Психология пола в 90-е годы XX столетия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология пола в 90-е годы XX столетия



В предыдущие десятилетия психология пола как научная область знания слабо развивалась, возможно, еще и потому, что долгие годы в обществе доминирующими были установки на единообразие, деиндиви-дуализацию, унификацию личности в разных ее проявлениях, в том числе и психологических, а изучение и акцентирование тех или иных психологических различий мужчин и женщин как представителей двух социальных групп советских людей рассматривалось как отступление от магистральных научных направлений, заданных партийным руковод­ством. Научные темы, связанные с полом и сексом, были негласно запрещены, и заниматься этими вопросами в то время было небезопасно для своей профессиональной карьеры.

Начиная с 90-х годов обстановка в обществе изменилась. Оказалось, что проблемы психологии пола волнуют многих людей, и они готовы покупать и читать популярную и научную литературу, посвященную этим вопросам. Ослабление цензурных запретов и идеологического конт­роля стимулировало значительное количество публикаций, посвященных различным аспектам межполовых отношений. Прилавки книжных мага-


44                                    Психология гендерных отношений: теория и практика

зинов стали заполняться литературой о психологии мужчин и женщин о социальных, эмоциональных, сексуальных аспектах их отношений.

Большое количество популярной литературы по различным аспектам психологии пола, которая была опубликована в 90-е годы, позволяет ее классифицировать по трем направлениям.

К первому направлению относится значительное число популярных изданий, в которых предлагается информация о женской и мужской психологии, а также выдаются примитивные рекомендации по урегулиро­ванию сложных проблем во взаимоотношениях мужчин и женщин. Например, О.Р. Арнольд «Почему убегают мужчины?» (М., 1999), Л.Г. Гущина «Мужчина и методы его дрессировки» (М., 1999), А. Ильи­чев «Практическое пособие по охоте на мужчин» (М., 1999) и др. Данные публикации выступают как своеобразный тренинг на поляризацию муж­ских и женских качеств и моделей поведения, а также утверждения самых примитивных представлений вообще о людях, независимо от их пола.

Второе направление объединяет многочисленные психологические энциклопедии для мужчин и женщин. Например. «Женская психология», составитель Н.А. Литвинцева (М.. 1994), «Энциклопедия для юношей и мужчин», составитель Л.В. Ударинцева (СПб., 1996); «Энциклопедия для женщин. Практическая психология», автор-составитель О.В. Хода-ковская (СПб., 1998). В содержательной части этих изданий речь идет о психологических особенностях личности, вне ее половой принадлеж­ности, заявленной в названии, такой же общеличностный характер носят и предлагаемые рекомендации, например: как бороться со стрессом, как вести себя в конфликтной ситуации и т. д.

К третьему направлению относится совсем небольшая часть книг зарубежных авторов; они ориентированы на помощь мужчинам и жен­щинам в осмыслении тех гендерных стереотипов, которые мешают их личностному росту, саморазвитию, самореализации в профессиональной и семейной сферах. Это работы: Дж. Виткин «Правда о женщинах. 14 мифов, сочиненных мужчинами» (СПб., 1996), Л. Хэй «Власть жен­щины» (М., 1998).

Таким образом, можно отметить, что всплеск недостаточно профес­сиональной литературы о психологических проблемах полов показал острую необходимость научной разработки проблем, весьма значимых для различных групп населения.

К концу века увеличилось и количество научных работ, в которых представлены результаты эмпирического изучения психологических раз-личий между людьми разного пола. Ценным в этих работах является обращение к изучению таких аспектов психологии пола, которые раньше не изучались. Так. если раньше половые различия преимущественно анализировались в сфере представлений о маскулинности и феминин-ности, а также в полоролевых установках, то большинство последних


Теоретические предпосылки возникновения психологии...                          45

работ посвящено изучению половых различий в более глубоких и слож­ных психологических структурах, таких как: Я-концепция, морально-этические установки, половая идентичность (например, работы В.В. Зна-кова [1997], С.И. Кудинова [1998], В.В.Романова [1997], Б.И. Хасан и Ю.А. Тюменевой [1997]).

