Песни 90-х годов: евродэнс, поп-баллады и незабвенный рок



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Песни 90-х годов: евродэнс, поп-баллады и незабвенный рок



В музыке редко бывает так, чтобы определенная эра была воплощена буквально во всем: в ритмах, аранжировках, мелодиях, текстах, даже голосах и самих исполнителях. Девяностые года в музыке – по-своему великий период, подаривший нам многих прекрасных исполнителей и многие великолепные песни.

К сожалению, именно девяностые так славны так называемыми певцами одной песни, или попросту говоря – однодневками, причем ситуация эта складывается как и на западной, так и на российской сцене. Вряд ли кому-то сейчас что-то скажут такие имена, как Хаддауэй (Haddaway), Джон Скэтмен (John Scatman), группа Snap!, но, тем не менее, каждый с первых нот узнает песни What is Love?, The Scatman’s World, Rhytm Is A Dancer и прочие хиты любых дискотек.

Настоящим воплощением поп-музыки девяностых, особенно в начале этого десятилетия, стал такой жанр, как евродэнс – вроде бы и популярная музыка, вроде бы и хип-хоп, вроде бы и электроника. В общем, сочетание этих элементов дало просто фантастический результат: музыканты всего мира, и особенно из Европы, не перестают снабжать мировые чарты своими песнями, саунд которых не спутаешь ни с чем. Scooter, 2 Unlimited, Eiffel 65, Culture Beat, Роберт Майлз (Robert Miles) – истинные герои этого периода, практически забытые сейчас.

В 90-х годах как никогда популярны трогательные, нежные и романтические баллады – жанр, как нельзя лучше вписывающийся в популярную музыку, а также в соул и ритм-энд-блюз. Выигрывают в первую очередь исполнительницы-женщины, певицы с великолепными сильными голосами – Мэрайя Кэри (Mariah Carey), Уитни Хьюстон (Whitney Houston), Селин Дион (Celine Dion), Тони Брэкстон (Toni Braxton), Патрисия Каас (Patricia Kaas). Не теряют актуальности и певцы, например Брайан Адамс (Bryan Adams), Джордж Майкл (George Michael), Элтон Джон (Elton John), Майкл Болтон (Michael Bolton), Эрик Клэптон (Eric Clapton).

Во второй половине 90-х появляются поп-идолы нового поколения – группы N’Sync (и впоследствии отделившийся от них Джастин Тимберлейк (Justin Timberlake)) и Backstreet Boys, поп-принцессы Бритни Спирс (Britney Spears) и Кристина Агилера (Christina Aguilera). Продолжает мега-успешную карьеру и Мадонна (Madonna), никому не уступающая трон королевы популярной музыки и законодательницы всех модных музыкальных течений. Своеобразно складывается карьера Майкла Джексона (Michael Jackson): невероятно популярный в первую половину десятилетия, певец очевидно сдает позиции к началу 2000-х.

Рок-музыка остается, как и во все другие времена, востребованной: чартовый, гастрольный и, конечно, коммерческий успех таких групп, как U2, R.E.M., Nirvana, Duran Duran, Bon Jovi, Aerosmith, Red Hot Chili Peppers, говорит сам за себя.

В России этот музыкальный период стал одним из самых интересных: после распада СССР в страну хлынул поток новой музыки, абсолютно нового звучания, новых веяний, новых исполнителей, жанров и стилей. Валерий Меладзе, Анжелика Варум, Филипп Киркоров, Ирина Аллегрова, «Иванушки International», «Браво», «Нэнси» и «Белый Орел» становятся главными исполнителями этого десятилетия на отечественной сцене.

Поп-музыка, не имеющая ярко выраженной стилистической окрашенности, в основном черпает свои элементы из других стилей - соул, фолк, кантри и вестерн, пытаясь таким образом угодить всем. 2000-е года в музыке: pop must go on!

