Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гендерная идентичность как составляющая социальной идентичности личности
Теперь обратимся к рассмотрению категории «социальная идентичность». В феномене социальной идентичности находит отражение значимая социальная потребность человека — быть членом общностей, иметь признание и уважение со стороны членов группы. Социальная идентичность определяется в терминах группового членства, т. е. принадлежности к различным социальным общностям. Социальная идентичность есть осознание, ощущение, переживание своей принадлежности к различным социальным общностям — таким как малая группа, класс, семья, территориальная общность, этнонациональ-ная группа, народ, общественное движение, государство, человечество в целом |Ядов В.А., 1993|. В социальной идентичности выделяются два разных аспекта рассмотрения: • с точки зрения внутригруппового подобия (если мы члены одной общности, у нас одна и та же социальная идентификация и мы похожи); • с точки зрения аутгрупповой или межкатегориальной дифференциации (будучи похожи между собой, мы существенно отличаемся от «них» — тех, кто принадлежит не к нашей, а к «чужой» группе). Эти два аспекта взаимосвязаны: чем сильнее идентификация со своей группой, а следовательно, и сильнее выражено внутригрупповое подобие, тем значимее дифференциация этой группы от других [Павленко В.Н., 2000]. В соответствии с концепциями А. Тэджфела и Дж. Тернера процесс становления социальной идентичности содержит в себе три последовательных когнитивных процесса. Во-первых, индивид самоопределяется как член некоторой социальной категории (так, в Я-концепцию каждого из нас входит представление о себе как о мужчине или женщине определенного социального статуса, национальности, вероисповедания, имеющего или не имеющего отношения к различным социальным организациям и пр.). Во-вторых, человек не только включает в образ «Я» общие характеристики собственных групп членства, но и усваивает нормы и стереотипы поведения, им свойственные. В-третьих, процесс становления социальной идентичности завершается тем, что человек приписывает себе усвоенные нормы и стереотипы своих социальных групп: они становятся внутренними регуляторами его социального поведения (Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А., 20011- Внутриличностный уровень анализа гендерных отношений 355
Для отечественных исследований социальной идентичности весьма зктуальным является изучение процесса трансформации социальной идентичности |Павленко В.Н., Корж Н.Н., 1998; Социальная идентификация личности. 1993; Андреева Г.М., 2002а|. Потребность в самоуважении люди реализуют через отождествление себя с группой, которая оценивается ими позитивно. До перестройки большинство населения Советского Союза во многом идентифицировало себя с новой исторической общностью — советским народом, определяя себя как «советских людей». Одним из следствий перестройки явилось разрушение позитивного образа Советского Союза в глазах граждан. Ряд социальных общностей утратили свое значение для людей, (например, «советский народ»), поэтому на первый план выходит идентификация с традиционными сообществами, выделенными на основе признака пола, родственных связей, национальной принадлежности, территории проживания |Ядов В.А., 1993; Завершинская Н.А., 20021. Кроме деления идентичности на личностную и социальную составляющие, можно классифицировать это личностное образование и по другим основаниям. Так, в зависимости от сферы или вида социализации можно говорить о формировании гендерной, этнической, профессиональной, религиозной идентичности личности. С учетом возрастных закономерностей становления и развития идентичности различают зрелую (сформировавшуюся) идентичность и незрелую, формирующуюся идентичность. В зависимости от степени принятия личностью себя речь может идти о позитивной или негативной идентичности. В зависимости от глубины переживаний процесса трансформации самоопределений можно говорить о кризисе идентичности или его отсутствии (о кризисной или некризисной идентичности). Итак, сказанное позволяет заключить, что гендерная идентичность — это вид социальной идентичности. «Гендерная идентичность является одной из важнейших и наряду с этнической наиболее стабильной среди всех форм социальной идентичности человека» |Милюска Й., 1999. C.104I. В современной литературе можно встретить по крайней мере еще два термина, соотносимых по смыслу с понятием «гендерная идентичность»: половая идентичность и психологический пол. Рассмотрим содержание этих понятий, чтобы показать специфику гендерной идентичности личности.
