ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО                 ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО                 ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА



— одно из направлений музыкознания, изучающее возникновение, развитие и состояние вокального искусства в рамках общего развития мировой музыкальной культуры, сольного вокального исполнительства. Данная дисциплина рассматривает вопросы: появление, становление и совершенствование отдельных эстрадных исполнителей, закономерности развития выразительных и технических возможностей, исполнительские школы, репертуар.

Не так давно, в XIX веке, эстрадную музыку называли «легкой». Наверное, потому, что она была доступна и понятна почти каждому слушателю, который хотел ее услышать и понять. Эстрадное исполнительство – это в первую очередь цыганские песни и романсы, всевозможные направления джаза, рок-музыка со всеми ее ответвлениями, фольклорная и камерная музыка, современная легкая музыка, танцевальная, бытовая, городской романс. Одним словом, песенный жанр во всем своем калейдоскопе.

ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО

     ЭСТРАДНОГО АРТИСТА-  

               ВОКАЛИСТА

МИРОВАЯ ЭСТРАДА

Бинг Кросби – Морис Шевалье – Дин Мартин – Дорис Дэй – Джуди Гарланд - Шарль Азнавур – Мирей Матье – Хулио Иглезиас – Том Джонс – Энгельберт Хампердинк - Энтони Уильямс – Элтон Джон – Стиви Уондер – Мадонна – Майкл Джэксон – Стинг - Адель…

Фрэнк Синатра(амер.)(1915-1998), певец и киноактер, в 40-ые гг. приобр.общенац.известност, славился романтич.стилем исполн.песен и «медовым» голосом, за 50лет творч.деят.запис.около 100 поп.дисков-синглов, исполн.самые изв.песни композ.США, снялся более чем в 50-ти к/ф. «Оскар» 1945,1953гг. При жизни стал легендой и получил прозвище «Голос»;

Боб Дилан(амер.)(1941-), великий рок и кантри-музыкант, певец, поэт и художник, автор экспериментального романа "Тарантул", до сих пор остается самой загадочной личностью современной мировой культуры. С 1961г. стан.изв.по песням протеста, в 1963 его песня «Blowin’ in the Wind” стала гимном борьбы за гражд.права, с 1965 использ.электрон.инстры,с1979горяч.сторон.христианск.фундаментал-ма;

Эдит Пиаф(франц.)(1915-1963)- нач.с 30-х, неповтор.стиль исполн., лиричн-ть, выразит-ть, хрупк.образ: восторг публики, ееё знам.песни-«нет, я не жалею ни о чём», «Милорд», «Жизнь в розовом свете», «Мой Бог», для неё писали крупн.фран.поэты и композиторы;

Советская песенная эстрада тех далеких лет российская эстрада периода 1920-1950-х гг. была одной из самых высокопрофессиональных в мире! Эстраду подобного уровня могла позволить себе иметь разве что Италия в силу особого пристрастия итальянцев к вокальному искусству. Вообще, среди поющих артистов эстрады советского периода выделялись три весьма неравные по численности группы исполнителей.

Первая группа – процентов 50-60 известнейших эстрадных исполнителей той эпохи – это действующие солисты оперных или музыкальных театров или филармоний, окончившие специализированные учебные заведения – музыкальные училища или консерватории.

Можно найти две причины, объясняющие такую своеобразную ситуацию на советской эстраде. С одной стороны, «родное» советское государство, заботясь о социальном равенстве, не делало особых различий в оплате труда неквалифицированных рабочих и мастеров искусств мирового класса. Скромная зарплата солиста Большого театра или Ленинградского театра оперы и балета вынуждала даже всемирно известных певцов искать возможности дополнительного заработка. А такие возможности быстрее всего могла предоставить только концертная деятельность, гастрольные поездки по стране и еще, в некоторой степени, – записи грампластинок и выступления на радио. Вот и все «свободные вакансии на рынке труда».

Вторая причина выглядит не так пессимистично, скорее, наоборот. Это было замечательной традицией, прекрасной особенностью образованного европейского и дореволюционного российского общества – ведущие оперные певцы с мировым именем давали публичные концерты. Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Антонина Нежданова, Сергей Юдин выступали перед широкой публикой, совершали гастрольные поездки и по стране, и за рубежом.

