Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфика гендерных отношений межличностного уровня взаимодействия
В главе 2 уже было предложено определение межличностных отношений, в соответствии с которым они понимаются как субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения [Психология. Словарь. 1990. С. 206|. Важно подчеркнуть, что термин «межличностные» указывает не только на то, что объектом отношения является человек, но и на взаимную направленность отношений. Так, Н.Н. Обозов определяет межличностные отношения как взаимную готовность субъектов к определенному типу взаимодействия, сопровождаемую положительными, индифферентными, отрицательными переживаниями. Готовность к взаимодействию может реализовываться в поведении субъектов в условиях общения, совместной деятельности (Обозов Н.Н. 1979. С. 51-Субъектами межличностных отношений являются люди разного соци- Гендерные отношения в системе межличностного взаимодействия 287 альното статуса, разного возраста, разной национальности, пола и др. Для того чтобы подчеркнуть, что межличностные отношения есть результат взаимного восприятия, познания, воздействия, влияния, оценки используется термин «взаимоотношение» |Социальная психология личности в вопросах и ответах. 1999|. Важнейшей специфической чертой межличностных отношений является их эмоциональная природа; это означает, что межличностные отношения возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. В основе межличностных отношений лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей [Социальная психология. 2002. С. 174|. В этих особенностях межличностных отношений задано их одно из самых значимых отличий от других видов отношений: общественных, межгрупповых, отношений к предметному миру. Межличностные отношения, помимо обращения к эмоционально-чувственным аспектам взаимодействия, акцентируют внимание на такой стороне общения, как длительность, поскольку лишь при условии постоянной межличностной связи путем непрерывного обмена личностно значимой информацией возникают интимная зависимость вступивших в контакт людей друг от друга и взаимная ответственность за сохранение сложившихся отношений [Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Поголь-ша В.М., 2001|.
В формировании и развитии межличностных отношений большую роль играет процесс общения. Межличностные отношения могут сформироваться только в общении |Обозов Н.Н., 1979|. Общение — это сфера жизнедеятельности, где с помощью речевых и неречевых средств формируются, реализуются и раскрываются межличностные отношения. Межличностные отношения основываются на широком спектре мотивов и потребностей в общении субъекта и регулируются в первую очередь особенностями личности субъектов общения, при этом привлекательность и симпатия выступают в качестве главных регуляторов устойчивости и глубины межличностных отношений. Итак, межличностные отношения отличаются от других видов отношений следующими особенностями: во-первых, выраженной взаимной направленностью субъектов отношений друг на друга; во-вторых, обязательным наличием реальных непосредственных или опосредованных контактов и обратной связи; в-третьих, существованием выраженной эмоциональной основы, которая определяет специфику межличностных отношений; в-четвертых, значимостью роли процесса общения в формировании и развитии межличностных отношений; в-пятых, высокой степенью значимости индивидуально-личностных особенностей субъектов межличностных отношений. 288 Психология гендерных отношений: теория и практика Объединяет межличностные отношения с другими видами отношений наличие двух сторон отношений: объективной и субъективной, т. е. системы реальных практик взаимодействия и отражение этих практик в виде когнитивных конструктов в сознании субъектов взаимодействия. Субъективная сторона межличностных отношений представлена системой установок, ориентации в отношении друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей. Межличностные отношения — система установок, ориентации, ожиданий и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга [Психология Словарь. 1990. С. 2061.
