Отношения как категория общепсихологического знания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отношения как категория общепсихологического знания



Рассмотрение теоретических вопросов феномена отношений начнем с анализа категории «отношение» и основных классов отношений: пси­хических, психологических и социально-психологических.


102                        Психология гендерных отношений: теория и практика

В общефилософском контексте отношение рассматривается как «спо-соб сопричастности бытия вещей, как условие выявления и реализации скрытых в них свойств. Отношение — не вещь и не свойство, но то, посредством чего свойства какой-либо вещи получают свою видимость» [Современный философский словарь. 1998. С. 634]. В психологии «от­ношение — в самом общем виде — взаиморасположение объектов и их свойств» [Психология. Словарь. 1990. С. 258]. Использование кате­гории «отношение» предполагает реализацию общего методологического принципа — изучение объектов природы в их связи с окружающей средой. Человек, как и все другие объекты, взаимосвязан с окружающей действительностью, и для человека эта связь становится отношением, поскольку человек дан в этой связи как субъект, как деятель. Как подчеркивает Г.М. Андреева, связь с внешним миром существует и у животного, но животное, по известному выражению Маркса, не «отно­сится» ни к чему и вообще «не относится». Там, где существует какое-нибудь отношение, оно задано как человеческое отношение, оно направ­лено в силу активности субъекта [Андреева Г. М., 1996. С. 70]. Отно­шение связано с фактом отражения, предваряющего взаимодействие, и начинается в мире живой природы. Активность человека при раскрытии сути категории «отношение» подчеркивается и другими психологами. Так, в работе А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского «Основы теоретиче­ской психологии» [1998] при рассмотрении категории «отношение» в качестве наиболее значимого для категориального анализа признака выделяется направленность субъекта на объект. При этом подчеркива­ется, что в качестве объекта могут выступать материальные предметы, феномены культуры, духовные ценности, другие люди и сам субъект. Значимый для категории «отношение» признак направленности субъекта на объект по своему смысловому значению близок понятию «связь», о котором речь шла выше. Это сопоставление позволяет акцентировать психологическое понимание отношения как связи активного индивида с различными сторонами окружающей его действительности. Итак, в качестве первого шага психологического анализа отношений можно выделить понятия, помогающие проникнуть в суть этого феномена, — это понятия «связь» и «направленность субъекта на объект»

Современные отечественные трактовки содержательной стороны фе­номена «отношение», как правило, опираются на психологическую тео­рию отношений, разработанную В.Н. Мясищевым. В соответствии с ней психологическим ядром личности является индивидуализированная сис­тема ее субъективно-оценочных, сознательно-избирательных отношений к действительности, представляющая собой интериоризированный опыт взаимоотношений с другими людьми в условиях социального окружения. Для В.Н. Мясищева отношение — это основополагающая категория, ко­торая описывает положение человека в мире, подчеркивает его активную роль и является движущей силой личности. Определение понятия «от-


Основы теории психологии гендерных отношений                                                 103

ношения», предложенное им, стало классическим в психологии: «Пси­хологические отношения человека в развитом виде представляют це­лостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности» [Мя-сишев В.Н., 1960]. Эта система отношений представляет собой единство трех взаимосвязанных компонентов: 1) отношение человека к людям; 2) отношение к предметам внешнего мира; 3) отношение человека к себе. В.Н. Мясищев подчеркивал, что отношения (к другому, к миру, к себе), приобретая устойчивость, становятся характерными для личности (т. е. становятся чертами характера) и проявляются в типичных для личности способах выражения этих отношений. Отношение, по В.Н. Мя-сищеву, всегда структурно и включает в себя простейшие эмоциональ­ные переживания; через включение оценочных отношений в связи с нормами и нормативными критериями формируются убеждения и убеж­денность. Отдавая должное в этой структуре потребностям и эмоцио­нально-волевым компонентам, особыми видами отношений он считал интересы, оценки и убеждения.

