Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гендерные представления в системе «группа—общество»
Данный подраздел посвящен описанию гендерных представлений, благодаря которым гендерная составляющая социальной реальности и общественных отношений находит отражение в индивидуальном сознании субъектов как представителей социальных групп. Гендерные представления мы рассматриваем в качестве детерминант гендерных отношений, проявляющихся в системе отношений «группа — общество». Гендерные отношения в контексте социокультурной организации... 187 Гендерные представления — это форма коллективного знания относительно различных аспектов функционирования в обществе (жизнедеятельности) мужчин и женщин как представителей больших социальных групп. В предыдущих разделах было предложено обоснование, в соответствии с которым мы можем рассматривать гендерные представления в качестве разновидности социальных представлений. Это дает нам возможность при анализе гендерных представлений опираться на основные положения концепции социальных представлений С. Московичи (Теория социальных представлений. 1996|. Кроме того, исходя из общепринятой точки зрения о том, что анализ социальных представлений больших социальных групп позволяет выделять и изучать психологические характеристики этих групп, мы используем знания о гендерных представлениях для социально-психологического анализа гендерных групп как субъектов гендерных отношений. Для раскрытия содержательных характеристик гендерных представлений и конкретизации их детерминирующей роли в системе гендерных отношений макроуровня обратимся к тем вопросам теории социальных представлений, которые особенно значимы для прояснения выделенных аспектов. Это вопросы о характеристиках, функциях и видах социальных представлений. Гендерные представления как разновидность социальных представлений Теория социальных представлений разработана во Франции в 60-70-е гг. XX века С. Московией при участии Ж. Абрика, Ж. Кодола, В. Дуаза, Д. Жоделе. В этой теории ярко воплотились все черты западноевропейской социальной психологии, характерные для нее, начиная с 70-х годов. К ним относятся: ориентация больше на социологию, социальную философию, нежели на психологию: стремление выйти за рамки межиндивидуальных отношений, попытка включить в сферу внимания не только «стерильный скелет» социального познания (например, когнитивные схемы), но и процесс их социокультурной детерминации |Ши-хирев П.Н., 19991.
Теория социальных представлений воплощает в себе идеи, выраженные в призыве западных социальных психологов акцентировать внимание на исследовании реальных проблем общественной жизни и больших социальных групп, что являлось критикой американской социальной психологии за ее «асоциальность» [Богомолова Н.Н., Донцов А.И., Фо-ломеева Т.В., 20021. Основная идея теории социальных представлений заключена в следующем утверждении: ментальные структуры общества призваны упро- 188 Психология гендерных отношений: теория и практика чивать психологическую стабильность социального субъекта (группы или индивида) и ориентировать его поведение в меняющихся ситуациях |Психология. Словарь. 1990. С. 375—376|. Наиболее подробное определение социальных представлений предложено Дениз Жоделе: «Категория социального представления обозначает специфическую форму познания, а именно знания здравого смысла, содержание, функции и воспроизводство которого социально обусловлены. В более широком плане социальные представления — это свойства обыденного практического мышления, направленные на освоение и осмысление социального, материального и идеального окружения. Как таковые, они обладают особыми характеристиками в области организации содержания, ментальных операций и логики. Социальная детерминированность содержания и самого процесса представления предопределены контекстом и условиями их возникновения, каналами циркуляции, наконец, функциями, которые они выполняют во взаимодействии с миром и другими людьми» |цит. по: Шихирев П., 1999. С. 27б|. Гендерные представления — сеть понятий, взглядов, утверждений и объяснений о социальном статусе и положении в обществе мужчин и женщин. Эти осмысленные знания о том, какие роли в обществе должны выполнять мужчины и женщины, каково их предназначение и какие модели поведения они должны демонстрировать окружающим, рождаются в повседневной жизни в ходе межличностной коммуникации. Гендерные представления, являясь одним из способов осмысления гендерных отношений, выступают в роли детерминант этих отношений на макроуровне, они призваны ориентировать поведение мужчин и женщин в системе социальных отношений «группа мужчин или женщин — общество (государство, культура)».
