Методика 5. Автор виноградова Н. Ф. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика 5. Автор виноградова Н. Ф.



Цель методики - исследование мотивационной готовности ребенка к школе

(диагностическая беседа).

ОБОРУДОВАНИЕ: бланк протокола-теста:

- Как тебя зовут?

- Назови свою фамилию.

- Сколько тебе лет?

СОДЕРЖАНИЕ БЕСЕДЫ:

1.Ты хочешь учиться?

2. Почему (хочешь - не хочешь)?

3. В какой школе ты хотел бы еще учиться? (в музыкальной, художественной школе)

4. Тебе нравиться в школе?

5. Как ты готовишься к школе? Расскажи.

6. Кто тебя будет учить?

7. Чему тебя научит учительница?

8. Чем ты занимаешься дома, после школы, когда закончились занятия?

9. Кто тебе будет помогать в учебе дома?

10. Кому ты будешь помогать в школе?

11. Ты любишь, когда тебя хвалят?

12. Кто-нибудь тебя хвалит за хорошие оценки?

13. Что тебе нужно будет делать, чтобы тебя похвалили?

14. Как ты хочешь учиться? Почему?

15. Как ты ведешь себя в школе? Расскажи.

Таблица интерпретации результатов

1 Да; хочу; очень хочу Не знаю; может быть;          молчание; пожимание плечами Не хочу; нет, никогда не захочу     
  3 1 -3
2 Чтобы стать взрослым, умным; научиться писать, читать Не знаю; не думал; хочу, и все! Ярко выраженное отрицание
  3 1 -3
3 В школе, в музыкальной, спортивной школе Не знаю Нигде, дома, вообще учиться не хочу
  3 0 -3
4 нравиться Не очень Только на некоторых уроках
  3 0 2
5 Купили портфель, форму для физ-ры, ручку; считать учился и буквы знаю Не знаю, никак Не буду готовиться, не хочу, я и так могу
  3 0 -3
6 Знает Отказывается отвечать Не знает
  3 0 - 3
7 Писать, читать, считать... Отказ от ответа Не знает
  3 0 -3
8 Среди прочего: делать уроки Отказ от ответа Не знает; среди                                прочего: играть (без упоминания об учебной деятельности)
  3 2 1
9 Кто-то: мама, брат, бабушка... Не знаю НЕ нужно мне помогать Я сам все умею
  3 2 1
10 Другу, учительнице Не знаю Никому
  3 0 -3
11 ДА Не знаю НЕТ
  3 0 -3
12 Учительница, все... Мама и др. члены семьи Не знаю
  3 2 1
13 Хорошо учиться, стараться, хорошо себя вести Что-то одно: хорошо учиться, например; Не знаю
  3 2 0
14 Хорошо; на пятерки, чтобы учительница была рада По-всякому, как получится Никак не хочу; не знаю
  3 2 0
15 Несколько признаков дисциплинированного поведения Один признак Не знаю
  3 2 0
итого: 45 14 -14

Таким образом, максимальное количество баллов - 45.

Исходя из этого, определяются уровни мотивационной готовности ребенка к школе:

 1-й уровень - 45 баллов (высокий)

– у ребенка имеется понимание общественной значимости и необходимости учения и стремления к социальной роли ученика, есть большой интерес к новым знаниям, желание научиться чему-нибудь новому.

 2-й уровень - 44-35 баллов (хороший)

 – у ребенка положительное отношение к школе; у детей имеется представление о школе, желание и понимание необходимости учиться, испытуемые положительно относятся к поступлению и пребыванию в школе, они предпочитают уроки грамоты и счета другим видам деятельности. Эти дети стремятся получать отметки за выполненную ими работу. Дети отдают предпочтение коллективных классных занятий индивидуальной форме обучения.

3-й уровень - 34-25 баллов (средний) – у ребенка положительное отношение к школе, но в школьной жизни их привлекают не только учебные занятия, но и внешние принадлежности: портфель, тетрадки, ручки; в поведении, как правило, преобладает оценочный мотив, т. е. стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение.

  4-й уровень - 24-15 баллов (низкий) – у ребенка имеется небольшой интерес к собственно школьным видам деятельности, превышает «дошкольная позиция», у ребенка нет признания учителя, нет ориентации на школьные нормы организации деятельности, малая заинтересованность в получении новых знаний.

 5-й уровень - менее 15 баллов (очень низкий) - ребенок еще не готов к обучению в школе, так как у него игровая деятельность выходит на первый план.

Подобрать психодиагностические методики для исследования мышления у младших школьников и прокомментировать процедуру обследования.

