Радикальная концепция феминизма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Радикальная концепция феминизма



Первая половина 80-х годов — период широкого распространения радикальной идеологии в западном феминистском движении. В опреде­ленном смысле радикальная идеология противоположна либерализму. Если либерализм в дилемме «сходство-различие полов» решает проблему через сходство, равенство, едва ли неодинаковость, то радикализм строит свою теорию и практику, исходя из различий между мужчинами и женщинами и делая на различиях акцент.

Радикальные феминистки адаптировали марксистские и психоанали­тические категории к анализу отношений полов. Центральной стала категория патриархата1, которая понималась как универсальная соци­альная структура, наделяющая мужчин преимуществами за счет жен­щин. Главными были вопросы власти, неравенства, угнетения женщин.

Радикальный феминизм базируется на следующих утверждениях: 1) женщины обладают абсолютной позитивной ценностью сами по се­бе — это утверждение выдвигается в качестве противопоставления обесцениванию роли женщин; 2) женщин подавляет система патриархата [Ритцер Дж., 2002].

Подавление и насилие не всегда принимают форму откровенного физического воздействия. Они присутствуют как более сложные про­явления эксплуатации и контроля: как стандарты моды и красоты; как жесткие идеалы целомудрия и женской жертвенности; как нормативный канон гетеросексуальности; как бесплатный тяжелый труд по дому и низкооплачиваемая работа вне дома; как сексуальные домогательства и др. Кроме того, радикальный феминизм напрямую связывает систему патриархата с физическим насилием: сексуальным оскорблением, изна­силованием, вынужденной проституцией, садизмом в порнографии, ис­торическими и культурными обычаями сжигать ведьм, избиением жен­щин за супружескую неверность камнями до смерти, преследованием лесбиянок. Патриархат — универсальная социальная форма потому, что

1 Патриархат в самом общем виде определяется как господство мужчин

над женщинами [Словарь гендерных терминов. 2002. С. 169]. С точки зрения

радикального феминизма система патриархата понимается как структура соци-

ального неравенства, которой уделяется наименьшее внимание, но которая тем

не менее имеет наибольшее значение [Ритцер Дж., 2002. С. 383].


60                          Психология гендерных отношений: теория и практика

мужчины для установления контроля всегда могут задействовать свой основной ресурс власти — физическую силу, а также другие ресурсы — экономические, идеологические, законодательные и эмоциональные [Рит-цер Дж., 2002].

Мужчины воссоздают и поддерживают патриархатную систему не только потому, что располагают необходимыми для этого ресурсами, но и из-за своей заинтересованности в том, чтобы женщина была покорной и зависимой. Женщины служат удовлетворению сексуальных желаний мужчин. Их тело незаменимо для деторождения, а дети удовлетворяют, согласно психоаналитикам, невротические потребности мужчин. Жен­щины — полезная рабочая сила. Они оказываются иллюстрацией статуса и власти мужчин, они источник эмоциональной поддержки и просто фон, оттеняющий мужское чувство первостепенной социальной значи­мости.

Чтобы преодолеть влияние патриархатной системы, прежде всего необходимо изменить сознание женщин, чтобы они поняли свою силу и значимость. Многие представительницы радикального феминизма были участницами «групп роста сознания». В этих группах молодые женщины обсуждали такие свои проблемы, как зависимость от партнера, оскор­бленное чувство собственного достоинства, фрустрация в сфере сексу­альности, психологический контакт в отношениях с мужчинами и т. п. Таким образом, осуществлялась коллективная проблематизация испол­няемых женских ролей. Субъективный мир становился интерсубъектив­ным, а значит, и публичным. Через вербализацию и разделенную не­удовлетворенность образовывалась женская коллективная идентичность («сестринство»), которая должна была найти опору в социальной теории угнетения.