Гендерные представления обладают особенностями (характеристиками), присущими любым другим социальным представлениям. Во-первых, каждое социальное представление — это образ, в котором чувственный и рациональный компоненты взаимосвязаны. Во-вторых, в каждом социальном представлении присутствует элемент символизма. В-третьих, социальное представление способно конструировать реальность. В-четвертых, социальные представления неразрывно связаны с языком и культурой |Шихирев П.. 1999|. Рассмотрим, как перечисленные характеристики находят отражение в представлениях о предназначении мужчин и женщин в обществе, о содержании их социальных ролей, о характере взаимоотношений. Эти соционормативные представления, заданные в виде образов «настоящих мужчин» и «настоящих женщин», касаются половой дифференциации социального поведения, а также того, чем должно отличаться предназначение мужчин и женщин в общественной жизни. Такие гендерные представления существуют как на высших уровнях культуры, в рамках религиозных или философских систем, так и в обыденном повседневном Гендерные отношения в контексте социокультурной организации... 189 сознании. Главная особенность гендерных представлений заключается в том, что в этих представлениях «тотальная половая дифференциация представлена и закреплена на первичных уровнях человеческого существования через половой символизм» [Современный философский словарь. 1998. С. 179|. Символика мужского и женского, данная через противопоставление, выполняет классифицирующую роль в построении модели мира. Универсализующая роль классификации по признаку мужское/женское проявляется в том, что под нее подвёрстываются объекты, явления и действия, реально с половым аспектом универсума не связанные. Так, на уровне культуры весь мир и природный, и вещно-предметный оказывается разделенным на две части по признаку мужское/женское. В половом символизме большинства культур «мужское» отождествляется с духом, логосом, культурой, активностью, силой, рациональностью, светом, наполненностью, формой и т. д. «Женское» — с материей, хаосом, природой, пассивностью, слабостью, эмоциональностью, тьмой, пустотой, бесформенностью (Современный философский словарь. 1998. С. 179|. В человеческой ментальности мужское и женское существуют как элементы следующих культурно-символических рядов: мужское: рациональное — духовное — божественное — культурное; женское: чувственное — телесное — греховное — природное |Воронина О.А. 1998. С. 65). Нетрудно заметить, что эти представления, противопоставляя понятия «мужское» и «женское», отражают принцип дифференциации и поляризации полов. Однако главное, на что следует обратить внимание, это то, что данные представления отражают не только дихотомию «мужского» и «женского», но и их иерархичность, субординированность. «Половое разделение труда означает не просто дифференциацию тех или иных социальных функций, а определенную иерархию, стратификацию этих видов деятельности и категорий людей, которые их осуществляют. Характер общественных взаимоотношений между полами зависит не только и не столько непосредственно от круга специфических обязанностей мужчин и женщин, сколько от распределения власти, меры общественного признания, престижности мужских и женских занятий» |Кон И.С. 1988. С. 172|. Понятая таким образом половая дифференциация превращается в иерархическую стратификацию: «мужское» (или отожде-• ствляемое с ним) считается позитивным, значимым, доминирующим, рациональным, духовным, культурным, активно-творческим, а «женское» связывается с негативным, вторичным, чувственным, телесным, греховным, природным, пассивно-репродуктивным |Воронина О.А., 19971.
Таким образом, мы видим, что гендерные представления содержат общие для социальных представлений характеристики: наличие образов, сочетающих в себе чувственный и рациональный компоненты («настоящая женщина» и «настоящий мужчина»); связь с культурной симво- 190 Психология гендерных отношений: теория и практика ликой (половой символизм); способность конструировать поведение мужчин и женщин через нормативные образцы; тесная связь с языком и культурой. Кроме того, гендерные представления обладают и специфическими особенностями: в них отражена поляризация, дифференциация и субординированность «мужского» и «женского». Гендерные представления основываются на групповом, коллективном опыте, т. е. являются способом не индивидуального, а именно группового осмысления реальности. Формирование представлений в группе начинается с получения информации о конкретном социальном явлении, затем происходит его групповая оценка и вырабатывается групповое отношение к нему, далее формируется определенная установка членов группы относительно этого социального явления или объекта (Богомолова Н.Н., Донцов А.И., Фоломеева Т.В., 20021. Социальное представление выполняет три основные функции: 1) оно является инструментом познания социального мира — его роль здесь аналогична роли обычных категорий, посредством которых индивид описывает, классифицирует, объясняет события; 2) оно есть способ опосредования поведения — способствует направлению коммуникации в группе, обозначению ценностей, регулирующих поведение;