Объективная сторона межличностных отношений проявляется в реальных практиках взаимодействия субъектов, которые классифицированы как различные типы и стили межличностных отношений. Например, в зависимости от степени знакомства межличностные отношения могут быть приятельскими, товарищескими, дружескими, любовными, супружескими, родственными; в зависимости от психологической позиции, занимаемой партнерами в системе взаимоотношений, межличностные отношения могут быть равноправными или неравноправными (при доминировании одного партнера и подчинении другого) (Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В.М. 2001. С. 195|. На основе выраженности в межличностных отношениях эмоциональных компонентов отношения подразделяются на деловые и эмоциональные (Социальная психология личности в вопросах и ответах. 1999|. В зависимости от статусных позиций между субъектами взаимоотношений межличностные отношения могут быть вертикальными (между руководителем и подчиненным и наоборот) и горизонтальными (между лицами, занимающими одинаковый статус) и др. Среди стилей межличностных отношений выделяются: партнерский и непартнерский, авторитарный и демократический, альтруистический и манипуляторский |Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М., 2001]. Гендерные отношения в системе межличностного взаимодействия — это отношения между субъектами разного пола. В главе 2 было обозначено, что в сфере межличностных отношений объектом анализа являются системы «личность — личность», где взаимодействующие личности имеют противоположный пол. Гендерные отношения в сфере межличностного взаимодействия разнообразны. Это дружеские и любовные отношения между юношами и девушками, мужчинами и женщинами, это внутрисемейные отношения между мужем и женой, отцом и дочерью, матерью и сыном. Они имеют вертикальное и горизонтальное измерение. Гендерные отношения, так же как и иные виды межличностных отношений, отличает существование реальных непосредственных или опосредованных контактов и обратной связи между субъектами отно- гецдерные отношения в системе межличностного взаимодействия 289 теНий и наличие эмоциональной основы отношений. Другими словами, эхо эмоционально насыщенные, т. е. экспрессивные отношения. При изучении межличностных гендерных отношений важно помнить, что это отношения между знакомыми людьми; время знакомства должно быть достаточным для формирования эмоциональных связей между субъектами отношений, большую роль в характере сложившихся отношений играют психологические особенности участников этих отношений. По аналогии с другими видами межличностных отношений в структуре гендерных отношений выделяются три компонента — когнитивный (гностический, информационный), аффективный (эмоциональный) и поведенческий (практический, регулятивный). Когнитивный компонент предполагает осознание того, что нравится или не нравится в существующих отношениях с конкретным партнером по взаимодействию (Социальная психология. 20021. Аффективный компонент находит свое выражение в различных эмоциональных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними. «Это, прежде всего, положительные и отрицательные эмоциональные состояния, конфликтность состояний (внутриличностная, межличностная), эмоциональная чувствительность, удовлетворенность собой, партнером, работой и т. д.» |Обозов Н.Н. 1979. С. 5|.
Эмоциональное содержание межличностных отношений (иногда его называют валентностью) изменяется в двух противоположных направлениях: от конъюнктивных (позитивных, сближающих отношений) к индифферентным (нейтральным) и дизъюнктивным (негативным, разделяющим отношениям) и наоборот |Андреева Г.М., 1996). Варианты проявлений интерперсональных отношений огромны. Конъюнктивные чувства проявляются в различных формах позитивных эмоций и состояний, демонстрация которых свидетельствует о готовности к сближению и совместной деятельности. Индифферентные чувства предполагают проявления нейтрального отношения к партнеру. Сюда можно отнести безучастность, безразличие, равнодушие и пр. Дизъюнктивные чувства выражаются в проявлении различных форм негативных эмоций и состояний, что расценивается партнером как отсутствие готовности к дальнейшему сближению и общению. В отдельных случаях эмоциональное содержание межличностных отношений может быть противоречивым. Поведенческий компонент межличностных отношений реализуется в конкретных действиях. В случае, если один из партнеров нравится Другому, поведение будет доброжелательным, направленным на оказание помощи и продуктивное сотрудничество. Если же объект не симпатичен, то интерактивная сторона общения будет затруднена [Социальная психология. 2002|. Отличия в изучении гендерных отношений в сравнении с другими видами межличностных отношений задаются выделенными нами общими параметрами анализа гендерных отношений независимо от уровня их 290 Психология гендерных отношений: теория и практика функционирования. Такими основаниями, характерными для всех уровней гендерных отношений, являются: поляризация, дифференциация позиций мужчин и женщин, явления доминирования, власти, подчинения. Дифференцированность ролей и статусов мужчин и женщин как субъектов межличностных отношений и иерархичность, соподчинен-ность их позиций являются одними из основных параметров анализа гендерных отношений в микросреде. Напомним, что эти параметры анализа гендерных отношений будут касаться и объективной стороны — реальных практик взаимодействия, и субъективной, т. е. гендерных установок мужчин и женщин как субъектов межличностных отношений. Таким образом, от других разновидностей гендерных отношений межличностные гендерные отношения отличаются наличием выраженной эмоциональной составляющей, сопровождающей весь процесс формирования и развития отношений. Кроме того, в гендерных межличностных отношениях очень значима роль личностных особенностей участников отношений, а также процесса общения, на фоне которого отношения складываются и функционируют.