К анализу пола как психологического феномена мы уже обращались \ в первой главе, где было предложено рассматривать психологический пол как комплекс психологических, социокультурных и поведенческих характеристик, обеспечивающих индивиду личный, социальный и пра- • вовой статус мужчины и женщины, поэтому сейчас в основном сосре- 356 Психология гендерных отношений: теория и практика доточим свое внимание на категориях «половая идентичность» и «гендерная идентичность». Наиболее распространенное определение половой идентичности, представленное в отечественном психологическом словаре, выглядит следующим образом: «Половая идентичность — единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли (Психология. Словарь. 1990. С. 2821. В этом определении подчеркивается согласованность сознания и поведения человека как представителя определенного пола, т. е. связанность когнитивного и конативного компонентов идентичности личности. Ориентирами для такого согласования выступают требования половой роли. Чтобы понять, что же это за требования половой роли, обратимся к определению данного понятия. «Половые роли — вид социальных ролей, они имеют нормативный характер, выражают определенные социальные ожидания (экспектации), проявляются в поведении. На уровне культуры половые роли существуют в контексте определенной системы половой символики и стереотипов маскулинности и фвмининности. Принятие и усвоение индивидом определенной половой роли дает ему половую идентичность, с которой в дальнейшем соотносятся самосознание личности и все свойства его поведения» [Психология. Словарь. 1990. С. 2831. Раскрытие содержания феномена половой идентичности, предложенное ведущими отечественными специалистами в области психологии пола И.С. Коном и В.Е. Каганом, в основном соответствует приведенному определению половой идентичности. Так, в соответствии с определением И.С. Кона «Половая идентичность — это осознанная принадлежность к определенному полу, результат сложного биосоциального процесса, соединяющего онтогенез, половую социализацию и развитие самосознания. Половая идентичность основывается, с одной стороны, на соматических признаках (образ тела), а с другой — на поведенческих и характерологических свойствах, оцениваемых по степени их соответствия или несоответствия нормативному стереотипу маскулинности или феминин-ности» [Кон И.С. 1981. С. 49]. Каган В.Е. [1991а| определяет половую идентичность как соотнесение личности с телесными, психофизиологическими, психологическими и социокультурными значениями маскулинности и фемининности. Он различает следующие виды половой идентичности: 1) базовая идентичность — соотнесение личности с традиционными, восходящими к филогенетическим, половым различиям, альтернативным представлениям о маскулинности/фемининности; этот вид идентичности детерминирован психофизиологически; 2) ролевая идентичность — соотнесение поведения и переживаний личности с существующими в данной культуре и в данное время полоролевыми стереотипами, детерминирована влия-
Внутриличностный уровень анализа гендерных отношений 357 ниями среды; 3) персональная идентичность — интегрирует первую и вторую и характеризует соотнесение личности с маскулинностью/фе-мининностью в контексте индивидуального опыта межличностного общения и совместной деятельности. По мнению автора, если базовая идентичность стабильна, то на уровне ролевой и персональной идет непрекращающийся процесс половой идентификации. В современной зарубежной литературе в основном используется понятие «гендерная идентичность», а не «половая идентичность». «Гендерная идентичность — осознание себя связанным с культурными определениями мужественности и женственности. Понятие действует отнюдь не за пределами субъективного опыта и служит психологической интериоризацией мужских или женских черт, возникая в результате процесса взаимодействия "Я" и других» |Большой толковый социологический словарь. 1999. С. 110]. «Гендерная идентичность связана с нашим представлением о своем поле — чувствуем ли мы себя в действительности мужчиной или женщиной» [Смелзер Н., 1994. С. 330]. В приведенных определениях психологического пола, половой и тендерной идентичности мы видим общие моменты. Речь идет об аспекте самосознания личности, описывающем переживание человеком себя как представителя пола, как носителя конкретных полоспецифичных характеристик и особенностей поведения, соотносимых с представлениями о маскулинности/фемининности. Обобщающим понятием выступает категория «маскулинность/фемининность», являющаяся маркером и коррелятом мужской или женской идентичности. Однако, несмотря на видимое сходство анализируемых категорий «половая идентичность» и «гендерная идентичность», важно отметить, что внешне похожие описания этих феноменов строятся на различных методологических основаниях. Другими словами, представления о половой идентичности, разрабатываемые в 80-е годы XX столетия, и современные концептуализации тендерной идентичности опираются на различные научные парадигмы. До конца 80-х годов XX столетия в сфере психологического знания, исследующего проблемы пола и межполового взаимодействия, весьма популярна была биолого-эволюционная парадигма. В соответствии с этой системой представлений утверждается, что идентичность человека как представителя определенного пола не только задается биологией, но и все психологические и социально-психологические проявления в поведении мужчин и женщин могут быть объяснены природными основаниями мужчин и женщин как биологических видов. Маскулинность мужчин и фемининность женщин трактуются как совокупность природных качеств. Эволюционная биология и социобиология констатируют Наличие устойчивых кросскультурных и кроссвидовых полодиморфиче-ских особенностей мужского и женского поведения и пытаются дать им функциональное объяснение [Кон И.С, 2002J.
