Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Направления и задачи развития гендерной психологии
Основные задачи гендерной психологии, прежде всего, связаны с институциализацией ее как области научного знания и учебной дисциплины, т. е. четкого определения предмета исследования, конкретизации направлений развития, обоснования адекватных методических приемов и принципов исследования, накопления фактологической базы данных. Более конкретные задачи исследований связаны с анализом тех изменений в системе полоролевых представлений, которые обусловлены трансформациями в социальной сфере. Исследования гендерной психологии призваны показать механизмы конструирования гендерной идентичности в разных временных и социокультурных контекстах, а также обосновать возможности изменения идентичности мужчин и женщин в ситуации современных социальных преобразований. Основное теоретическое направление, в рамках которого развивается гендерная психология, — это социально-конструктивистское направление в исследованиях гендера. Теория социального конструк-ционизма — одна из современных популярных социально-психологических концепций. Центральная идея этой теории заключается в том, что социальная психология не только в ее бихевиористической парадигме, но также и в традиционном когнитивизме недооценивает значение социальной ситуации, в рамках которой осуществляется процесс познания человеком окружающего мира, т. е. утрачивается такой важный компонент познавательного процесса, как конструирование социального мира [Андреева Г.М. и др., 2001]. Именно на идее конструирования гендерной составляющей личности и базируются исследования, проводимые в социально-конструктивистской парадигме. С позиций социального конструирования гендера и пол и гендер являются социально достигаемыми статусами. Так же как раса, этнич-ность и социальный класс, гендерные категории оказываются институционализированными культурой и социумом. Жизнь каждого индивида с самого рождения формируется социокультурными нормами и правилами. В своей работе Д. Лорбер и С. Фаррелл [2000] подчеркивают, что хотя некоторые общества являются расово и этнически гомогенными, а иногда гомогенными и по социальному статусу, нет ни одного общества, которое было бы гомогенно в тендерном отношении. Разделение социального мира на мужчин и женщин укоренено настолько глубоко, что С момента рождения, когда пол ребенка опознан, родители, врачи, акушерки и все окружающие новорожденного «создают гендер», реализуя принцип половой дифференциации. «В действительности между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами больше сходства, чем различий, но в этой сфере общество накладывает табу на подобие» [Лорбер Дж., Фаррелл С., 2000. С. 189].
Теоретические предпосылки возникновения психологии... 93 Даже во взрослый период жизни, когда предполагается стабилизи-пованность гендерного статуса, мы привычным образом моделируем гендер в каждой конкретной ситуации. В реальности и в повседневных практиках гендер пронизывает все аспекты нашей жизни от микро- до макроуровня [Лорбер Дж., Фаррелл С., 2000]. С точки зрения К. Уэст и Д. Зиммерман [2000], будучи социальным статусом, гендер фундаментален, институционализирован и постоянен, и тем не менее, поскольку члены социальных групп должны постоянно (независимо от того, осознают они это или нет) «созидать гендер», чтобы поддерживать свой статус, всегда существует потенциал изменений. Социально-конструктивистская парадигма не только задает рамки исследования механизмов формирования и воспроизводства мужественности и женственности, тендерной культуры, «создание гендера» в повседневности, в публичной и приватной сферах, но и ориентирует на изучение способов реконструкции гендерных идентичностей. Социально-конструктивистская парадигма может дать ответ на вопрос: «Как иллюзия тендерной дихотомии конструируется и поддерживается в ситуации межполовых сходств и внутриполовых различий?» Несмотря на существующие различия, мужчины и женщины в психологическом смысле очень похожи друг на друга. По данным Р. Пломина и Т. Фокса, фактор пола обусловливает не более чем 5% от общей дисперсии показателей интеллекта, и только 1% — в параметрах вербальных способностей [Ли-бин А.В., 1999]. Поэтому конструирование гендера как полярной дихотомии требует подавления естественного сходства для социальных целей социальными средствами. Поскольку активное подавление сходств и конструирования различий требует социальной власти, центральной в тендерной теории оказывается проблема доминирования.
Отечественных психологических исследований, проведенных в рамках социально-конструктивистского направления, пока немного. В качестве примера можно привести исследования М.В. Бураковой [2000], Н.К. Радиной [1999], Л.Н. Ожиговой [1998, 2000]. Г.В. Турецкой 119981. Социальная ситуация в нашей стране в последние годы претерпела существенные изменения: «железного занавеса» между Россией и западными странами уже не существует; в стране нет жестких запретов, не позволявших ученым заниматься интересующими их проблемами; существенно расширились возможности знакомства с зарубежной научной литературой. Однако большинство ученых-психологов, работающих в области психологии пола, по-прежнему строят свои исследовательские программы в русле поиска различий между полами. Несмотря на изменение социальной ситуации и атмосферы в сфере научной деятельности, отечественные ученые все еще продолжают искать психологические различия между полами, рассматривая эту деятельность как одну из главных задач современной тендерной психологии. 94 Психология гендерных отношений: теория и практика Завершая обзор вопросов, посвященных развитию тендерной психологии, хочется выразить надежду, что отечественные психологи, заинтересованные в изучении гендерных проблем, но проводящие свои исследования в рамках полоролевого подхода, используемого в психологии пола, переориентируются в своих научно-исследовательских установках Как подчеркивает Г.М. Андреева, «Все новации в науке всегда начинаются с поисков в области теории, в то время как исследовательская практика еще в течение долгого времени продолжает сохраняться в рамках наработанных концепций» [Андреева Г.М. и др., 2001. С. 256].
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.161.161 (0.005 с.) |