Необихевиористская ориентация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Необихевиористская ориентация



В целом в необихевиоризме социальная установка рассматривается как имплицитная, опосредствующая реакция — гипотетическая кон­струкция или промежуточная переменная между объективным стимулом и внешней реакцией. По мнению необихевиористов, формирование со­циальных установок подчиняется всем законам теории научения. Обра­зование социальной установки во многом схоже с образованием привы­чек и навыков |Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А., 20011.

В рамках теории научения в качестве основных механизмов обра­зования гендерных установок могут быть рассмотрены: подкрепление, наблюдение, подражание.

Представители теории считают, что в процессе образования и за­крепления установок полоролевого поведения все зависит от родитель­ских моделей, которым ребенок старается подражать, и от подкреплений, которые дают поведению ребенка родители (положительное — за пове­дение, соответствующее полу, и отрицательное — за поведение проти­воположное). Главный принцип научения полоролевому поведению — это дифференциация половых ролей посредством наблюдения, возна­граждения, путем прямого и косвенного обусловливания |Репина ТА., 1987|.

Как правило, родители поддерживают типичное для пола поведение детей и выражают свое недовольство, если ребенок ведет себя по модели поведения другого пола. При этом обычно отец особенно активно реа­гирует как на типичное, так и на нетипичное для своего пола поведение ребенка.

Подражание, как известно, является одним из значимых механизмов социализации человека, хотя роль подражания неоднозначна на разных этапах его жизни. Дети склонны подражать своим родителям и пере­нимать у них установки полоролевого поведения. В дальнейшем на


Гендерные отношения в системе межличностного взаимодействия   317

формирование гендерных установок ребенка начинают оказывать влия­ние и другие значимые для него люди, а также институты социализации. В подростковом возрасте гендерные установки могут уже в большей степени формироваться под влиянием установок сверстников. Кроме того, общепризнано, что огромную роль в формировании социальных установок на протяжении всей жизни человека оказывают средств массовой информации.

Итак, в теории социального научения необихевиористской ориента­ции подчеркивается влияние микросреды и социальных норм на фор­мирование гендерных установок, определяющих внешнее полоролевое поведение человека. При этом практически игнорируется активность самой личности в процессе образования установок полоролевого пове­дения.

Когнитивистская ориентация

О специфике формирования социальной установки речь идет в тео­риях когнитивистской ориентации, которые объединяются общим назва­нием: теории когнитивного соответствия. Все теории когнитивного соот­ветствия базируются на представлениях о том, что люди стремятся к внутренней согласованности своей когнитивной структуры и, в частно­сти, своих аттитюдов [Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А., 2001].

Гендерные установки начинают формироваться только тогда, когда ребенок осознал свою половую принадлежность и то, что это свойство необратимо, т. е. когда уже произошла половая типизация. На начальных этапах полоролевого развития сторонниками такой концептуализации выделяются три процесса: 1) ребенок узнает, что существует два пола; 2) ребенок включает себя в одну из двух категорий; 3) на основе самоопределения ребенок руководит своим поведением, выбирая и пред­почитая те или иные формы.

Согласно когнитивистской ориентации, роль установки как опосред­ствующей вновь поступающую информацию, выполняет вся когнитивная структура, которая ассимилирует, моделирует или блокирует ее. Тем не менее, как пишут Е.П.Белинская и О.А. Тихомандрицкая |2001|, возникает проблема разведения установки и элементов когнитивной структуры (мнения, убеждения), лишенных важнейшего свойства уста­новки — ее имманентной способности регулировать поведение, ее ди­намического аспекта. Когнитивисты (в частности, Л.Фестингер) находят определенный выход из этой ситуации: признается, что единичная со­циальная установка лишена динамического потенциала, который возни­кает лишь как результат рассогласования когнитивных компонентов двух установок. Отсюда исходит и идея о формировании социальных Установок в рамках теорий когнитивного соответствия. Человек, име-


318                                  Психология гендерных отношений: теория и практика

ющий различные аттитюды, которые не согласуются друг с другом, сам стремится сделать их более согласованными. При этом возможны раз­личные варианты: противоречивая установка может быть полностью заменена новой, согласующейся с другими когнициями, или же в «ста­рой» установке может быть изменен когнитивный компонент. Причиной порождения установки может являться также и конфликт между ког­нитивными элементами установок и их поведенческими компонентами |Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А., 20011.

Так, например, в соответствии с тендерной установкой о том, хо­зяйственные заботы — сфера деятельности жены, муж не делит с женой повседневные семейные обязанности. В ситуации отсутствия жены (ее болезнь или командировка) в когнитивной структуре мужа возникает противоречие между аттитюдом «Я как мужчина не должен заниматься домашним хозяйством» и аттитюдом «Я как муж отвечаю за благопо­лучие (порядок) в семье». Это противоречие разрешается формированием новой тендерной установки «Несмотря на то что хозяйственные дела не мужская работа, я готов заниматься домашним хозяйством в силу необходимости (пока отсутствует жена)». К примеру, в фильме «Крамер против Крамера» ярко продемонстрирована такая смена гендерных ус­тановок у главного героя фильма, которого сыграл актер Дастин Хофман.

