Специфика социально-психологического подхода к изучению отношений на макросоциальном уровне 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика социально-психологического подхода к изучению отношений на макросоциальном уровне



Явления и факты общественной жизни, социальные процессы и отно­шения, особенности больших социальных групп — все это сферы иссле­дования, которые традиционно являются предметом социологической, а не социально-психологической области знания. Несмотря на то что социальная психология «начиналась» с изучения проблем больших групп и их функ­ционирования в обществе, долгие годы психологические аспекты макросо-циальных процессов, явлений и больших групп не входили в число при­оритетных исследовательских тем социальных психологов.


Гендерные отношения в контексте социокультурной организации...                    159

Как представлена проблематика явлений макросоциального уровня в зарубежной и отечественной социальной психологии?

В США социальная психология имеет двойственный статус, там существуют две ветви социальной психологии — «психологическая со­циальная психология» и «социологическая социальная психология».

Психологическая социальная психология с самого начала определя­лась как наука, изучающая индивида в социальном контексте. Она концентрирует внимание на личности, характеризуется связями с общей психологией, включая акцент на экспериментировании.

Социологическая социальная психология делает упор на социальном контексте, она уделяет больше внимания не экспериментальным иссле­дованиям, а разработке теоретических вопросов социально-психоло­гического знания и исследованиям при помощи опросных методов.

Двойственный статус социальной психологии как науки закреплен в США и организационно, поскольку секции социальной психологии существуют как внутри Американской психологической ассоциации, так и внутри Американской социологической ассоциации. Несмотря на су­ществование двух ветвей социальной психологии, которые, казалось бы, при проведении исследований должны охватить широкий спектр акту­альных общественных проблем, в середине XX столетия остро встал вопрос о социальной релевантности американской социальной психоло­гии как науки.

В работе П.Н. Шихирева [1999] приводится обоснование сложившей­ся ситуации. Под влиянием позитивистской методологии и идеологии американского общества сформировался принцип методологического ин­дивидуализма, в соответствии с которым осуществлялись все социально-психологические исследования. Единицей анализа социальных явлений выступает поведение индивида, взаимодействующего с другим, ему по­добным. Это взаимодействие объясняется законами общей психологии, которые, в свою очередь, выводятся из законов биологических. Как объ­ект исследования, человек не отличается от объектов природных. Отсюда ограниченное, поверхностное понимание социального как множества. При этом социальное лишается таких важных характеристик, как опос-редованность символическими системами, языком, общением. В итоге, несмотря на то что в учебниках социальная психология обычно опреде­ляется как психология социального поведения, о социальной составляю­щей поведения в них говорится меньше всего. Тем самым социальная психология превращается в отрасль общей психологии. Метод помоло­гического лабораторного эксперимента был незаслуженно абсолютизи­рован в ущерб остальным методам социально-психологического иссле­дования. Поскольку к тому же основным контингентом испытуемых в этой искусственной среде были студенты колледжей, т. е. выходцы из «среднего класса», являющиеся носителями относительно гомогенной системы ценностей, то неудивительно, что полученные данные большей


160                        Психология гендерных отношений: теория и практика

частью имели весьма ограниченную валидность и не могли быть экстрапо­лированы на социальную действительность. В итоге социальная психо­логия оказывается социально-нерелевантной [Шихирев П. 1999. С. 186].

Таким образом, можно заключить, что на протяжении практически всего XX столетия психологический аспект анализа социальных процес­сов и отношений, психология больших социальных групп, реальные проблемы общественной жизни не были предметом пристального изу­чения американской социальной психологии.

Неумение американской социальной психологии сочетать психоло­гический и социологический подходы, недостаточное внимание к обще­ственной стороне жизни людей, неспособность ответить на острые проблемы, выдвигаемые в ходе общественного развития, — все это как отличительную особенность американской социальной психологии XX столетия, отмечают в своих работах ведущие европейские и амери­канские исследователи [Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петров­ская Л.А., 2001]. Так, например, немецкий социальный психолог Карл Грауманн, давая оценку развития американской социальной психологии, подчеркивает: «Американская ветвь социальной психологии более ин­дивидуалистична, неисторична, этноцентрична и более ориентирована на лаборатории, чем европейская» [Грауманн К.Ф. 2001. С. 41].

Известный французский социальный психолог С.Московичи крити­кует американскую социальную психологию за то, что она устранилась от решения острых социальных проблем. Он убежден, что социальная психология должна быть ориентирована на социальные проблемы об­щества, она не должна игнорировать вопросы социального неравенства, войн и этнических конфликтов [Московичи С, 1984]. Перспективы развития социальной психологии С. Московичи видит в том, что: «Она должна повернуться к реальности, участвовать в социальных экспери­ментах и в установлении новых социальных отношений» [цит. по: Анд­реева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. 2001. С. 240].

