Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Становление и развитие социологии пола во второй половине XX столетия
Социология пола в 60-е — 80-е годы Период 60-80-х годов XX столетия в тематике социологических исследований характеризуется разнообразием тем, связанных с закономерностями дифференциации мужских и женских ролей и разделении труда между полами, но в качестве отличительной особенности этого периода можно отметить наличие всплеска работ, посвященных изучению профессиональных и семейных ролей и статусов женщин. Это 22 Психология гендерных отношений: теория и практика обстоятельство было стимулировано значительным ростом числа жен-щин (по сравнению с довоенным периодом), работающих вне дома. Женщины стали той рабочей силой, которая активно восстанавливала разрушенное в годы войны хозяйство, компенсируя огромные потери мужского населения за годы войны и репрессий. Сложившаяся ситуация отражала и закрепляла центральное положение марксистско-ленинской идеологии эмансипации женщин — массовое вовлечение женщин в оплачиваемый труд вне дома. Научная проблематика, присущая социологии пола, начала развиваться преимущественно в рамках социологии труда и социологии семьи. При исследовании разнообразных научных проблем в этих областях знания переменная «пол» стала такой же важной и повсеместно используемой, как возраст, классовая принадлежность (рабочие, крестьяне, интеллигенция), регион проживания (город, село). В работах социологов вновь появилась тема женского вопроса. Теперь она формулировалась как проблема совмещения семейных и профессиональных ролей женщин. Рассмотрим результаты исследований, посвященных решению проблемы совмещения семейных и профессиональных ролей женщин, проводимых в контексте изучения соотношения социальных и профессиональных ролей и статусов мужчин и женщин. В число изучаемых вопросов, проведенных в рамках социологии труда, касающихся дифференциации мужских и женских профессиональных ролей и статусов, входили такие вопросы, как динамика отношения к труду молодых рабочих и работниц [Человек и его работа, 1967], социальное неравенство женщин в сфере труда и здоровья (длительное исследование в Таганроге, под руководством Н.М. Римашевской) [Груздева Е.Б., Чертихина Э.С., 1983], женская занятость в городах Молдавии [Шишкан Н.М., 1969], проблемы женщин, занятых ручным трудом, профессиональные заболевания, социальная активность женщин [Юк З.М.. 1975] и др.
Проведенный анализ социально-экономических аспектов занятости женщин в сравнении с положением мужчин в сфере профессиональной деятельности позволил прийти к следующим выводам: — для женщин характерен более низкий социально-профессиональный статус; — существует значительное расхождение между уровнем образования женщин и их квалификацией; — выражена диспропорция в занятости женщин-работниц ручными видами труда по сравнению с мужчинами; — для женщин характерно отставание от мужчин в уровне квалификации; — женщины практически отстранены от сферы управления на производстве. Теоретические предпосылки возникновения психологии... 23 Так, например, в исследовании, проведенном под руководством В.А. Ядова [Социально-психологический портрет, 1977], при изучении профессиональной мобильности и анализа половой принадлежности руководителей было установлено, что мужчины часто добивались высокой должности по выслуге лет или «за брюки», женщины же - исключительно упорным трудом, т. е. фактически речь шла о дискриминации женщин. Как же объяснялись выявленные различия между мужчинами и женщинами в социальной и профессиональной сферах? В качестве основного объяснения комплекса этих эмпирических фактов использовалась имевшая широкое распространение ситуация неравенства женщин в семейно-бытовой сфере. Загруженность женщины материнскими и хозяйственными обязанностями (двойная занятость) не позволяла им выдерживать конкуренцию с мужчинами в профессиональной деятельности. Идеологические причины социополового неравенства не упоминались, т. к. нельзя было разрушать миф об эмансипации советской женщины и ее подлинном равноправии с мужчинами. Мало использовалось и интерпретаций социокультурного характера, например, не анализировались причины консервативности сознания недавних сельских жителей, ставших рабочим классом, и вообще «советский человек рассматривался как продукт текущих (т.е. идеологически заданных) обстоятельств» [Гурко Т., 1998. С. 183].
