Методика 9. «Последовательность событий» (А.Н. Бернштейн). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика 9. «Последовательность событий» (А.Н. Бернштейн).



Автор (источник) методики.

Методика представляет собой задание на понимание смысла сюжета, изображенного на картинках, предъявленных испытуемому в непра­вильной последовательности. Она позволяет исследовать такие качества мышления, как процесс обобщения и способность устанавливать причинно-следственные связи, а также выявляет уровень речевого раз­вития, произвольного внимания, произвольной регуляции деятельно­сти и кругозор ребенка.

В качестве экспериментального материала используются три сюжет­ные картинки, предъявляемые испытуемому в неправильной последо­вательности.

Ребенок должен понять сюжет, выстроить правильную последова­тельность событий и составить по картинкам рассказ, что невозможно без достаточного развития способности к обобщению и понимания при­чинно-следственных связей. Устный рассказ показывает уровень разви­тия речи ребенка: как он строит фразы, свободно ли владеет языком, ка­ков его словарный запас и т. д.

Перед началом эксперимента необходимо удостовериться, что ребе­нок понимает все детали рисунка на каждой из картинок.

Задание состоит из двух частей: 1) выкладывание последовательно­сти картинок; 2) устный рассказ по ним.

Правильно найденная последовательность картинок свидетельству­ет о том, что ребенок понимает смысл сюжета, а устный рассказ показы­вает, может ли он выразить свое понимание в словесной форме.

Бывают случаи, когда при неправильно выложенной последователь­ности картинок испытуемый тем не менее сочиняет логичную версию рассказа. Такое выполнение задания рассматривается как хорошее.

Если испытуемый правильно нашел последовательность, но не смог составить хорошего рассказа, то необходимо задать ему несколько во­просов, чтобы уточнить причину затруднения. Так, ребенок может пони­мать общий смысл нарисованного на картинках события, но ему не хва­тает конкретных знаний для объяснения того, что он видит (например, и случае с сюжетом «Половодье»). Бывает, что испытуемому не хватает словарного запаса для объяснения происходящего на рисунках. Вопро­сы экспериментатора позволяют понять причину плохого рассказа.

Составление рассказа с помощью наводящих вопросов можно рассмат­ривать как «зону ближайшего развития» ребенка. Для шестилетних детей такое выполнение задания оценивается как хорошее, а для семилетних – на среднем уровне. Если испытуемый правильно выложил последова­тельность картинок, но не смог составить рассказ даже с помощью наво­дящих вопросов, то такое выполнение задания рассматривается как не­удовлетворительное и для шестилетних, и для семилетних детей. Особо следует рассматривать случаи, когда молчание ребенка обусловливается личностными причинами: страх общения с незнакомыми людьми, бо­язнь допустить ошибку, ярко выраженная неуверенность в себе и т. д.

Считается, что испытуемый не справился с заданием, если:

1) не смог установить последовательность картинок и отказался от рассказа;

2) установив последовательность картинок, отказался от рассказа;

3) по выложенной им самим последовательности картинок составил рассказ, не отражающий сути изображенного события; в этом слу­чае версия рассказа не привязана к картинкам;

4) выложенная испытуемым последовательность картинок не соот­ветствует рассказу (за исключением тех случаев, когда ребенок после наводящего вопроса взрослого меняет последовательность на соответствующую рассказу);

5) каждая картинка рассказывается отдельно, сама по себе, без связи с остальными – в результате рассказ не получается;

6) на каждом рисунке просто перечисляются отдельные предметы.

Если экспериментатор сталкивается с феноменами, описанными в 5-м и 6-м пунктах, то необходима тщательная проверка интеллектуальных способностей ребенка, поскольку невозможность связать события во­едино (5), а тем более соединить отдельные объекты на одной картинке в целостную композицию (6) может свидетельствовать о несформированности обобщения, что в возрасте 6-7 лет, по данным патопсихологов, наблюдается при задержке психического развития или даже умствен­ной отсталости.

Умственно отсталые дети не могут осмыслить и рассказать сюжет картинки вследствие того, что они не в состоянии установить отноше­ния между изображенными объектами.

По ходу проведения методики «Последовательность событий» необ­ходимо тщательно фиксировать характер речи испытуемого, поскольку развитие мышления во многом определяется речевым развитием.

Плохо развитая речь ребенка обусловливается различными причи­нами, одной из которых является слабое развитие фонематического слуха. Неразличение фонем приводит к тому, что ребенок неправиль­но произносит слова, а затем неправильно их пишет. Современная ме­тодика обучения чтению строится на основе звукового анализа слова, поэтому умение выделять на слух в слове различные звуки становится принципиально важным для будущего первоклассника. В связи с этим исследование развития речевой сферы ребенка дополняется еще од­ной методикой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 697; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.14.219 (0.005 с.)