Конкретизация основных теоретических положений психологической теории отношений В.Н. Мясищева и развитие его идей представлены в работах В.Н. Панферова [1989, 1992, 1995]. В.Н. Панферовым в совмест­ной статье с В.Н.Куницыной [1992] анализируются такие виды отноше­ний, как психические, психологические и социально-психологические. Так как в основе формирования отношений лежит процесс отражения человеком окружающей его действительности, в человеческих отноше­ниях находят отражение различные функции его психической деятель­ности.

Психические отношения раскрывают степень притягательности объ­екта, благоприятно или неблагоприятно воздействующего на органы чувств человека. Эти отношения отличаются непроизвольностью реаги­рования субъекта на свойства отражаемого объекта. Психические от­ношения сопровождают любой акт познавательной деятельности чело­века на конкретно-чувственном уровне отражения, предопределяя его эмоциональную окраску и проявляясь в чувственном тоне и настроении, а также в аффектах и других психических состояниях. Они регулируют взаимодействие с объектом, обнаруживая себя в стремлении к нему или избегании его.

Осознание своего психического отношения к объекту за счет ког­нитивных компонентов психического отражения преобразует элементар-ное реагирование в чувства субъекта. Тем самым психические отношения трансформируются в психологические отношения.

Психологические отношения в сравнении с психическими в большей мере репрезентируют индивидуальную сущность человека в силу их большей произвольности, так как психологические отношения — это избирательные и сознательные связи личности с различными сторонами


104                                   Психология гендерных отношений; теория и практика

окружающей действительности. Осознанность и произвольность психо­логических отношений придают им конативный характер в том смысле, что они направляют поведение и деятельность человека в определенное русло, вовлекая в этот процесс такие важные психические образования, как потребности, чувства, интересы, убеждения, оценка, а также воля, внимание, мотив. Психологические отношения являются целостной фор­мой их синтеза, т. е. системным образованием человека, раскрывающим его личностный смысл [Куницына В.Н., Панферов В.Н., 1992].

Таким образом, можно отметить, что психологические отношения у В.Н. Мясищева представлены очень сложной, многогранной структурой связей личности с объективной действительностью, в этих связях на­ходят отражение и продление практически все внутриличностные об­разования. Вследствие этого в психологической науке отношения при­обретают статус всеобъемлющей категории. Можно согласиться с заме­чанием М.Г.Ярошевского о том, что «теория отношений (В.Н Мясищев и др.) склонна считать производными от системы отношений и харак­терные свойства личности, и мотивы ее поступков, и ее потребности, интересы, склонности, хизненную позицию и многое другое, в конечном счете "растворяемое" во всепоглощающем представлении об этой "уни­версалии"» [Петровский А.В., Ярошевский М.Г., 1998. С. 207].

С целью конкретизации и дифференциации категории «отношение» от других психологических категорий в учебном пособии А.В. Петров­ского и М.Г.Ярошевского «Основы теоретической психологии» [1998] в качестве доминирующих признаков категории отношений предлагается рассматривать следующие: заданная субъектом векторизированность психического акта, избирательность, установка на оценку (позитивную, негативную, выражающую безразличие), предрасположенность и готов­ность к определенному образу действия. В такой трактовке психологи­ческие отношения предстают уже не такой всеобъемлющей психологи­ческой структурой, как у В.Н. Мясищева.

Здесь при раскрытии содержания психологических отношений акцент сделан на взаимосвязях характеристик психологических отношений с двумя основными функциями психической деятельности человека: ког­нитивными и конативными. «Сознательность и произвольность психо­логических отношений спирается на когнитивные и конативные функции психической деятельности человека. Благодаря когнитивным процессам происходит анализ значимости приятного—неприятного объекта, что и будет предопределять ьаше психологическое отношение при выборе и отвержении этого объекта. Сама же значимость и последующий выбор объекта согласуется с мотивационными компонентами психической ор­ганизации человека, что обеспечивает субъекту психологическую готов­ность к поступку той или иной направленности» [Основы социально-психологической теории. 1995. С. 105].


Основы теории психологии гендерных отношений                                                105

Таким образом, в отечественной психологии психологические отно­шения чаще рассматриваются как связи личности с разнообразными объектами окружающего мира, опосредованные когнитивными и кона-тивными функциями психической деятельности и реализующиеся в эмо­циональной оценке объектов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.006 с.)