Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И конструктивистская парадигма
В последнее время в системе психологического знания все большую популярность и значимость приобрели идеи социального конструкцио-низма, которые в своей совокупности претендуют на роль новой научной парадигмы в социальной психологии [Андреева Г.М., 2002]. Новая ориентация социальной психологии как науки, развивающейся в условиях радикальных трансформаций в обществе, противоположна традиционным взглядам позитивистской методологии. Социальный кон-струкционизм выступает в качестве варианта новой парадигмы, предполагающей появление в социальной психологии новой эпистемологии, отличающейся от старой [Герген К., 1995]. Одна из центральных идей К. Гергена заключается в том, что социальная психология недооценивает значения социальной ситуации, в рамках которой осуществляется процесс познания человеком окружающего мира, т.е. утрачивается такой важный компонент познавательного процесса, как конструирование социального мира. Среди основных теоретических положений концепции социального конструкционизма можно выделить следующие: — знание о социальной жизни следует рассматривать не как «отражение» внешней реальности, а как «преобразование», трансформацию опыта в языковую реальность, «лингвистическую онтологию»; — поведение человека следует рассматривать не как следствие неких неизменных законов, программ, а как результат ряда принимаемых им произвольных, свободных, автономных решений; — знание о социальном поведении (нормах, правилах и т. п.) и 114 Психология гендерных отношений: теория и практика — теория, в том числе в социальной психологии, есть не просто систематизация знаний, а средство преобразования действительности [Шихирев П., 1999]. Идеи социального конструкционизма принимаются и отечественными учеными. Так, в одной из своих последних работ известный психолог В.Ф. Петренко [2002], анализируя роль конструктивистской парадигмы в психологии, подчеркивает, что научное знание обладает не только познавательно-описательной направленностью, но и выполняет созидательно-конструктивистскую функцию. «Понятийный аппарат, который создает каждая гуманитарная наука (и конечно, в том числе психология), не только описывает, но и привносит в описание новые связи и расчленения (а имплицитно — и некие аксиологические ценности), формируя в конечном итоге новые конструкты сознания (расширяя его), а через осознание конструирует и саму действительность» [Петренко В.Ф 2002. С. 118].
Рассмотрение основных идей социально-конструкционистского направления в социально-психологическом знании позволяет нам высказать предположение о более активной роли характеристик человека или группы как субъектов многоуровневых отношений. Социальные представления, стереотипы, установки и идентичность личности, представляющие собой субъективную сторону отношений, выступают не только как детерминанты социально-психологических отношений, они также могут играть роль строителей отношений, конструируя и созидая определенные поведенческие модели. Высказанное утверждение о том, что социальные представления, стереотипы, установки и идентичность личности могут выполнять не только детерминирующую, но и конструирующую роль в организации разноуровневых отношений, безусловно, требует обоснования. Обратимся к анализу современных социально-психологических публикаций. Так, Г.М. Андреева в своей статье, опубликованной в работе «Социальная психология в современном мире», подчеркивает, что базовые положения конструкционизма нашли отражение и в ряде современных европейских социально-психологических теорий. Такие требования конструкционизма, как необходимость ориентироваться на социальный контекст, учет культурных различий, отказ от индивидуального субъекта познания (особенно при познании социального мира), воплощены в теориях социальных представлений С. Московичи и социальной идентичности А. Тэшфела [Андреева Г.М., 2002]. Обращаясь к основному содержанию названных теорий, попытаемся ответить на вопрос: Обладают ли социальные представления и социальная идентичность конструктивистским потенциалом, могут ли они не только отражать и детерминировать существующие отношения субъекта, но и конструировать разноуровневые социально-психологические отношения?
