Основновные элементы и выразительные средства Музыки: лад, ритм, метр, темп, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основновные элементы и выразительные средства Музыки: лад, ритм, метр, темп, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка.



Опера – жанр муз.-драм.искусства, сочет.инструм.(оркестр.) музыку, вокальную (сольн.и хор.) и сценич.действие;

Симфония (от греч.»созвучие») – произв-ие для орк., напис.в форме сонатн.цикла.

Оратория – многочастн.вок.-симфон.произвед.для солистов, хора и орк-ра на драмат.сюжет и испон.в коцерн.зале.

- пространственно - временные:

Танец (хореография, танец (классический, бальный, народный, разновидности эстрадного, джазовый: стэп, джазовая хореография); театр (драматический, музыкальный, ораторское искусство), кино(немое до 1927г., звуковое), эстрадно-цирковое, пантомима, эстрада: подражание (пародирование), художественный свист; и др., образы которых обладают протяжённостью и в пространстве и во времени

- отдельные виды спорта (гимнастика, художественная гимнастика, синхронное плавание, боевые искусства)

НАПРАВЛЕНИЯ И СТИЛИ:

- романский стиль

- готика

- ренессанс

- маньеризм

- барокко

- рококо

- ампир

- классицизм

- рационализм

- натурализм

- модерн

- импрессионизм

- реализм

- абстракционизм

- андеграунд

- авангардизм

- постмодернизм и др.

В круге наших интересов временные: литература(проза, поэзия)–мы не рассматриваем, музыка И пространственно - временные: танец, театр, кино - театральные, хореографические постановки, выступления музыкантов и музыкальных коллективов всех направлений и стилей.

Новые виды синтез-искусства:

- ПОП-АРТ впервые это слово было использовано в 1956 «Популярное, скоропреходящее, расходуемое, недорогое, производимое массово, остроумное, сексуальное, трюковое, эффектное, связанное с большим бизнесом»- Ричард Гамильтон(1922)англ.худ., но расцвет П.-А.произошёл в нач.60-х, 1961- Англия: Дэвид Хокни(1931), Питер Блэйк(1932), …в США 1962 –свои раб.выставили Рой Лихтенштейн(1923-97), Том Вессельман(1931-2004), Энди Уорхолл(1927-87) - период 1960-х гг., когда Уорхол состоялся как известный и модный художник. Выставки, богемные тусовки, концерты, жизнь знаменитой "Фабрики" - художественного объединения, созданного Уорхолом в своей мастерской, - все это через призму вызова, бросаемого творческим человеком окружающему миру, традициям и самому себе.

- КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО появ.в 60-ые как вызов музеям и галереям, его корни в РЭДИ-МЭЙД М.Дюшана «Фонтан»(1917-писсуар на подставке); итал.Пьеро Мандзони(1933-63) 90мал.баночек снаклейкой «Дерьмо Худ-ка»(1961) продано в 2007г. за 80.000 долл., в 60-х Йозеф Бойс(1921-86)»Как объяснять картины мёртвому зайцу». К.И.проложило путь к инсталляции.

- ПЕРФОМАНС уходит в театр.предст-ия нач.ХХв. ставили худ.-футуристы, дадаисты и сюрреалисты, в 50-ые это был «хэппенинг», в60-ыестали использов.вместе музыку, пение, танец. Композ.+дизайнеры Джон Кейдж (1912-92), Джордж Мациюнас(1931-78), Йоко Оно(1933), НамДжун Пайк, Кароли Шнееман(1939), художники применяли стратегии дадаизма – случайность и импровизацию; к 70-м в перфомансе стали чаще использоватьтела(натурщиц, или самих авторов)

- ОП-АРТ (с 1964г.) – его художн.стрем.созд.зрительн. и тревожащ.воплощ.нов.реальности, использ.эффектылинейн.интерференции, обратн.перспективы,муаров.эффект, хроматич.вибрация, цветовые контрасты, но вскоре это напр.сталочастью потреб.культуры: появл.одежда, ткани повторяющие картины.

- ВИДЕОАРТ, нач.в сер.60-х, портативн.видеотехника даёт возм.проигрыв.отснятого мат-ла, раскрепощённость, можно создавать без актёров, могли быть частью ИНСТАЛЛЯЦИЙ. Среди пионеров: Нам Джун Пайк(1932-2006)«Искажение ТВ»(1963), «Шарлота Мурман с ТВ-виолончелью и ТВ-очками»(1977); Билл Виола (амер.)(1951)»Появление»(2002)снято появл.мужч.из Купели с водой, окруж.2-мя женщ., на скорость в 7раз выше, а затем просмотрна обычн.