358 Психология гендерных отношений: теория и практика Современные данные дифференциальной психологии показывают, что индивидуальные различия между представителями одного пола больше, чем межполовые (Либин А.В., 1999|, поэтому можно говорить о том, что характеристики идентичности мужчин и женщин, особенности их поведения и социальные функции прямо не вытекают из полового диморфизма. Значимым для трактовок феномена половой идентичности и психологического пола был также и полоролевой подход, популярный среди социологов, социальных психологов и антропологов. В соответствии с данным подходом утверждается идея, что идентичность мужчин и женщин главным образом задается распространенной в обществе системой половых ролей, которые ребенок усваивает в процессе социализации. Иными словами реальные характеристики идентичности мужчин и женщин и экспектации в отношении маскулинности и фемининности как атрибутов мужской и женской идентичности являются производными от особенностей мужских и женских социальных ролей. Психологическая концепция андрогинии С. Бэм и последующие эмпирические исследования идентичности личности (Bern S., 1975| показали, что независимо от половой принадлежности и исполняемых половых ролей людям могут быть одновременно присущи выраженные и маскулинные и фемининные черты. Таким образом, был сделан вывод, что дифференциация людей на основе мужских или женских ролей не является однозначным условием, определяющим психологическую идентичность личности. Кроме того, феминистская критика показала, что дихотомия мужских и женских ролей в обществе предопределена не столько природными половыми различиями, сколько социальными нормами, следование которым стесняет индивидуальное саморазвитие и самовыражение мужчин и женщин (подробнее об этом шла речь в первой главе). В современных исследованиях, посвященных проблемам маскулин-ности/фемининности, гендерная идентичность трактуется не как единое и стабильное целое, а как подвижная и изменчивая множественность |Кон И.С, 2002; Жеребкина И., 2001; Иванова Е., 2001; Spence J.T.. 1993; Koestner R., Aube J., 19951. В рамках социально - конструктивистской парадигмы утверждается идея деконструкции образа единой, твердой, универсальной половой идентичности. Не существует единой мужской или женской идентичности: в разные исторические периоды, в различных социальных и культурных контекстах мы имеет дело с разными тендерными идентич-ностями. Как подчеркивает Р. Коннел: «Женственность и мужественность как структуры характеров людей следует рассматривать как исторически изменчивые. Ничто не может предотвратить появления нескольких форм характера, свойственных данному полу в одном и том же обществе и в одно и то же время. Я считаю, что множественное
Внутриличностный уровень анализа гендерных отношений 359 женственности и мужественности — это основополагающий факт гендерных отношений и способ проявления гендерных структур жизни» [Коннел Р. 2000. С. 277-2781. В отличие от популярных представлений о женской или мужской идентичности вообще, о мужских и женских проблемах вообще, вне времени и пространства, большинство современных исследований маскулинности и фемининности, как подчеркивает И.С. Кон |2002), являются этнографическими, т. е. они описывают и анализируют особенности положения и самосознания не мужчин и женщин вообще, а в конкретной стране, общине, социальной среде, культурном контексте. Поэтому нормативный эталон «настоящего мужчины и/или женщины» имеет смысл только в определенной системе взаимосвязанных социальных представлений. В соответствии с современным пониманием тендерной идентичности множественность и текучесть образов маскулинности и фемининности проявляется не только в истории, но и в жизни каждого конкретного индивидуума, который, как отмечает И.С. Кон (20011, в разных ситуациях и с разными партнерами «делает», «разыгрывает» и представляет разную маскулинность и фемининность как основу тендерной идентичности. Поэтому ключевое понятие половой идентичности «половая роль» в контексте тендерной идентичности заменяется категорией «гендерный дисплей»1. Процесс усвоения гендерных норм и ценностей определяется как рекрутирование тендерной идентичности. Вводится понятие «делание гендера» как процесс? где индивиды присваивают гендерную идентичность самим себе и другим |Уэст К., Зиммерман Д., 2000]. Еще один аспект рассмотрения тендерной идентичности как не дихотомичного феномена связан с анализом «квир-идентичностей» («странных»), где «мужское» и «женское» соотносится с гетеро/гомо-сексуальностью, транссексуальностью (Жеребкина И., 20011. Существование трансвеститской и транссексуальной идентичностей показывает, что гендер не зависит только от пола, а является результатом построения гендерных идентичностей |Большой толковый социологический словарь. 