К пению в ту далекую пору относились как к искусству, а не как к бизнесу. Шли на сцену лишь при наличии ярчайшего таланта и почитали своим долгом получить профессиональное образование. Частые выступления выдающихся мастеров певческого искусства прививали зрителям вкус к хорошей музыке, воспитывали привычку, «приучали ухо» к высококлассной технике исполнения. Российская, а затем в некоторой степени и советская публика, особенно столичная, была довольно образованной и достаточно искушенной в вопросах вокального мастерства. И эти традиции в определенной степени сохранялись в течение нескольких десятилетий ХХ века, даже несмотря на господство тоталитарного советского режима, пока в 1990-х годах не произошло почти полного отдаления и отделения мира эстрады (шоу-бизнеса) и мира классического искусства.

Эту замечательную традицию в советские времена продолжали великие мастера, всенародно (буквально) известные и любимые певцы: Надежда Обухова, Сергей Лемешев, Иван Козловский, Вера Давыдова, Павел Лисициан, Артур Эйзен, Надежда Казанцева, Марк Рейзен, Дмитрий Гнатюк, Максим Михайлов, Мария Максакова, Валерия Барсова, Нина Дорлиак, Виктория Иванова и многие другие.

Вторая группа: грустно признать, что в определенном смысле именно прогресс науки и техники привел к постепенному снижению качества эстрады. Первыми непрофессиональными исполнителями, появившимися на эстраде, были звезды нового вида искусств – кино. А изобретение микрофона, усилителей и прочей чудо-техники, в конечном итоге, привело на сцену вообще «безголосых».

Поющие актеры кино представляли вторую, самую немногочисленную группу артистов эстрады.

Большинство первых звуковых фильмов были музыкальными. Наверное, это и понятно. С «обретшего голос» экрана хотелось не столько говорить, сколько петь от избытка радостных чувств и обилия новых технических возможностей. В кинематографе 1930-х гг. были особенно востребованы поющие (и желательно танцующие) актеры и актрисы. Но настоящих профессионалов среди них не было.

Исключения, конечно, были, но единичные. В Голливуде, например, Милица Корьюс ("Большой вальс") так и осталась недосягаемой звездой женского кинематографического вокала. Поющие Дина Дурбин и Джанет МакДональд выглядели намного скромнее, не говоря уже о прочих более или менее известных актрисах. Среди мужчин самым блистательным актером и певцом был и навсегда остался солнечный Марио Ланца.

В советское время наш «ответ Голливуду», по мужской линии был представлен фильмом «Музыкальная история», в которой великий С.Я. Лемешев сыграл «блондина Петьку Говоркова», самодеятельного певца, доросшего до сцены Большого театра. Ну, а по женской линии – непревзойденными остались песня Анюты из «Веселых ребят» – «Я вся горю, не пойму, отчего…» – и каскад номеров, исполненных письмоносицей Стрелкой в "Волге-Волге" в исполнении Любови Орловой.

За редким исключением, в кинематографе, в том числе советском, поющие актеры и актрисы не имели за плечами серьезной академической школы. Их экранная популярность делала их востребованными и позволяла выходить на эстрадные подмостки, не имея особых певческих данных и серьезной вокальной подготовки. Среди них можно назвать Валентину Серову, Марину Ладынину, Людмилу Целиковскую, Зою Федорову, Лидию Смирнову, Николая Крючкова, Бориса Чиркова, Евгения Самойлова и других.

И ТРЕТЬЮ группу, первоначально тоже немногочисленную, составляли певцы, некоторые из которых даже не получили профессионального образования, но все они, безусловно, обладали специфическим талантом, особым тембром голоса, артистическим обаянием, сценическим мастерством, в общем, имели некую «изюминку», нашли свою «нишу» на эстраде. К ним можно отнести Кэто Джапаридзе, Изабеллу Юрьеву, Вадима Козина, Леонида Утесова, Александра Вертинского, Михаила Александровича, Марка Бернеса, Клавдию Шульженко, Рашида Бейбутова, Тамару Церетели и других. Это были «чистые» эстрадники. Эстрада была их основным местом работы и почти единственным источником дохода. Именно они были подлинными профессионалами эстрадного искусства, мастерами сцены, гениями живого, непосредственного общения с широкой аудиторией. В их распоряжении часто не было ни потрясающего голоса, как у классических певцов, ни манящего экранного образа, как у киноактеров. Они завоевывали любовь публики, прежде всего, яркими свойствами своей индивидуальности, особым артистическим даром и скрупулезной работой над своим репертуаром.

Репертуар их был достаточно разнообразным и вполне современным. Если классические певцы исполняли в основном классику (арии из опер, оперетт, классические романсы), а киноактеры – популярные песни из своих кинофильмов, то «чистые» эстрадные певцы вынуждены были особо заботиться о своем репертуаре, искать новые песни, которые могут стать популярными, либо по-новому, по-своему интерпретировать уже известные произведения.