 

ВИД ИСКУССТВА - МУЗЫКА

1) вид И., в котором средством воплощения художественных образов служат определённым образом организованные по высоте и по времени звуки; в основе МУЗЫКИ лежит интонация (от.греч.«искусство принадлежащее музам»)

Принято разделение М. на роды и виды – театральная(опера), симфоническая, камерная и др.; на жанры – песня, хорал, танец, симфония, сюита, соната и др.; на светскую и духовную; по исполнит.средствам М. подразделяется на вокальную, инструментальную и вокально-инструментальную; различают М. одноголосную и многоголосную

Основные элементы и выразительные средства: лад, ритм, метр, темп, мелодия, гармония, полифония, инструментовка;

2) - гармоническое, приятное для слуха звучание чего-л.;

3) – совокупность звуков, издаваемых где-либо, множеством чего-либо.

 

Звук и его свойства:

- громкость и продолжительность

- получение звука: естеств.источник - человеч.голос и искусств.ист-к – все инструм-ты от аккустич.до электронных

- ритм: такт и темп

- мелодия (виды мелодий)

- гармония

- тембр и музык.формы

 

ИСТОРИЯ МУЗЫКИ

АНТИЧНОСТЬ – возникновение музыки (40 000 лет назад) – первые инструменты (ударные-идиофон; духовые – прототип флейты (20 000 лет назад));

МУЗЫКА ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ (прим.2500 лет до н.э.) – М. Древнего Египта;

МУЗЫКА АНТИЧНОЙ ГРЕЦИИ И РИМА (2000-1500 до н.э – V в.н.э.)– народн.М. Греции, М. в Древн.Риме;

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ – ХРИСТИАНСКАЯ ЛИТУРГИЯ (с V по XI в.н.э.);

ГРИГОРИАНСКОЕ ПЕНИЕ (XII – XIII вв.);

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОЛИФОНИИ (IX-XIV – период полиф.Средневековья; XV-XVIвв. – период полиф.Возрождения; с XVIIв. – период полиф. Нового Времени); органная музыка;

ARS NOVA (Новое Искусство) – начало и развитие: с XIVв. по XVIв.;

СВЕТСКАЯ МУЗЫКА: БРОДЯЧИЕ АРТИСТЫ И ТРУБАДУРЫ – развив.с VI в., трубадуры – XI-XIVвв., труверы (на севере Франц.) и миннезингеры (Австрия, Бавария, Швабия);

ВОЗРОЖДЕНИЕ – ЗОЛОТАЯ ЭПОХА ПОЛИФОНИИ – XVв.;

МАДРИГАЛ – XIV – XVIIвв. (светск.муз.поэтич.жанр);

ИНТЕРМЕДИЯ – ПРЕДШЕСТВЕННИЦА ОПЕРЫ – XV-XVIвв.;

РОЖДЕНИЕ ОПЕРЫ – нач.XVIв.(Клаудио Монтеверди);

ЭВОЛЮЦИЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКИ – XVI-XVIIвв. – ансамблевая М.;

КЛАВИРНАЯ МУЗЫКА – конец XV – XVIIв.;

МУЗЫКА ДЛЯ ЛЮТНИ(округл.корпус с натян.струнами) И ВИОЛЫ(корпус наподобие гитары) - XVIв.;

БАРОККО. ВЕЛИКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЭПОХИ БАРОККО – ОПЕРА: XVI – XVIIвв. – оперн.театры Италии, успех и развитие жанра, оперы Г.Ф.Генделя; Испанская опера, Англ.опера, Французск.лирич.трагедия и балет-комедия;

ДУХОВНАЯ МУЗЫКА ЭПОХИ БАРОККО – жанр оратории, жанр кантаты;

ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ (1685-1750);

ГЕОРГ ФРИДРИХ ГЕНДЕЛЬ (1685-1759);

КЛАВЕСИН – созд.в нач.XVIв., расцвет – XVIIв., лучшее в XVIIIв. (И.С.Бах);

КОНЦЕРТ как инструм.форма расцвет: XVII-XVIIIвв.(А.Вивальди, Г.Ф.Гендель, И.С.Бах);

СТИЛЬПОЗДНЕГО БАРОККО И ГАЛАНТНАЯ МУЗЫКА(отошла от акдемичн., приобр.черты «чувствит.стиля», сентимент.) нач.XVIIIв.  – рококо франц.Ф.Куперен, Ж.Ф.Рамо;

КЛАССИЦИЗМ ОПЕРА-СЕРИА(серьёзн.опера) И ОПЕРА-БУФФА(весёлые) XVIII-XIXвв. – вершины «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Севильский цирюльник» Россини;

КРИСТОФ ВИЛЛИБАЛЬД ГЛЮК – ОПЕРНЫЙ РЕФОРМАТОР;

