Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как детерминанты межличностных отношений
Между мужчинами и женщинами Обратимся к анализу исследований, посвященных изучению гендерных установок и их влиянию на поведение личности. Особую значимость представляют для нас результаты эмпирических исследований, демонстрирующие соотношение гендерных установок и особенностей межличностных отношений между мужчинами и женщинами. В исследовании, проведенном Н.А. Нечаевой, изучались ситуационные установки в структуре патриархатной и феминистской картинах мира^ [Нечаева Н. А., 1997|. Особый интерес, направленный на изучение В главе 3 мы уже обращались к результатам данного исследования. Исследование было проведено СИ РАН в 1996 году и было направлено на изучение характеристик сознания людей, в которых нашли отражение различные аспекты тендерной культуры. В этом массовом опросе населения Санкт-Петербурга приняло участие 1070 человек (выборка — районированная, квотная, маршрутная, репрезентативная населению Санкт-Петербурга по полу и по возрасту). 326 Психология гендерных отношений: теория и практика ситуационных установок в данном исследовании, был вызван необходимостью изучения не только того, как, по мнению людей, «лучше», «должно», «следует» выполнять различные роли мужчине и женщине, но и к каким способам поведения эти люди склонны. Другими словами, существует ли в рамках патриархатной и феминистской картин мира согласование между общими тендерными диспозициями и ситуационными? Будет ли человек, декларирующий приверженность к определенному полоролевому поведению, вести себя в соответствии с этими декларациями в конкретных ситуациях? Чтобы дать ответы на эти вопросы, для фиксации ситуационных гендерных диспозиций Н.А. Нечаевой были использованы различные ситуации, выбранные на основе предварительного анализа текстов. Для изучения поведения человека такой подход применяется уже достаточно давно, но широкое распространение он получил за рубежом; в отечественных же социологических опросах он используется мало. По поводу этого подхода Э. Фромм писал: «Вместо конструирования искусственной социальной ситуации (как это делается в психологической лаборатории), исследователь изучает те эксперименты, которые предлагает сама жизнь. Надо выбрать такие социальные ситуации, которые поддаются сравнению, и с помощью специального метода превратить их в соответствующий эксперимент. Если одни факторы принять за константу, а другие изменять, то в такой естественной лаборатории появляется возможность для проверки различных гипотез... Простейшей формой "естественного эксперимента" является анкетный опрос...» [Фромм Э. 1994. С. 57].
Для исследования было отобрано 10 проблемных ситуаций. Решение каждой из них давало возможность различного способа конкретного действия — опрашиваемый осуществлял выбор поведения, который в большей степени характеризует его собственное поведение в такой ситуации. Ситуации и способы действия были сконструированы таким образом, что в каждом случае выбор соответствовал либо феминистским, либо патриархатным установкам. Пример ситуации из анкеты для женщин. Муж приятельницы стал крупным предпринимателем, семья может практически ни в чем себе не отказывать. У них двое детей (пяти и семи лет), которые не получают достаточного внимания, так как жена работает. Да и в доме нет уюта и порядка. Назревает конфликт из-за того, что муж предлагает ей оставить работу, а жена колеблется Варианты выбора: 1. Я согласилась бы с мужем и посвятила себя домашним заботам, по крайней мере, пока дети не подрастут. А там видно будет. 2. Нет, я не оставила бы работу. Поскольку финансовое положение позволяет, лучше наняла бы гувернантку, если потребуется. Гендерные отношения в системе межличностного взаимодействия 327 Статистический анализ полученных данных по ответам на предложенные конфликтные ситуации с использованием факторного анализа позволил получить две группы ситуационных установок. Латентная переменная 1 фактора объединила ситуации, связанные с внесемейной самореализацией женщины (работой, профессией, карьерой); во II фактор вошли ситуации, в которых проявляются принятие или отвержение двойного стандарта при оценке поведения мужчин и женщин. Результаты исследования, свидетельствующие о распространенности патриархатных (традиционных) и феминистских (эгалитарных) установок, которые регулируют поведение петербуржцев в ситуациях межличностного взаимодействия, приведены в таблице 31.
