Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предпосылки становления социологии пола (конец XIX — середина XX столетия)
Процесс становления какой-либо области научного знания может быть рассмотрен в контексте двух аспектов: интерналистского и экс-терналистского [Канке В.А., 2000]. Экстерналистский аспект науки - это анализ преимущественно ее взаимосвязи с внешним окружением, при этом основной движущей 14 Психология гендерных отношений: теория и практика силой развития познания являются именно социальные факторы; их влияние так велико, что они воздействуют даже на содержание научных теорий. Интерналистский аспект науки связан с анализом когнитивных факторов как основной движущей силой развития научного познания: какие бы социальные факторы не влияли на научное познание, реальной движущей силой его развития оказываются «внутринаучные», когнитивные факторы. В процессе анализа научных предпосылок становления социологии пола мы будем рассматривать наработки в рамках как одного, так и другого из указанных подходов. В качестве социальных факторов, влияющих на становление и развитие научных разработок, посвященных проблемам социологии пола и межполовых отношений, будут учитываться такие факторы, как: — социально-экономические условия развития страны в определенный исторический период; — тип политического устройства общества; — уровень развития демократии; — господствующие у политической элиты представления о роли и статусе мужчин и женщин в обществе. Данный перечень факторов, как правило, используется исследователем для социологического анализа межполовых и женских проблем (например, см.: О.А.Хасбулатова [2001]). Анализ когнитивной составляющей развития научного познания будет связан с выделением тех ключевых идей, которые определяли направление научного поиска в рассматриваемой сфере знания. Во временном отрезке (конец XIX — середина XX столетия) в соответствии с выделенными факторами и в зависимости от трансформаций, происходящих в России, можно выделить периоды, значимые для развития проблематики, связанной с социологическими аспектами пола. Это следующие периоды. 1) дореволюционный период; 2) послереволюционный период (дискусиии о социальных проблемах женщин и межполовых отношениях в первой половине XX столетия).
Рассмотрим работы в каждом из выделенных периодов. Дореволюционный период Российская социология в конце XIX — начале XX века проходила этап своего формирования и становления. Основная масса исследователей в этот период была озабочена утверждением социологии как самостоятельной науки, обсуждала сферу ее компетенции, теоретико-методологические принципы и позиции. Научные разработки отечественных социологов вне зависимости от их теоретических ориентаций были направлены преимущественно на решение общих вопросов социо- Теоретические предпосылки возникновения психологии... 15 логического знания. Естественно, что не могло быть и речи о развитии частных (в современном понимании) социологических дисциплин. Тем не менее проблема социального статуса мужчин и женщин, а особенно положение женщин в обществе, волновала и ученых, и широкую общественность. Первые попытки найти решение женского вопроса, поставленного в первые десятилетия XIX века, характерны для 60-х - 70-х годов XIX столетия. На страницах научных и популярных изданий активно обсуждались вопросы женской эмансипации, включающие в себя мнения о роли женщин в обществе и семье, их социального статуса в сравнении со статусом мужчин, причины женского неравноправия, пути изменения сложившейся ситуации. В дискуссии по поводу женского вопроса выступали ученые различных специальностей (историки, этнографы, демографы, правоведы, публицисты) и общественные деятели. Мнения были разнообразными, однако они, как правило, были инициированы осознанием ситуации социального неравенства, в которой находились женщины. В среде просвещенной интеллигенции широкое распространение получили взгляды профессора Московского университета В.М. Хвостова. Характеризуя положение женщин в обществе, он утверждал, чтопри одинаковых в общем обязанностях с мужчинами женщины значительно ограничены в правах, как политических, так и гражданских, в доступе к труду и вознаграждении за труд. По его мнению, государство меньше заботится о женщинах, чем о мужчинах. Для изменения положения он предлагал, прежде всего, провести законодательную реформу, но вместе с тем призывал самих женщин отстаивать свои права.