Говоря о песнях 2000-х годов, нельзя не отметить главную, и возможно, решающую роль популярной музыки в формировании вкусов и меломанов. Сложно поверить, но популярная музыка гораздо влиятельней, чем кажется: для успешного хита необходимо учитывать множество факторов – как актуальных в данный момент тенденций, так и ставших классикой канонов прошлых лет. Иначе чем объяснить все возрастающее количество песен, основной упор делающих на использование сэмплов – небольших отрывков золотых шлягеров прошлых лет?

В полной мере это проявилось в творчестве Мадонны (Madonna), в 2005 году с выходом нового альбома в очередной раз сменившей имидж и превратившейся в диско-диву. В заглавном треке Hung Up встречаются сразу две поп-эры: золотая классика от ABBA и актуальнейший в те дни модный саунд. Переплетение популярной музыки в ее лучшем виде с новыми тенденциями, удачные стилизации и подражание – одно из определяющих направлений музыкального творчества в эти годы.

Начало этой музыкальной эры началось с повального увлечения всем латиноамериканским – на волне успеха такие исполнители, как гениальный гитарист и композитор Карлос Сантана (Carlos Santana), испанский красавец Энрике Иглесиас (Enrique Iglesias), пуэрториканская секс-бомба Дженнифер Лопез (Jennifer Lopez) и ее соотечественник Рики Мартин (Ricky Martin), а также небезызвестная Кристина Агилера (Christina Aguilera), не раз обращавшаяся к своим эквадорским корням для завоевания латино-аудитории.

На волне и афроамериканская музыка: жесткий хип-хоп, чувственный соул, заводной ритм-энд-блюз. Ключевыми фигурами становятся Алиша Кис (Alicia Keys), Канье Уэст (Kanye West), Эминем (Eminem), Бейонсе (Beyonce) Рианна (Rihanna). Процветает и такая тенденция, как смешение жанров: популярная музыка и, например, ритм-энд-блюз. Среди самых удачных комбинаторов: группы Black Eyed Peas и The Pussycat Dolls.

Популярная музыка в чистом виде также пользуется неизменной востребованностью: Бритни Спирс (Britney Spears), Джастин Тимберлейк (Justin Timberlake), Мэрайя Кэри (Mariah Carey), Кэти Перри (Katy Perry), Кайли Миноуг (Kylie Minogue) и дебютировавшая в 2008 году Леди ГаГа (Lady GaGa) – самые успешные в этом плане исполнители.

Не стоит, тем не менее, забывать и о роке, хоть и не столь популярном, но все-таки имеющим свою неоспоримую важность. Этот жанр в наибольшей степени представлен группами Green Day, Coldplay, U2, White Stripes, Nine Inch Nails и Bon Jovi. Стоит отметить, что в 2000-х очень мало появилось новых рок-групп, которые бы стали общепризнанными мировыми звездами, самые популярные команды этих лет образованы в 90-х, 80-х или даже в 70-х (например, U2).

В России в это время сцену захватывают выпускники «Фабрики Звезд»: группы «Фабрика», «Серебро», «Тутси» и «Корни», Наталья Подольская, Никита Малинин, Юлия Савичева. Конечно, есть и коллективы, пробившиеся без помощи этого телепроекта: группа «Уматурман», «Звери», не теряющие популярности «Дискотека Авария», певица МакSим. Тем не менее, самым популярным новым исполнителем по праву можно признать победителя «Евровидения» Диму Билана.

Однажды Клинт Иствуд сказал, что Америка подарила миру два великих жанра - джаз и вестерн. Прославившийся участием в ковбойских фильмах актер всегда был большим поклонником джаза - музыки, чьи корни теряются в глубине веков, но несомненно ставшей одним из самых популярных музыкальных направлений современности к 1940-м годам.

Споры об исторических корнях джаза ведутся давно, несмотря на практически единодушное мнение, что впервые джаз стали играть в Новом Орлеане и именно там появились первые великие исполнители этого направления. Можно смело утверждать, что джаз возник как музыка для чернокожей аудитории, но записали первые джазовые композиции белые исполнители.