Рассматривая ситуацию с выявленными различиями между мужчинами и женщинами в социальной и профессиональной сферах с позиций гендерного подхода, можно прийти к выводу, что сохранению сложившейся ситуации активно способствовала специфическая советская политика в отношении женской профессиональной занятости. Благодаря этой политике сформировалось такое явление, как профессиональная сегрегация по признаку пола. Профессиональная сегрегация проявляется в том, что женщины, как правило, были сосредоточены в низкооплачиваемых отраслях производства, с уровнем оплаты труда на 25-30% ниже среднего. Работа в этих отраслях по характеру деятельности похожа на привычный для женщин домашний труд (в начале 1980-х годов женщины составляли 93% работников швейной промышленности, 85% работников текстильной промышленности, 77%работников пищевой промышленности) [Введение в гендерные исследования, 2000]. Даже работая в феминизированных отраслях, женщины занимали в основном подчиненное положение, в то время как руководство осуществляли мужчины. Для женщин даже с соответствующим образованием и квалификацией были недоступны многие должности, связанные с обладанием властью и ответственностью. Теперь обратимся к рассмотрению исследований, посвященных изучению женского вопроса и социополовых проблем, проводимых специалистами, работающими в рамках социологии семьи. Проведенные 24 Психология гендерных отношений: теория и практика исследования были направлены на исследование таких тем. как специ-фика семейных ролей мужчин и женщин, установки в отношении супружеских и родительских ролей, соотношение семейного и несемейного поведения мужчин и женщин и др. Однако большинство работ этого периода было посвящено проблеме сочетания профессиональных и семейных ролей женщин (например: Арутюнян М.Ю. 1984; Гордон Л.А., Клопов Э.В., 1972; Изменение положения женщины и семья, 1977; Ясная Л.В., 1988). Выделим основные результаты наиболее известных исследований. На базе международного исследования, проведенного в начале 80-х годов в Институте социологических исследований АН СССР, анализировались: мнения жен и мужей в отношении работы жен вне дома, особенности мужского и женского поведения в семье и установок в отношении супружеских и родительских ролей, некоторые аспекты социализации мальчиков и девочек и др. [Семья и социальная и социальная структура социалистического общества, 1980; Семья и социальная структура, 1987]. Одним из важных результатов ряда проведенных исследований является выявление такой проблемы семейных советских женщин, как «двойная занятость» или «двойной рабочий день». Женам было дано право на равное с мужьями участие в общественном труде наряду с исключительным «правом» на труд домашний. Чтобы более четко представить реальную ситуацию распределения внутрисемейных ролей между мужчинами и женщинами в рассматриваемый период, обратимся к анализу результатов социологического исследования, проведенного М.Ю. Арутюнян [1987]. Это исследование было посвящено изучению внутрисемейных гендерных отношений и, в частности, проблемы «двойной нагрузки» женщины. Все изученные семьи были разделены на три типа: традиционные семьи, эгалитарные и семьи промежуточного типа. Данная типология была построена на основе одного критерия — характера ролевого распределения в бытовой сфере. Традиционные семьи — это семьи, где все домашние обязанности строго делятся на «мужские» и «женские» и большую часть этих обязанностей выполняет жена. Эгалитарные семьи характеризуются совместным разделением семейных ролей без разделения их на «мужские» и «женские», таким семьям присуща взаимозаменяемость супругов в домашних делах. В семьях промежуточного типа не был выражен типичный вариант распределения внутрисемейных ролей. Процентное соотношение типов семей оказалось следующим: традиционные семьи составили 31%, эгалитарные — 29%, промежуточные — 40%.
