Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дискуссии о психологических проблемах межполовых отношений в первой половине XX столетия
В начале XX столетия психологическая наука в России проходила этап институционализации, который сопровождался логико-научными и научно-организационными преобразованиями. Логико-научные преобразования заключались в определении задач и предмета исследования, выделении направлений развития, обосновании адекватных методических приемов и принципов исследования психической реальности, а научно-организационнонные были направлены на создание специальных психологических центров и психологических научных изданий, формирование кадров ученых-психологов и др. [Психологическая наука... 1997]. Естественно, что в этот период отечественных публикаций по психологии пола было крайне мало, и внимание ученых привлекали работы зарубежных исследователей. Острые дискуссии вызвала переведенная на русский язык в начале века книга австрийского ученого Отто 34 Психология гендерных отношений: теория и практика Вейнингера «Пол и характер», посвященной (кроме прочего) описанию специфических психологических характеристик женщин, которые полярно противопоставлялись мужским психологическим характеристикам. В описании, предложенным О. Вейнингером, женщина в психологическом смысле выглядит неполноценным, примитивным существом. Женщина, по его мнению, в интеллектуальном смысле слабо развита, ей не присуще логическое мышление, поэтому она живет, руководствуясь бессознательными импульсами («Мужчина живет сознательно, женщина — бессознательно». «Женщина не чувствует никакого стремления к истине, отсюда ее несерьезность, ее безучастное отношение к мыслям» [Вейнингер О., 1997. С. 97, 1861]. Совсем не развит у женщины такой психический процесс, как память («Женщина располагает только одним классом воспоминаний: эти воспоминания связаны с половым влечением и размножением. Это все, о чем истинная женщина может вспомнить из всей своей жизни» [Там же. С. 118|). В морально-этической сфере своего развития женщина тоже существенно уступает мужчине («Истинно женское существо не знает ни логического, ни нравственного императива. Слова: закон, долг, долг по отношению к себе совершенно пустой звук для женщины», «...она лишена благочестия. И в самом деле, благочестие — добродетель чисто мужская». «... она — аморальна, низка» [Там же. С. 178, 120. 189]).
У женщины, по О. Вейнингеру, неполноценное самосознание и ущербная Я-концепция («Чувство тождественности в различных жизненных положениях совершенно отсутствует у настоящей женщины... Женщина никогда не в состоянии понять себя, размышляя о прошедшем, но она не ощущает никакой потребности себя понять» [Там же. С. 140]). Следовательно: «у женщины нет субъекта» [Там же. С. 188]. «Личность и индивидуальность, (умопостигаемое) "Я" и душа, воля и (умопостигаемый) характер — все это одноименные понятия, которые присущи мужской половине рода и чужды женской его половине» [Там же. С. 179]. Конечно, такой образ женщины был принят не всеми, поэтому основным предметом дискуссии явилась позиция О. Вейнингера трактовать «женское» как низменное и недостойное, а успехи женщин в социальной сфере — лишь как результат наличия у них большой доли «мужского». А. Белый пишет по этому поводу: «...взгляд на женщину как на существо, лишенное творчества, критики не выдерживает. Женщина творит мужчину не только актом физического рождения, женщина творит мужчину и актом рождения в нем духовности» [Белый А., 1991. С. 104]. Однако эта точка зрения не означала, что в российском обществе женщина воспринималась как равная мужчине. О статусе и роли женщины в обществе, о ее психологических характеристиках в сравнении с характеристиками мужчин в это время размышляли в основном не психологи, а общественные деятели, философы, представители естественнонаучных дисциплин. Так, И.И. Мечни- Теоретические предпосылки возникновения психологии... 35 ков писал: «Я утверждаю... что прогрессивное развитие женщины должно совершаться в ущерб ее способности размножения, выкармливания и воспитания детей, совершенно подобно тому, как усиленная деятельность рабочих пчел, муравьев и термитов могла явиться не иначе как вместе с появлением бесплодия или же плодовитости в экстренных исключительных случаях» [цит. по: Андреева Т.В. С. 93]. В данном высказывании отражены распространенные в России традиционные взгляды о реализации репродуктивных функций женщин как ее основной социальной роли в обществе. В соответствии с основными социальными ролями мужчин и женщин рассматривались и основные их психологические характеристики.
