Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отношения как категория общепсихологического знания
Рассмотрение теоретических вопросов феномена отношений начнем с анализа категории «отношение» и основных классов отношений: психических, психологических и социально-психологических. 102 Психология гендерных отношений: теория и практика В общефилософском контексте отношение рассматривается как «спо-соб сопричастности бытия вещей, как условие выявления и реализации скрытых в них свойств. Отношение — не вещь и не свойство, но то, посредством чего свойства какой-либо вещи получают свою видимость» [Современный философский словарь. 1998. С. 634]. В психологии «отношение — в самом общем виде — взаиморасположение объектов и их свойств» [Психология. Словарь. 1990. С. 258]. Использование категории «отношение» предполагает реализацию общего методологического принципа — изучение объектов природы в их связи с окружающей средой. Человек, как и все другие объекты, взаимосвязан с окружающей действительностью, и для человека эта связь становится отношением, поскольку человек дан в этой связи как субъект, как деятель. Как подчеркивает Г.М. Андреева, связь с внешним миром существует и у животного, но животное, по известному выражению Маркса, не «относится» ни к чему и вообще «не относится». Там, где существует какое-нибудь отношение, оно задано как человеческое отношение, оно направлено в силу активности субъекта [Андреева Г. М., 1996. С. 70]. Отношение связано с фактом отражения, предваряющего взаимодействие, и начинается в мире живой природы. Активность человека при раскрытии сути категории «отношение» подчеркивается и другими психологами. Так, в работе А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского «Основы теоретической психологии» [1998] при рассмотрении категории «отношение» в качестве наиболее значимого для категориального анализа признака выделяется направленность субъекта на объект. При этом подчеркивается, что в качестве объекта могут выступать материальные предметы, феномены культуры, духовные ценности, другие люди и сам субъект. Значимый для категории «отношение» признак направленности субъекта на объект по своему смысловому значению близок понятию «связь», о котором речь шла выше. Это сопоставление позволяет акцентировать психологическое понимание отношения как связи активного индивида с различными сторонами окружающей его действительности. Итак, в качестве первого шага психологического анализа отношений можно выделить понятия, помогающие проникнуть в суть этого феномена, — это понятия «связь» и «направленность субъекта на объект»
Современные отечественные трактовки содержательной стороны феномена «отношение», как правило, опираются на психологическую теорию отношений, разработанную В.Н. Мясищевым. В соответствии с ней психологическим ядром личности является индивидуализированная система ее субъективно-оценочных, сознательно-избирательных отношений к действительности, представляющая собой интериоризированный опыт взаимоотношений с другими людьми в условиях социального окружения. Для В.Н. Мясищева отношение — это основополагающая категория, которая описывает положение человека в мире, подчеркивает его активную роль и является движущей силой личности. Определение понятия «от- Основы теории психологии гендерных отношений 103 ношения», предложенное им, стало классическим в психологии: «Психологические отношения человека в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности» [Мя-сишев В.Н., 1960]. Эта система отношений представляет собой единство трех взаимосвязанных компонентов: 1) отношение человека к людям; 2) отношение к предметам внешнего мира; 3) отношение человека к себе. В.Н. Мясищев подчеркивал, что отношения (к другому, к миру, к себе), приобретая устойчивость, становятся характерными для личности (т. е. становятся чертами характера) и проявляются в типичных для личности способах выражения этих отношений. Отношение, по В.Н. Мя-сищеву, всегда структурно и включает в себя простейшие эмоциональные переживания; через включение оценочных отношений в связи с нормами и нормативными критериями формируются убеждения и убежденность. Отдавая должное в этой структуре потребностям и эмоционально-волевым компонентам, особыми видами отношений он считал интересы, оценки и убеждения.
