Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отношения как категория социально-психологического
Знания С позиций социально-психологического подхода выделяется особый класс отношений — социально-психологические. Рассмотрим точки зрения отечественных социальных психологов на содержательную сторону социально-психологических отношений. В словаре социально-психологических понятий они определяются как «различные формы взаимосвязи людей, возникающие в процессе совместной жизнедеятельности» [Коллектив. Личность. Общение. 1987. С. 66]. Главное отличие социально-психологических отношений от психологических заключается в том, что социально-психологические отношения — это, прежде всего, отношения человека с человеком. Принципиально новое качество этого класса отношений обусловлено результатом взаимных усилий партнеров по совместной деятельности и общению, социально-психологические отношения всегда продукт взаимодействия, взаимосвязи, взаимоустремления, взаимовлияния, взаимопознания, взаимовыражения, взаимоотношения [Куницына В.Н., Панферов В.Н., 1992]. Понятие «социально-психологические отношения» не имеет пока статуса общепризнанной категории, в работах отечественных социальных психологов чаще можно встретить термин «межличностные отношения», который, как правило, используется в качестве синонима понятия «социально-психологические отношения». Так, Л.Я. Гозман подчеркивает, что в социально-психологической литературе в понятие «межличностные отношения» включается система взаимодействий, контактов, связей между людьми [Гозман Л.Я., 1987. С. 7]. Н.Н. Обозов, автор монографии «Межличностные отношения» [1979], также указывает на наличие взаимосвязи между людьми как основу межличностных отношений. У Я.Л. Коломинского [2000] межличностные отношения — это обязательно прямые взаимоотношения. Они могут быть непосредственными — «лицом к лицу» или опосредованными какими-то средствами коммуникации; могут быть одновременными или отсроченными, но в них всегда должна сохраняться действительная возможность взаимности. В.Н. Куницына подчеркивает, что термин «межличностные» указывает не только на то, что объектом отношения выступает другой человек, но и на взаимную направленность отношений. Межличностные отношения — это взаимные ориентации, которые развиваются и кристаллизуются у индивидов, находящихся в длительном контакте [Куни-
106 Психология гендерных отношений: теория и практика цына В.Н. и др., 2001]. Во всех определениях мы видим такие основные характеристики социально-психологических отношений, как наличие ре-ального непосредственного или опосредованного контакта между людьми и наличие обратной связи между ними. Итак, анализ работ Л.Я. Гозмана, Я.Л. Коломинского, В.Н. Куницы-ной, Н.Н. Обозова, В.Н. Панферова позволяет прийти к заключению что эти авторы из трех основных разновидностей человеческих отношений — к предметам внешнего мира, к себе и другим людям — именно последний вид отношений рассматривают как собственно социально-психологические. Следовательно, психологические отношения в отличие от социально-психологических отношений характеризуются в основном отражением отношений к предметам внешнего мира и к себе. Возникает вопрос: «Изучаются ли в социальной психологии какие-нибудь другие отношения, которые не относятся к категории "межличностных"»? Для ответа на этот вопрос обратимся к содержательной стороне предмета социальной психологии. Так, в одном из самых популярных в нашей стране учебнике по социальной психологии предмет социальной психологии формулируется «как изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп» [Андреева Г.М., 1996. С. 10]. По мнению Г.М. Андреевой, главная задача социальной психологии — раскрыть конкретный механизм «вплетения» индивидуального в ткань социальной реальности, а это возможно при изучении взаимодействия личности и всей системы социальных связей (как макроструктуры — общества в целом, так и микроструктуры — непосредственного окружения). Для человека связь с окружающей средой становится отношением, но содержание, уровень этих отношений человека с миром различны: каждый индивид вступает в отношения, но и целые группы также вступают в отношения между собой, и, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. Это и межличностные, и межгрупповые, и общественные отношения. Возвращаясь к определению предмета социальной психологии в понимании Г.М. Андреевой, можно заключить, что социальная психология как наука должна изучать закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включением их в различные социальные группы (и малые и большие), а также все виды отношений (и межличностные, и межгрупповые, и общественные отношения), в которые вступают индивиды как представители различных групп.