1999. С. 1101. Таким образом, в настоящее время предметом исследо Идентичность человека изменяется в течение всей его жизни, т. к. изменяется его знание о себе, полученное в действиях и взаимодействиях с другими людьми, модифицируются социальные роли, жизненный выбор, «Если гендер можно определить как культурно установленный коррелят пола (как следствие биологии или научения), то гендерный дисплей относится к конвенциональным изображениям этих коррелятов» |цит. по: Уэст К., Зим-м<-'рман Д. Создание гендера // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под ред. Е Здравомыслопой, А.Темкиной. СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 2000. С. 193-2191. 360 Психология гендерных отношений: теория и практика стиль деятельности, что в совокупности подтверждает новое чувство идентичности. Существуют три уровня явлений, которые объясняют возникновение и трансформацию идентичности женщин и мужчин: биологический, психологический и социальный |Милюска И. 1999. С. 104) Биологический уровень — это ресурс женщин и мужчин как индивидов, их жизненный потенциал, начиная от клеток и кончая системой органов. Это возможности и условия функционирования женщин и мужчин, обусловленные структурными и функциональными возможностями организма. Психологический уровень — это личностный ресурс, который мужчины и женщины используют для конструирования своей идентичности, т. е. комплекс психологических особенностей, включающий в себя когнитивные способности, мотивационно-волевой потенциал, доминирующие ориентации, ценности и др. Социальный уровень — это социальные трансформации, доминирующая в обществе идеология, которые влияют на мужчин и женщин как участников общественных отношений. Эволюция, происходящая в процессе социальных изменений, создает условия для процесса изменений на поведенческом уровне. «Реорганизация экономики может способствовать реорганизации системы ролей и изменять стереотипные модели социальных групп, в том числе гендерных, способствуя созданию новой идентичности» [Милюска Й. 1999. С. 104|. Таким образом, в феномене половой идентичности в первую очередь акцентируются соматические признаки, на основе которых формируется идентичность человека как представителя определенного пола; в феномене психологического пола наряду с биологическими основаниями особую значимость приобретают психологические и поведенческие проявления личности как индикаторы мужского и женского, наполняющие содержанием аспект самосознания личности, связанный с полом; в тендерной идентичности на первый план выходят социокультурные параметры категорий «мужское» и «женское», в соответствии с которыми человек идентифицирует себя с конкретной тендерной группой, конструируя свою идентичность как представитель какого-либо пола. В соответствии с основополагающими разработками в области идентичности, осуществленными в рамках различных теоретических ориентации, можно выделить и разные механизмы конструирования тендерной идентичности. В психоаналитической ориентации в качестве основного механизма конструирования тендерной идентичности выступают способы разрешения кризисов идентичности, конструируемые как осознанные выборы и решения, обусловленные личностно значимыми целями ценностями. Достижение идентичности понимается как способность выбору, выражающему личные предпочтения и возможности, при это 0нутриличностный уровень анализа гендерных отношений 361 какие-либо различия между мужчинами и женщинами в возможностях достижения зрелой идентичности не выявлены [Милюска И., 1999). В интеракционистской ориентации механизмом конструирования идентичности мужчин и женщин выступает осознание своей социальной позиции и статуса сквозь призму восприятия ее другими людьми, т. е. социальная рефлексия. В когнитивистском направлении основным механизмом конструирования тендерной идентичности являются процессы самокатегоризации. На разных этапах жизненного пути женщин и мужчин разные механизмы конструирования своей идентичности играют разную роль. Так. процессы самокатегоризации более актуальны в детском возрасте, а социальная рефлексия и освоение конструктивных способов разрешения кризисов идентичности значимы и востребованы в молодом и зрелом возрасте. Итак, конкретизируем основные моменты, касающиеся выделения специфики