Конкретизация основных теоретических положений психологической теории отношений В.Н. Мясищева и развитие его идей представлены в работах В.Н. Панферова [1989, 1992, 1995]. В.Н. Панферовым в совместной статье с В.Н.Куницыной [1992] анализируются такие виды отношений, как психические, психологические и социально-психологические. Так как в основе формирования отношений лежит процесс отражения человеком окружающей его действительности, в человеческих отношениях находят отражение различные функции его психической деятельности. Психические отношения раскрывают степень притягательности объекта, благоприятно или неблагоприятно воздействующего на органы чувств человека. Эти отношения отличаются непроизвольностью реагирования субъекта на свойства отражаемого объекта. Психические отношения сопровождают любой акт познавательной деятельности человека на конкретно-чувственном уровне отражения, предопределяя его эмоциональную окраску и проявляясь в чувственном тоне и настроении, а также в аффектах и других психических состояниях. Они регулируют взаимодействие с объектом, обнаруживая себя в стремлении к нему или избегании его. Осознание своего психического отношения к объекту за счет когнитивных компонентов психического отражения преобразует элементар-ное реагирование в чувства субъекта. Тем самым психические отношения трансформируются в психологические отношения. Психологические отношения в сравнении с психическими в большей мере репрезентируют индивидуальную сущность человека в силу их большей произвольности, так как психологические отношения — это избирательные и сознательные связи личности с различными сторонами 104 Психология гендерных отношений; теория и практика окружающей действительности. Осознанность и произвольность психологических отношений придают им конативный характер в том смысле, что они направляют поведение и деятельность человека в определенное русло, вовлекая в этот процесс такие важные психические образования, как потребности, чувства, интересы, убеждения, оценка, а также воля, внимание, мотив. Психологические отношения являются целостной формой их синтеза, т. е. системным образованием человека, раскрывающим его личностный смысл [Куницына В.Н., Панферов В.Н., 1992]. Таким образом, можно отметить, что психологические отношения у В.Н. Мясищева представлены очень сложной, многогранной структурой связей личности с объективной действительностью, в этих связях находят отражение и продление практически все внутриличностные образования. Вследствие этого в психологической науке отношения приобретают статус всеобъемлющей категории. Можно согласиться с замечанием М.Г.Ярошевского о том, что «теория отношений (В.Н Мясищев и др.) склонна считать производными от системы отношений и характерные свойства личности, и мотивы ее поступков, и ее потребности, интересы, склонности, хизненную позицию и многое другое, в конечном счете "растворяемое" во всепоглощающем представлении об этой "универсалии"» [Петровский А.В., Ярошевский М.Г., 1998. С. 207]. С целью конкретизации и дифференциации категории «отношение» от других психологических категорий в учебном пособии А.В. Петровского и М.Г.Ярошевского «Основы теоретической психологии» [1998] в качестве доминирующих признаков категории отношений предлагается рассматривать следующие: заданная субъектом векторизированность психического акта, избирательность, установка на оценку (позитивную, негативную, выражающую безразличие), предрасположенность и готовность к определенному образу действия. В такой трактовке психологические отношения предстают уже не такой всеобъемлющей психологической структурой, как у В.Н. Мясищева.
Здесь при раскрытии содержания психологических отношений акцент сделан на взаимосвязях характеристик психологических отношений с двумя основными функциями психической деятельности человека: когнитивными и конативными. «Сознательность и произвольность психологических отношений спирается на когнитивные и конативные функции психической деятельности человека. Благодаря когнитивным процессам происходит анализ значимости приятного—неприятного объекта, что и будет предопределять ьаше психологическое отношение при выборе и отвержении этого объекта. Сама же значимость и последующий выбор объекта согласуется с мотивационными компонентами психической организации человека, что обеспечивает субъекту психологическую готовность к поступку той или иной направленности» [Основы социально-психологической теории. 1995. С. 105]. Основы теории психологии гендерных отношений 105 Таким образом, в отечественной психологии психологические отношения чаще рассматриваются как связи личности с разнообразными объектами окружающего мира, опосредованные когнитивными и кона-тивными функциями психической деятельности и реализующиеся в эмоциональной оценке объектов.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.006 с.) |