И.И. в творчестве великих деятелей и артистов советской российской     эстрады:

Клавдия Шульженко

Марк Бернес

Леонид Утёсов

Гелена Великанова

Майя Кристаллинская

Нина Дорда

Лидия Клемент

Лайма Вайкуле

 

Выдающиеся ансамбли конца 1950-х – 1970-х: «Дружба», «Ореро», «Гайя», «Песняры», «Верасы», «Поющие гитары»…

Что пели на российской/советской эстраде в те годы? Русскую и зарубежную классику (арии из опер и оперетт), романсы (русские классические, цыганские, бытовые, городские), русские народные песни, песенную лирику советских композиторов (сначала просто о любви, потом, всё больше, - о любви к Родине, армии и вождям партии), песни народов мира (чаще всего, итальянские и неаполитанские, испанские, аргентинские, мексиканские, немецкие).

ПОДГОТОВКА ЭСТРАДНОГО ВОКАЛИСТА

1.Возникновение, становление, преобразование голоса, как инструмента.

2.Выявление закономерностей развития выразительных и технических возможностей голоса.

3.Творческие принципы выдающихся исполнителей и педагогов.

4.Педагогические школы.

5.Этапные изменения художественных задач исполнительства, технических средств, функционирования искусства в обществе.

6.Периодизация истории исполнительства, связь с историей культуры.

7.Анализ исполнительских концепций ведущих мастеров, сравнение исполнений разными вокалистами одного произведения.

8.Вопросы психологии исполнительства, проблемы связи композитор - исполнитель - слушатель.

          ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОКАЛИСТА

Специально организованная, творчески активная форма самовыражения певца, направленная на достижение художественно-звукового результата и его эстетического восприятия. Исполнительская деятельность — это специфическая сфера творческой деятельности вокалиста, она вторична по отношению к творчеству и выступает с ним в неразрывном единстве, отличаясь в то же время своей собственной структурой, содержанием и характером.
- отличается следующими общими характерными особенностями:
— певец в системе игрового процесса выступает не только субъектом, но и объектом своей деятельности, то есть посредником между композитором и слушателями;
— вокальное исполнительство связано как с целенаправленным и длительным процессом овладения соответствующей той, или иной техники (искусство импровизации) музыкальной выразительности, так и с проявлением различных психических мотиваций и физических нагрузок;
— исполнительство имеет тенденцию к постоянному развитию и совершенствованию;
— в процессе исполнительской практики у вокалиста проявляется интерес к эстраде, любовь к зрителю, желание воздействовать на публику путём исполнительской деятельности со сцены.
— главная исполнительская цель заключается в достижении максимального художественно-звукового результата, мастерства, в проявлении высокого "чувства эстрадности" и артистизма;
— исполнительство характеризуется созданием специфических для вокала вида творчества музыкально-художественных ценностей, эталонов интерпретации вокального произведения;
— исполнительство предполагает объективные условия вариантной множественности воспроизведения вокального произведения (интерпретацию);
— исполнительство представляет собой специфическую форму сотворчества определенных межличностных и профессиональных отношений между певцами и музыкантами, а также одну из форм слушательского восприятия;
— исполнительство способствует формированию особого состояния, охватывающего певца в момент исполнения, творческого вдохновения, которое представляет собой феномен особого наивысшего напряжения и подъема чувств, необычных по своей интенсивности.
В общей системе вокального творчества исполнительская деятельность определяется двумя не идентичными понятиями, то есть как собственно "исполнение" и как "интерпретация". Однако исполнение — это более общий случай, представляющий воплощение нотного текста в живом звучании. Интерпретация — особый, частный случай, когда певец, желая сохранить произведение мастера, преподносит его в собственной огранке, с присущем только ему, певцу, индивидуальными особенностями, тембром голоса, амплуа, артистизмом, внутреннему сопереживанию, огромной актёрской работы.

 

     ИСКУССТВО РОССИИ        

РОССИЯ-1(дореволюц.)

РУССКИЙ ВОКАЛ+ГАРМОНИЧОСТЬ ИСКУССТВ(музыка, театр, сценография, живопись+фотография, кино) Фёдор Шаляпин – актёр, певец, запечатлён на картине….Собинов, Пищаев, Ал.ВЕРТИНСКИЙ



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.22.242 (0.012 с.)