Однако не следует рассматривать эти работы как гендерно-ориентированНые, даже в случаях, когда в названии присутствует слово «гендер» [см., например: Каган В.Е., 2000]. В этих работах, как правило, отсутствует рефлексия тех теоретических подходов и концептуализаций, в рамках которых проводилось исследование половых различий. Боль­шинство психологов, опубликовавших исследования по проблемам раз­личий между полами, исходят из положения, что анатомо-физиоло-гические различия между людьми разного пола закономерно будут определять и различия в их психологической сфере.

Так, С.И. Кудинов утверждает, что «...пол как важнейший анатомо-физиологический фактор, безусловно, сказывается на проявлении лич­ностных особенностей человека» [Кудинов СИ., 1998. С. 27]. Авторы исследования, посвященного особенностям присвоения социальных норм детьми разного пола Б.И. Хасан и Ю.А. Тюменева [1997], исходят из архетипических особенностей женского и мужского начал, выража­ющихся в оппозициях понятий «мужское» и «женское». Поэтому иссле­дователи либо никак не объясняют выявленные различия в психологи­ческих характеристиках представителей разного пола, либо объясняют их влиянием традиционных полоролевых представлений. В.В. Знаков [1997] специфические отличия в понимании неправды, лжи и обмана у женщин по сравнению с мужчинами объясняет нравственными пережи­ваниями и психологическими особенностями личности женщин. Подоб­ные интерпретации, конечно, не способствовали развитию идей гендер­ного подхода, но они вольно или невольно показывали неперспективность изучения психологических проблем пола и межполового взаимодействия в сложившемся теоретическом контексте.

В целом научные работы в области психологии пола последних лет существенно расширили спектр исследований психологических аспектов проблемы половых различий; так, исследования отечественных психо­логов, проведенные в 90-е годы, посвящены следующим вопросам: от­личия в особенностях личности и характеристиках поведения мужчин и женщин (В.В. Знаков, С.И. Кудинов, Б.И. Хасан и Ю.А. Тюменева), содержание и динамика стереотипов маскулинности-феминности (Т.А. Араканцева и Е.М. Дубовская [1999]), психологические различия, присущие представителям двух полов в разные возрастные периоды (Н.А. Смирнова [1994]). Например, в исследовании Т.А. Араканцевой, Е.M. Дубовской [1999] было установлено, что образ идеального мужчины включает в себя такие традиционно маскулинные качества личности, как смелость, сила воли, выносливость, уверенность в себе, решитель-


46                          Психология гендерных отношений: теория и практика

ность и ответственность, а образ идеальной женщины сочетает в себе. и фемининные и маскулинные качества (нежность, заботливость, мяг­кость, а также ответственность, уверенность в себе, отсутствие пассив­ности), то есть является по своей сути андрогинным. Эти результаты подтверждают данные, полученные зарубежными исследователями, ка­сающиеся насыщения образа женщины характеристиками, традиционно приписываемыми мужчинам (исследование Г. Коои [1977], S. Street [1995]), и отражают проявления полоролевой демократизации, которая в основном происходит за счет расширения полоролевого репертуара женщин.

Значимым вкладом данных работ в развитие тендерной проблематики является демонстрация вариативности психологических характеристик представителей двух полов, а также привлечение внимания к тем из­менениям, которые произошли в системе полоролевых представлений людей (стереотипы маскулинности и фемининности стали менее поляр­ными, чем прежде). Как подчеркивает И.С. Кон «гендерная проблематика исторически связана с постепенным признанием культурой, а затем и наукой, множественности индивидуальных различий, которые не укла­дываются в привычные дихотомические схемы» [Кон И.С, 2000. С. 29].

Все исследовательские работы по психологии пола, проведенные в последнее десятилетие прошлого столетия, можно объединить в два теоретических направления: психология половых различий и женская психология. Рассмотрим теоретические основания и некоторые резуль­таты эмпирических исследований, раскрывающие суть каждого из вы­деленных направлений.