Разрабатывая вопросы половых ролей, «женского характера», места женщины в культуре, социальной обусловленности и исторической динамике половых различий и проанализировав распространенные полярные суждения о социологической роли половых различий, В.М. Хвостов [1905; 1911; 1914]пришел к выводу, что, с одной стороны, неверно было бы абсолютизировать роль анатомо-физиологических различий в развитии общества и культуры, придавать половой принадлежности способность роковым образом предопределять место и положение человека в общественной системе; с другой стороны, стольже неверно полностью отрицать глубинный характер половых различий, объяснять реальное неравенство мужчин и женщин лишь историческими условиями, предполагая, что с изменением последних проблема полового неравенства исчезнет. Истина, по мнению В.М. Хвостова, расположена посередине: основной причиной разной роли полов в истории выступают духовные и психические различия женщин и мужчин, вырастающие в общественных условиях на основе природных анатомо-физиологических отличий. В связи с этим В.М. Хвостов настаивал на принципиальной нетождественности (и в определенном смысле — взаимодополнитель-ности) характеров и социальных ролей женщин и мужчин. Многие 16 Психология гендерных отношений: теория и практика подходы и мысли, высказанные В.М. Хвостовым, опережали время (к примеру, трактовку Т. Парсонсом и Р. Бейлзом инструментальной функции мужчин и экспрессивной — женщин), а некоторые актуальны и сейчас [Клецин А.А., 2000]. Российские юристы, анализируя место женского вопроса в системе юридических знаний, хотя и подчеркивали правовую защищенность русских женщин по сравнению с правовым статусом женщин Западной Европы (их право на обладание собственной частью в общесемейном имуществе, получение ее в случае развода), но отмечали как неразрешимый парадокс редкость пользования большинством женщин своими имущественными полномочиями — как по обычаю, так и в согласии с письменным законодательством [Неволин К.А., 1851; Владимирский-Буданов М.Ф., 1915]. Правоведы В.И. Сергеевич, В.А. Рязановский доказывали исконную и вечную несамостоятельность россиянок в праве [Пушкарева Н.Л., 2002]. Этнографы А.А.Савельев [1881]. Н. Лазовский [1883] полагали, что положение «трудовой» женщины в семье и обществе мало изменилось со времен Ивана Грозного (при этом А.А. Савельев признавал, что женщина не всегда была «существом безличным и пассивным» и «при сильном характере могла даже приобрести главенство в семье», однако в целом склонялся к негативной оценке положения крестьянки в русской семье) [Савельев А.А., 1881]. П.С. Ефименко в своих работах указывал на неограниченную власть мужа и вообще мужчины в русской крестьянской семье [Ефименко П.С, 1883]. А.Я. Ефименко определяла положение женщины как исключительно тяжелое и бесправное. Она писала: «Патриархальные основы жизни очень живучи... но ни в чем их живучесть не сказывается так резко, как в сфере тех отношений, которыми определяется положение женщины в семье. Какую бы форму семьи в народе ни взяли мы, везде патриархальные начала выступают могучею силой, подавляющей личность женщины и лишающей ее самостоятельности» [Ефименко А., 1884. С. 69,123]. Н. Лазовский, во многом соглашаясь с А.Я. Ефименко, утверждал, что «...русская народная семья представляет нам в своем внутреннем устройстве борьбу патриархатного строя с новыми стремлениями, поглощение семьей человека и требование признать его индивидуальность...» [Лазовский Н., 1883. С. 358-360].
