Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфика социально-психологического подхода к изучению отношений на макросоциальном уровне
Явления и факты общественной жизни, социальные процессы и отношения, особенности больших социальных групп — все это сферы исследования, которые традиционно являются предметом социологической, а не социально-психологической области знания. Несмотря на то что социальная психология «начиналась» с изучения проблем больших групп и их функционирования в обществе, долгие годы психологические аспекты макросо-циальных процессов, явлений и больших групп не входили в число приоритетных исследовательских тем социальных психологов. Гендерные отношения в контексте социокультурной организации... 159 Как представлена проблематика явлений макросоциального уровня в зарубежной и отечественной социальной психологии? В США социальная психология имеет двойственный статус, там существуют две ветви социальной психологии — «психологическая социальная психология» и «социологическая социальная психология». Психологическая социальная психология с самого начала определялась как наука, изучающая индивида в социальном контексте. Она концентрирует внимание на личности, характеризуется связями с общей психологией, включая акцент на экспериментировании. Социологическая социальная психология делает упор на социальном контексте, она уделяет больше внимания не экспериментальным исследованиям, а разработке теоретических вопросов социально-психологического знания и исследованиям при помощи опросных методов. Двойственный статус социальной психологии как науки закреплен в США и организационно, поскольку секции социальной психологии существуют как внутри Американской психологической ассоциации, так и внутри Американской социологической ассоциации. Несмотря на существование двух ветвей социальной психологии, которые, казалось бы, при проведении исследований должны охватить широкий спектр актуальных общественных проблем, в середине XX столетия остро встал вопрос о социальной релевантности американской социальной психологии как науки. В работе П.Н. Шихирева [1999] приводится обоснование сложившейся ситуации. Под влиянием позитивистской методологии и идеологии американского общества сформировался принцип методологического индивидуализма, в соответствии с которым осуществлялись все социально-психологические исследования. Единицей анализа социальных явлений выступает поведение индивида, взаимодействующего с другим, ему подобным. Это взаимодействие объясняется законами общей психологии, которые, в свою очередь, выводятся из законов биологических. Как объект исследования, человек не отличается от объектов природных. Отсюда ограниченное, поверхностное понимание социального как множества. При этом социальное лишается таких важных характеристик, как опос-редованность символическими системами, языком, общением. В итоге, несмотря на то что в учебниках социальная психология обычно определяется как психология социального поведения, о социальной составляющей поведения в них говорится меньше всего. Тем самым социальная психология превращается в отрасль общей психологии. Метод помологического лабораторного эксперимента был незаслуженно абсолютизирован в ущерб остальным методам социально-психологического исследования. Поскольку к тому же основным контингентом испытуемых в этой искусственной среде были студенты колледжей, т. е. выходцы из «среднего класса», являющиеся носителями относительно гомогенной системы ценностей, то неудивительно, что полученные данные большей
160 Психология гендерных отношений: теория и практика частью имели весьма ограниченную валидность и не могли быть экстраполированы на социальную действительность. В итоге социальная психология оказывается социально-нерелевантной [Шихирев П. 1999. С. 186]. Таким образом, можно заключить, что на протяжении практически всего XX столетия психологический аспект анализа социальных процессов и отношений, психология больших социальных групп, реальные проблемы общественной жизни не были предметом пристального изучения американской социальной психологии. Неумение американской социальной психологии сочетать психологический и социологический подходы, недостаточное внимание к общественной стороне жизни людей, неспособность ответить на острые проблемы, выдвигаемые в ходе общественного развития, — все это как отличительную особенность американской социальной психологии XX столетия, отмечают в своих работах ведущие европейские и американские исследователи [Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А., 2001]. Так, например, немецкий социальный психолог Карл Грауманн, давая оценку развития американской социальной психологии, подчеркивает: «Американская ветвь социальной психологии более индивидуалистична, неисторична, этноцентрична и более ориентирована на лаборатории, чем европейская» [Грауманн К.Ф. 2001. С. 41].