тендерной идентичности как составляющей социальной идентичности личности. — Гендерная идентичность — это особый вид социальной идентичности, сосуществующий в самосознании человека наряду с профессиональной, семейной, этнической и другими самоидентификациями. Гендерная идентичность относится к числу наиболее стабильных, как правило, не подлежащих выбору идентификаций человека. — В современной литературе, посвященной проблемам исследования тендерной составляющей личности, исходя из идей социально-конструктивистской парадигмы, гендерная идентичность понимается как социальный конструкт. Она активно конструируется субъектом на протяжении собственной жизни, в ходе социального взаимодействия с другими людьми и сравнения себя с ними. — Начинает конструироваться гендерная идентичность с рождения ребенка, когда на основании строения его наружных половых органов определяется его/ее паспортный (гражданский, акушерский) пол. С этого начинается процесс тендерной социализации, в ходе которого ребенка Целенаправленно воспитывают таким образом, чтобы он соответствовал принятым в данном обществе представлениям о «мужском» и «женском». Именно на основании существующих в обществе эталонов формируются Представления ребенка о собственной тендерной идентичности и роли, его поведение, а также самооценка. —- Личность, конструируя гендерную идентичность, строит не только °вой собственный образ, но и образ группы, к которой она принадлежит йли не принадлежит. Конструктивистский потенциал тендерной идентичности заключается в том, что осознание человеком своей принадлежности к тендерной группе и эмоциональная значимость для него 362 Психология гендерных отношений: теория и практика этой группы обусловливают построение «образа Я» и «образа групп» в конкретных социальных условиях. — Гендерная идентичность при этом предстает как многоуровневая, сложноорганизованная структура, включающая в себя основной (базовый) и периферические комплексы характеристик. — В структуре тендерной идентичности можно выделить три компонента:
• когнитивный — (познавательный) осознание принадлежности к определенному полу и описание себя с использованием категорий мужественности-женственности. Это образ Я как мужчины или женщины, осознание степени типичности-нетипичности черт как представителя тендерной группы; • аффективный (оценочный), предполагающий оценку психологических черт и особенностей ролевого поведения на основе их соотнесения с эталонными моделями маскулинности-фемининности (понятия «позитивная и негативная идентичность» касаются именно оценочного компонента); • конативный (поведенческий), самопрезентация себя как представителя тендерной группы, а также способы разрешения кризисов идентичности на основе выборов способов поведения в соответствии с личностно значимыми целями и ценностями. — Достижение тендерной идентичности не обусловлено реально Феномен кризиса гендерной идентичности Публикации, посвященные проблемам кризисных проявлений в структуре личности мужчин и женщин, стали появляться в зарубежной и отечественной литературе в последние десятилетия XX столетия. Так, к примеру, И.С. Кон пишет: «Начиная с 1970-х гг. сначала на Западе, а затем и в СССР стали много говорить и писать о том, что традиционный мужской стиль жизни, а возможно, и сами психологические свойства мужчины не соответствуют современным социальным условиям и что мужчинам приходится платить за свое господствующее положение слишком большую цену» |Кон И.С. 2002. С. 188|. Весьма распространенной темой, активно обсуждавшейся в отечественной публичной сфере, является проблема феминизации мужчин и маскулинизации женщин, оТ" дельные стороны которой находили свое выражение в лозунгах: «Берегите мужчин!», «Берегите женщин!», «Мужчина должен быть мужчиной, а женщина — женщиной!» Внутриличностный уровень анализа гендерных отношений 363 В феномене кризиса тендерной идентичности отражается ситуация, при которой модели маскулинного и фемининного поведения, репрезентируемые носителями мужской и женской идентичности, оказываются в значительной мере несоответствующими нормативным образцам истинной мужественности или женственности, распространенным в общественном сознании. Другими словами кризис тендерной идентичности порождается ситуацией, при которой группы мужчины и женщины, осознавая свое несоответствие по основным характеристикам общепринятой и нормативно заданной модели мужественности /женственности, актуализируют эту проблему в публичном дискурсе как личностно и социально значимую. Таким образом, кризис тендерной