Сведение всех отношений только к межличностным отношениям существенно сужает предмет социально-психологического знания, при этом акцент делается только на выявление закономерностей проявления отношений в малых группах, в которых преимущественно и реализуются межличностные отношения, а объектами социальной психологии, как известно, являются различные общности, а не только малые группы. Основы теории психологии гендерных отношений 107 Согласие с данной позицией можно встретить в социально-психологических работах, опубликованных в последние годы. В учебнике П.Н. Ши-хирева [1999] подчеркивается, что современные тенденции развития социальной психологии как научной области знания, развивающейся в условиях социальных изменений, связаны с общей ориентацией на широкий социальный контекст. Область исследования социальной психологии — это группы и индивиды, которые создают свою реальность, управляют друг другом и создают как объединяющие, так и разъединяющие их связи. Предмет социальной психологии — это «психическое как регулятор социального процесса, то есть взаимодействия и взаимозависимости социальных субъектов (индивидуальных и коллективных), их связей, психологически реализующихся в отношении к себе, друг к другу и к действительности. Объект социальной психологии — психическое как форма, способ существования, отражения и организации отношений между основными субъектами социальной системы: индивидами, группами и обществом (культурой)» [Шихирев П.Н., 1999. С. 383]. В учебном пособии «Социальная психология», изданном в 2001 году под редакцией А.Н. Сухова и А.А. Деркача, предмет социальной психологии формулируется как изучение закономерностей возникновения, функционирования и проявления социально-психологических явлений на макро-, среднем и микроуровне, в различных сферах, в нормальных, осложненных и экстремальных условиях. При этом подчеркивается, что социально-психологические явления образуются в результате взаимодействия объектов социально-психологического знания. «По существу, они есть эффекты взаимодействия» [Социальная психология. 2001. С. 11]. Таким образом, содержательные характеристики социально-психологических отношений определяются пониманием предмета и выделением объектов социальной психологии как науки. Можно предположить, что разногласия среди исследователей в понимании составляющих социально-психологических отношений объясняются различиями в понимании предмета социальной психологии. Более широкая трактовка предмета социально-психологических исследований предполагает и расширенный спектр отношений, включенных в понятие «социально-психологические отношения». Авторы, для которых предмет социальной психологии ограничен закономерностями поведения и деятельности людей как представителей малых групп, в понятие «социально-психологические отношения» включают, как правило, только межличностные отношения; те же социальные психологи, которые понимают предмет социальной психологии как взаимодействие личности и всей системы социальных связей, а в роли объектов для исследований видят различные общности людей, в социально-психологические отношения включают и ме жличностные, и межгрупповые, и общественные отношения.
Социально-психологические отношения — это отношения, существующие на всех уровнях социальной реальности: и межличностные, и 108 Психология гендерных отношений: теория и практика межгрупповые, и отношения групп и отдельной личности с обществом Другими словами, «социально-психологические отношения — это психологические отношения, опосредованные социальным качеством» [Суш-ков И.Р., 1999. С. 158]. Возникает вопрос, может ли такая разновидность отношений, как отношение к самому себе (самоотношение) тоже быть включена в перечень социально-психологических отношений? Обратимся к определению этого понятия. «Самоотношение выражается в принятии или непринятии себя как целого, в уровне самоуважения и чувства собственного достоинства; определяет в значительной степени характер взаимоотношений и взаимодействий, способность к установлению близких доверительных отношений с людьми» [Коллектив. Личность. Общение. 1987. С. 66|. В этом определении подчеркивается значимое влияние отношения личности к себе на содержательные характеристики взаимоотношений и взаимодействий с другими людьми; этот аспект самоотношения весьма важен для социально-психологического анализа категории «отношение». Чтобы обосновать факт включения самоотношения в перечень социально-психологических отношений, обратимся к прояснению понимания специфики социально-психологической проблематики личности. Социальная психология выясняет, каким образом, т. е. прежде всего в каких конкретных группах личность, с одной стороны, усваивает социальные влияния а, с другой стороны, каким образом, в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность [Андреева Г.М., 1996]. Таким образом, социальная психология изучает отраженное и преломленное в самоотношении личности социальное качество, проявляющееся в общении и в деятельности личности в различных общностях. Поскольку личность является таким же полноправным, как и группы, объектом социально-психологического знания, постольку самоотношение правомерно рассматривать как разновидность социально-психологических отношений.