3) оно является средством адаптации совершающихся событий к уже имеющимся, т. е. способствуют сохранению сложившейся картины мира [Андреева Г.М., 1997|. Все данные функции присущи и тендерным представлениям; они, выступая как способ осмысления социальной действительности, через познание социального мира обыденным человеком как представителем тендерной группы ориентируют его поведение в меняющихся социальных ситуациях. Гендерные представления, в отличие от других видов социальных представлений, помогают индивиду осознать содержание гендерных ролей, определить свою позицию по отношению к системе существующих нормативных предписаний о должном поведении мужчин и женщин в социуме, выработать свой стиль поведения в межполовом взаимодействии, конкретизировать ориентиры жизненного пути на основе принятого способа исполнения тендерной роли. Главной особенностью социальных представлений является их включенность в реальную жизнедеятельность большой группы, в решение повседневных задач обыденной жизни ее членов. Таким образом, социальные представления интегрируют группу, обозначают привычные, нормативные интерпретации событий, способствуют формированию ценностей, регулирующих поведение, т. е. помогают формированию групповой идентичности |Андреева Г.М., 1997|. Механизм связи группы и выработанного ею социального представления выступает в таком виде: группа фиксирует некоторые аспекты социальной действительности, влияет на их оценку, использует далее свое представление о социальном явлении Гендерные отношения в контексте социокультурной организации... 191 в выработке отношения к нему. С другой стороны, уже созданное группой социальное представление способствует интеграции группы, как бы «воспитывая» сознание ее членов, доводя до них типичные, привычные интерпретации событий, т.е. способствуя формированию групповой идентичности |Андреева Г.М., 1996]. Для того чтобы лучше понять специфику гендерных представлений, обратимся к рассмотрению существующих в литературе описаний видов социальных представлений. С. Московичи к социальным представлениям относит идеологические и религиозные воззрения, социальные мнения, древние и современные мифы, системы убеждений. Все эти социальные представления обусловливают индивидуальный опыт субъекта и предписывают ему, что и как именно надлежит мыслить. В монографии П.Н. Шихирева |1999| перечисляются подходы к изучению социальных представлений, которые в общем виде дают информацию о существующих разновидностях социальных представлений: — в центре внимания первого подхода находится чисто когнитивная деятельность субъекта по построению представления и исследуются два измерения: контекстуальное (влияние ситуации) и групповая идентификация; — второй подход занимается процессом образования смысла, который вкладывается субъектом в представление и заимствуется им из культуры;
— третий изучает представление как форму дискуссии, элемент коммуникации, общения; — четвертый занят влиянием практического опыта субъекта на формирование представления: его социального положения, влияния институциональных норм; — пятый изучает взаимовлияние социальных представлений и межгрупповых отношений, динамику изменения представлений в межгрупповых отношениях; — шестой рассматривает социальное представление как продукт При изучении гендерных представлений правомерно, по нашему мнению, остановиться на последнем подходе, при котором гендерные представления рассматриваются как продукт идеологии, господствующей в обществе. В предыдущем подразделе было дано обоснование использования категории «гендерная идеология» для анализа гендерных отношений на макроуровне. В гендерных представлениях как детерминантах гендерных отношений макросоциального уровня гендерная идеология не может не найти отражения. Гендерные представления выступают «как отражение существующей в обществе половой дифференциации и доминирующей идеологии государства в сфере межполовых отношений» [Словарь гендерных терминов. 2002. С. 186]. 192 Психология гендерных отношений: теория и практика Итак, гендерные представления являются продуктом господствующей в конкретном обществе в определенный исторический период тендерной идеологии. Гендерная идеологию определяется как согласованная система взглядов и представлений о социальном статусе и содержании ролей мужчин и женщин, которые они должны исполнять, как члены общества. Гендерная идеология — это механизм социальной организации и поддержания установленных моделей отношений между полами. В гендерных представлениях отражены существующие модели и формы взаимодействия гендерных групп и государства. Если в гендерных представлениях отражена гендерная идеология, то, следовательно, всю совокупность представлений можно рассмотреть как две полярные группы представлений, соответствующие двум типам тендерной идеологии: патриархатная (традиционная) идеология найдет отражение в патриархатных (традиционных) гендерных представлениях, а эгалитарная идеология — в эгалитарных гендерных представлениях.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.94 (0.014 с.) |