Таким образом, в когнитивистской ориентации процесс формирова­ния гендерных установок ограничен когнитивной структурой субъекта. В этой теории не принимаются во внимание культурные различия и современные тенденции все большего сближения социальных ролей мужчин и женщин.

Интеракционистская ориентация

В рамках интеракционистской ориентации (чикагская школа симво­лического интеракционизма) разработан структурный подход, в соответ­ствии с которым социальная установка представляет собой функцию структуры межличностных отношений [Дэвие Дж.Э., 19721. С точки зрения структурного подхода большую группу или общность можно рассматривать как сложную сеть или структуру межличностных чувств, в которой почти все индивиды связаны с некоторыми другими установ­ками приязни, неприязни, уважения, ненависти и т. п. Хотя каждый человек обладает сильными установками лишь по отношению к неболь­шому числу «других», эти «другие» связаны с третьими, а те, в свою очередь, — с четвертыми и т. д. Таким образом, всю общность можно представить как «паутину», сеть межличностных чувств или установок. Вся сеть условно может быть разделена на малые группы, внутренне связанные позитивными установками ее членов друг на друга и отда­ленные внешне от других групп неприязнью или безразличием (Белин­ская Е.П., Тихомандрицкая О.А., 20011-


[-еНдерныо отношения н системе межличностного взаимодействия           319

Процесс формирования социальных установок заключается в том, чТо усваиваются именно те установки, которые присущи симпатичным нам людям из ближайшего окружения. Личное влияние на установки представляется обратно пропорциональным социальной дистанции. Со­циальные установки формируются на основе личного опыта индивида, а процессы мотивации играют гораздо меньшую роль в их возникновении, чем при формировании отношений |Куницына В.Н. и др. 2001].

Так же как любые другие социальные установки гендерные установки тесно связаны с межличностными отношениями. Существенную роль в процессе формирования гендерных установок играет опыт взаимоотно­шений с друзьями, однако более значимую роль в образовании гендерных установок играет семейная социализация, в процессе которой установки перенимаются от родителей и ближайших родственников, это подтверж­дается в ряде исследований |Исаев Д.Н., Каган В.Е., 1988; Каган В.Е., 19871.

Так, к примеру, в работе Я.Л. Коломинского и М.Х. Мелтсас подчер­кивается: «Социализация ребенка, как считают сторонники теории со­циального научения, не является следствием прямой тренировки, в процессе которой взрослые стараются формировать поведение ребенка посредством поощрений и осуждений. Личность ребенка сначала фор­мируется благодаря активному подражанию установкам и поведению родителей. Такая форма научения является непрерывной. Дети в своих играх часто воображают себя в роли родителей, перенимая манеру их поведения и установки» (Коломинский Я.Л., Мелтсас М.Х. 1985. С. 166|.

Представления о супружеских и родительских ролях складываются в детские и подростковые годы, главную роль в их формировании играет семья. «Дети усваивают и воспроизводят модели полоролевого поведения родителей, благодаря свойству человеческой психики — подражанию, активно проявляющемуся в процессе эмоционально-действенного кон­такта родителей с детьми» Шымнова Т.Н. 1998. С. 47|. Гендерные установки, сложившиеся в родительской семье, навыки поведения, сфор­мированные отцом и матерью, переносятся в будущую семейную жизнь.

Итак, в рамках структурного подхода обосновывается процесс фор­мирования социальных установок (и гендерных в том числе) путем принятия установок других людей, при этом социальная установка рассматриваются в качестве элемента структуры межличностных отно­шений в малой группе.

Обобщая изложенное, можно отметить, что основными механизмами формирования гендерных установок являются положительные и отри­цательные подкрепления, наблюдение, подражание в теории социального Научения, поддержание соответствия между некоторыми когнитивными элементами в теория когнитивного соответствия. В структурном подходе 8 роли механизма формирования гендерных установок выступает лич-ностно значимое взаимодействие с людьми из ближайшего окружения.


320                                  Психология гендерных отношений: теория и практика

Гендерные установки начинают осознаваться человеком в детстве, с началом процесса тендерной идентификации. В ситуации ролевых игр со сверстниками под влиянием гендерных установок формируются и закрепляются полоролевые модели поведения (например, игры в «се­мью», «дочки-матери» и др.). Активизация гендерных установок в со­знании связана с периодами и жизненными ситуациями, значимыми для репрезентации тендерной идентичности, например, в подростковом воз­расте, на этапе межполовых эмоциональных отношений. Во взрослой жизни гендерные установки актуализируются в индивидуальном созна­нии с началом супружеской жизни, в контексте полоролевых ожиданий и в ситуациях семейных конфликтов.

Опыт тендерной социализации в значительной мере определяет сте­пень устойчивости гендерных установок. Жесткие полоролевые установ­ки, в соответствии с которыми мужские и женские роли являются строго дифференцированными, со временем могут стать эгалитарными, не связывающими определенные паттерны ролевого поведения с полом человека. При эгалитарных гендерных установках специфика поведения личности в большей мере определяется не ее полом, а индивидуально-психологическими особенностями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.130.191 (0.01 с.)