Супружеские отношения как разновидность гендерных отношений в межличностном взаимодействии В качестве объекта для рассмотрения моделей гендерных отношений, функционирующих в сфере межличностного взаимодействия, мы выбрали семейные отношения между мужем и женой; при этом мы руководствовались следующими соображениями: во-первых, в супружеских отношениях наиболее ярко представлены все признаки, присущие межличностным отношениям (взаимная направленностью субъектов отношений друг на друга, наличие реальных непосредственных контактов, существование в отношениях выраженной эмоциональной основы, интенсивное общение); во-вторых, в супружеских отношениях наиболее явно представлена и специфика гендерных отношений, заключающаяся в различных социокультурных предписаниях к содержанию и исполнению мужчинами и женщинами семейных ролей. Поскольку семья представляет собой сферу непосредственного взаимодействия обоих полов, она неотделима и от гендерных конструкций. Еще один аргумент в пользу выбора супружеских отношений для анализа гендерных отношений микроуровня заключается в том, что данный вид отношений уже изучался некоторыми исследователями, ориентированными на гендерную проблематику, и поэтому появляется возможность воспользоваться их результатами (Барсукова С.Ю., РаДа' ев В.В., 2000; Гурко Т., Босс Т., 1995; Здравомыслова О.М., 2003; Клецин А.А., 2003; Сафарова Г.Л., Клецин А.А., Чистякова Н.Е. 20021- Рассмотрим особенности супружеских отношений, используя выделенный параметр для анализа гендерных отношений — дифференцир0' Гендерные отношения в системе межличностного взаимодействия 291 данность ролей мужчин и женщин. Обратимся к результатам эмпирических исследований, посвященных изучению распределения ролей между мужем и женой в семье. В реальной практике семейной жизни распределение ролей в семье находит отражение в характере разделения домашних обязанностей между мужьями и женами. В конце 70-х годов 92 % советских женщин трудоспособного возраста работали вне дома. Повсеместная занятость женщин профессиональной деятельностью способствовала созданию мифа о равенстве женщин и мужчин в Советском Союзе. Действительно, по формальным параметрам профессиональные роли женщин приблизились к профессиональным ролям мужчин. А как изменились семейные роли женщин? Практически никак. «Двойная занятость», «двойной рабочий день» — это одна из основных проблем семейных женщин доперестроечного периода. Женам было дано право на равное с мужьями участие в общественном труде наряду с исключительным «правом» на труд домашний. Исследователи О. Дудченко и Л. Ясная (19951 сопоставили результаты исследований, проведенных в разные годы, о временных затратах на домашний труд мужчинами и женщинами. Эти данные приводятся в таблице 18.