Итак, нам уже известно, что в этот период практически все замужние женщины (более 90%) работали вне дома, т. е. разделяли с мужьями их традиционно мужские функции, но лишь 29% мужчин разделяли с женами их женские домашние обязанности. Аналогичные данные были получены в исследовании, проведенном в Москве З.А. Янковой [1983], Теоретические предпосылки возникновения психологии... 25 в 33% случаев оба супруга в равной мере участвовали в работе по домашнему хозяйству. Более типичной являлась ситуация, когда домашнюю работу выполняет жена с «помощью» мужа (45%). М.Ю. Арутюнян делает вывод, что «традиционная концепция семейной жизни» трансформируется не только в эгалитарную, но и в «эксплуататорскую», когда женам дается право на равное с мужчинами участие в общественном труде наряду с исключительным правом на домашнюю работу» [Арутюнян М.Ю. 1987. С. 58]. Т.А. Гурко показывает перегруженность женщин не только домашней работой, но и ответственностью — значителен удельный вес семей, где лидером являлись жены, и невелик тех, где ими были мужья. Статус главы семьи предполагает, прежде всего, приоритет в принятии решений, касающихся жизнедеятельности семьи. Как свидетельствуют результаты исследований Т.А. Гурко, проведенных в 1980 и 1989 годах, практически во всех сферах семейной жизни жена чаще, чем муж, принимает решения. Жена, а не муж, в основном распоряжается деньгами, организует свободное время семьи, решает хозяйственные вопросы, определяет, как надо воспитывать ребенка, имеет решающее слово при обсуждении большинства других вопросов. На протяжении 30 лет (исследования 60-х-80-х годов) доминирование женщины возросло. По данным исследований, проведенных в 80-е годы, жена начинает доминировать во всех сферах в значительной части семей [Гурко Т.А., Босс П., 1995. С. 51].
М.С. Мацковский отмечает, что девочки гораздо чаще вовлекаются родителями в домашнюю работу, нежели мальчики, что неизбежно в будущем отражается на распределении супружеских ролей [Социальная сфера. 1988]. В Ленинграде А.Г. Харчевым и С.И. Голодом в рамках совместного советско-польского исследования изучались мотивы профессиональной Деятельности работниц низкой и средней квалификации, удовлетворенность работой и выполнение ими семейных ролей. Исследование показало: стремление замужних и имеющих детей женщин работать на производстве в большинстве случаев связано с материально заинтересованностью, с желанием улучшить экономическое положение семьи. Совмещение женщиной профессиональных и семейных ролей отражается на ее духовных возможностях двояким образом. С одной стороны, производственная работа расширяет круг ее контактов (появляются внеродственная и внесупружеская коммуникация), способствующих обогащению личности, следовательно, стимулирует ее духовную жизнь, повышает интерес к искусству и социальной информации вообще, а с другой — большой круг обязанностей по ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей в сочетании с профессиональной работой существенно ограничивает эту активность в области социального общения и обогащения собственной личности. Поэтому создается положение, чре- 26 Психология гендерных отношений: теория и практика ватое опасностью запаздывания культурного развития женщины по сравнению с культурным развитием мужчины, что, несомненно, отражается на ее статусе как в обществе, так и в семье [Харчев А.Г., Голод СИ., 1971]. Таким образом, проблематика социологии пола и во второй половине XX столетия вновь была сориентирована на изучении содержательных составляющих «женского вопроса». Теперь социологами суть женского вопроса была сформулирована в контексте проблемы совмещения семейных и профессиональных ролей женщин. Социологические исследования, посвященные изучению совмещения женщинами семейных и профессиональных ролей, предоставили убедительные данные, свидетельствующие о том, что жены несут двойную нагрузку в условиях неразвитой сферы бытового обслуживания и самоустранения большинства мужей от обязанностей по ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей. Тем не менее решение нового варианта женского вопроса возлагалось на саму женщину: настоящая советская женщина должна уметь справляться со всеми трудностями повседневной жизни. Проблемы развития личности женщины, изменение ее образа жизни рассматривались в рамках распространенных в те годы вариантов философского анализа: исторического материализма и научного коммунизма (подробнее см.: Гурко Т.А. [1998]).
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.78 (0.012 с.) |