Психология половых различий

Гендерные исследования, проводимые в рамках теоретического на-правления — психология половых различий от исследований половых различий в области дифференциальной психологии, отличаются, прежде всего, интерпретационными схемами, предлагаемыми для объяснения причин половых различий. Те немногочисленные психологические раз­личия между людьми разного пола, наличие которых научно доказано, с позиций гендерного подхода рассматриваются как детерминированные социокультурными, а не естественно-биологическими факторами.

В западной психологии исследования в психологии половых различий проводятся уже довольно длительное время. В истории развития про­блематики половых психологических различий выделяется ряд этапов. И.С. Кон [2000, 2001], ссылаясь на периодизацию Кэрол Джеклин, огив сывает четыре этапа, значимых для исследования этой проблематики в западной психологии.

1) В 1910-20-х годах XX века все немногочисленные исследования психологических особенностей мужчин и женщин подводились под руб­рику «психология пола» (psychology of sex), причем пол зачастую ото-


Теоретические предпосылки возникновения психологии...                                     47

ждествлялся с сексуальностью. 2) В 1930-60-е годы «психологию пола» сменила «психология половых различий» (sex differences), которые уже не сводились к сексуальности, но большей частью считались заданными природой. 3) В конце 1970-х годов, по мере того как круг исследуемых психических явлений расширялся, а биологический детерминизм осла­бевал, этот термин сменился более мягким — «различия, связанные с полом» (sex related differences). 4) В 1980-х годах их стали называть «гендерными различиями» (gender differences), которые могут вообще не иметь биологической основы.

Данные периоды фиксируют панораму смены научных парадигм, в рамках которой эссенциалистский и сексистский подходы сменились социально-конструктивистским, тендерным подходом (подробнее см.: Клецина И.С., 2001а).

Здесь изучаются такие вопросы, как значимость психологии половых различий и их оценка, причины и устойчивость психологических разли­чий, обусловленных полом, половые различия и полоролевое поведение. На основе огромного эмпирического материала были зафиксированы определенные различия в психологических характеристиках представи­телей мужского и женского пола; в процессе оценки полученных резуль­татов критиковались те варианты их объяснений, в которых утверждалось мужское психологическое преимущество. Феминистски ориентирован­ные психологи стремились доказать, что основными детерминантами в общем-то немногих, научно обоснованных половых различий и половой дифференциации являются социокультурные факторы. Какие использо­вались основания для утверждения своей точки зрения?

Одна система доказательств строилась на анализе общеприня­
той процедуры психологического исследования. Сексистские тенденции,
определяемые феноменом социальной желательности, могут проявляться
на всех этапах исследования. Так, например, на этапе постановки
проблемы или формулировки гипотез исследователь может использовать
сексистскую теорию или концепцию для выдвижения предположения
или сформулировать гипотезу на основе предыдущих исследований,
которые сами содержали предубеждение [Попова Л.В., 1999]. На этапе
сбора и интерпретации данных на результаты исследования могут влиять
такие факторы, как соотношение пола экспериментатора и испытуемого.
Так, например, испытуемые-девушки демонстрируют более низкие ре­
зультаты при изучении их интеллектуального потенциала, если экспе­
риментатор мужчина. В случае когда исследование проводит психолог-
женщина, у этих же девушек результаты оказываются выше [Deaux К..
1985].             

Особую роль в процессе проведения эксперимента играют гендерные установки исследователя. Так, психологи-мужчины чаще получают ре-зультаты, подтверждающие мужскую независимость, а исследователи-женщины получают результаты, подтверждающие преимущества жен-


48                                    Психология гендерных отношений: теория и практика

щин в декодировании невербальных сигналов. Разные результаты могут быть получены в зависимости от типа исследования — лабораторного или полевого. В лаборатории возможно варьирование степени значи­мости гендера. Это осуществляется через подбор состава испытуемых (один или группа, однополая или разнополая), соотношение пола испы­туемого и пола экспериментатора, через варьирование инструкций (на­пример, «Это типично мужское задание» или «С этим заданием лучше справляются девушки»). При проведении исследований в полевых усло­виях от гендерного фактора избавиться довольно сложно [Deaux К., 1985].