Таблица 18 Затраты времени на домашний труд (работающее население) в СССР* (данные выборочных исследований)
"Приводится по: Дудченко О., Ясная Л., Дейнз Ш. Работа женщины и семья // Семья на пороге третьего тысячелетия. М.: Центр общечеловеческих ценностей. 1995. С 135. Приведенные в таблице 18 данные исследований разных лет показывают, что с годами мало что менялось — женщины, как и прежде. Уделяли домашним делам и уходу за детьми времени в два-три раза больше, чем мужчины. С того момента, когда внедомашний оплачиваний труд женщины превратился из вынужденной необходимости в Массовое общественно одобряемое явление, наметилась тенденция трансформации традиционных внутрисемейных отношений. Предполагалось, что если женщина взяла на себя выполнение функций по материальному обеспечению семьи, то мужчина возьмет на себя функции, связанные 292 Психология гендерных отношений: теория и практика с домашним хозяйством, т. е. и мужские и женские обязанности не будут жестко привязаны к полу, а будут выполняться супругами поровну, однако этого не произошло. «Во всем мире на долю женшин выпадает основная работа по уходу за детьми и ведению домашнего хозяйства. Женщины в большинстве случаев сочетают домашнюю работу с работой вне дома, часто не отражаемой традиционной статистикой рабочей силы. И женщины, как правило, трудятся значительно больше времени, чем мужчины, если учитывать работу на рынке труда и домашнюю» [Гендерные проблемы и развитие. 2001. С. 69| Чтобы представить реальную ситуацию распределения внутрисемейных ролей между мужчинами и женщинами в нашей стране накануне периода перестройки, обратимся к анализу результатов социологического исследования, проведенного М.Ю. Арутюнян |1987). Это исследование было посвящено изучению внутрисемейных гендерных отношений и, в частности, проблемы «двойной нагрузки» женщины. Все изученные семьи были разделены на три типа: традиционные семьи, эгалитарные и семьи промежуточного типа. Данная типология была построена на основе одного критерия — характера ролевого распределения в бытовой сфере. Традиционные семьи — это семьи, где все домашние обязанности строго делятся на «мужские» и «женские», и большую часть этих обязанностей выполняет жена. Эгалитарные семьи характеризуются совместным разделением семейных ролей без разделения их на «мужские» и «женские», таким семьям присуща взаимозаменяемость супругов в домашних делах. В семьях промежуточного типа не был выражен типичный вариант распределения внутрисемейных ролей. Процентное соотношение типов семей оказалось следующим: традиционные семьи составили 31%, эгалитарные — 29%, промежуточные — 40%. Результаты исследований, проведенные в последние годы, свидетельствуют о том, что хотя мужчины и стали больше внимания уделять домашним обязанностям, сфера домашнего труда все равно осталась преимущественно женской прерогативой. Так, обратимся к результатам стандартизированного опроса 752 глав городских домашних хозяйств (1998 год), проведенного в трех регионах России (Москва, Нижний Новгород, Иваново) (таблицы 19 и 20). Таблица 19 Структура mpyda супругов *
Гендерные отношения в системе межличностного взаимодействия 293 Таблица 20 Сравнительный вклад супругов в совокупный семейный труд. %**
* Приводится по: Барсукова С.Ю., Радаев В.В. Легенда о гендере. Принципы распределения труда между супругами в современной городской семье // Мир России. 2000. № 4. С. 88^ ** Приводится по: Барсукова С.Ю.. Радаев ВВ. Легенда о гендере. Принципы распределения труда между супругами в современной городской семье // Мир России. 2000. № 4. С. 89' Представленные данные свидетельствуют о том, что в системе распределения домашних обязанностей между супругами в основном сохраняется ситуация дифференциации ролей: домашними делами в большей мере занимаются женщины, а рыночными видами труда — мужчины. Вклад женщин в совокупный семейный труд больше, чем вклад мужчин, при этом женщины больше времени, чем мужчины, тратят на выполнение домашних обязанностей. О дифференциации видов деятельности между супругами при выполнении домашних обязанностей свидетельствуют результаты исследования (таблица 21), в котором выяснялись содержательные вопросы распределения домашних обязанностей между мужем и женой |Кле-цин А.