РАЗВИТИЕ КРУПНЫХ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ФОРМ - XVIIIв.(симф-ия, классич.концерт, камерн.М.);

ЦЕРКОВНАЯ МУЗЫКА В ЭПОХУ КЛАССИЦИЗМА XVIII-XIXвв., церковн.жанры, вклад Гайдна, Моцарт и Бетховен;

ФРАНЦ ЙОЗЕФ ГАЙДН(австр.)(1732-1809), ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ(австр.)(1719-1787), ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН(нем.)(1770-1827);

РОМАНТИЗМ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И РОЛЬ БУРЖУАЗИИ XVIII-XIXвв.- просвещение, триумф революции 1789г. падение Бастилии, буржуазия –новый класс;

НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ МУЗЫКИ: ЭСТЕТИКА ВОЗВЫШЕННОГО XVIII-нач.XIXв. – Ф.Шуберт, Р.Шуман, ФОРТЕПИАНО –главн.инстр-т романтиков (и И.Брамс, Фр.Шопен(польск.) – поэт ф-но, Фр.Лист(венгр.) дьявольское дарование);

КАМЕРНАЯ МУЗЫКА – конец XVIII – XIXв. квартеты, квинтеты для ф-но и др инстр., вокальн.миниатюры (Д.С.Бортнянский, А.А.Алябьев, М.И.Глинка, Шуберт, Шуман, С.Франк);

РОМАНТИЧЕСКИЙ СИМФОНИЗМ нач.XIXв. – Ф.Мендельсон, А.Брукнер, И.Брамс, ГЕКТОР БЕРЛИОЗ(франц.)(1803-1869) И ЕГО ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА: франц.романтик, страсть к театру;

АПОФЕОЗ БЕЛЬКАНТО: РОССИНИ, ДОНИЦЕТТИ И БЕЛЛИНИ;

ФРАНЦУЗСКАЯ КОМИЧЕСКАЯ ОПЕРА И БОЛЬШАЯ ОПЕРА XIXв. – Ж.Оффенбах(франц.)(«Прекрасная Елена», «Перикола»), Ж.Бизе(«Джамиле». «Кармен»);

НЕМЕЦКАЯ ОПЕРА ДО ВАГНЕРОВСКОЙ РЕФОРМЫ кон.XVIII-XIXв. гений К.М.фон Вебер(нем.муз.романтизм);

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМА РИХАРДА ВАГНЕРА(нем.)(1813-1883) «Тристан и Изольда», «Тагейзер», «Кольцо нибелунга»(4 частн.опера);

ДЖУЗЕППЕ ВЕРДИ(итал.)(1813-1901) «Риголетто», «Трубадур», «Травиатта», «Аида»;

РУССКАЯ ШКОЛА: «Могучая кучка»1862-М.А.Балакирев,Ц.А.Кюи, А.П.Бородин, Н.А.Римский-Корсаков, М.П.Мусоргский;

гений-П.И.Чайковский;

ПОСТРОМАНТИЗМ. СЕЗАР ФРАНК(бельг.)(1822-1890) И ШКОЛА ПЕНИЯ;

СИМФОНИИ ГУСТАВА МАЛЕРА(австр.)(1860-1911);

ОПЕРЫ И СИМФОНИЧЕСКИЕ ПОЭМЫ РИХАРДА ШТРАУСА(нем.)(1864-1949)ИТАЛЬЯНСКАЯ ОПЕРА:ВЕРИЗМ И ДЖАКОМО ПУЧЧИНИ(итал.)(1858-1924) «Манон Леско», «Богема», «Тоска», «Мадам Баттерфляй»;      

1917 – мол.франц.комп.образ. «Шестёрку»: Фр.Пуленк, Д.Мийо, А.Оннегер, Ж.Орик, Ж.Тейефер. Отверг.романтизм и национ-м и импрессио-м. Вдохнов.черпали в литерат-ре, мюзик-холлах, в цирке под влиян.Ж.Кокто, распалась в 20-хгг.

 