Хитросплетение корней

Нельзя сказать, что джаз эволюционировал из одного музыкального стиля. Его происхождение приписывают Новому Орлеану потому, что именно там в конце XIX века царило уникальное разнообразие стилей: французские танцы, унаследованные от французов - основателей Нового Орлеана, мотивы "белого фолка", завезенного иммигрантами из Старого Света, который и сегодня можно услышать в южных штатах (кстати, некоторые музыковеды утверждают, что базовая форма джаза - 12-тактовый блюз - происходит от народных шотландских мелодий). Испытал он и влияние музыки духовых оркестров, без которой в Новом Орлеане не обходились ни одни похороны. Все эти элементы влияния белого населения южных штатов Америки впитал в себя музыкальный мир афроамериканцев.

Африканское влияние

Целый ряд особенностей черной музыки очевиден даже для неспециалистов. Одна из них - эмоциональная насыщенность музыкальной культуры чернокожего населения: например, лейтмотивом церковного песнопения звучит надежда на жизнь после смерти, которая принесет долгожданное облегчение от жутких условий существования на рабовладельческом Юге. Другой аспект - значение африканских музыкальных традиций.

Вероятно, африканское наследие сыграло роль в тяготении джаза к пентатонике - гамме из пяти нот, где различие между мажорными и минорными терциями достаточно условно. Тем же африканским влиянием можно объяснить и более свободную пульсацию и ритм, хотя в то же время ни один из музыкальных стилей Европы не придавал им большего значения.

Рэгтайм

О сложности черной музыки свидетельствуют фортепьянные композиции в стиле "рэгтайм", особенностью которого был рваный (по-английски "ragged"), неровный ритм ("time"). Мода на рэгтайм возникла в начале XX века, однако поклонников этого направления немало и сегодня.

Одним из величайших сочинителей рэгтайма был Скотт Джоплин (1868-1917), чьи пьесы популярны и сегодня. Его красивые мелодии и заразительный ритм опираются на ту же музыкальную традицию, из которой вырос джаз.

Социальные предпосылки

В Новом Орлеане у чернокожих жителей было немало возможностей играть и изобретать новые стили. Ежегодное празднование масленицы сопровождалось всплеском народного творчества. В 1898г. открылся квартал красных фонарей Сторивилль, где всегда требовались музыканты. Регулярно устраивались танцы, чтобы развлекать многочисленных посетителей порта, кроме того, существовал целый ряд обычаев, немыслимых без музыки. Например, похоронную процессию обязательно сопровождал оркестр, игравший траурные марши по дороге на кладбище, а на обратном пути - легкие мелодии.

Звук начинает оформляться

Впрочем, в конечном счете все споры о корнях джаза не так уж и важны, главное - это люди, сумевшие объединить все течения в единый великий музыкальный стиль. О них нам известно немного, за исключением корнетиста Бадди Болдена (1877-1931) и трубача Фредди Кеппарда (1890-1933), легендарных музыкантов, мастерски владевших инструментами.

Сочиненную ими музыку играла группа исполнителей на инструментах, наиболее подходивших для шествующего оркестра: контрабас (часто - туба), банджо или гитара и барабан, и ведущая мелодию духовая группа - корнет, тромбон и кларнет.

Духовые инструменты исполняли мотив в свободной аранжировке, переплетая и закручивая мелодические линии, тему, как правило, вел корнет, тромбон дополнял басовую партию и задавал смену аккордов, а надо всем этим витал кларнет.

Это звучание приобрело большую популярность и завоевало множество последователей и поклонников. Именно такая музыка нужна была людям - под нее можно было потанцевать, ее приятно было слушать. Гармония была очень простой, но использование блюзовых нот (переход на минорные терции там, где классическая западная традиция предписывает использование мажорных) придавало ей привлекательную новизну, а ритм никого не оставлял равнодушным.