А., 2003]'. В таблице 21 приведены результаты оценок реального состояния дел в семьях респондентов. Практически все виды домашних работ, за исключение ремонта бытовых приборов, как правило, жены выполняют существенно чаще, чем мужья. Примерно в половине опрошенных семей мужья совместно с женами занимаются уборкой квартиры, покупкой продуктов, ухаживают за детьми и занимаются с ними. А такими видами домашних дел, как приготовление пищи, мытье посуды, стирка, мелкий ремонт одежды, как правило, занимаются жены. При такой практике распределения домашних обязанностей вряд ли может идти речь о внутрисемейном тендерном равенстве. Данные опроса жителей Санкт-Петербурга и Тулы (1999 год), руководитель исследования СИ. Голод. Общий объем выборки N=1100 (Санкт-Петербург — 700, Тула — 400), для каждого из городов была построена маршрутная районированная квотная выборка, в которой квоты составлялись для всех административных районов в соответствии с численностью проживающего в них населения и характером жилищной застройки района. Выборка репрезентативна населению Санкт-Петербурга и Тулы по полу и возрасту. 294 Психология гендерных отношений: теория и практика Таблица 21 Распределение ответов на вопрос: «Кто в Вашей семье
Убедительные свидетельства распространенности дифференцирующих практик при выполнении внутрисемейных дел были получены также в исследовании О.М. Здравомысловой [20031.' В таблице 22 приводятся данные о характере распределения семейных обязанностей в обследованных семьях. Анализ данных, приведенных в таблице 22, показывает, что во многих семьях семейные обязанности распределяются по традиционному типу: муж выполняет «мужскую» работу, а жена — «женскую» (об этом говорят 79% мужей и 58% жен). По мнению 45% мужей, жена больше, чем муж, посвящает времени домашней работе и уходу за детьми. Вместе с тем более половины опрошенных (64% мужей и 74% жен) утверждают, муж и жена делят поровну все обязанности по дому и воспитанию детей. Эти ответы входят в некоторое противоречие с результатами ответов на специальный вопрос о распределении обязанностей, связанных с детьми. По полученным данным оказывается, что воспитание и уход за детьми остаются почти исключительно женской сферой в России (так считают 82% жен и 77% мужей); напротив, в чешском опросе 60% супружеских пар считают, что воспитание и уход за детьми — дело обоих супругов в равной степени |Здравомыслова О.М. 2003. С. 100). Исследование «На пути к разнообразию семейных моделей. Экономический вклад супругов и семейная власть» (1997-1998) проводилось в Москве и Праге. В исследовании использовался анкетный опрос (150 семей в Москве и 150 семей в Праге, опрашивались мужья и жены) и интервью (10 семей в Москве и 10 семей в Праге). Возраст респондентов — от 25 до 50 лет, в каждой из семей хотя бы один из супругов имел высшее образование. Гендерные отношения в системе межличностного взаимодействия 295 Таблица 22 Распределение семейных обязанностей в семье (в % от числа ответивших)*
Респонденты выражали согласие или несогласие по каждому высказыванию, поэтому сумма по столбцу больше 100%. * Приводится по: Здравомыслова ОМ. Семья и общество: тендерное измерение российской трансформации. М.: Едиториал УРСС. 2003. С. 99. Итак, мы рассмотрели аспект гендерных отношений между супругами, представленный особенностями распределения семейных обязанностей; между мужьями и женами (параметр для анализа — наличие либо отсутствие дифференциации семейных ролей и обязанностей). Обобщая приведенные результаты исследований, можно заключить, что в современных семьях распространены два типа практик распределения семейных обязанностей. Один из вариантов, менее распространенный, представлен ситуацией равноправного (эгалитарного) варианта распределения семейных обязанностей, при этом все виды семейных забот не делятся строго на мужскую и женскую работу, мужья примерно в такой же степени, как и жены, включены в выполнение домашних. Принцип распределения обязанностей в семье либо равноправный, т.е. муж и жена делят поровну все обязанности по дому и воспитанию детей, либо ситуативный, т.е. больше времени дому и воспитанию детей посвящает тот из супругов, кто меньше занят на работе. Другой вариант, более распространенный, представлен ситуацией, при которой большую часть всей домашней работы выполняют жены. При этом дифференциация мужских и женских ролей в семье, разделение семейных дел на женскую и мужскую работу сохраняется как Устойчивое явление современной семейной жизни. 