Становление и развитие социологии пола во второй половине XX столетия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление и развитие социологии пола во второй половине XX столетия



Социология пола в 60-е — 80-е годы

Период 60-80-х годов XX столетия в тематике социологических исследований характеризуется разнообразием тем, связанных с законо­мерностями дифференциации мужских и женских ролей и разделении труда между полами, но в качестве отличительной особенности этого периода можно отметить наличие всплеска работ, посвященных изуче­нию профессиональных и семейных ролей и статусов женщин. Это


22                          Психология гендерных отношений: теория и практика

обстоятельство было стимулировано значительным ростом числа жен-щин (по сравнению с довоенным периодом), работающих вне дома. Женщины стали той рабочей силой, которая активно восстанавливала разрушенное в годы войны хозяйство, компенсируя огромные потери мужского населения за годы войны и репрессий. Сложившаяся ситуация отражала и закрепляла центральное положение марксистско-ленинской идеологии эмансипации женщин — массовое вовлечение женщин в оплачиваемый труд вне дома.

Научная проблематика, присущая социологии пола, начала разви­ваться преимущественно в рамках социологии труда и социологии семьи. При исследовании разнообразных научных проблем в этих об­ластях знания переменная «пол» стала такой же важной и повсеместно используемой, как возраст, классовая принадлежность (рабочие, крес­тьяне, интеллигенция), регион проживания (город, село). В работах социологов вновь появилась тема женского вопроса. Теперь она форму­лировалась как проблема совмещения семейных и профессиональных ролей женщин.

Рассмотрим результаты исследований, посвященных решению про­блемы совмещения семейных и профессиональных ролей женщин, про­водимых в контексте изучения соотношения социальных и профессио­нальных ролей и статусов мужчин и женщин.

В число изучаемых вопросов, проведенных в рамках социологии труда, касающихся дифференциации мужских и женских профессио­нальных ролей и статусов, входили такие вопросы, как динамика отно­шения к труду молодых рабочих и работниц [Человек и его работа, 1967], социальное неравенство женщин в сфере труда и здоровья (дли­тельное исследование в Таганроге, под руководством Н.М. Римашевской) [Груздева Е.Б., Чертихина Э.С., 1983], женская занятость в городах Молдавии [Шишкан Н.М., 1969], проблемы женщин, занятых ручным трудом, профессиональные заболевания, социальная активность женщин [Юк З.М.. 1975] и др.

Проведенный анализ социально-экономических аспектов занятости женщин в сравнении с положением мужчин в сфере профессиональной деятельности позволил прийти к следующим выводам:

— для женщин характерен более низкий социально-профессио­нальный статус;

— существует значительное расхождение между уровнем образова­ния женщин и их квалификацией;

— выражена диспропорция в занятости женщин-работниц ручными видами труда по сравнению с мужчинами;

— для женщин характерно отставание от мужчин в уровне квали­фикации;

— женщины практически отстранены от сферы управления на про­изводстве.


Теоретические предпосылки возникновения психологии...                            23

Так, например, в исследовании, проведенном под руководством В.А. Ядова [Социально-психологический портрет, 1977], при изучении профессиональной мобильности и анализа половой принадлежности ру­ководителей было установлено, что мужчины часто добивались высокой должности по выслуге лет или «за брюки», женщины же - исключи­тельно упорным трудом, т. е. фактически речь шла о дискриминации женщин.

Как же объяснялись выявленные различия между мужчинами и женщинами в социальной и профессиональной сферах? В качестве основного объяснения комплекса этих эмпирических фактов использо­валась имевшая широкое распространение ситуация неравенства жен­щин в семейно-бытовой сфере. Загруженность женщины материнскими и хозяйственными обязанностями (двойная занятость) не позволяла им выдерживать конкуренцию с мужчинами в профессиональной деятель­ности. Идеологические причины социополового неравенства не упоми­нались, т. к. нельзя было разрушать миф об эмансипации советской женщины и ее подлинном равноправии с мужчинами. Мало использо­валось и интерпретаций социокультурного характера, например, не ана­лизировались причины консервативности сознания недавних сельских жителей, ставших рабочим классом, и вообще «советский человек рас­сматривался как продукт текущих (т.е. идеологически заданных) обсто­ятельств» [Гурко Т., 1998. С. 183].