МУЗЫКА конца XIX – начала XX века

« В центре муз.И. ХIХв. возникла фигура специфического исполнителя виртуоза-скрипача, пришедшего на смену играющему композитору XVIIIв. Для музыканта нового поколения СРЕДСТВОМ стало творчество, а ЦЕЛЬЮ – исполнительский успех. Эти скрипачи-виртуозы, создают не только оригин.и самобытн.произведения, но и произведения НА ЗАИМСТВОВОВАННОМ ТЕМАТИЧ.МАТЕРИАЛЕ. Публичные выступления и гастроли были для них основой проф.деятельностити. Публика, посещавшая конц.залы в опред.степени диктовала репертуар виртуозов-концертантов. В моде свободные обработки(вариации, фантазии) известн.оперн.мелодий и арий. Бесспорным было преимущество эффектной виртуозной импровизации над вдумчивой интерпретацией. Здесь были исполнители без яркого композ.дара, для них эти перераб.явл.спасит.мат-лом для демонстрации виртуозности, но и великие исп-ли (Н.Паганини, Г.Венявский, К.Липиньский, П.Сарасате, А.Вьетан) обращались к созд-ию виртуозн.вариац., фантаз.на темы опер, свободн.обраб-к и транскрипции оперн.арий и увертюр Дж.Россини, Г.Доницетти, Н.Ваккаи, Дж.Бланжини, Ф.Бертони, транскр-ии фортеп.пьес Ф.Шопена. Индив.особ-ти исполнительского стиля скрипача-виртуоза влияют на окончат.облик произведения. Важный фактор для творч.фантазии виртуоза-скрипача это опора и на национ.тематику: обр-ки и фантаз-и нар.песен и романсов. Иногда это было результатом взаимод.разл.нац.культур: Ш.Берио – на песню А.Даргомыжского «Душечка-девица», А.Вьетан – «Не белы снеги» и «Во поле берёзонька стояла». Эти произв.свободн.формы концентриров.как общие худож.традиции так и индивид.черты композ.и исполнит.тв-ва выдвинули виртуозов-романтиков XIX в.»

В последней трети XIX столетия появилось новое направление – импрессионизм (фр. impressionisme, от impression – «впечатление»), первоначально оно появилось во французской живописи. Музыканты-импрессионисты стремились передать тонкие и сложные ощущения, добивались изысканности и утонченности звучания. Именно поэтому им был близок литературный символизм (70-е гг. XIX в. – 10 гг. XX в.), зародившийся также во Франции. Символисты исследовали сферы неизведанные и таинственные, пытались познать «идеальный мир», скрытый под покровом действительности. Композиторы-импрессионисты нередко обращались к поэзии и драматургии символизма.

В первой четверти XX века европейские композиторы стремились вернуться к ясности гармоний, простоте мелодий и форм, красоте и доступности музыкального языка. Они обращались к полифонии, возрождали клавесинную музыку XVIII века. Возник интерес к старинным концертным жанрам – сюите, кончерто гроссо и др.

Черты позднего романтизма и неоклассицизма соединились в творчестве немецкого композитора и дирижера Макса Регера. Он писал для органа, оркестра, фортепиано, скрипки, альта, камерных ансамблей. Регер стремился осмыслить наследие XVIII века, особенно опыт Иоганна Себастьяна Баха, и в своих произведениях обращался к музыкальным образам ушедшей эпохи. Однако, будучи человеком рубежа XIX-XX столетий, Регер насыщал музыку оригинальными гармониями и необычными тембрами.

Неоклассицизм стал одним из противопоставлений романтической традиции XIX века, а также течениям, связанным с ней (импрессионизму, экспрессионизму, веризму и т. д.). Кроме того, усилился интерес к фольклору, который привел к созданию целой дисциплины – этномузыкологии, занимающейся изучением развития музыкальной фольклористики и сравнением музыкально- культурных процессов у различных народов мира. Некоторые обращаются к истокам древних культур (Карл Орф) или всецело опираются на народное творчество (Леош Яначек, Бела Барток, Золтан Кодай). Но композиторы активно продолжают экспериментировать в своих сочинениях и открывают новые грани и возможности гармонического языка, образов и структур.
Падение эстетических принципов XIX века, политический и экономический кризис начала нового столетия, как ни странно, способствовали образованию нового синтеза, обусловившего проникновение в музыку других видов искусств: живописи, графики, архитектуры, литературы и даже кинематографии. На рубеже XIX-XX столетий завершился длительный и сложный процесс освоения русскими музыкантами традиций, стилей и жанров европейской культуры. К концу XIX в. Петербургская и Московская консерватории стали солидными учебными заведениями. Из их стен вышли все выдающиеся композиторы той эпохи и немало прекрасных исполнителей. Сложились школы инструменталистов, певцов и танцовщиков. Русское оперное и балетное искусство покорило европейскую публику. В развитии музыкального театра важную роль сыграли Императорский Мариинский театр в Петербурге и Московская частная русская опера, созданная российским промышленником и меценатом Саввой Ивановичем Мамонтовым (1841-1918). Императорский Мариинский театр
В русской музыке рубежа веков переплелись черты позднего романтизма и импрессионизма. Велико было влияние литературно художественных направлений, и прежде всего символизма. Однако крупные мастера вырабатывали собственные стили. Их творчество трудно отнести к какому-либо определённому течению, и это - доказательство зрелости русской музыкальной культуры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.125.139 (0.032 с.)