296 Психология гендерных отношений, теория и практика Обратимся к рассмотрению наиболее распространенных интерпретаций и концептуализации, объясняющих феномен устойчивой асимметрии распределения хозяйственных обязанностей в семье. Наиболее часто встречающиеся в современной литературе объяснительные концепции асимметричного распределения домашних дел между мужем и женой можно разделить на две группы: — концепции, в которых гендерные идеи никак не представлены; — концепции, опирающиеся на гендерный подход и использующие практику гендерного анализа. Рассмотрим сначала варианты объяснений, относящиеся к первой группе выделенных нами концепций. В научных публикациях, где анализируется проблема неравномерного распределения хозяйственных обязанностей в семье, широко представлены экономические концепции (Барсукова С.Ю., Радаев В.В., 2000; ЖурженкоТ., 1996; Калабихина И., 1995; Мезенцева Е.Б., 2001, 2002). Так, с позиции теории ресурсов домашняя работа понимается как работа, для которой не требуются особые физические, психические или квалификационные характеристики исполнителя — в большинстве случаев домашний труд требует лишь наличия свободного времени. И обладают этим главным ресурсом те, кто менее занят и/или востребован на рынке труда. Как правило, менее востребованными на рынке труде оказываются женщины, поэтому они и выполняют большую часть домашней работы. «Новая домашняя экономика» (представляющая собой развитие ресурсного подхода) опирается на представление о семье как производственной единице, создающей «семейный капитал». Основными ресурсами в его производстве выступают товары и услуги, покупаемые на рынке, и время членов семьи. Ценность времени определяется альтернативными издержками (т. е. возможной рыночной ценой выполнения домашних работ наемными работниками). Семья, максимизируя полезность, вынуждена калькулировать соотношение цены и расходов времени, затрачиваемого на труд в домашнем хозяйстве и на рынке труда. В традиционном обществе (в связи с тем, что женщины в нем, как правило, уступают мужчинам в объеме «рыночного человеческого капитала») для семьи более выгодно, когда муж работает вне дома, а жена занята домашним хозяйством. В современных условиях в связи с ростом образования и квалификации женщин их домашний труд становится «дороже», решение о характере распределения домашних обязанностей становится проблематичнее и требует постоянного контроля и уточнения. В теории относительной производительности для обоснования неравномерного распределения домашних обязанностей между супругами используются показатели их производительности на рынке труда. Домашняя работа выполняется тем членом семьи, рыночная производи- Гендерные отношения в системе межличностного взаимодействия 297 тельность которого меньше (производительность измеряется уровнем материального вознаграждения и позициями в публичной статусной иерархии). Хотя обычно заработок и скорость карьерного продвижения мужа выше и логично было бы возложить домашний труд на жену, но нарастающая вариативность материальных и статусных позиций супругов на рынке труда должна (согласно теории относительной производительности) находить свое отражение в распределении домашних обязанностей в семье. Основные критические замечания в адрес экономических подходов к анализу домашнего труда сводятся к тому, что главным здесь является «единая функция полезности» домохозяйства, а значение индивидуальных решений игнорируется; вне рациональных калькуляций остаются такие неэкономические переменные, как привычки, традиции, вкусы, личностные склонности, религиозные предпочтения и т. п. Среди социологических и социально-психологических концептуализации разделения домашнего труда можно выделить следующие основные теории: — теория половых ролей Т. Парсонса (жене отводится экспрессив — теория социализации (традиционное распределение домашних обязанностей приводит к тому, что мальчики и девочки стремятся овладевать умениями и навыками, соответствующими их полу, и не приобретают неполоспецифичные умения; такой опыт первичной социализации не позволяет мужчинам овладеть навыками, необходимыми Для выполнения домашних дел) |Берн Ш., 20011; — ролевые теории (используют логику биологической или психологической редукции, отдают приоритет психологически аранжированным эволюционно-биологически обусловленным различиям между полами и моделям поведения, мало подверженным трансформациям при изменении положения женщин в социальном и экономическом пространстве) (Барсукова С.