Направления и задачи развития гендерной психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Направления и задачи развития гендерной психологии



Основные задачи гендерной психологии, прежде всего, связаны с институциализацией ее как области научного знания и учебной дисцип­лины, т. е. четкого определения предмета исследования, конкретизации направлений развития, обоснования адекватных методических приемов и принципов исследования, накопления фактологической базы данных.

Более конкретные задачи исследований связаны с анализом тех изменений в системе полоролевых представлений, которые обусловлены трансформациями в социальной сфере. Исследования гендерной психо­логии призваны показать механизмы конструирования гендерной иден­тичности в разных временных и социокультурных контекстах, а также обосновать возможности изменения идентичности мужчин и женщин в ситуации современных социальных преобразований.

Основное теоретическое направление, в рамках которого развивается гендерная психология, — это социально-конструктивистское на­правление в исследованиях гендера. Теория социального конструк-ционизма — одна из современных популярных социально-психоло­гических концепций. Центральная идея этой теории заключается в том, что социальная психология не только в ее бихевиористической пара­дигме, но также и в традиционном когнитивизме недооценивает значение социальной ситуации, в рамках которой осуществляется процесс позна­ния человеком окружающего мира, т. е. утрачивается такой важный компонент познавательного процесса, как конструирование социального мира [Андреева Г.М. и др., 2001]. Именно на идее конструирования гендерной составляющей личности и базируются исследования, прово­димые в социально-конструктивистской парадигме.

С позиций социального конструирования гендера и пол и гендер являются социально достигаемыми статусами. Так же как раса, этнич-ность и социальный класс, гендерные категории оказываются институ­ционализированными культурой и социумом. Жизнь каждого индивида с самого рождения формируется социокультурными нормами и прави­лами. В своей работе Д. Лорбер и С. Фаррелл [2000] подчеркивают, что хотя некоторые общества являются расово и этнически гомогенными, а иногда гомогенными и по социальному статусу, нет ни одного общества, которое было бы гомогенно в тендерном отношении. Разделение соци­ального мира на мужчин и женщин укоренено настолько глубоко, что С момента рождения, когда пол ребенка опознан, родители, врачи, акушерки и все окружающие новорожденного «создают гендер», реали­зуя принцип половой дифференциации. «В действительности между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами больше сходства, чем различий, но в этой сфере общество накладывает табу на подобие» [Лорбер Дж., Фаррелл С., 2000. С. 189].


Теоретические предпосылки возникновения психологии...                                     93

Даже во взрослый период жизни, когда предполагается стабилизи-пованность гендерного статуса, мы привычным образом моделируем гендер в каждой конкретной ситуации. В реальности и в повседневных практиках гендер пронизывает все аспекты нашей жизни от микро- до макроуровня [Лорбер Дж., Фаррелл С., 2000]. С точки зрения К. Уэст и Д. Зиммерман [2000], будучи социальным статусом, гендер фундамен­тален, институционализирован и постоянен, и тем не менее, поскольку члены социальных групп должны постоянно (независимо от того, осо­знают они это или нет) «созидать гендер», чтобы поддерживать свой статус, всегда существует потенциал изменений.

Социально-конструктивистская парадигма не только задает рамки исследования механизмов формирования и воспроизводства мужествен­ности и женственности, тендерной культуры, «создание гендера» в повседневности, в публичной и приватной сферах, но и ориентирует на изучение способов реконструкции гендерных идентичностей. Социально-конструктивистская парадигма может дать ответ на вопрос: «Как иллюзия тендерной дихотомии конструируется и поддерживается в ситуации межполовых сходств и внутриполовых различий?» Несмотря на сущест­вующие различия, мужчины и женщины в психологическом смысле очень похожи друг на друга. По данным Р. Пломина и Т. Фокса, фактор пола обусловливает не более чем 5% от общей дисперсии показателей ин­теллекта, и только 1% — в параметрах вербальных способностей [Ли-бин А.В., 1999]. Поэтому конструирование гендера как полярной дихо­томии требует подавления естественного сходства для социальных целей социальными средствами. Поскольку активное подавление сходств и конструирования различий требует социальной власти, центральной в тендерной теории оказывается проблема доминирования.

Отечественных психологических исследований, проведенных в рам­ках социально-конструктивистского направления, пока немного. В ка­честве примера можно привести исследования М.В. Бураковой [2000], Н.К. Радиной [1999], Л.Н. Ожиговой [1998, 2000]. Г.В. Турецкой 119981.

Социальная ситуация в нашей стране в последние годы претерпела существенные изменения: «железного занавеса» между Россией и за­падными странами уже не существует; в стране нет жестких запретов, не позволявших ученым заниматься интересующими их проблемами; существенно расширились возможности знакомства с зарубежной на­учной литературой. Однако большинство ученых-психологов, работа­ющих в области психологии пола, по-прежнему строят свои исследова­тельские программы в русле поиска различий между полами. Несмотря на изменение социальной ситуации и атмосферы в сфере научной деятельности, отечественные ученые все еще продолжают искать пси­хологические различия между полами, рассматривая эту деятельность как одну из главных задач современной тендерной психологии.


94                          Психология гендерных отношений: теория и практика

Завершая обзор вопросов, посвященных развитию тендерной психо­логии, хочется выразить надежду, что отечественные психологи, заин­тересованные в изучении гендерных проблем, но проводящие свои ис­следования в рамках полоролевого подхода, используемого в психологии пола, переориентируются в своих научно-исследовательских установках Как подчеркивает Г.М. Андреева, «Все новации в науке всегда начина­ются с поисков в области теории, в то время как исследовательская практика еще в течение долгого времени продолжает сохраняться в рамках наработанных концепций» [Андреева Г.М. и др., 2001. С. 256].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.161.161 (0.005 с.)