой, прослушивание, анализ текстов и сцен, театральной истории; танцы (балет, джаз, театральный танец, современный танец, хип-хоп);

 

           ДЕМОНСТРАЦИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА:

- спектакль (от лат.»зрелище») – произведение театр.И.; создаётся на осн.драм.или муз.-сцен.произв-ия всоответствии с замыслом режиссёра(в балете – балетмейс-ра и дирижёра, в опере, оперетте – режиссёра и дирижёра) и под его руководст-ом совместн.усилиямиактёров, а также художника.

- концерт(от франц.»согласие», лат.»состязаюсь») - публичное исполнение муз.произв-ий и др.номеров по опред.программе

- постановка – 1) творч.процесс создания спектакля, фильма, цирк. И эстрдн.представления и др.; 2) СПЕКТАКЛЬ; 3) обуч-ие правильн.профф.владению чем-л.

- ФОРУМ (в др.Риме-площадь, рынок, где протекала общ.жизнь города, от лат.»центальн.площадь») – широкое представит.собрание или съезд.

- ФЕСТИВАЛЬ (от франц.»праздничный») – массов.празднество,включ.в себя показ, смотр каких-л.произв-ий музык., театр., эстрадного, циркового, кино – искусства.

- мастер-класс – краткосрочный учебн.курс, провод.каким-л.выдающ.мастером в своей обл.(в музыке, балете, драм.И., спорте и тд.)

- уоркшоп - 1) англ.драм.труппа основ.в 1945г. в г.Кендал, с 1952г. в Лондоне, в реперт-ре кот. классич.и совр.драматургия, спектакликак правило имеют остросоц.значение; 2) спец.сессия (5-7дней, круглосуточно) для молод.муз-в или актёров, кот.проходит под рук-ом опытных и знаменитых муз-ов, артистов, режиссёров, способствующая творч.росту молод.исполнителей, в заключ-ии кот.традицион.концерт-отчёт (спектакль)студентов.

- джэм-сэйшн (анг.«варенье, желе» и «заседание, собрание») совместн.исполнениенеск.муз-миимпровизаций и экспромтовна попул.темы в джазе, роке и поп-музыки в узком кругу, а не для публики

- выставка – публичн.показсобрания каких-л.произв-ий И., предметов, растений и т.п.

- галерея – 1) длин.и узк.помещ-иесоед.части здания со сплошн.рядом больш.окон в одн.из продольн.стен; 2) назван.мног.худож.музеев; 3) последоват.ряд, вереница (худож.образов, ролей, корифеев какого-л.И., костюмов и т.д.)

- хэппенинг(англ.»случай, событие») – 1) один из видов авангард.И., разновидность акционизма, распростран.в Зап.Европе и США в 60-70-ые гг., заключ-ся в последоват-ти спонтан., как правило, не имеющихмотивирован.смысла действий, спровоциров.автором, участниками кот.станов.случ.люди; проводится как правило в людных обществен.местах. строятся так, чтобы вовлечь участников в действие, вызвать люб.ответн.реакцию; призван показать абсолютн.свободу чел-ка, вырвав его из контекста привычных, обыденных действий; 2) удачное, счастлив.событие, радостный случай (в театр.постановке, фильме)

- инсталляция – вид произвед.изобразит.И., создаваем.из различн.матер-ов и/или готовых предметов в виде какой-л.композиции, по-особому организующей пространство.

Исполнительское искусство в творчестве великих деятелей и актёров советского российского театра:

Н.Черкасов

Симонов

Василий Меркурьев (роли в Александрийском театре, Ленинград; в кино: «Летят журавли», «Мы с вами где-то встречались», «Двенадцатая ночь», «Небесный тихоход», «Верные друзья»)

Юрий Яковлев

Марк Захаров

Евгений Евстигнеев

Олег Ефремов

Олег Табаков

Сергей Юрский

Михаил Ульянов

Кирилл Лавров

Олег Басилашвили

Алиса Фрейндлих



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.54 (0.052 с.)