Ю., Радаев В.В., 2000]; — теории легитимизации поведенческих образцов (общественно 298 Психология гендерных отношений: теория и практика Теперь кратко остановимся на интерпретациях устойчивой асимметрии распределения хозяйственных обязанностей в семье, опирающихся на гендерный подход и учитывающих гендерные идеи. Прежде всего важно подчеркнуть значимость феминистского подхода- поскольку общественная (политическая) и исследовательская проблематизация неравенства в разделении домашнего труда — заслуга прежде всего феминисток. В соответствии с феминистскими идеями многочисленные семейные обязанности и домашний бесплатный труд подавляют личность женщины, мешают ее развитию и самореализации. Естественно, что такая несправедливость должна быть устранена. Поскольку роли полов не являются врожденными, а выступают следствием социализации, то они могут быть модифицированы и изменены в результате целенаправленной практической деятельности. Применяя гендерно-нейтральные методы воспитания детей, оптимизируя образовательный процесс в средней и высшей школе, «феминизируя» средства массовой информации и органы управления и используя иные способы, можно добиться «изменения общества изнутри» и устранить несправедливость в сфере распределения семейных обязанностей (Томпсон Д.Л., Пристли Д. 1998. С. 85]. В работе феминистки Энн Окли «Социология работы по дому» показано, что домашняя работа воспринимается женщинами именно как работа, и что роль домохозяйки была социально сконструирована в процессе индустриализации и ныне поддерживается идеологией женственности и хозяйственного предназначения женщин. Широко распространенный идеологический стереотип восприятия мужчины как добытчика средств к существованию служит оправданием его меньшего участия в домашнем труде (подробнее см.: Тартаковская И.Н. 1997. С. 98-100; Томпсон Д.Л., Пристли Д. 1998. С. 188-190). Критики феминистского подхода подвергали сомнению как теоретические предпосылки, так и практические последствия либеральной идеи равенства и «безразличного к полу» законодательства, игнорирующего биологические различия полов, и социальные реалии и природу гендерно сконструированного общества |Клецин А.А., 2003]. Видимо, можно согласиться со следующим суждением Валери Брайсон: «Возможно реформы и "поэтапное социальное строительство" являются лучшим путем для женщин, но этот путь только тогда будет успешным, если он основывается на понимании сложности структур власти и.взаимосвязанности "общественной" и "частной" сфер жизни» |Брайсон В. 2001. С. 188|. В рамках гендерного подхода, основанного на феминистской теории, отмечается, что поскольку гендерная система теоретически отличается от конкретных семейных форм каждого конкретного исторического периода, то семья не рассматривается в качестве основного фокуса угнетения женщин, при этом признается разнообразие семейных форм у Гендерные отношения в системе межличностного взаимодействия 299 разных классов, расовых и этнических групп и того, что они предлагают мужчинам и женщинам в разных экономических условиях |Ферри М. 1999. С. 78|. С позиций тендерной перспективы феномен неравномерного распределения домашних обязанностей в семье может объясняться тем символическим значением, которым наделяется домашняя работа iHoch-schild A., 1989J. Женщины часто рассматривают выполнение домашней работы как выражение любви и заботы о своих близких, поэтому жена и/или мать старается выполнить все основные домашние дела и может ощущать вину, если она не успела что-то сделать для семьи, или если какая-то работа выполнена ею не достаточно качественно. Для мужей домашняя работа часто символизирует субординацию. Так, например, в армии аналогичные домашнему труду виды деятельности выступают в качестве наказания. В соответствии с таким символическим значением домашней работы мужчины будут стремиться ее избегать. Как показывает исследование отдельных случаев, когда домашняя работа несет оттенок субординации, а не заботы, оба партнера в парах среднего класса сражаются и конфликтуют, чтобы ее избежать |Ферри М. 1999. С. 89-911.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.45.162 (0.062 с.) |