Основы теории психологии гендерных отношений 115 Социальные представления рассматриваются С. Московичи как специфическая форма познания социальной действительности, помогающая обычному человеку понять смысл окружающего его мира. Он представляет социальные представления как некоторый «тип социальной реальности», с которой индивид сталкивается в повседневной жизни и через которую он воспринимает окружающий мир. Социальные представления — это сеть понятий, утверждений и объяснений, рождающихся в повседневной жизни в ходе межличностной коммуникации. Эти осмысленные знания являются в современном обществе эквивалентом тому, что в традиционных обществах рассматривается как мифы и верования, поэтому они и могут быть названы «современной версией здравого смысла». К социальным представлениям С. Московичи относит идеологические и религиозные воззрения, социальные мнения, древние и современные мифы, системы убеждений. Все эти социальные представления обусловливают индивидуальный опыт субъекта и предписывают ему, что и как именно надлежит мыслить. Способность представлений предписывать («навязывать себя с неистребимой силой») связана с когнитивной организацией человека и с социально-культурной традицией. Власть социальной традиции проявляет себя в том, что индивид не столько мыслит или представляет, сколько актуализирует в себе аккумулированный поколениями социальный опыт мышления и представления; индивид как бы мыслит заново уже «по-мысленное» до него [Теория социальных представлений. 1996]. «Социальное представление понимается как особая форма коллективного знания, усваиваемая отдельными индивидами» [Психология. Словарь. 1990. С. 376]. Социальные представления, являясь одним из способов осмысления социальной действительности, призваны через познание социального мира обыденным человеком ориентировать его поведение в меняющихся социальных ситуациях. Таким образом, основными функциями социального представления являются когнитивная, интерпретационно-регулирующая и адаптационная. Обладая когнитивной функцией, социальное представление насыщает сознание индивида нормативными и аффективными элементами, способствуя интериоризации опыта, моделей поведения и мышления; его роль здесь аналогична роли обычных категорий, посредством которых индивид описывает, классифицирует, объясняет события. Интерпретационно-регулирующая функция социального представления заключается в определении направления коммуникации в группе, регуляции отношений индивидов друг с другом и с окружающим миром, обозначении ценностей, регулирующих поведение. Третья функция социального представления — это адаптация совершающихся событий к уже имеющемуся индивидуальному опыту индивида, т. е. оно способствует сохранению сложившейся картины мира. С. Московичи подчеркивает: «Независимо от того, насколько они правильны, социаль- 116 Психология гендерных отношений: теория и практика
ные представления царствуют в массовом сознании, они формируют нашу жизнь и наши поступки» [Московичи С, 1995. С. 241]. Таким образом, можно прийти к заключению, что в теории социальных представлений делается упор на такую характеристику индивидуальной активности субъекта, как конструирование социального мира в котором люди реально существуют и функционируют. Рассмотрим базовые положения теории социальной идентичности А. Тэшфела [1982]. Идентичность, или «Я-концепция», представляется в данной теории как когнитивная система, выполняющая роль регуляции поведения в соответствующих условиях. Она включает в себя две подсистемы: личностную идентичность и социальную идентичность. Первая относится к самоопределению в терминах физических, интеллектуальных и нравственных черт. Это набор черт или других индивидуальных характеристик, отличающийся определенным постоянством и позволяющий дифференцировать данного индивида от других людей. Социальная идентичность трактуется в терминах группового членства, принадлежности к большей или меньшей группе, включенности в какую-либо социальную категорию. Социальная идентичность — это знание индивида о том, что он принадлежит к определенной группе, а также эмоциональная значимость для него группового членства. По мнению А. Тэшфела, личностная и социальная идентичности представляют собой два полюса одного биполярного континуума. На одном полюсе — поведение, полностью определяющееся личностной идентичностью, на втором — поведение, полностью определяющееся социальной идентичностью. Более типичным является поведение, находящееся между этими полюсами. Осознание человеком собственной идентичности осуществляется посредством процессов социальной категоризации и социальной идентификации. Социальная категоризация — упорядочивание социального окружения в терминах группировки личностей способом, который имеет смысл для индивида; социальная идентификация — процесс, посредством которого индивид помещает себя в ту или иную категорию. Получение некоторого итога — полного социального отождествления индивида и являет собой социальную идентичность [Андреева Г.М., 1997. С. 155]. Следует отметить, что «идентификация» рассматривается как процесс, посредством которого индивид помещает себя в ту или иную категорию, а «идентичность» — как продукт этого процесса. В рассматриваемой теории установление социальной идентичности — это механизм социального познания, при помощи которого индивид познает себя в окружающем его мире.