Как уже подчеркивалось, радикальная феминистская концепция ис­пользовала идеи марксистской и психоаналитической теорий. В соот­ветствии с марксистской теорией главным угнетателем людей является капиталистический способ производства. Тендерное неравенство, как и классовое неравенство, обусловлено институтами частной собственно­сти. Экономическая зависимость женщины от мужчины, так же как и классовое неравенство, порождены капиталистической системой. Тен­дерное неравенство может исчезнуть только с исчезновением капита­лизма и классов. Семья функциональна для капитализма потому, что домашний женский труд является непосредственным добавлением к зарплате работников-мужчин, семья превращает женщин в дешевую И податливую рабочую силу для капитализма, а капиталист имеет воз­можность платить работникам-мужчинам более низкую зарплату за счет бесплатных услуг, предоставляемых им их женами. Марксистская теория является теорией иерархических отношений эксплуатации. Корни пат­риархата находятся в социальной жизни, а не в психологии, биологии или семейных отношениях.


Теоретические предпосылки возникновения психологии...                                     61

Вторым, значимым с научной точки зрения теоретическим направ­лением для радикальной феминистской концепции, явился психоанализ. Влияние психоанализа на феминизм оказалось двунаправленным. С од­ной стороны, ряд основополагающих психоаналитических постулатов был подвергнут феминистками резкой критике, с другой стороны, многие идеи фрейдистов и неофрейдистов послужили основой для ряда теоре­тических феминистских разработок. Критикуя 3. Фрейда за его биоло­гический детерминизм (широко известно его высказывание: «Анато­мия — это судьба»), феминистки настаивали на том, что безвластное положение женщины в обществе вытекает не из ее биологии, а из социального конструирования ее «женской роли». Подверглась критике преувеличенная роль сексуальности в жизни женщины и оправдание мужской агрессивности как «органически присущей» мужскому типу сексуальности. Первой реакцией феминисток на распространение фрей­дизма было признание его «глубоко реакционной, женоненавистнической теорией» [Тартаковская И.Н., 1997. С. 23].

Наряду с этим признавалась существенное влияние 3. Фрейда на культуру в целом, а также значимость открытия им ранее табуированных тем сексуальности. Именно фрейдистский анализ прохождения стадий сексуальности ребенком дает возможность объяснить формирование тендерной идентичности на бессознательном уровне. Мальчики и девоч­ки имеют разный опыт сексуального развития, поэтому и формируются разные гендерные роли.

Феминистская теория использовала психоанализ в поисках ответа на вопрос о глубинных причинах гендерного неравенства в обществе, пытаясь выявить те пласты бессознательного, эмоционального, сексу­ального, которые существуют у всех людей. Психоанализ понимался феминистками как метод и теория, направленные на исследование того, как мы развиваем и используем наши бессознательные фантазии и как мы конструируем и реконструируем наши прошлые ощущения в насто­ящем [Chodorow N.J., 1989; Жеребкина И., 2000]. Страх смерти рас­сматривается в психоаналитической теории как один их тех экзистен­циальных вопросов, с которым сталкивается каждый человек. Теоретики феминизма утверждают, что женщины, как правило, значительно меньше мужчин подавлены страхом собственной смерти, поскольку они продол­жительное время заняты воспитанием детей. Мужчины реагируют на перспективу прекращения жизни иначе: они испытывают ужас и пред­принимают серию защитных мер, которые и приводят к господству над женщинами. Они стремятся создать что-то, способное надолго их пере­жить — предметы искусства и архитектуры, огромные состояния и оружие, науку и религию. Все это становится средством, с помощью которого мужчины обретают господство над женщинами (и друг над другом). Они также стремятся (завидуя репродуктивной способности женщин и страстно желая достичь бессмертия благодаря потомству) к


62                          Психология гендерных отношений: теория и практика

тому, чтобы контролировать даже репродуктивный процесс. Мужчины хотят обладать женщинами, распоряжаться их телами и благодаря нормам законности и отцовства стремятся контролировать детей [Рит-цер Дж., 2002].

Таким образом, использование положений психоаналитической тео­рии позволили радикальным феминисткам сформулировать причины жен­ского неравенства и подавления. Женщина подвергается угнетению со стороны мужчины, потому что основа эксплуатации заложена в способ­ности женщин к деторождению. Рождение и воспитание ребенка огра­ничивает социальную мобильность женщины, поэтому она становится более зависимой от мужчины. Веер выходов, который предлагает ради­кальный феминизм, варьирует в диапазоне от создания андрогинной культуры (unisex) до замены мужской культуры на женскую [Темки-на А.А., 1997]. Организационная деятельность движения радикальной идеологии привела к созданию феминистской альтернативы в литерату­ре, музыке, духовной сфере, медицине.