Рассматривая ситуацию с выявленными различиями между мужчи­нами и женщинами в социальной и профессиональной сферах с позиций гендерного подхода, можно прийти к выводу, что сохранению сложив­шейся ситуации активно способствовала специфическая советская по­литика в отношении женской профессиональной занятости. Благодаря этой политике сформировалось такое явление, как профессиональная сегрегация по признаку пола. Профессиональная сегрегация проявля­ется в том, что женщины, как правило, были сосредоточены в низко­оплачиваемых отраслях производства, с уровнем оплаты труда на 25-30% ниже среднего. Работа в этих отраслях по характеру деятельности похожа на привычный для женщин домашний труд (в начале 1980-х годов женщины составляли 93% работников швейной промышленности, 85% работников текстильной промышленности, 77%работников пище­вой промышленности) [Введение в гендерные исследования, 2000]. Даже работая в феминизированных отраслях, женщины занимали в основном подчиненное положение, в то время как руководство осуществляли мужчины. Для женщин даже с соответствующим образованием и ква­лификацией были недоступны многие должности, связанные с облада­нием властью и ответственностью.

Теперь обратимся к рассмотрению исследований, посвященных изу­чению женского вопроса и социополовых проблем, проводимых специ­алистами, работающими в рамках социологии семьи. Проведенные


24                                    Психология гендерных отношений: теория и практика

исследования были направлены на исследование таких тем. как специ-фика семейных ролей мужчин и женщин, установки в отношении суп­ружеских и родительских ролей, соотношение семейного и несемейного поведения мужчин и женщин и др. Однако большинство работ этого периода было посвящено проблеме сочетания профессиональных и се­мейных ролей женщин (например: Арутюнян М.Ю. 1984; Гордон Л.А., Клопов Э.В., 1972; Изменение положения женщины и семья, 1977; Ясная Л.В., 1988).

Выделим основные результаты наиболее известных исследований. На базе международного исследования, проведенного в начале 80-х годов в Институте социологических исследований АН СССР, анализировались: мнения жен и мужей в отношении работы жен вне дома, особенности мужского и женского поведения в семье и установок в отношении супружеских и родительских ролей, некоторые аспекты социализации мальчиков и девочек и др. [Семья и социальная и социальная структура социалистического общества, 1980; Семья и социальная структура, 1987].

Одним из важных результатов ряда проведенных исследований яв­ляется выявление такой проблемы семейных советских женщин, как «двойная занятость» или «двойной рабочий день». Женам было дано право на равное с мужьями участие в общественном труде наряду с исключительным «правом» на труд домашний. Чтобы более четко пред­ставить реальную ситуацию распределения внутрисемейных ролей меж­ду мужчинами и женщинами в рассматриваемый период, обратимся к анализу результатов социологического исследования, проведенного М.Ю. Арутюнян [1987]. Это исследование было посвящено изучению внутрисемейных гендерных отношений и, в частности, проблемы «двой­ной нагрузки» женщины. Все изученные семьи были разделены на три типа: традиционные семьи, эгалитарные и семьи промежуточного типа. Данная типология была построена на основе одного критерия — харак­тера ролевого распределения в бытовой сфере. Традиционные семьи — это семьи, где все домашние обязанности строго делятся на «мужские» и «женские» и большую часть этих обязанностей выполняет жена. Эгалитарные семьи характеризуются совместным разделением семейных ролей без разделения их на «мужские» и «женские», таким семьям присуща взаимозаменяемость супругов в домашних делах. В семьях промежуточного типа не был выражен типичный вариант распределения внутрисемейных ролей. Процентное соотношение типов семей оказалось следующим: традиционные семьи составили 31%, эгалитарные — 29%, промежуточные — 40%.