Таблица 31 Распространенность гендерных установок в рамках патриархатной и феминистской картин мира (количество носителей в % к общему числу опрошенных, N=1070)*
* Приводится по: Нечаева Н. А. Патриархальная и феминистская картины мира // Гендерные тетради/Отв. ред. А.А. Клецин. Выпуск первый. СПб филиал Института социологии РАН. СПб.. 1997. С. 17-42. Мы видим, что в систему патриархатных гендерных установок включены блоки: 1) отказ от внесемейной самореализации женщины в конфликтных ситуациях; 2) высокая приверженность двойной морали; Н.А. Нечаева 119971 раскрывает содержание каждого из блоков следующим образом. /) Отказ от внесемейной самореализации женщины в конфликтных ситуациях. Носители этих ситуационных установок склонны к действиям, которые объединяет неприятие самореализации женщины в профессиональной деятельности, работе, карьере и предпочтение семейных ценностей. Так, к примеру, они отказываются от предложений интересной работы, о которой мечтали, если она требует отдельного проживания ребенка (у бабушки), считая, «пусть на работе упущу хорошую возможность, зато ребенок будет со мной»; они согласны вообще оставить работу по специальности и стать домашней хозяйкой, посвятив себя 328 Психология гендерных отношений: теория и практика дому и воспитанию детей; они отказываются от руководящей должности, даже если она по плечу, опасаясь разрушения хороших отношений в семье, потому что муж возражает против того, чтобы доходы жены и ее положение были выше его собственных. Оказалось, что более половины опрошенных петербуржцев (54%) являются носителями описанных патриархатных (традиционных) установок, демонстрируя высокое неприятие внесемейной самореализации женщин, если таковая находится в конфликте с какими-либо стержневыми традиционно-семейными ценностями. 2) Высокая приверженность двойной морали. Носителей этой группы взаимосвязанных характеристик отличает склонность к такому поведению в различных ситуациях, в основе которого лежит убеждение, что разрешенное для мужчины не является таковым для женщины. Этот двойной критерий оценки проявился при выборе способа поведения в конкретных ситуациях. Например, они полагают, что женщине менее, чем мужчине, позволительно проводить свой досуг вне семьи, вне дома. Она не должна задерживаться после работы, чтобы встретиться с друзьями. Среди опрошенных петербуржцев 13% людей разделяют эти гендерные установки. В систему эгалитарных гендерных установок включены блоки: 1) высокое принятие внесемейной самореализации женщины; 2) отказ от двойной морали.
1) Высокое принятие внесемейной самореализации женщины. поступать так, чтобы иметь возможность самореализации в работе, профессии, карьере, даже если ради этого приходится жертвовать семейными ценностями. К примеру, они отвергают роль домашней хозяйки и не соглашаются оставить работу по специальности, несмотря на настойчивые просьбы мужа. Они считают, что если есть возможность добиться большого успеха, то грех ее упускать. Поэтому они склонны занять предлагаемую руководящую должность в фирме и пойти на конфликт с мужем из-за этого. Среди опрошенных горожан 8%< проявляют такую обобщенную гендерную установку. 2) Отказ от двойной морали. Люди, относящиеся к этому типу, оценивают поведение и женщин и мужчин одинаково, независимо от условий ситуации: то, что не осуждается для мужчин, не должно осуждаться и для женщин. Например, в конфликтной ситуации, связанной с проведением досуга, они встают на сторону жены, полагая, что она в такой же мере, как и муж. может проводить свое свободное время вне семьи, с друзьями. Носителями этого типа гендерных установок являются 21%> опрошенных. Гендерные отношения в системе межличностного взаимодействия 329 Таким образом, в исследовании Н.А. Нечаевой, посвященном изучению ситуационных гендерных установок, для изучения установок использовались проблемные ситуации гендерного содержания, анализируя которые респонденты выбирали свойственный им вариант поведения, которое они бы продемонстрировали в аналогичной ситуации. Использованная методическая процедура позволяет делать вывод о поведении личности на основе знания его установок. В исследовании рассматривалось два типа установок: патриархатные и феминистские. Содержательный контекст ситуаций и вариантов решений, предлагаемый для выбора респондентам, дает нам основание трактовать патриархатные установки как традиционные, а и феминистские как эгалитарные в соответствии с выбранной нами терминологией. Это правомерно сделать потому, что смысловое содержание понятий «патриархатный» и «традиционный», «феминистский» и «эгалитарный», используемые в нашей работе и работе Н.А. Нечаевой, согласуются. Итак, если установки предопределяют поведение личности в ситуациях повседневного межполового взаимодействия, следовательно, можно говорить о том, что установки могут детерминировать межличностные гендерные отношения. При этом важно отметить, что традиционные (патриархатные) установки провоцируют доминантно-зависимые практики и модели межполового взаимодействия, а эгалитарные (феминистские) — партнерские.