Итак, радикальную феминистскую концепцию, так же как и либе­ральную, отличает несколько односторонний подход к решению пробле­мы неравенства женщин. Концентрация внимания исключительно на проблеме патриархата как основном источнике подавления женщин упрощает реалии социальной организации и социального неравенства, и как следствие упрощенно видятся и пути изменения ситуации в более позитивном направлении.

Роль радикальной феминистской концепции в качестве теоретической предпосылки развития гендерного направления в психологии определя­ется, прежде всего, привлечением внимания психологов к специфичес­ким проблемам, возникающим в процессе личностного развития женщин. Ключевые идеи радикальной феминистской теории способствовали воз­никновению в психологии в 70-е годы XX столетия нового направления, связанного с изучением женских проблем и женской психологии. Речь идет о сфере знания, названной «психология женщин». Женские психо­логические проблемы стали объектом исследования двух групп психо­логов [Фрейджер Р., Фейдимен Д., 2001. С. 294]. Представители первой группы сосредоточились на использовании психоаналитической концеп­ции для изучения особенностей формирования женской психики и ана­лиза личностного развития женщин. Совершенствуя и развивая идеи 3. Фрейда, Хелен Дойч, Карен Хорни, Мелани Кляйн существенно расширили представления об особенностях психологического становле­ния и развития девочек и женщин, о сложностях и проблемах форми­рования женской идентичности. В работе Т. Булавиной, посвященной анализу вклада женщин-психологов в развитие женской психологии, подчеркивается, что именно им принадлежит та заслуга, что женщина впсихоаналитических исследованиях стала рассматриваться как субъ­ект, равноценный мужчине [Булавина Т., 2000].


Теоретические предпосылки возникновения психологии...                                     63

Вторая группа психологов-исследователей, в число которых входи­ли Кэрролл Гилиган [1982]. Нэнси Ходоров [1989], Джин Миллер [1976] и другие, сосредоточили свое внимание на изучении жизненного опыта женщин, который раньше фактически игнорировался психологией1. Жен­ский жизненный опыт, в определенных областях качественно отличаю­щийся от мужского, накладывает особый отпечаток на всю психику женщины. Только женщины переживают менструацию, беременность, роды, вскармливание грудью. В дополнение к этому опыту, обусловлен­ному биологическими причинами, существует и культурная уникаль­ность женского опыта как последствия исполнения гендерных ролей.

В своих работах представители данного психологического направле­ния опирались на следующие теоретические положения: специфическая психология женщины имеет социальную обусловленность; женский пси­хологический склад, психология женщины является более совершенной, чем у мужчин.

В исследовании Кэрол Гиллиган подтверждается мысль об особен­ностях женской психологии, проявляющейся в сфере морально-этического развития личности. Специфика морального развития жен­щины заключается в большей ориентации на конкретную ситуацию, взаимоотношения людей и их последствия, то есть на ситуацию «здесь и теперь». Если для мужского менталитета в моральной сфере опреде­ляющими оказываются понятия справедливости, моральных законов и принципов, то для женского — понятия заботы, взаимопонимания, доверия [Gilligan С., 1982].

Психолог Нэнси Ходоров считает, что причина половой дифферен­циации кроется в особенностях процесса половой идентификации в детском возрасте. Она отмечает, что те психологические отличия, ко­торые исследовал Фрейд в природе женщин (пассивность, дефицит сверх-Я, женский нарциссизм и др.), реально имеют место, но они результат того, что в нашей социальной системе именно женщины несут основную ответственность за заботу о ребенке в детстве. Мальчик, который в определенном возрасте начинает ощущать потребность ото­ждествлять себя с отцом, должен главный упор делать на различении, отделении, отдифференцировании себя от матери. Отсюда — доминанта автономии и сепаратизма в мужской психологии и мировоззрении, склонность к гневу и насилию, нетерпимость к отличиям (что выража­ется в расизме, гомофобии, этноцентризме). Девочки же, напротив, сохраняют эмоциональную связь с матерью и отождествляются с ней, это способствует развитию у них эмоциональности, склонности к со­чувствию и сопереживанию. Поэтому с ранних лет девочкам оказывается

1 Подробнее о работах указанных психологов и направлении «женская психология» см.: [Бранд Г., 1999]. [Клецина И.С. 2002б], [Фрейджер Р., Фей-димен Д., 2001. С. 294-310].