Другая система доказательств опиралась на результаты изу­чения психологических различий между представителями разного пола в динамике. Стремясь обосновать социокультурную детерминацию по­ловых различий, психологи сравнивали результаты измерений характе­ристик представителей разного пола, полученных при использовании одних и тех же стандартизированных тестов и методик на протяжении ряда лет. Так, например, Г. Крайг [2000] приводит сведения о том, что анализ результатов измерения специальных способностей при помощи Предварительного теста академических способностей (PSAT) за период с 1960 по 1983 год показал резкое уменьшение различий в психологи­ческих характеристиках мальчиков и девочек. Эти данные говорят о том, что в течение двух десятилетий различия между детьми разного пола стали менее выраженными, разрыв между мальчиками и девочками сохраняется только в максимальных достижениях по математике в старших классах.

Наиболее показательными являются результаты сравнительных ис­следований половых различий по психологическим характеристикам, в которых лидирующее положение занимают лица мужского пола (про­странственные и математические способности). Так, сравнительный ана­лиз результатов выполнения тестов на понимание пространственных отношений американскими школьниками старших классов показал, что за последние 20 лет пространственные способности девушек сущест­венно выросли [Виноградова Т.В., Семенов В.В., 1993].

Специальные психологические исследования, направленные на выяв­ление факторов, обусловливающие выявленные половые различия, пока­зывают ведущую роль социокультурных детерминант и в формировании социально-психологических характеристик личности. Такая характери­стика личности, как конформность, которая проявляется как податли­вость влиянию других людей и характеризуется склонностью к зависи­мости, по данным исследований, в большей мере выражена у женщин. Однако при сравнении исследований изучения половых различий в конформности, проведенных в разные годы, было установлено, что в более поздних исследованиях процент конформных женщин стал заметно меньше. Элис Игли [Eagly A.H., 1987] показала, что среди 22 работ по


Теоретические предпосылки возникновения психологии...                                     49

этой теме, опубликованных до 1970 года, 32% указывали на большую степень зависимости женщин, тогда как из 40 исследований, опублико­ванных после 1970года, лишь в 8% работ были выявлены данные различия.

Таким образом, гендерные и женские исследования в психологии показали ведущую роль процесса социализации в формировании половых различий [подробнее см.: Клецина И.С., 1998а].

Итогом исследований половых различий в западной психологии яви­лось осознание факта, что наличие психологических различий между людьми разного пола — это не статичный, а процессуальный феномен. Важным является не факт наличия или отсутствия межполовых психо­логических различий, а анализ контекста их создания и анализ след­ствий неравенства, проистекающего из этого факта. Отечественные исследователи также обратились к изучению всего многообразного спект­ра проблем, порождаемых межполовыми различиями в психологической сфере.

Как уже было отмечено, до 70-х годов в советской психологии проблемы половой дифференциации почти не изучались, а те крайне малочисленные работы, которые были опубликованы, относились к «пси­хологии пола» и отождествлялись с вопросами сексуальных отношений, преимущественно супружеских. В 70-80-е годы стали появляться редкие работы, в которых ставились специальные задачи, связанные с изуче­нием различий между полами. Это направление определялось как «пси­хология половых различий», а основные выявленные различия считались биологически детерминированными. И лишь в 90-е годы в отечественной психологии стали проводиться исследования, ориентированные на изу­чение гендерных различий, то есть различий между людьми разного пола, обусловленных не анатомо-физиологическими их характеристика­ми, а условиями полоролевой социализации.

Работы отечественных исследователей, посвященных проблеме пси­хологии половых различий, можно разделить на две группы.

