![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Необихевиористская ориентацияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В целом в необихевиоризме социальная установка рассматривается как имплицитная, опосредствующая реакция — гипотетическая конструкция или промежуточная переменная между объективным стимулом и внешней реакцией. По мнению необихевиористов, формирование социальных установок подчиняется всем законам теории научения. Образование социальной установки во многом схоже с образованием привычек и навыков |Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А., 20011. В рамках теории научения в качестве основных механизмов образования гендерных установок могут быть рассмотрены: подкрепление, наблюдение, подражание. Представители теории считают, что в процессе образования и закрепления установок полоролевого поведения все зависит от родительских моделей, которым ребенок старается подражать, и от подкреплений, которые дают поведению ребенка родители (положительное — за поведение, соответствующее полу, и отрицательное — за поведение противоположное). Главный принцип научения полоролевому поведению — это дифференциация половых ролей посредством наблюдения, вознаграждения, путем прямого и косвенного обусловливания |Репина ТА., 1987|. Как правило, родители поддерживают типичное для пола поведение детей и выражают свое недовольство, если ребенок ведет себя по модели поведения другого пола. При этом обычно отец особенно активно реагирует как на типичное, так и на нетипичное для своего пола поведение ребенка. Подражание, как известно, является одним из значимых механизмов социализации человека, хотя роль подражания неоднозначна на разных этапах его жизни. Дети склонны подражать своим родителям и перенимать у них установки полоролевого поведения. В дальнейшем на Гендерные отношения в системе межличностного взаимодействия 317 формирование гендерных установок ребенка начинают оказывать влияние и другие значимые для него люди, а также институты социализации. В подростковом возрасте гендерные установки могут уже в большей степени формироваться под влиянием установок сверстников. Кроме того, общепризнано, что огромную роль в формировании социальных установок на протяжении всей жизни человека оказывают средств массовой информации. Итак, в теории социального научения необихевиористской ориентации подчеркивается влияние микросреды и социальных норм на формирование гендерных установок, определяющих внешнее полоролевое поведение человека. При этом практически игнорируется активность самой личности в процессе образования установок полоролевого поведения.
Когнитивистская ориентация О специфике формирования социальной установки речь идет в теориях когнитивистской ориентации, которые объединяются общим названием: теории когнитивного соответствия. Все теории когнитивного соответствия базируются на представлениях о том, что люди стремятся к внутренней согласованности своей когнитивной структуры и, в частности, своих аттитюдов [Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А., 2001]. Гендерные установки начинают формироваться только тогда, когда ребенок осознал свою половую принадлежность и то, что это свойство необратимо, т. е. когда уже произошла половая типизация. На начальных этапах полоролевого развития сторонниками такой концептуализации выделяются три процесса: 1) ребенок узнает, что существует два пола; 2) ребенок включает себя в одну из двух категорий; 3) на основе самоопределения ребенок руководит своим поведением, выбирая и предпочитая те или иные формы. Согласно когнитивистской ориентации, роль установки как опосредствующей вновь поступающую информацию, выполняет вся когнитивная структура, которая ассимилирует, моделирует или блокирует ее. Тем не менее, как пишут Е.П.Белинская и О.А. Тихомандрицкая |2001|, возникает проблема разведения установки и элементов когнитивной структуры (мнения, убеждения), лишенных важнейшего свойства установки — ее имманентной способности регулировать поведение, ее динамического аспекта. Когнитивисты (в частности, Л.Фестингер) находят определенный выход из этой ситуации: признается, что единичная социальная установка лишена динамического потенциала, который возникает лишь как результат рассогласования когнитивных компонентов двух установок. Отсюда исходит и идея о формировании социальных Установок в рамках теорий когнитивного соответствия. Человек, име- 318 Психология гендерных отношений: теория и практика
ющий различные аттитюды, которые не согласуются друг с другом, сам стремится сделать их более согласованными. При этом возможны различные варианты: противоречивая установка может быть полностью заменена новой, согласующейся с другими когнициями, или же в «старой» установке может быть изменен когнитивный компонент. Причиной порождения установки может являться также и конфликт между когнитивными элементами установок и их поведенческими компонентами |Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А., 20011. Так, например, в соответствии с тендерной установкой о том, хозяйственные заботы — сфера деятельности жены, муж не делит с женой повседневные семейные обязанности. В ситуации отсутствия жены (ее болезнь или командировка) в когнитивной структуре мужа возникает противоречие между аттитюдом «Я как мужчина не должен заниматься домашним хозяйством» и аттитюдом «Я как муж отвечаю за благополучие (порядок) в семье». Это противоречие разрешается формированием новой тендерной установки «Несмотря на то что хозяйственные дела не мужская работа, я готов заниматься домашним хозяйством в силу необходимости (пока отсутствует жена)». К примеру, в фильме «Крамер против Крамера» ярко продемонстрирована такая смена гендерных установок у главного героя фильма, которого сыграл актер Дастин Хофман. Таким образом, в когнитивистской ориентации процесс формирования гендерных установок ограничен когнитивной структурой субъекта. В этой теории не принимаются во внимание культурные различия и современные тенденции все большего сближения социальных ролей мужчин и женщин. Интеракционистская ориентация В рамках интеракционистской ориентации (чикагская школа символического интеракционизма) разработан структурный подход, в соответствии с которым социальная установка представляет собой функцию структуры межличностных отношений [Дэвие Дж.