идентичности представляет собой проблему не отдельной личности, а состояние психологического неблагополучия, характерное для значительной части мужчин и женщин как представителей гендерных групп. Поэтому данный феномен имеет не столько психологическую, сколько социально-психологическую и социальную природу и должен анализироваться с учетом влияния различных факторов. Задача этой части работы заключается в социально-психологическом анализе феномена кризиса тендерной идентичности как отражения специфики гендерных отношений в России в последние десятилетия XX столетия. Обратимся сначала к рассмотрению проблем и сложностей мужской идентичности. Для этого выделим базовые, сущностные характеристики мужской идентичности, которые составляют ее основу; И.С. Кон [2002| обозначает их как константы мужского самоутверждения. По-нашему мнению, к базовым константам мужского самоутверждения относятся следующие конструкты. 1. Ориентация на профессиональную самореализацию. Общая модель мужского поведения и мотивации предполагает проекцию вовне, желание стать чем-то, состояться как профессионал, как активный субъект в сфере социальных достижений. И.С. Кон пишет о характерной Для мужского самоутверждения выраженной потребности в достижении и ориентации на инструментальный (в противоположность экспрессивному) стиль жизни. Можно говорить об одержимости в сфере достижений и стремлении к успехам как основы мужского самоутверждения (настоящий мужчина должен делать карьеру). Конкретное содержание этой потребности — кем именно мужчина хочет стать, чего и как он хочет достичь — может меняться и варьироваться, но базовый тип мотивации остается тем же самым. Отмечаемое психологами уменьшение разницы в этом отношении между современными мужчинами и женщинами обеспечивается изменением не столько мУжской, сколько женской психики, повышением уровня притязаний и Рольных достижений женщин как в семейно-бытовых, так и в соци-ально-производственных отношениях 1Кон И.С, 2002]. 364 Психология гендерных отношений: теория и практика 2. Потребность отличаться от женщин. Отделение, отмежевание от изначально женского, материнского начала — необходимый аспект мужской самоидентификации. В представлениях о мужественности всегда присутствует мотив «антиженственности». Мужественность как нормативная модель формируется только в противопоставлении с некоторой моделью «женственности». Страх быть женственным является основным фактором в отказе мужчин исполнять некоторые роли, традиционно предписываемые женщинам. Мужчинам следует избегать специфически женских занятий, видов деятельности и моделей поведения |Кон И.С.. 2002; Мужчины. 1994|. 3. Установка на эмоционально сдержанное поведение (мужчина не должен демонстрировать чрезмерные эмоциональные реакции), сдержанность и рассудительность — атрибут поведения настоящего мужчины. Стремление избегать самораскрытия в отношениях с другими людьми — такая установка, по мнению мужчин, предопределяет маскулинное поведение. Настоящий мужчина со своими проблемами должен справляться самостоятельно (Берн Ш., 2001]. 4. Установка на то, что мужчина должен зарабатывать и Перечисленные константы играют роль своеобразных опор мужского Я, и когда они не устойчивы или оказываются подорванными, наступает чувство внутренней дезорганизации, нарушения границ своей мужской идентичности, что находит отражение в поведении, не отличающемся адекватностью. Длительное нахождение в ситуациях, когда мужчине сложно поддерживать стандарт традиционного маскулинного поведения, подрывает основы его самоутверждения, это приводит к возникновению стресса и сопровождается снижением самооценки, повышением уровня тревожности и депрессивных проявлений. Кризис маскулинности — ситуация невозможности реализовать ценности, потребности и установки, на которых базируется мужская самоидентификация. Основными факторами, инициирующими данные процессы, являются внешние социальные условия. В России кризис маскулинности был квалифицирован как кризис мужского статуса. Дискуссия о кризисе маскулинности началась в 1970 году статьей в «Литературной газете» советского демографа Б.Ц.