Итак, можно отметить, что в конце XIX и в начале XX века в различных научных областях изучались отдельные вопросы, которые в той или иной мере имели отношение к социальным проблемам пола и межполовых отношений. По мнению Т.А. Гурко, научная рефлексия женского вопроса была достаточно плодотворной и совместно с феминистскими движениями создавала «предпосылки для оформления различных, в том числе и феминистских, концепций для социологического Теоретические предпосылки возникновения психологии... 17 изучения полов» [Гурко Т.А., 1998. С. 177]. Однако, по нашему мнению, указанные «предпосылки» не оказали еколь-либо значимого влияния на развитие и разработку проблематики социологии пола в советский период (что было связано, прежде всего, со спецификой развития обществоведческих дисциплин после Октябрьской (1917 года) революции) и представляют сегодня, пожалуй, лишь историко-научную ценность. В начале XX века стали появляться первые социологические работы, посвященные социальным аспектам пола и непосредственно женскому вопросу, но они в основном носили научно-публицистический характер. Наиболее популярными вопросами, обсуждаемыми на страницах печати, были вопросы о роли российских женщин в семье и обществе, о достижениях и проблемах, связанных с получением высшего образования, о способности женщин к творческому труду. Послереволюционный период Дискуссии о социальных проблемах женщин и межполовых отношениях в первой половине XX столетия Поскольку в первые десятилетия XX столетия социологическая наука вообще и социология пола в частности была представлена лишь отдельными фрагментарными научными изысканиями, рассмотрение социопо-ловых проблем данного временного периода будет осуществляться как анализ дискуссий в обществе по поводу выделенных областей знания: это круг вопросов, касающихся нового социального статуса женщин в обществе и влияния его на сферу семейных отношений.
Послереволюционный период (начиная с 1917 года) характеризовался интенсивными общественными и политическими преобразованиями. Эти трансформации способствовали разработке новых подходов к решению «женского вопроса» и проблем отношений мужчин и женщин в семье, в приватной сфере. Советская Россия была первым государством в мире, провозгласившем в Конституции 1918 года юридическое равноправие мужчин и женщин во всех сферах социальной жизни, именно на эту цель в течение длительного времени и было ориентировано женское освободительное движение России. Новое советское правительство публично объявило о создании для женщин равных условий труда и равных возможностей по выбору профессии, а также о государственных мерах по созданию детских учреждений и их материальному обеспечению. Рассмотрим те новые возможности, которые появились у советской женщины в сфере общественной жизни. Новый строй требовал и новых отношений. Женщина превращалась в «советского гражданина» и должна была вписаться в иерархическую систему новой власти. Новый социальный статус женщин в первые годы советской власти был обусловлен началом вовлечения женщин в производственную дея- 18 Психология гендерных отношений: теория и практика тельность наравне с мужчинами, а также привлечением их к решению управленческих вопросов через работу в женотделах. Женский отдел Центрального Комитета ВКП(б) (Женотдел) был создан в сентябре 1919 года. Предполагалось, что он будет руководить мероприятиями, направленными на то, чтобы поднять уровень политического сознания женщин и привить им навыки деятельности в публичной сфере. Женщины-делегатки должны были принимать активное участие в работе отделов социального обеспечения, труда, народного образования, здравоохранения. Женотделы проводили митинги, выставки, воспитательно-информационные занятия, организовывали различные кампании. Женщины-делегатки, избиравшиеся не только среди работниц, но и среди домохозяек — жен трудящихся, должны были участвовать в наблюдении за работой столовых и клубов, строительством и работой яслей и детских садов, они разбирали трудовые и домашние конфликты, участвовали в кампании по борьбе с неграмотностью, инспектировали школы и приюты и т. д. Впоследствии работа делегаток была распространена и на деревню, где они занимались не только организацией яслей и красных уголков, но и должны были способствовать хозяйственному просвещению крестьян. Именно работа делегатками в женотделах предоставила нескольким тысячам женщин возможность попробовать свои силы в общественной деятельности и осуществлении властных функций [Введение в гендерные исследования, 2000]. В процессе этой деятельности менялись представления женщин о себе и своих возможностях, повышалась самооценка и развивалось самосознание, но эти изменения находили отражение в семейных отношениях. Доказательством этого служат слова Льва Троцкого, писавшего в газете «Правда» (13 июля 1923 года), что с женотделами связаны многие семейные кризисы: «После работы в женотделе новый мир открывается перед глазами женщин, семья остается без внимания, что раздражает мужа и приводит в итоге к распаду семьи» [цит. по: Введение в гендерные исследования. 2000. С. 97].