Следовательно, можно заключить: данные Н.А. Нечаевой [ 1997] подтверждают наше предположение о том, что гендерные установки выступают как детерминанты гендерных межличностных отношений. Критическая рефлексия в отношении пола должна стать непременным условием формирования свободной личности. Гендерная рефлексия обнаруживает влияние, которое пол оказывает на нашу жизнь. Мы должны выбрать: будем ли мы принимать нормы, кодируемые полом в нашем обществе, или отвергнем их? Моральная зрелость предполагает не только благоразумный выбор, но и критику общепринятых установок относительно пола, а также самодовлеющих традиционных и репрессивных гендерных ролей. Умение пересматривать свои жизненные планы должны, таким образом, сопровождаться умением дистанцироваться от гендерных установок, которые существуют в нашем обществе [Гогрен Л., 2000|. Социально-психологический анализ формирования гендерных установок, объясняющий механизм их возникновения в ситуациях межличностного взаимодействия между мужчинами и женщинами, способствует развитию подхода, ориентированного на осознание гендерных установок И конструирование межличностных гендерных отношений партнерского, а не доминантно-зависимого типа. 330 Психология гендерных отношений: теория и практика Итоги главы Гендерные отношения в системе межличностного взаимодействия — это отношения между субъектами разного пола. Это дружеские и любовные отношения между юношами и девушками, мужчинами и женщинами; это внутрисемейные отношения между мужем и женой, отцом и дочерью, матерью и сыном. Они имеют вертикальное и горизонтальное измерение. Семейные отношения между мужем и женой могут быть рассмотрены как своеобразная модель гендерных межличностных отношений. Это связано с тем, что, во-первых, в супружеских отношениях наиболее ярко представлены все признаки, присущие межличностным отношениям (взаимная направленностью субъектов отношений друг на друга, наличие реальных непосредственных контактов, существование в отношениях выраженной эмоциональной основы, интенсивное общение); во-вторых, в супружеских отношениях наиболее явно представлена и специфика гендерных отношений, заключающаяся в различных социокультурных предписаниях к содержанию и исполнению мужчинами и женщинами семейных ролей. Результаты отечественных исследований, посвященные анализу практик распределения обязанностей в семье между мужем и женой, показывают, что во многих семьях семейные обязанности распределяются по традиционному типу: муж выполняет «мужскую» работу, а жена — «женскую». По результатам исследований, рассмотренных в тексте, правомерен вывод о том, что в современных семьях распространены два типа практик распределения семейных обязанностей.
Один из вариантов, менее распространенный, представлен ситуацией равноправного (эгалитарного) варианта распределения семейных обязанностей, при этом все виды семейных забот не делятся строго на мужскую и женскую работу, мужья примерно в такой же степени, как и жены, включены в выполнение домашних. Принцип распределения обязанностей в семье либо равноправный, т.е. муж и жена делят поровну все обязанности по дому и воспитанию детей, либо ситуативный, т.е. больше времени дому и воспитанию детей посвящает тот из супругов, кто меньше занят на работе. Другой вариант, более распространенный, представлен ситуацией, при которой большую часть всей домашней работы выполняют жены. При этом дифференциация мужских и женских ролей в семье, разделение семейных дел на женскую и мужскую работу сохраняется как устойчивое явление современной семейной жизни. Гендерные отношения в системе межличностного взаимодействия 331 В соответствии с феминистскими идеями многочисленные семейные обязанности и домашний бесплатный труд подавляют личность женщины, мешают ее развитию и самореализации. Естественно, что такая несправедливость должна быть устранена. Поскольку роли полов не являются врожденными, а выступают следствием социализации, то они могут быть модифицированы и изменены в результате целенаправленной практической деятельности. Домашняя работа воспринимается женщинами именно как работа, роль домохозяйки была социально сконструирована в процессе индустриализации и ныне поддерживается идеологией женственности и хозяйственного предназначения женщин. Широко распространенный идеологический стереотип восприятия мужчины как добытчика средств к существованию служит оправданием его меньшего участия в домашнем труде. Значимость гендерного анализа асимметрии распределения хозяйственных обязанностей в семье заключается в том, что гендерный подход предполагает отказ от концепции «природных половых различий» и ♦половых ролей», делая акцент на институциональном контексте и контексте взаимодействия субъектов гендерных отношений. Анализ супружеских отношений с использованием параметра иерархичности позиций супругов как субъектов межличностных отношений позволяет выделить две позиции, которые могут занимать муж и жена: равноправные и неравноправные позиции. Позиция равноправия — это симметричная позиция, она характеризуется тем, что оба супруга имеют равные права и обязанности, никто не подчинен другому; возникающие проблемы решаются путем соглашения или компромисса, никто из супругов не доминирует, не подавляет и не подчиняет себе другого участника отношений. Информация о статусах и позициях супругов в системе их взаимоотношений может быть получена при анализе данные эмпирических исследований, в которых изучаются вопросы, посвященные проблеме супружеской власти или главенства в семье. Статус главы семьи предполагает, прежде всего, приоритет в и распределении ресурсов, и принятии решений, касающихся жизнедеятельности семьи. Доминирующую позицию занимает тот член семьи, кто распоряжается ресурсами семьи и чаще принимает решения, значимые для функционирования семьи и всех ее членов. Данные проанализированных исследований свидетельствуют о том, что в большинстве городских семей основные вопросы, связанные с организацией повседневной жизни семьи, как правило, решаются женами, а проблемы нерутинные, возникающие периодически в определенных условиях, как правило, решаются супругами совместно. 332 Психология гендерных отношений: теория и практика В системе межличностного взаимодействия супругов гендерные от. ношения находят отражение в следующих двух основных моделях-партнерской и доминантно-зависимой. При доминантно-зависимом типе гендерных отношений возможны два варианта: в одном случае домини-рующую роль в семейных отношениях играет муж, в другом — жена По результатам отечественных социологических исследований жен-шины в супружеских отношениях существенно чаще, чем мужчины занимают доминирующую позицию. Доминирующая позиция жен в системе гендерных отношений прежде всего связана с тем, что женщины выполняют большую часть домашних обязанностей. Инвестиции женщин в семью неуклонно порождают их независимость, обретение ими смысла жизни, а также власти и расположения к себе со стороны близких Такая практика распределения ролей в семье способствует развитию у женщин новых навыков, умений и качеств личности, которые, в свою очередь, влияют на закрепление их более высокого статуса в семье. При партнерском типе гендерных отношений в семье супруги не делят домашние обязанности на мужские и женские, роли за мужем и женой жестко не закреплены, как правило, используется гибкий вариант распределения семейных обязанностей и видов деятельности, т. е. домашние дела распределяются между супругами в зависимости от склонностей и нагрузки на работе. Муж и жена тратят на выполнение домашних обязанностей примерно одинаковое время. Решения в семье принимаются согласованно, никто из супругов не занимает доминирующую позицию, не подавляет другого, не навязывает своей точки зрения. Возникающие конфликты в семейных отношениях разрешаются конструктивно, с использованием таких тактик, как сотрудничество и компромисс. Рассматривая общую логику формирования гендерных установок, следует исходить из следующей особенности социальных установок как характеристики личности: аттитюды активно задействованы как в процессе социального познания, так и в процессе социального поведения. В рамках теории научения основными механизмами образования гендерных установок являются подкрепление, наблюдение, подражание. В теориях когнитивного соответствия — поддержание соответствия между некоторыми когнитивными элементами когнитивной структуры личности. В структурном подходе в роли механизма.формирования гендерных установок выступает личностно значимое взаимодействие с людьми из ближайшего окружения. Выделяются два типа гендерных установок: традиционные и эгалитарные. В системе традиционных установок роли мужчин и женщин в межличностном взаимодействии строго дифференцированы, эгалитарны установки, напротив, не предполагают строгого разделения ролей. гендерные отношения в системе межличностного взаимодействия 333 межполовых отношениях они ориентируют людей на сходные модели поведения. Традиционные гендерные установки провоцируют доминантно-зависимые практики и модели межполового взаимодействия, эгалитарные гендерные установки ориентируют участников межполового взаимодействия на партнерские отношения. Глава 6
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.193.232 (0.027 с.) |