Проблемы, характерные для американской социальной психологии как научной сферы знания, в определенной мере преодолеваются в западноевропейской социальной психологии, которая начинает активно развиваться во второй половине XX столетия. П.Н. Шихирев по этому поводу пишет: «В западноевропейской социальной психологии намеча­ется своеобразный синтез исследований, выполненных в традиционном ключе методологического индивидуализма, и исследований, имеющих социологическое происхождение.... За всем этим, по существу, стоит тенденция к переходу социальной психологии от отношения "индивид — группа" к отношению "группа — группа" и далее "группа — общество"» [Шихирев П., 1999. С. 271].

Социальная психология не должна заниматься только личностью и ее внутриличностными процессами. В качестве социальной дисциплины она наряду с изучением процессов личностного развития должна сосре-


Гендерные отношения в контексте социокультурной организации...                    161

доточиться на изучении социального контекста в широком смысле этого слова. В западноевропейской социальной психологии эта задача стала успешно решаться в процессе социально-психологических исследований, проводимых в русле концепции социальных представлений С.Московичи и теории социальной идентичности Г.Тэшфела.

Отечественные социальные психологии на протяжении всего периода существования социальной психологии как научной области знания в определенной степени уделяли внимание проблематике общественных отношений, психологии больших социальных групп и массовидным яв­лениям психики. Официальное включение проблематики макросоциаль-ного уровня (общественные отношения и психология больших социаль­ных групп, социальные нормы и ценностные ориентации) в сферу социально-психологического знания состоялось в 60-е годы XX столетия, с момента «второго рождения» социальной психологии как самостоя­тельной дисциплины, т. е. второго этапа дискуссии о предмете социаль­ной психологии и соотношении социальной психологии с психологией и социологией [Андреева Г.М., 1996].

Включение в структуру социально-психологического знания раздела, посвященного большим социальным группам и общественным отноше­ниям, является принципиальным выражением позиции социальной пси­хологии как науки, реализующей социологический и психологический подходы и оправдывающей свое происхождение от двух родительских дисциплин: психологии и социологии. Тем не менее Г.М. Андреева, подчеркивая специфику социально-психологического подхода при изу­чении социальных процессов в масштабе всего общества, предостерегает от «социологизации» социальной психологии в случае акцентирования внимания социальных психологов на проблемах отношений типа «груп­па — общество». Социальная психология не должна заменять социоло­гию в исследовании социальных процессов и отношений, она должна анализировать психологические аспекты социальных отношений, отра­жение этих отношений в сознании индивидов как представителей со­циальных групп и изменение их поведения как субъектов социальных отношений [Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А., 2001].

Проблемы взаимоотношений социальных групп и общества в насто­ящее время находят отражение практически во всех современных оте­чественных пособиях по социальной психологии [например, см.: Анд­реева Г.М., 1996; Социальная психология: учебное пособие / Отв. ред. А.Л. Журавлев. 2002; Социальная психология: Учебное пособие / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. 2001 и др.]. Однако следует заметить, что изучению Проблем и социально-психологических явлений макроу­ровня в отечественной социальной психологии уделяется недостаточно внимания; так, к примеру, А.Л. Журавлев указывает: «В социальной психологии чрезвычайно медленно формируется такой раздел, который можно было бы назвать "психологией общества"... В настоящее время


162                        Психология гендерных отношений: теория и практика

в исследовании общества социальная психология по сравнению с соци­ологией не имеет специфики в методах его изучении — это главное обстоятельство, затрудняющее формирование такого раздела в социаль­ной психологии» [Журавлев А.Л., 2002. С. 8].

Итак, можно заключить, что исследование социальных процессов в масштабе общества в целом является актуальным для социальной пси­хологии, особенно это касается изучения проблем современного россий­ского общества, находящегося на этапе радикальных социальных транс­формаций. Социальная психология должна быть ориентирована на со­циальные проблемы общества, так как именно общество диктует проблемы социальной психологии, а долг социального психолога — уметь выявить эти проблемы [Андреева Г.М., 1996].

Обобщая вышесказанное, можно отметить, что специфика социально-психологического подхода к изучению отношений на макросоциальном уровне, несомненно, определяется типом общественной организации, социально-экономическими и политическими условиями общественного устройства. Но главным является то, что специфика изучения отношений задается предметным содержанием социальной психологии как сферы научного знания. В соответствии с определением предмета социальной психологии, которое принято многими отечественными специалистами (см.: [Андреева Г.М., 1996]), специфический социально-психологический угол зрения на все исследуемые проблемы связан с раскрытием кон­кретных механизмов «вплетения» индивидуального в ткань социальной реальности, т.е. выявлением механизмов воздействия социальных усло­вий на поведение и деятельность людей как представителей групп [Андреева Г.М., 1996].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.38.3 (0.009 с.)