Однако не следует переоценивать роль женотделов в решении проблем социального статуса женщин и формировании нового равноправного типа гендерных отношений в обществе. Та деятельность, которой занимались женщины-делегатки (приготовление пищи, присмотр за деть-ми, распределение продуктов и одежды), концентрировалась в привычной для женщин сфере бытового обслуживания и хозяйства и была не сравнима с решением вопросов идеологии, финансов, обороны, которые, как и прежде, были прерогативой мужчин. Кроме того, участие женщин в работе женотделов и делегатских собраний не предполагало отказа от прежних женских домашних дел, а, скорее, представляло собой увеличение женских обязанностей. По мере укрепления тоталитарных государственных структур к началу 1930-х годов. Коммунистическая партия все меньше нуждалась в Теоретические предпосылки возникновения психологии... 19 самостоятельных женских организациях. Деятельность женотделов воспринималась комитетами Коммунистической партии, в которых основную роль играли мужчины, с подозрением. В 1930 году принимается решение об упразднении женотдела в ВКП(б), что привело к завершению попыток поддержки коммунистическими лидерами организаций, сформированных по принципу пола. В первые послереволюционные годы социологические исследования, направленные на изучение производственной и общественной активности женщин, не проводились. Основные достижения этих прогрессивных процессов находили отражение в публицистической литературе, так, например, содержание и проблемы работы женщин в женотделах освещалась в журналах «Делегатка» и «Коммунистка», которые издавались в 20-е годы. Какие новые возможности появились у советской женщины в сфере семейных отношении? Какие изменения происходили в сфере семейных ролей и статусов? В послереволюционные годы на страницах прессы бушевали активные споры о роли женщин в семье и новом обществе, о свободе половых отношений. Лидер коммунистического женского движения A.M. Коллон-тай, обсуждая вопросы о положении женщин в обществе, рассматривала их в контексте перспектив развития семьи. По ее мнению, семья при коммунизме сохранится, но отомрут ее основные функции — бытовая и воспитательная, потому что эти функции будут переданы обществу. В новой семье мужчины и женщины, связанные взаимной любовью и товариществом, будут строить отношения как равноправные члены коммунистического общества. При равноправии полов и таком же вовлечении женщин в профессиональную деятельность, как и мужчин, частное домашнее хозяйство должно уступить место общественному, и все это освободит женщину от домашнего рабства [Коллонтай A.M., 1918, 1921]. Сходные ожидания выражал и А.В. Луначарский, полагавший, что при коммунистическом строе обществу будут безразличны формы отношений между полами, а дети будут обеспечены самим обществом. В течение же всего переходного периода должна, по его мнению, существовать лишенная своих буржуазных черт (командование мужчины и погребение женщин под бременем домашнего хозяйства) парная семья — длительный союз во имя совместного строительства жизни, рождения и воспитания детей [Луначарский А.В., 1927]. В 1918 году был принят новый закон о браке и семье. Этот закон предоставлял равные права обоим супругам. Впервые женщина, вступающая в брак, могла сохранять свою фамилию, иметь отдельное от мужа место жительства, распоряжаться своими доходами, а в случае развода в равной степени претендовать на семейную собственность. Новый брачный статус не отменял церковных церемоний, но лишал их права легализации брачного состояния. Отныне законной считалась 20 Психология гендерных отношений: теория и практика лишь гражданская регистрация, причем как церемония бракосочетания, так и процедура развода значительно упрощались. Юридическое закрепление прав женщин не могло автоматически привести к фактическому их равноправию. Такой прогрессивный закон в отсталой, разрушенной революцией и Гражданской войной России был явно преждевременен. Государство не могло гарантировать обещанного на бумаге равноправия. Как и раньше, женщина была менее образованна, зарабатывала (в случае ее занятости) меньше мужчины и значительно более, чем он, была загружена домашним хозяйством. Экономическая зависимость от мужчины и традиционный взгляд на роль матери и жены делали женщину жертвой новых законов. Как подчеркивает Т.