Э., 19721. С точки зрения структурного подхода большую группу или общность можно рассматривать как сложную сеть или структуру межличностных чувств, в которой почти все индивиды связаны с некоторыми другими установками приязни, неприязни, уважения, ненависти и т. п. Хотя каждый человек обладает сильными установками лишь по отношению к небольшому числу «других», эти «другие» связаны с третьими, а те, в свою очередь, — с четвертыми и т. д. Таким образом, всю общность можно представить как «паутину», сеть межличностных чувств или установок. Вся сеть условно может быть разделена на малые группы, внутренне связанные позитивными установками ее членов друг на друга и отдаленные внешне от других групп неприязнью или безразличием (Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А., 20011- [-еНдерныо отношения н системе межличностного взаимодействия 319 Процесс формирования социальных установок заключается в том, чТо усваиваются именно те установки, которые присущи симпатичным нам людям из ближайшего окружения. Личное влияние на установки представляется обратно пропорциональным социальной дистанции. Социальные установки формируются на основе личного опыта индивида, а процессы мотивации играют гораздо меньшую роль в их возникновении, чем при формировании отношений |Куницына В.Н. и др. 2001]. Так же как любые другие социальные установки гендерные установки тесно связаны с межличностными отношениями. Существенную роль в процессе формирования гендерных установок играет опыт взаимоотношений с друзьями, однако более значимую роль в образовании гендерных установок играет семейная социализация, в процессе которой установки перенимаются от родителей и ближайших родственников, это подтверждается в ряде исследований |Исаев Д.Н., Каган В.Е., 1988; Каган В.Е., 19871.
Так, к примеру, в работе Я.Л. Коломинского и М.Х. Мелтсас подчеркивается: «Социализация ребенка, как считают сторонники теории социального научения, не является следствием прямой тренировки, в процессе которой взрослые стараются формировать поведение ребенка посредством поощрений и осуждений. Личность ребенка сначала формируется благодаря активному подражанию установкам и поведению родителей. Такая форма научения является непрерывной. Дети в своих играх часто воображают себя в роли родителей, перенимая манеру их поведения и установки» (Коломинский Я.Л., Мелтсас М.Х. 1985. С. 166|. Представления о супружеских и родительских ролях складываются в детские и подростковые годы, главную роль в их формировании играет семья. «Дети усваивают и воспроизводят модели полоролевого поведения родителей, благодаря свойству человеческой психики — подражанию, активно проявляющемуся в процессе эмоционально-действенного контакта родителей с детьми» Шымнова Т.Н. 1998. С. 47|. Гендерные установки, сложившиеся в родительской семье, навыки поведения, сформированные отцом и матерью, переносятся в будущую семейную жизнь. Итак, в рамках структурного подхода обосновывается процесс формирования социальных установок (и гендерных в том числе) путем принятия установок других людей, при этом социальная установка рассматриваются в качестве элемента структуры межличностных отношений в малой группе. Обобщая изложенное, можно отметить, что основными механизмами формирования гендерных установок являются положительные и отрицательные подкрепления, наблюдение, подражание в теории социального Научения, поддержание соответствия между некоторыми когнитивными элементами в теория когнитивного соответствия. В структурном подходе 8 роли механизма формирования гендерных установок выступает лич-ностно значимое взаимодействие с людьми из ближайшего окружения. 320 Психология гендерных отношений: теория и практика Гендерные установки начинают осознаваться человеком в детстве, с началом процесса тендерной идентификации. В ситуации ролевых игр со сверстниками под влиянием гендерных установок формируются и закрепляются полоролевые модели поведения (например, игры в «семью», «дочки-матери» и др.). Активизация гендерных установок в сознании связана с периодами и жизненными ситуациями, значимыми для репрезентации тендерной идентичности, например, в подростковом возрасте, на этапе межполовых эмоциональных отношений. Во взрослой жизни гендерные установки актуализируются в индивидуальном сознании с началом супружеской жизни, в контексте полоролевых ожиданий и в ситуациях семейных конфликтов.
Опыт тендерной социализации в значительной мере определяет степень устойчивости гендерных установок. Жесткие полоролевые установки, в соответствии с которыми мужские и женские роли являются строго дифференцированными, со временем могут стать эгалитарными, не связывающими определенные паттерны ролевого поведения с полом человека. При эгалитарных гендерных установках специфика поведения личности в большей мере определяется не ее полом, а индивидуально-психологическими особенностями.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.134.202 (0.013 с.) |