Методика 1. Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах.

Автор (источник) методики.

Определение понятий, объяснение причин, выявление сходства и различий в объектах — это операции мышления, оценивая которые мы можем судить о степени развитости у ребенка интеллектуальных процессов. Данные особенности мышления устанавливаются по правильности ответов ребенка на следующую серию вопросов:

1. Какое из животных больше: лошадь или собака?

2. Утром люди завтракают. А что они делают, принимая пищу днем и вечером?

(Правильный ответ — обедают и ужинают).

1. Днем на улице светло, а ночью? (Правильный ответ — темно).

2. Небо голубое, а трава? (Правильный ответ — зеленая).

3. Черешня, груша, слива и яблоко — это... (Правильное продолжение — ягоды и фрукты).

4. Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?

5. Что такое Москва, Киев, Хабаровск? (Правильный ответ — города).

8. Который сейчас час? (Ребенку показывают часы и просят
назвать время). (Правильный ответ — такой, в котором указаны часы и минуты).

9. Молодую корову называют телка. А как называют молодую собаку и молодую овцу? (Правильный ответ — щенок и ягненок).

10. На кого больше похожа собака: на кошку или на курицу? Ответь и объясни, почему ты так считаешь.

11. Для чего нужны автомобилю тормоза?

(Правильным считается любой разумный ответ, указывающий на необходимость гасить скорость автомобиля).

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?

(Правильный ответ указывает на то, что это — инструменты,
выполняющие в чем-то похожие функции).

13. Что есть общего между белкой и кошкой?

(В правильном ответе должны быть указаны как минимум два объясняющих их признака, например то, что это — животное, умеющее лазать по деревьям, имеющее мягкий шерстяной покров, хвост, четыре ноги.)

14. Чем отличаются гвоздь, винт и шуруп друг от друга?

(Правильный ответ: гвоздь, как правило, гладкий по поверхности, а винт и шуруп — нарезные; гвоздь забивают молотком, а винт и шуруп вкручивают; шуруп — конический, а винт и гвоздь — круглые).

15.Что такое футбол, прыжки в длину и в высоту, теннис, плавание?
(Правильный ответ — это виды спорта, виды физических упражнений).

16. Какие ты знаешь виды транспорта?

(В правильном по существу ответе должно быть перечислено, как минимум, два разных вида транспорта).

17. Чем отличается старый человек от молодого?

(Правильный ответ должен содержать в себе хотя бы два существенных признака, отличающих старых людей от молодых).

18. Для чего люди занимаются физкультурой и спортом?

(Правильные возможные ответы — для поддержания своего
здоровья; для того, чтобы быть сильными, стройными и красивыми; для того, чтобы добиваться спортивных успехов, выигрывать соревнования).

19. Почему считается плохо, если кто-нибудь не хочет работать?
(Возможные правильные ответы — потому, что все люди должны работать, иначе нельзя будет жить нормально; потому, что за данного человека вынуждены, будут работать другие люди; потому, что в противном случае нельзя будет иметь нужные вещи, продукты питания, жилище и т.п.)

20. Для чего на письмо необходимо наклеивать марку?

(Правильный ответ: марка — это знак уплаты отправителем стоимости пересылки почтового отправления).

Обработка результатов:

За каждый правильный ответ на каждый из вопросов ребенок получает по 0,5 балла, так что максимальное количество баллов, которое он может получить в этой методике, равно 10.

Замечание. Правильными могут считаться не только те ответы, которые соответствуют приведенным примерам, но и другие, достаточно разумные и отвечающие смыслу поставленного перед ребенком вопроса.
Описанная методика годится в основном для психодиагностики словесно-логического мышления детей, поступающих в школу. Вместе с оценкой способности делать умозаключения она дает более или менее полную картину, отражающую основные умственные операции, названные вначале.
Если у проводящего исследование нет полной уверенности в том, что ответ ребенка абсолютно правильный, и в то же самое время нельзя определенно сказать, что он неверный, то допускается ставить ребенку промежуточную оценку — 0,25 балла.

Прежде чем оценивать правильность того или иного ответа, надо убедиться в том, что ребенок правильно понял сам вопрос. Например, не все дети могут знать, что такое шлагбаум, не сразу понять смысл 19-го вопроса. Иногда дополнительного разъяснения требует даже слово «работать», потому что не все дошкольники по-настоящему знают, что это такое.

Выводы об уровне развития:

10 баллов — очень высокий;

8-9 баллов — высокий;

4-7 баллов — средний;

2-3 балла — низкий;

0-1 балл — очень низкий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 2227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.231.245 (0.017 с.)