Осипович [1994], приобретая «бумажную» свободу в браке, женщина оказывалась в реальных трудностях в результате легко получаемого развода. Как правило, она оставалась с ребенком на руках, без профессии и без экономической поддержки мужа. Государство могло лишь мечтать о будущих детских садах и общественных кухнях, но на деле взять под свою защиту всех одиноких матерей не имело возможности. Некоторые воззрения общественных деятелей этого периода нашли отражение в работах представителей марксистского и социалистического феминизма во второй половине XX века. В условиях же послереволюционной экономической разрухи, культурной отсталости населения, бытовой неустроенности характерными были признаки психологической дезориентации, проявлялась тенденция к примитивизации моральных норм, связанных с отношениями между полами. Как подчеркивает СИ. Голод [1996], в обыденном сознании послереволюционных лет появилась тенденция к упрощению, схематизации этических норм, выдвижению экстремистских взглядов на брак, семью и любовь. Эти тенденции находили отражение в выступлениях общественных деятелей, откликах на публикации в популярной печати, в реальном поведении людей в быту. Вместе с тем, проанализировав результаты массовых опросов (опросы, раскрывающие отношения между полами, И. Гельмана, 1922; С.Я. Голосовкера, 1922; М.А. Бараша; 1925; ЗА. Гуревича, 1926 и др.), СИ. Голод [1989] приходит к заключению о появлении в 20-х годах XX века тенденции преодоления традиционных принципов половой морали — одной для мужчин и другой для женщин. Сравнение эмпирических данных начала и середины 20-х годах XX века показывает рост более ранней вовлеченности женщин в сексуальную жизнь, снижение среднего возраста вступления в нее, расширение круга партнеров за счет «сожителей» [Голод СИ., 1989]. Итак, вовлечение женщин в профессиональную деятельность на производстве, предоставление им равных прав с мужчинами в определенной мере укрепило положение женщин в обществе и способствовало Теоретические предпосылки возникновения психологии... 21 появлению тенденции более равноправных практик поведения в сфере межполовых сексуальных отношений. В дискуссиях по проблеме социального статуса женщин и их взаимоотношений с мужчинами отражались общие тенденции научных споров того времени, это споры между позитивистами и диалектиками, идеалистами, и материалистами. Доминирующим направлением развития социологии в стране стало ее развитие под знаменем «борьбы за исторический материализм»; эта ситуация определила и основные методологические ориентиры в изучении положения женщин в обществе — основным стал идеологический вариант исследований, т. е. межполовые отношения обсуждались только в рамках методологии марксизма. На десятилетия проблематика научных исследований была задана идеологическими интересами и социально-экономическими потребностями государства. Ученые активно работали над созданием нужного тоталитарному обществу образа женщины, в котором были представлены ее главные социальные роли: «труженица», «общественница», «мать». В 30-е годы все социальные науки окончательно стали ориентироваться только на «политически верную линию», а их реальный эмпирический предмет утратил свое когнитивное и познавательно-критическое значение. Вплоть до начала 60-х годов никаких исследований, посвященных межполовым отношениям и положению женщин в обществе и семье, не проводилось. Социальная политика, в том числе в отношении женщин, диктовалась исключительно государственными интересами: индустриализация, работа в тылу, послевоенное восстановление хозяйства, воспроизводство населения для компенсации людских потерь и т. д. Тоталитарное государство фактически нуждалось не в свободных женщинах, а в бесполых «товарищах» — послушных винтиках, подавляемых (вне зависимости от пола) правящими структурами. Термин «равноправие» употребляется редко, поскольку декларировалось, что «женский вопрос» юридически решен (хотя на деле говорить о правах человека в тоталитарном государстве было вообще нелепо) [Гурко Т.А., 1998].
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.94.171 (0.02 с.) |