Идентичность рассматривается как инструмент социальной ориентации личности, результат же этого рассмотрения — построение личностью не просто своего собственного образа, но и образа группы, к которой она принадлежит или не принадлежит. Конструктивистский Основы теории психологии гендерных отношений 117 потенциал идентичности заключается в том, что осознание человеком своей принадлежности к группе и эмоциональная значимость для него этой группы обусловливают построение «образа Я» как компонента социального мира, а сам мир воспринимается именно через эту принадлежность. Г.М. Андреева подчеркивает, что «социальная идентичность выступает, таким образом, элементом конструирования окружающего мира»... «Социальный мир предстает при этом не как противостоящий субъекту, но как построенный (сконструированный) им» [Андреева Г.М. 2002. С. 23]. Итак, вышеприведенные рассуждения позволяют нам говорить о том, что из выделенных нами детерминант социально-психологических отношений социальные представления и социальная идентичность обладают возможностью влиять на систему социальных связей субъектов, способны конструировать эти связи. Обладают ли таким же конструктивистским потенциалом и две другие характеристики (социальные стереотипы и социальные установки), которые детерминируют межгрупповые и межличностные отношения? Обратимся к анализу характеристик социальных стереотипов. В ситуации взаимодействия индивида с различными группами возникает естественная необходимость классифицировать группы, разделять их на «своих» и «чужих». Социальный стереотип позволяет без особой проверки быстро классифицировать окружающих людей на основании их принадлежности к каким-то группам, он выступает как способ маркировки «своих» и «чужих». Согласно У. Липпману, стереотипы — это упорядоченные, схематичные, детерминированные культурой «картинки» мира «в голове» человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и защищают его ценности, позиции и права [Агеев B.C. 1990. С. 136]. В настоящее время принято следующее определение социального стереотипа: «Стереотип — относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта, складывающийся в условиях дефицита информации, как результат обобщения личного опыта индивида и нередко предвзятых представлений принятых в обществе» [Психология. Словарь. 1990. С. 384]. Социальные стереотипы отражают особенности восприятия людьми представителей собственной и другой политической, религиозной, культурной, сексуальной и т. п. ориентации, своей или иной профессии, своего или иного возраста, пола, национальной принадлежности, экономического положения и т. д. Основные функции социальных стереотипов: 1) систематизация информации; 2) защита ценностей; 3) объяснение отношений между группами, в том числе поиск причин сложных и обычно печальных социальных событий; 4) оправдание наличных межгрупповых отношений, например акций, совершенных или планируемых по отношению к «чу-
118 Психология гендерных отношений: теория и практика жим» группам; 5) установление различий между группами, обычно позитивно валентных в пользу собственной группы [Донцов А.И., Сте-фаненко Т.Г. 2002]. Мы видим, что перечисленные функции стереотипов в основном связаны с использованием стереотипов в качестве объяснительной модели уже сложившихся позитивных или негативных отношений между реальными группами. Однако следует подчеркнуть, что проблема изучения социальных стереотипов не теряет своей актуальности, прежде всего, в связи с высочайшей общественной значимостью тех процессов и явлений, которые могут быть обусловлены влиянием стереотипов. Речь идет о межэтнических столкновениях, проявлениях религиозной нетерпимости, соперничества между представителями групп с разным социальным статусом, уровнем доходов и др. «Явная опасность» стереотипов, а значит, и основная причина их изучения состоит в сходстве поведения, обусловленного разделяемыми стереотипами [Донцов А.И., Стефанен-ко Т.Г. 2002. С. 79]. Известно, что предубеждения как отрицательные стереотипы являются источником межгрупповых и межличностных конфликтов. Именно этой главной функцией социальных стереотипов (влияние на межличностные и межгрупповые отношения) и объясняется повышенный интерес социальных психологов к поиску ответа на вопрос: можно ли изменить враждебные образы чужих групп, которые, с одной стороны, способствуют сохранению конфликтных межгрупповых (межэтнических, межконфессиональных, межвозрастных, межполовых и др.) отношений, а с другой — негативным образом влияют на межличностные отношения в малых группах? Все сказанное выше по всей видимости не оставляет сомнений в принятии утверждения о возможности социальных стереотипов определять и конструировать межгрупповые отношения. Рассмотрим роль социальных установок в системе межличностных отношений. Социальная установка (аттитюд) понимается как готовность к определенному виду социальной активности, ориентация на какую-либо ценность, отношение к чему-либо или кому-либо. Социальные установки и межличностные отношения тесно связаны. «Межличностные отношения — система установок, ориентаций членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей» [Куни-цына В.