64                                    Психология гендерных отношений: теория и практика

свойственно меньшее стремление к сепаратизму, к выделению себя из внешнего мира, чем мальчикам [Chodorov N., 1989].

Заслугой психологов данного направления является представление более позитивного образа фемининности как отражения женской пси­хологии; образа, который не просто является противоположностью муж­ского, а несет черты нового качества — «другого». Сторонники пара­дигмы уникальности женской психологии убеждены, что «другой голос» женщины имеет социально-культурное происхождение, но это «откло­нение» от мужской нормы рассматривается с позитивной точки зрения. Полноценное звучание этого голоса в культурном пространстве может обеспечить позитивные изменения.

Феминистское движение во второй половине 80-х годов начинает характеризоваться множественностью ветвей: цветной феминизм, пост­модернистский, гуманистический, экзистенциальный, культурный и дру­гие. Главным для осмысления новой теоретической платформы иссле­дования проблем взаимоотношений полов в обществе явилось движение цветных феминисток. Для обоснования особенного женского опыта в рамках идеологии радикального феминизма предлагалось, прежде всего, два вида объяснения: психоаналитически ориентированный подход, ко­торый пытался осмыслить разнообразные контексты накопления опыта с точки зрения психологии развития, и марксистски ориентированный подход, который связывал опыт женщин с подавлением личности в капиталистических условиях производства и с одновременно происхо­дящим разделением труда по признаку пола. Однако очень скоро стало ясно, что эти теории не смогли охватить в достаточной степени различия внутри женской части общества. Постулат универсального (общего) опыта подвергся критике, прежде всего, со стороны женщин — пред­ставительниц различных меньшинств в Америке. Для них очевидный на первый взгляд постулат об общем угнетении женщин именно по признаку пола не имел особой убедительности: важнее казались другие причины маргинализации, такие как этническая принадлежность, рели­гиозные убеждения, сексуальная ориентация, возрастной или социаль­ный статус. «Можно ли было поставить на один уровень опыт афро-американских представительниц высшего класса, жизненные условия мексиканских эмигранток и опыт белых работниц?.. Общность женского опыта, выражаемая в идее сестринства, в действительности оказывается несуществующей» [Хоф Р., 1999. С. 31—32].

В основе нового представления цветных феминисток о гендерных отношениях лежит опыт депривации и страдания определенных групп женщин как представителей феминистского движения, которые не впи­сывались в парадигму объединяющего женщин сестринского опыта. Переживание несправедливости становится стимулом реформирования нового теоретического подхода. Основанием для нового подхода явилось понимание того, что женские опыты различаются в разных культурах


Теоретические предпосылки возникновенмя психологии...                                    65

и социальных группах, а различия задаются, прежде всего, через кон­тексты возраста, расы, класса и сексуальной ориентации.

Задачей новых сил феминистского движения конца 1980-х годов становится прояснение оснований (деконструкция) гендерных отноше­ний. Деконструкция отвечает на вопрос, как возможны гендерные от­ношения в данном обществе, каким образом они создаются, принимая вид естественных и имманентно присущих индивиду, группе, социуму. Если признать, что гендер сконструирован как общественные отношения властного взаимодействия, можно поставить вопрос о проблематизации и перестройке последних [Здравомыслова Е.А.б Темкина А.А., 1998].

Заслуга феминизма как теории состоит в том, что он способствовал развитию и обогащению (расширению понятийных и интерпретационных границ) современных научных концепций: марксизма, структурализма, экзистенциализма, психоанализа, постмодернизма.

Развитие феминистской теории способствовало возникновению ака­демических курсов в высшей школе США в 70-е годы XX столетия, которые в дальнейшем стали академической дисциплиной (здесь — образовательной программой) под названием «женские исследования» (Women's Studies).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.243.194 (0.022 с.)