УР" ланиса под названием «Берегите мужчин!» В 70-е и 80-е годы дискуссия продолжилась, были сформулированы объективные показатели кризиса маскулинности: низкая продолжительность жизни мужчин по сравнению с женщинами, рост заболеваемости, самодеструктивные практики, вы - Внутриличностный уровень анализа гендерных отношений 365 ражающиеся во вредных привычках (пьянство, алкоголизм, курение), несчастные случаи, связанные с необоснованным риском. В дискуссиях основная причина кризиса маскулинности хотя явно не указывалась, но подразумевалась и угадывалась. Кризис маскулинности — следствие социальных болезней советского общества. Социальные причины кризиса приводили к разрушению констант, на которых базируется мужская самоидентификация. Так, в советском обществе в молодости и в период ранней зрелости довольно сложно было сделать карьеру, получить дополнительный заработок, реализовать себя в общественной сфере (так, например, по данным на начало 1990 года, только 2,8% лиц до 30-летнего возраста занимали руководящие должности |Гурко Т.А., Босс П. 1995. С. 53|). По крайней мере, до 30 лет, — как пишет О.М.Здравомыслова |1992|, — мужчина не мог быть кормильцем семьи, т. к. его зарплата и зарплата его жены, даже вместе взятые, не обеспечивали полностью семейные потребности. А это означало, что до 30 лет муж и жена вынуждены были оставаться на положении взрослых детей, а их потомство оказывалось вторым поколением «детей» в семьях бабушек и дедушек. «Так деформируется традиционно главная функция мужчины в семье — способность обеспечивать ее материально, поддерживать необходимый достаток в доме» |Здравомыслова О.М. 1992. С. 1211. Невозможность исполнения традиционных мужских ролей, связанная с ограничениями либеральных прав (собственности, политических свобод, свободы совести), имплицитно считается причиной разрушения истинной мужественности, хотя открыто этот тезис не заявлялся вплоть [до конца 1980-х годов [Здравомыслова Е., Темкина А., 2002в|. Также затрудняла мужскую самоидентификацию ситуация невозмож-, ности утвердиться, противопоставляя себя модели «женского», т. е. комплексу качеств и особенностей поведения, отождествляемому с жен-I ской идентичностью. Это связано с тем, что социальная политика советского государства, направленная на активное вовлечение женщин в сферу общественного производства, в целом способствовала сближению мужских и женских ролей в публичной сфере, при этом изменение ролей женщины не подкреплялось соответствующим изменением мужских ро-| лей. Мужчина потерял свой статус единственного кормильца семьи и I статус авторитетного лица в социальных вопросах. Кроме того, для значительного числа советских семей характерной стала ситуация снижения мужского авторитета и лидерских позиций в семье. Активное участие Женщин в профессиональной деятельности, их высокий образовательный втатус способствовали упрочению лидирующей позиции в семье. Поддерживали мужчины свой статус маскулинности, противопостав-I ляя себя женщинам, в семье, дистанцируясь от бытовых обязанностей, • аргументируя свою позицию: «Это не мужская работа». Мужчины, не? сумевшие реализовать себя в социально-профессиональной среде (т. к. 366 Психология гендерных отношений: теория и практика в тоталитарном государстве это было весьма сложно), под воздействием норматива мужественности: «быть обязательно успешным именно в социальной сфере», и в семейной жизни не могли самореализоваться поэтому и «уходили» в «пассивные» виды самоутверждения, например алкоголь, хобби и др. Как пишет О.М. Здравомыслова: «Нынешний герой обладает более высокой культурой и интеллектом, но зато оказывается растерянным, безвольным, слабым и бесправным. Похоже, что достигнутое равенство, каким бы формальным оно ни было, уничтожило знакомого нам по книгам и фильмам "сильного мужчину" и вывело на сцену нового героя, который не столько может быть кому-то опорой, сколько сам ищет опору в женщине» |Здравомыслова О.М. 1992. С. 120|. На Западе проблема кризиса маскулинности также была предметом активных дискуссий, однако в отличие от российского контекста в западном мире кризис маскулинности связывают со структурным давлением публичной сферы, предписывающей мужчинам жесткое исполнение некоторого набора ролей. Традиционные половые роли ограничивают и сдерживают развитие мужчин, они служат источником напряженности и провоцируют кризисные явления личностного плана. Мужчины, не принимающие традиционные половые роли, подвергаются общественному осуждению, а те, кто пытается следовать им, совершают над собой насилие [Мужчины. 1994. С. 86]. Дж. Плек подчеркивает негативные аспекты традиционной социализации мужчин: вместо того чтобы быть источником идентичности, мужская гендерная роль часто оказывается причиной тревоги и напряжения |Pleck J.H., 19811. Возвращаясь к анализу феномена кризиса маскулинности в России, можно прийти к следующим заключениям.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.25.32 (0.075 с.) |