Не более чем развлечение

К 1911 году в Новом Орлеане оформился общепризнанный стиль, в котором играли как черные, так и белые музыканты, и который можно было исполнять в разных инструментальных аранжировках. Этот стиль стали называть словом "джаз" (jazz, иногда jass), вероятно, в силу легкой манеры игры, отсутствия нотной записи и ассоциаций с музыкантами из Сторивилля. Несмотря на высочайшее мастерство многих исполнителей, это была популярная легкая музыка без претензий на нечто большее, чем просто развлечение. Главной фигурой новоорлеанского джаза стал трубач Джо "Кинг" Оливер (1865-1938).

Джаз шагает по планете

Первая джазовая запись появилась в 1917 г. в исполнении Ника Ла Рокка (1889-1961). После записи в феврале 1917 г. пьес "Livery Stable Blues" и "Dixieland Jass Band One-Step", его оркестр "Original Dixieland Jass Band" приобрел всемирную известность. Спустя несколько месяцев о новой музыке узнала и Европа, более того, джаз завладел умами даже профессиональных классических музыкантов. Дирижер Эрнст Ансермет вспоминает о том восторге, который вызвала у него игра Сиднея Беше (1897-1959), гастролировавшего в Европе в 1919г.

"Требуются джазмены"

В 1917 г. произошло еще одно знаменательное событие в истории джаза. Обеспокоенное тем, что военные моряки уделяют притонам Сторивилля больше времени и сил, чем боевой подготовке, командование ВМФ США добилось закрытия увеселительных заведений, вследствие чего многие музыканты остались без работы. Впрочем, для лучших поиски нового места длились недолго - так, например, на пароходах, курсировавших по Миссисипи, вакансий для музыкантов было предостаточно. Некоторые оседали в Чикаго, который вскоре стал центром творческой деятельности бывших новоорлеанских джазистов.

В центре внимания

В 20-е годы джаз стремительно развивается, становится более экспрессивным. Следуя новоорлеанской традиции, музыканты собираются в ансамбли, выступающие в постоянном составе. Особую роль в этом сыграл Джелли Ролл Мортон (1890-1941), который немало усилий приложил к тому, чтобы его джаз-бэнд был сплоченным и самобытным коллективом.

Пожалуй, самым важным новшеством 20-х было развитие сольной импровизации, именно она стала важнейшим компонентом джазовой экспрессии. Многие музыканты внесли свою лепту, но самой заметной фигурой стал, безусловно, Луи Армстронг (1900-71). В юности ему довелось провести несколько лет в приюте для цветных беспризорников за стрельбу в общественном месте. Там он научился играть на корнете, и вскоре стал играть на профессиональной сцене.

Какое-то время он играл в оркестре Кинга Оливера в Чикаго, но в середине 20-х собрал свой ансамбль, который назывался "Hot Five", а позже - "Hot Seven".

Творческий почерк

Мастерски используя ритмическую гибкость джаза, Армстронг создавал уникальные по силе воздействия произведения. Помимо тех вещей, которые в середине 20-х годов он записал со своими группами, игравшими в новоорлеанском стиле, в 1928 г. музыкант выпустил несколько пластинок с пианистом Эрлом Хайнсом (1903-83). Эта музыка не оставила равнодушным ни одного слушателя. В одной из пьес - "West End Blues" - звучит сольная партия, настолько завораживающая, что, кажется, будто время застывает.

Помимо Армстронга было немало и других ярких индивидуальностей, благодаря которым стилистика джаза стала более экспрессивной. Представителем изысканного новоорлеанского стиля был Сидней Беше, предпочитавший сопрано-саксофон более распространенному в то время кларнету. В более лиричной, но отнюдь не менее выразительной манере играл великий трубач и корнетист Бикс Бейдербек (1903-31).



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.120.150 (0.009 с.)