Женские исследования (Women's Studies) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Женские исследования (Women's Studies)



Women's Studies (женские исследования) — образовательная про­грамма, основная цель которой заключалась в том, чтобы компенсировать отсутствие женской точки зрения в учебных программах традиционных университетских курсов, а также способствовать развитию нового взгля­да на роль и статус женщин в современной общественной жизни. Женские исследования — это научное исследование «женского вопроса» с точки зрения женщин. Предметом этих исследований является соб­ственно женский опыт, специфика женского вообще, осмысление спо­собов мужского господства и женского угнетения в обществе.

Первая программа женских исследований была открыта в 1969/70 учебном году в университете Сан-Диего. В последующие годы программы по женским исследованиям появились в большинстве уни­верситетов США и Европы. Академический статус новых университет­ских программ по женским исследованиям утверждал признание эпис­темологических возможностей феминистских концепций [Попкова Л., 2001].

В современной литературе, посвященной возникновению и развитию женских исследований, выделяют четыре стадии развития Women's Studies [Ярская-Смирнова Е., 2001]. Рассмотрим эти стадии развития женских исследований, характерные для американского академического образования.


66                          Психология гендерных отношений: теория и практика

Первая стадия развития женских исследований связана с времен­ным отрезком с конца 1960-х до конца 1970-х годов. Изучение женщин изначально появилось в рамках традиционных академических социаль­ных и гуманитарных дисциплин — в основном в литературе, истории, философии, социологии и психологии. Главной задачей Women's Studies' (женских исследований) было «добавить женщину» в традиционные социальные и гуманитарные дисциплины. В учебном процессе стали использоваться несправедливо забытые труды женщин-ученых, демон­стрировалась их роль в развитии науки и культуры. На протяжении долгого развития культуры женщины обычно исключались из публичного дискурса, так как их роль в жизни общества отождествлялась исклю­чительно с домашней сферой.

Так, например, исследовательница- антрополог Салли Слокум, в частности, опровергает теорию о том, что своим успехом эволюция обязана главным образом «мужчине-охотнику». Вместо этой теории автор предлагает свою теорию, где главное действующее лицо«женщина-собирательница», т. е. антипод мужчины. В экономиче­ских дисциплинах экономисты, исповедующие феминистские взгля­ды, показали ранее невидимую экономическую деятельность женщин в разных странах мира, связанную с репродуктивной функцией, работой по дому и на ферме и др. В литературе писательницы-феминистки занялись исследованием длительного периода в исто­рии литературы, когда женщины-авторы создавали свои произве­дения, и выделили женскую литературу в самостоятельную об­ласть.

Вскоре стало ясно, что подход «добавить женщину» в социальное знание оказался недостаточным, поскольку ни одна из традиционных дисциплин не была в состоянии предоставить полноценное понимание жизни женщин. Задача женских исследований сделать женщину «види­мой» в истории, науке, культуре общества сменилась задачей развития и институциализации самостоятельных программ женских исследований, которые бы целостным образом изучали жизнь женщин на основе «женского опыта», а не универсального мужского опыта.

Реализации задачи общенациональной институционализации жен­ских исследований в системе высшего образования США была посвя­щена вторая стадия развития Women's Studies (начало 80-х годов).

В университетах стали появляться кафедры, исследовательские ин­ституты и центры женских исследований, начали издаваться специаль­ные журналы, хрестоматии, учебные пособия. В университетах начались широкие обсуждения статуса женщин, явлений дискриминации в пуб­личной сфере и частной жизни, полоролевых предрассудков, существу­ющих в социуме, литературе и образовании. Были опубликованы работы о продолжающейся дискриминации женщин в общественной и частной жизни, на рынке труда; об ограниченном доступе к образованию и


Теоретические предпосылки возникновения психологии...                                     67

профессиям, а также к политике на уровне принятия решений [Успен-ская В., 1999].

Процессы институциализации женских исследований вызвали к жиз­ни дискуссию, которая продолжается и сегодня. Дискуссия была ини­циирована двумя точками зрения: одна отстаивала позицию, в соответ­ствии с которой женские исследования должны развиваться как отдель­ные дисциплины. Так, например, к этому времени уже появились такие дисциплины, как психология женщин, история женщин, женская литература. Представители другой точки зрения отстаивали статус женских исследований как дисциплины, имеющей междисциплинарный характер. Вместе с тем преобладающим стало мнение, что женские исследования могут претендовать на статус самостоятельной дисципли­ны, а не просто фигурировать в рамках раздела о женщинах внутри уже существующих дисциплин (Словарь гендерных терминов. 20021.

Важно отметить, что в качестве теоретических оснований программы по женским исследованиям первой и второй стадий преимущественно использовали идеи либеральной и радикальной феминистских концеп­ций.

Третья стадия развития женских исследований относится к сере­дине 1980-х годов. Эта стадия связана с продолжением реструктуризации учебных программ в направлении включения опыта меньшинств, боль­шей толерантности и чувствительности к мультикультуральным разли­чиям студентов. В это время академические программы женских иссле­дований подверглись критике со стороны авторов-женщин, представля­ющих этнические, расовые и сексуальные меньшинства: в частности, черные и цветные женщины выдвигали вполне обоснованные требования включить в концептуализацию женственности расовые, этнические и классовые различия. В результате в некоторых университетах открыва­ются специализации по «черным» женским исследованиям, финансиру­ются проекты и сетевые программы для «цветных» женщин в высшей школе, проводятся конференции, семинары и летние школы.

Итак, на третьей стадии развития женских исследований ученые стали обращать внимание на разнообразие женщин в аспектах расы, этничности, класса, религии, сексуальной ориентации. Это способство­вало тому, что академический мир становился не только более терпимым, но и более внимательным, заинтересованным в отношении многообразия и особенностей людей [Ярская-Смирнова Е., 2001].

Четвертая стадия развития женских исследований началась в 1990-х годах и была связана с развитием глобальной инфраструктуры и повышением внимания к международным проблемам женщин. Обра­зовательные программы и исследовательские проекты по проблемам женщин стали распространяться в странах Западной Европы, Африки, Ближнего Востока, Азии и Латинской Америки. Были основаны регу­лярные международные летние институты, конференции и конгрессы.


68                          Психология гендерных отношений: теория и практика

проводимые при поддержке многочисленных женских организаций. Это привело к интенсивному обмену информацией, опытом и ресурсами между учеными и преподавателями. Образовательные программы при-обретали международную, глобальную ориентацию. В связи с растущим числом публикаций, вышедших в постколониальных государствах и странах третьего мира в современных программах по женским иссле­дованиям сделаны акценты на вопросах политики, социально-эконо­мического развития, проблемах милитаризма, репродуктивных прав, бе­женцев и др.

Вслед за развитием женских исследований появилось и примерно с середины 80-х годов, параллельно с ним, развивалось в западных странах научное и образовательное направление — гендерные исследования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.174.76 (0.006 с.)