Итак, проведенный анализ работ отечественных социальных психологов позволяет обоснованно включить в перечень социально-психологических отношений, кроме межличностных, еще общественные отношения, межгрупповые и самоотношение. Рассмотрим эти виды социально-психологических отношений. Под общественными отношениями понимаются многообразные связи, возникающие между различными общностями, а также внутри их в процессе их экономической, социальной, политической культурной жизни и деятельности. Это отношения характерны для макросоциального уровня социальной реальности, и анализ этих отношений осуществляется в системе «группа — общество», «личность — общество»- Общественные отношения носят безличный характер; их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, но, скорее, во взаимодействии конкретных социальных ролей и статусов. Указывая на роль, мы Основы теории психологии гендерных отношений 109 относим человека к определенной социальной группе, идентифицируем его с группой. Общественные отношения хотя и являются по своей сущности ролевыми, безличными отношениями, в своем конкретном проявлении приобретают «личностную окраску» в связи с тем, что роль интернализирована индивидом [Андреева Г.М., 1996. С. 71]. Межгрупповые отношения — совокупность социально-психологических явлений, характеризующих субъективное отражение (восприятие) многообразных связей, возникающих между социальными группами, а также обусловленный ими способ взаимодействия групп. На уровне межгруппового взаимодействия отношения анализируются в системе «группа — группа». Подчеркивая специфику именно социально-психологического подхода к изучению проблемы межгрупповых отношений, B.C. Агеев и Г.М. Андреева указывают, что в центре внимания социально-психологического знания (в отличие от социологического) стоят не межгрупповые процессы и явления сами по себе или их детерминация общественными отношениями, а внутреннее отражение этих процессов, т. е. когнитивная сфера, связанная с различными аспектами межгруппового взаимодействия и опосредованная объективными условиями [Агеев B.C., 1990; Андреева Г.М., 1996]. Специфика межгруппового восприятия, объектом и субъектом которого являются социальные группы, заключается в объединении индивидуальных представлений в некоторое целое, качественно отличное от составляющих его элементов. Эти межгрупповые представления характеризуются ярко эмоциональной окрашенностью, резко выраженной оценочной направленностью, а поэтому весьма уязвимы в том, что касается истинности, точности и адекватности [Психология. Словарь. 1990. С. 205].
«Межличностные отношения — субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения» [Психология. Словарь. 1990. С. 206]. Термин «межличностные» указывает не только на то, что объектом отношения является человек, но и на взаимную направленность отношений. Тем самым межличностные отношения отличаются от таких видов отношений, как самоотношение, отношение к предметам, меж-групповые отношения. Эта особенность нашла отражение в следующем определении: межличностные отношения — система установок, ориентации, ожиданий и другие диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга [Психология. Словарь. 1990]. Важнейшей специфической чертой межличностных отношений является их эмоциональ-ная природа; это означает, что межличностные отношения возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Объектом анализа на уровне межличностных отношений является система «личность — личность». 110 Психология гендерных отношений: теория и практика Итак, понятием «межличностные отношения» обозначаются эмпирические формы существования и развития человеческих отношений в контексте реального непосредственного или опосредованного контакта людей, имеющего обратную связь друг с другом. Специфика межличностных отношений заключается в наличии у них выраженной эмоциональной основы. Самоотношение в социальной психологии раскрывается через анализ Я-концепции, которая понимается как совокупность установок на самого себя. Самоотношение в структуре Я-концепции личности представлено как аффективный аспект Я-концепции [Бернс Р., 1986]. Во многих исследованиях отмечается, что характер самоотношения тесно связан с особенностями социального опыта на всем протяжении его жизни. Так, основы самоотношения закладываются в раннем детстве, и основным фактором при этом выступает характер детско-родительских этно-шений. В более позднем возрасте на самоотношение влияет опыт переживания травмирующих ситуаций (госпитализация, смерть близкого человека, социальная неуспешность и пр.). У взрослого самоотноцение представляет собой достаточно устойчивую личностную диспозицию, основу которой нередко определяет характер социальной самоидентификации [Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А., 2001]. Характеристику личности, которая отражает внутренние связи человека с социальными, групповыми идеалами, нормами, стандартами поведения принято называть социальной идентичностью. Социальная идентичность складывается из отдельных идентификаций и определяется принадлежностью человека к различным социалэным категориям: расе, национальности, классу, полу и т. д. Она трактуется в терминах группового членства, принадлежности к группе, включенности в какую-либо социальную категорию [Павленко В.Н., 2000]. Кроме социальной идентичности в структуре Я-концепции выделяется еще личностная идентичность, которая понимается как набор черт, отличающийся определенным постоянством или, по крайней мере, преемственностью во времени и пространстве, позволяющий дифференцировать данного индивида от других людей. Иными словами, под личностной идентичностью понимается набор характеристик, который делает чело-века подобным самому себе и отличным от других. Итак, на внутриличностном уровне отношение личности к самой себе будет изучаться через анализ соотношения личностной и социальной идентичностей в структуре Я-концепции личности, другими словами самоотношение — это отношение типа: «Я как индивидуальность — Я как представитель группы». Основы теории психологии гендерных отношений 1 1 1
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.116.20 (0.015 с.) |