Итак, нам уже известно, что в этот период практически все замужние женщины (более 90%) работали вне дома, т. е. разделяли с мужьями их традиционно мужские функции, но лишь 29% мужчин разделяли с женами их женские домашние обязанности. Аналогичные данные были получены в исследовании, проведенном в Москве З.А. Янковой [1983],


Теоретические предпосылки возникновения психологии...                        25

в 33% случаев оба супруга в равной мере участвовали в работе по домашнему хозяйству. Более типичной являлась ситуация, когда домаш­нюю работу выполняет жена с «помощью» мужа (45%). М.Ю. Арутюнян делает вывод, что «традиционная концепция семейной жизни» транс­формируется не только в эгалитарную, но и в «эксплуататорскую», когда женам дается право на равное с мужчинами участие в общественном труде наряду с исключительным правом на домашнюю работу» [Арутю­нян М.Ю. 1987. С. 58].

Т.А. Гурко показывает перегруженность женщин не только домашней работой, но и ответственностью — значителен удельный вес семей, где лидером являлись жены, и невелик тех, где ими были мужья. Статус главы семьи предполагает, прежде всего, приоритет в принятии решений, касающихся жизнедеятельности семьи. Как свидетельствуют результаты исследований Т.А. Гурко, проведенных в 1980 и 1989 годах, практически во всех сферах семейной жизни жена чаще, чем муж, принимает решения. Жена, а не муж, в основном распоряжается деньгами, орга­низует свободное время семьи, решает хозяйственные вопросы, опреде­ляет, как надо воспитывать ребенка, имеет решающее слово при об­суждении большинства других вопросов. На протяжении 30 лет (иссле­дования 60-х-80-х годов) доминирование женщины возросло. По данным исследований, проведенных в 80-е годы, жена начинает доминировать во всех сферах в значительной части семей [Гурко Т.А., Босс П., 1995. С. 51].

М.С. Мацковский отмечает, что девочки гораздо чаще вовлекаются родителями в домашнюю работу, нежели мальчики, что неизбежно в будущем отражается на распределении супружеских ролей [Социальная сфера. 1988].

В Ленинграде А.Г. Харчевым и С.И. Голодом в рамках совместного советско-польского исследования изучались мотивы профессиональной Деятельности работниц низкой и средней квалификации, удовлетворен­ность работой и выполнение ими семейных ролей. Исследование пока­зало: стремление замужних и имеющих детей женщин работать на производстве в большинстве случаев связано с материально заинтере­сованностью, с желанием улучшить экономическое положение семьи. Совмещение женщиной профессиональных и семейных ролей отража­ется на ее духовных возможностях двояким образом. С одной стороны, производственная работа расширяет круг ее контактов (появляются внеродственная и внесупружеская коммуникация), способствующих обо­гащению личности, следовательно, стимулирует ее духовную жизнь, повышает интерес к искусству и социальной информации вообще, а с другой — большой круг обязанностей по ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей в сочетании с профессиональной работой сущест­венно ограничивает эту активность в области социального общения и обогащения собственной личности. Поэтому создается положение, чре-


26                          Психология гендерных отношений: теория и практика

ватое опасностью запаздывания культурного развития женщины по срав­нению с культурным развитием мужчины, что, несомненно, отражается на ее статусе как в обществе, так и в семье [Харчев А.Г., Голод СИ., 1971].

Таким образом, проблематика социологии пола и во второй половине XX столетия вновь была сориентирована на изучении содержательных составляющих «женского вопроса». Теперь социологами суть женского вопроса была сформулирована в контексте проблемы совмещения се­мейных и профессиональных ролей женщин. Социологические исследо­вания, посвященные изучению совмещения женщинами семейных и профессиональных ролей, предоставили убедительные данные, свиде­тельствующие о том, что жены несут двойную нагрузку в условиях неразвитой сферы бытового обслуживания и самоустранения большин­ства мужей от обязанностей по ведению домашнего хозяйства и воспи­танию детей. Тем не менее решение нового варианта женского вопроса возлагалось на саму женщину: настоящая советская женщина должна уметь справляться со всеми трудностями повседневной жизни. Проблемы развития личности женщины, изменение ее образа жизни рассматрива­лись в рамках распространенных в те годы вариантов философского анализа: исторического материализма и научного коммунизма (подроб­нее см.: Гурко Т.А. [1998]).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.78 (0.012 с.)