Проблемы пола обсуждались в работах таких отечественных философов, как В. Соловьев, С. Булгаков, Н. Бердяев, В. Розанов. Общим для всех работ является противопоставление психологических качеств мужчин и женщин. Так, например, по мнению С.Н. Булгакова, в психологическом плане мужчины и женщины существенно различаются, мужчина деятелен, логичен, полон инициативы; женщина инстинктивна, склонна к самоотдаче, мудра нелогической мудростью простоты [Булгаков С.Н., 1991]. В работах русских философов подчеркивается роль женщины в культурном наследии. Так, Н. Бердяев пишет о том, что сила женственности играла огромную, но не всегда видимую и часто таинственную роль в мировой истории. Без влюбленности в Вечную Женственность мужчина ничего не сотворил бы в истории мира, и не было бы мировой культуры [Бердяев Н., 1991]. При этом способность женщины к культурному творчеству отрицается, а лишь признается ее роль как вдохновительницы мужчин для созидательной и творческой деятельности. Значимость женщины в культуре определяется только степенью ее влияния на мужчину. О.А. Воронина [2000] подчеркивает глубинно патриархатные основы русской философии пола. По ее мнению, в русской философии существовал весьма своеобразный подход к восприятию и оценке дифференциации маскулинного и фемининного. Во-первых, в русской философии и теологии пола дифференциация мужского и женского начал рассматривается как метафизический или духовно-религиозный принцип; западная философия рассматривает такую дифференциацию, скорее, как онтологический или гносеологический принцип. Во-вторых, в русской философии расставляются иные культурно-символические акценты: то, что в европейской философской традиции ассоциируется с маскулинным началом (божественное, духовное, истинное), в России и русской культуре ассоциируется — через категорию любви — с фемининным, женским началом. Можно было бы сделать вывод, что в России фемининное начало оценивалось выше маскулинного, но ни у кого из философов фемининное начало не оценивается как самостоятельное или равное маскулинному, оно всегда выступает только как дополнительное. 36 Психология гендерных отношений: теория и практика Таким образом, очевидно, что и философские представления, противопоставляя понятия «мужское» и «женское», отражают принцип дифференциации и поляризации полов. Однако главное, на что следует обратить внимание, — эти представления характеризуют не только дихотомию «мужского» и «женского», но и иерархичность и суборди-нированность. Понятая таким образом половая дифференциация превращается в иерархическую стратификацию. В послереволюционный период проблемы психологии пола тоже не занимали ведущего места среди исследовательских интересов ученых. Наиболее актуальными для общественной и научной мысли в то время были такие близкие по тематике проблемы, как «женский вопрос» и «половой вопрос». Советская Россия была первым государством в мире, провозгласившим в Конституции 1918 года юридическое равноправие мужчин и женщин во всех сферах социальной жизни. В эти годы на страницах научных и популярных изданий освещались результаты дискуссий о статусе женщин в новом обществе, их роли в семье, о свободе сексуальных отношений. В этих дискуссиях отражалось идеологическое противостояние в политической сфере: либо в стране будут развиваться рыночные отношения, альтернативность и плюрализм в сфере культуры, науки и образования, либо в стране доминирующей станет политика жесткой регламентации всех аспектов жизнедеятельности людей. Одновременно это была борьба за человека: или признание его личностных и гражданских свобод, или полное подчинение его интересам классовой борьбы и на этой основе формирование психологии «нового человека» как «винтика» части единого механизма государственной машины. Постепенно верх берет антидемократическая тенденция.
Следует отметить, что мнения психологов в обсуждениях «женского и полового вопроса» не были главными, наибольшую активность проявляли представители партийного руководства. В позициях психологов нашли отражение идеи таких теоретических направлений, как педология и психоанализ. В качестве примера, можно обратиться к представлениям А.Б. Зал-кинда — сторонника социогенетического подхода в педологии и выразителя идей марксистского психоанализа. Он полагал, что, изменяя определенным образом среду, можно влиять на организм, управлять влечениями, физиологическими функциями, направлять высвобождающуюся энергию в русло, нужное революционной общественности. Такое понимание фрейдовского учения приводило ко все большей апелляции к социальному фактору в объяснении функционирования индивидуальных психических структур, к социологизации не только психики, но даже физиологии человека [Психологическая наука... 1997]. Большое внимание уделял А.В. Залкинд вопросам полового воспитания. Его статьи по теме «классового подхода к половому вопросу» получили широкую известность. Попытка разработать новую марксист- Теоретические предпосылки возникновения психологии... 37 скую модель полового поведения отражала признание детерминирующего влияния «нового содержания среды» на психофизиологию индивида. «Октябрьская революция — писал он, — проделала чрезвычайно сложную ломку в идеологии масс, достаточно сложные сдвиги вызвала она и в их психофизиологии. Меняющаяся социальная среда изменяет не только сознание, но и организмы» [3алкинд А., 1926. С. 8].
Среди значимых работ по проблемам полового воспитания этого периода нельзя не отметить труд П.П. Блонского «Очерки детской сексуальности», представляющего собой попытку дать правильное, марксистское решение этой важной проблемы. П.П. Блонский убедительно показал психологическую несостоятельность представлений фрейдизма о сексуально беспорочном ребенке. Он подчеркивал, что Фрейд, рассказывая сказки о сексуальности младенцев, отвлекает внимание от подлинных проблем полового развития, особенно в подростковом возрасте, и мистифицировал сексуальные эмоции и влечения. Анализируя переживания мальчиков и девочек разных возрастов, П.П. Блонский сумел обосновать главный тезис своего исследования: при нормальных условиях половое влечение пробуждается только в период полового созревания. «Очерки детской сексуальности» явились одной из первых работ, в которой вопросы полового развития ребенка получили адекватную научную интерпретацию. Однако, как отмечают А.В. Петровский и М.Г. Данильченко: «П.П. Блонскому не удалось в должной мере преодолеть в своем анализе разрыв между половым развитием ребенка и развитием личности в целом, не удалось снять мнимую исключительность всей проблематики детской сексуальности, которая в конечном счете является лишь одной из сторон, пусть важной, особой стороной, проблемы формирования личности ребенка» [Петровский А.В., Данильченко М.Г., 1979. С. 20]. В 20-е годы на волне дискуссий о воспитании человека нового типа, человека, реализующего новые модели поведения вообще и межполового поведения в частности, попытки решения «женского и полового вопроса» не привели к желаемому результату. В последующие годы для нашей страны характерна другая политика — политика установления тотального контроля над личностью, ее деиндивидуализация, отрицание и подавление сексуальности. В таких условиях, конечно, не могла развиваться не только психология пола, но и другие психологические и непсихологические личностно-ориентированные научные области знания. Сложившиеся в рассматриваемый период предпосылки дальнейшего развития психологических исследований пола требуют, конечно, отдельного, не столь краткого рассмотрения. Но и изложенное дает, по нашему мнению, представление об имевшемся поле проблем, предлагаемых подходах и решениях. 38 Психология гендерных отношений: теория и практика
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.77.195 (0.011 с.) |