Н. 2001. С. 194]. Наиболее явно взаимосвязь социальных установок и межличностных отношений отражена в теоретических положениях структурного подхода. В рамках структурного подхода социальная установка понимается как функция структуры межличностных отношений [Дэвис Дж. Э., 1972]. Данный подход разрабатывался в Чикагской школе символического интеракционизма, основоположником которого Основы теории психологии гендерных отношений 119 был Дж. Мид. Ключевая гипотеза Дж. Мида состояла в том, что каждый человек формирует свои установки путем принятия установок других людей. Именно «другие», значимые для нас люди, являются решающим фактором в формировании наших установок. Это те люди, которые нам очень нравятся, к которым мы испытываем доверие, кроме того, это те. кто находится рядом с нами. В целом личное влияние на установки представляется обратно пропорциональным социальной дистанции [Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. 2001]. Итак, мы можем достаточно обоснованно говорить о том, что в социальных установках индивидов отражается характер его связей и отношений с ближайшим окружением. Отмечается ли обратное влияние, способны ли социальные установки формировать, созидать межличностные отношения? На этот вопрос можно ответить утвердительно. В качестве обоснования можно обратиться к содержанию первой из выделенных четырех функций социальной установки — инструментальной, которая выражает приспособительные тенденции поведения человека. Аттитюд направляет человека к тем объектам, которые служат достижению его целей, а представления об этих целях и о способах их достижения обычно формируются в предшествующем опыте, на основе которого и складывается аттитюд [Андреева Г.М. 1997]. Если социальная установка помогает человеку адаптироваться к условиям социального мира, так как она обладает свойством регуляции социального поведения, то она, естественно, и будет оказывать влияние на значимые для человека отношения. П. Шихирев [1999] подчеркивает, что социальная установка обладает свойством выполнять функции регулятора поведения не только на индивидуальном, но и на социальном уровне. «Ведь социальная установка объединяет в себе эти свойства, будучи "впечатанной" в структуру поведения членов социальной группы» [Шихирев П. 1999. С. 106]. Г.М.Андреева [1997] в своей работе, посвященной психологии социального познания, рассматривает социальную установку как одну их психологических детерминант конструирования социального мира субъекта. Итак, представленная последовательность рассуждений позволяет нам говорить о том, что в социальных представлениях, стереотипах, установках и социальной идентичности личности и групп не только отражается содержательная сторона отношений, но в то же время все эти характеристики выступают как своеобразные созидатели или конструкторы определенных видов социально-психологических отношений. Выявленный конструктивистский потенциал социальных представлений, стереотипов, установок и идентичности как характеристик субъектов отношений позволяет нам увидеть перспективы изменений объективной стороны отношений, т. е. системы взаимодействия, контактов, связей. Реальных поступков и поведенческих паттернов. Обоснование того фак- 120 Психология гендерных отношений: теория и практика та, что социально-психологические отношения конструируются, дает нам возможность говорить о том, что они (отношения) при определенной системе их организации могут быть деконструированы, перестроены, изменены, т. е. непродуктивные модели всех видов социально-психологических отношений могут быть реконструированы через изменения характеристик субъектов взаимодействия. Выбранный нами путь рассмотрения отношений как многоуровневого конструкта дает нам определенные ориентиры в организации процесса исследования различных видов социально-психологических отношений. Выше мы говорили о субъективном и объективном аспектах отношений как о двух тесно связанных сторонах всех видов социально-психологических отношений. Так, в роли эмпирических индикаторов субъективной стороны социально-психологических отношений могут выступать социальные представления, стереотипы, установки и идентичность субъектов разноуровневых отношений. А модели взаимодействия (реальные поступки, действия, поведенческие паттерны), составляющие объективную сторону социально-психологических отношений, должны анализироваться в соотнесении с субъективными детерминантами конкретного вида отношений, что предоставит возможность установить закономерности взаимосвязей между субъективными детерминантами отношений и реальными моделями взаимодействия.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.15.94 (0.018 с.) |