К первой группе относятся те, в которых представлены результаты исследований западных психологов, посвященных половым различиям в рамках одной из сфер личности или по отдельной психологической характеристике (статьи Т.В.Виноградовой и В.В.Семенова [1993], Т.В. Бендас [2000б], раздел о половых различиях в учебнике А.В. Ли-бина «Дифференциальная психология» [1999], раздел о мужском и женском стилях общения в учебнике В.Н. Куницыной с соавторами «Межличностное общение» [2001]). В указанных работах представлены результаты многочисленных зарубежных исследований, посвященных половой дифференциации в детском и взрослом возрасте. Особое вни­мание уделяется исследованиям половых различий в интеллектуальной сфере и сфере поведения. Подробно анализируются факторы половой дифференциации.


50                           Психология гендерных отношений: теория и практика

Вторая группа работ — это статьи, основанные на результатах собственных эмпирических исследований, посвященных изучению пси­хологических различий между полами (работы Арутюнян М.Ю. [1992] Бендас Т.В. [2000а], Клециной И.С. [1998б. 2001б], Семеновой Л Э. [1999]).

При объяснении выявляемых психологических различий между по­лами названные авторы принимают во внимание процессы трансформа­ции, происходящие в современном обществе. Социальная ситуация раз­вития детей и взрослых в современных условиях такова, что жесткая полоролевая поляризация социальных функций мужчины и женщины разрушается, происходит ломка традиционных культурных стереотипов мужского и женского поведения. Сферы деятельности и общественное производство все меньше подчиняются делению на сугубо мужские и женские, например, женщины-военные, мужчины-домохозяйки, женский футбол и мужская аэробика. Отечественные авторы статей, так же как и их зарубежные коллеги, склоняются к точке зрения, что, за исклю­чением параметров, обусловленных генетической программой созревания организма, большинство наблюдаемых психологических различий между полами детерминировано влиянием социального контекста.

Завершая анализ работ первого из выделенных направлений, можно отметить, что в работах отечественных психологов пока еще в незна­чительной мере представлены наиболее актуальные для тендерной тео­рии проблемы, такие как природа половых различий, динамика гендер­ных различий, влияние этих различий на индивидуальный жизненный путь человека и возможности личностной самореализации.

Женская психология

Второе направление развития гендерных исследований в психологии можно определить, как исследования женской психологии. Данное на­правление развивается под влиянием западной феминистской идеологии и отечественной феминологии. Представители этого направления, как правило, разделяют взгляды психологов-феминисток о том, что женский психологический склад, женская психология, отличаясь от мужской психологии, является более совершенной, чем у мужчин. Эти идеи сформировались как реакция на распространенную и существовавшую длительное время среди психологов точку зрения об отличительных психологических особенностях женщин как об отклонении от психоло­гических норм и стандартов, полученных на мужской выборке. Эта мысль была четко сформулирована в работе психолога Кэрол Гиллиган «Другим голосом». Получив данные о половых различиях, психологам было сложно говорить «иной», не говоря «лучший» или «худший». Так как специалисты всегда стремились построить единый масштаб измере­ния, который, как правило, возводился в эталон на основе интерпретации данных исследования, проводимого мужчинами, и полученных преимУ'


Теоретические предпосылки возникновенья психологии...                                     51

щественно (или исключительно) на основе изучения мужчин, психологи склонны рассматривать поведение мужчины в качестве «нормы», а женское поведение в качестве чего-то вроде отклонения от этой нормы. Таким образом, когда женщины не соответствуют стандартам психоло­гических ожиданий, обычно делается вывод, что с женщинами что-то не в порядке [Gilligan С., 1982].

Проблема половой дифференциации и иерархичных отношений муж­чин и женщин в рамках женской психологии приобрела новый ракурс анализа. Он связан с особой природой, уникальностью женской психо­логии. Отечественных психологических работ, выполненных в рамках данного направления, пока еще мало. К ним можно отнести работы М.В. Бураковой [2000]. Е.К.Завьяловой [1998], Л.В.Поповой [1996], О.В. Митиной [2000], Г.В. Турецкой [1998], а также обобщающие работы Н.В. Ходыревой [1998] и Е.Ивановой [2001].