Известный французский социальный психолог С.Московичи критикует американскую социальную психологию за то, что она устранилась от решения острых социальных проблем. Он убежден, что социальная психология должна быть ориентирована на социальные проблемы общества, она не должна игнорировать вопросы социального неравенства, войн и этнических конфликтов [Московичи С, 1984]. Перспективы развития социальной психологии С. Московичи видит в том, что: «Она должна повернуться к реальности, участвовать в социальных экспериментах и в установлении новых социальных отношений» [цит. по: Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. 2001. С. 240]. Проблемы, характерные для американской социальной психологии как научной сферы знания, в определенной мере преодолеваются в западноевропейской социальной психологии, которая начинает активно развиваться во второй половине XX столетия. П.Н. Шихирев по этому поводу пишет: «В западноевропейской социальной психологии намечается своеобразный синтез исследований, выполненных в традиционном ключе методологического индивидуализма, и исследований, имеющих социологическое происхождение.... За всем этим, по существу, стоит тенденция к переходу социальной психологии от отношения "индивид — группа" к отношению "группа — группа" и далее "группа — общество"» [Шихирев П., 1999. С. 271]. Социальная психология не должна заниматься только личностью и ее внутриличностными процессами. В качестве социальной дисциплины она наряду с изучением процессов личностного развития должна сосре- Гендерные отношения в контексте социокультурной организации... 161 доточиться на изучении социального контекста в широком смысле этого слова. В западноевропейской социальной психологии эта задача стала успешно решаться в процессе социально-психологических исследований, проводимых в русле концепции социальных представлений С.Московичи и теории социальной идентичности Г.Тэшфела. Отечественные социальные психологии на протяжении всего периода существования социальной психологии как научной области знания в определенной степени уделяли внимание проблематике общественных отношений, психологии больших социальных групп и массовидным явлениям психики. Официальное включение проблематики макросоциаль-ного уровня (общественные отношения и психология больших социальных групп, социальные нормы и ценностные ориентации) в сферу социально-психологического знания состоялось в 60-е годы XX столетия, с момента «второго рождения» социальной психологии как самостоятельной дисциплины, т. е. второго этапа дискуссии о предмете социальной психологии и соотношении социальной психологии с психологией и социологией [Андреева Г.М., 1996].
Включение в структуру социально-психологического знания раздела, посвященного большим социальным группам и общественным отношениям, является принципиальным выражением позиции социальной психологии как науки, реализующей социологический и психологический подходы и оправдывающей свое происхождение от двух родительских дисциплин: психологии и социологии. Тем не менее Г.М. Андреева, подчеркивая специфику социально-психологического подхода при изучении социальных процессов в масштабе всего общества, предостерегает от «социологизации» социальной психологии в случае акцентирования внимания социальных психологов на проблемах отношений типа «группа — общество». Социальная психология не должна заменять социологию в исследовании социальных процессов и отношений, она должна анализировать психологические аспекты социальных отношений, отражение этих отношений в сознании индивидов как представителей социальных групп и изменение их поведения как субъектов социальных отношений [Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А., 2001]. Проблемы взаимоотношений социальных групп и общества в настоящее время находят отражение практически во всех современных отечественных пособиях по социальной психологии [например, см.: Андреева Г.М., 1996; Социальная психология: учебное пособие / Отв. ред. А.Л. Журавлев. 2002; Социальная психология: Учебное пособие / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. 2001 и др.]. Однако следует заметить, что изучению Проблем и социально-психологических явлений макроуровня в отечественной социальной психологии уделяется недостаточно внимания; так, к примеру, А.Л. Журавлев указывает: «В социальной психологии чрезвычайно медленно формируется такой раздел, который можно было бы назвать "психологией общества"... В настоящее время 162 Психология гендерных отношений: теория и практика в исследовании общества социальная психология по сравнению с социологией не имеет специфики в методах его изучении — это главное обстоятельство, затрудняющее формирование такого раздела в социальной психологии» [Журавлев А.Л., 2002. С. 8]. Итак, можно заключить, что исследование социальных процессов в масштабе общества в целом является актуальным для социальной психологии, особенно это касается изучения проблем современного российского общества, находящегося на этапе радикальных социальных трансформаций. Социальная психология должна быть ориентирована на социальные проблемы общества, так как именно общество диктует проблемы социальной психологии, а долг социального психолога — уметь выявить эти проблемы [Андреева Г.М., 1996]. Обобщая вышесказанное, можно отметить, что специфика социально-психологического подхода к изучению отношений на макросоциальном уровне, несомненно, определяется типом общественной организации, социально-экономическими и политическими условиями общественного устройства. Но главным является то, что специфика изучения отношений задается предметным содержанием социальной психологии как сферы научного знания. В соответствии с определением предмета социальной психологии, которое принято многими отечественными специалистами (см.: [Андреева Г.М., 1996]), специфический социально-психологический угол зрения на все исследуемые проблемы связан с раскрытием конкретных механизмов «вплетения» индивидуального в ткань социальной реальности, т.е. выявлением механизмов воздействия социальных условий на поведение и деятельность людей как представителей групп [Андреева Г.М., 1996].
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.38.3 (0.009 с.) |