В основном это направление развивается в рамках практической психологии, в контексте психологической помощи женщинам, страда­ющим от внутриличностных конфликтов, психологического и физичес­кого насилия, сексуальных домогательств. Представительницы этого направления исходят из убежденности в глобальном угнетении женщин, работают они в основном в кризисных центрах психологической помощи женщинам, однако результаты их деятельности практически не находят отражения в научных публикациях.

Еще одна область, где изучаются психологические особенности жен­щин, как специфические и отличные от мужских, — это социологические исследования поведения женщин в сфере предпринимательства и биз­неса. В ряде социологических работ, направленных на анализ поведения женщин в сфере профессиональной деятельности, приводятся результа­ты исследований о более эффективном, чем у мужчин, стиле руководства женщин-менеджеров, об особых социально-психологических качествах женщин-руководителей, о специфике технологий женского менеджмен­та. Появилось выражение «женский гуманитарный менеджмент» как отражение исключительных, именно женских способностей, в преодо­лении трудностей, стоящих на пути современных руководителей. Так, например, статья Е.С. Гвоздевой и В.И. Герчикова «Штрихи к портрету женщин-менеджеров» начинается со следующей фразы: «Сегодня спе­циалисты пришли к мнению, что в будущем бизнес должен стать менее иерархичным, более гибким и подвижным. Согласно последним иссле­дованиям, лучший менеджер новой генерации умеет хорошо слушать, мотивировать и поддерживать своих работников.... И есть группа людей, которые имеют огромные преимущества в реализации нового подхода — это женщины» [Гвоздева Е.С, Герчиков В.И., 2000. С. 36].

В ряду работ, изучающих женские проблемы в сфере управления, психологический аспект наиболее выражен в работах А.Е. Чирико-вой [А.Е. Чирикова, 2000; А.Е. Чирикова, О.Н. Кричевский, 2000]|. Сле-


52                          Психология гендерных отношений: теория и практика

дует отметить, что пока не появились научные публикации, обобщающие теоретические или исследовательские наработки, подготовленные в рам­ках данного направления гендерных исследований в психологии. В качестве одного из объяснений слабого развития данного направления в отечественной психологии можно предложить вариант, связанный с распространенной ситуацией непринятия феминистских идей в нашей стране.

Социальная ситуация в нашей стране в последние годы претерпела существенные изменения: «железного занавеса» между Россией и за­падными странами уже не существует; в стране нет жестких запретов, не позволявших ученым заниматься интересующими их проблемами; существенно расширились возможности знакомства с зарубежной на­учной литературой. Однако большинство ученых-психологов, работа­ющих в области психологии пола, по-прежнему строит свои исследова­тельские программы в русле поиска различий между полами. Несмотря на изменение социальной ситуации и атмосферы в сфере научной дея­тельности, отечественные ученые все еще продолжают искать психоло­гические различия между полами, рассматривая эту работу как одну из главных задач современной тендерной психологии. Представляется, что в рамках тендерной теории приоритетными должны стать такие направления психологических исследований, как:

— изучение сходства в психологических характеристиках и особен­ностях поведения мужчин и женщин;

— изучение продуктивных стратегий и тактик поведения мужчин и женщин в плане преодоления традиционных гендерных стереотипов;

 

— изучение личностных предпосылок успешной самореализации женщин в профессиональной сфере, а мужчин - семейной;

— изучение реальных отношений мужчин и женщин, а не распро­страненных гендерных стереотипов.

Как отмечает Г.М. Андреева: «Психология, если она хочет действи­тельно помочь человеку ориентироваться в системе социальных связей, противоречий, должна описать и объяснить те особенности, которые свойственны человеку в постижении многообразия его отношений с другими людьми, социальными институтами, сложной мозаикой соци­альных явлений. Выявить, каковы психологические и социальные фак­торы, делающие адаптацию человека в современном мире успешной или, напротив, неуспешной, — значит оказать ему существенную практичес­кую помощь для ориентации в нестабильном мире, в условиях ради­кальных социальных преобразований» [1997. С. 4].


Теоретические предпосылки возникновения психологии...                                     53



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.252.23 (0.041 с.)