Подобрать психодиагностические методики для исследования взаимоотношений младших школьников со сверстниками и обосновать их выбор с учетом специфики возраста. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подобрать психодиагностические методики для исследования взаимоотношений младших школьников со сверстниками и обосновать их выбор с учетом специфики возраста.



1. Методика исследования межличностных взаимоотношений методом социометрии.

Социометрия - это методика выявления межличностных эмоциональных отношений в группе. Она построена на том, что каждый письменно выбирает себе несколько партнеров по совместному участию в каком-либо виде деятельности (учебной, досуговой, трудовой). Например, могут быть поставлены следующие вопросы: «С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?», «С кем из одноклассников ты предпочел бы встретить Новый год?» и др.

На их основе по количеству голосов, полученных каждым человеком, определяется социометрический статус личности в группе.

Результаты социометрического опроса графически можно изобразить в виде матриц и социограмм. Матрицы социометрических выборов представляют таблицу, похожую на турнирную, где каждому учащемуся присвоен определенный номер. На пересечении линий указывается, кого из учащихся выбрал данный ученик.

На основе матрицы составляется социограмма, которая отражает микроструктуру группы. Она изображается в виде концентрических кругов, каждый из которых фиксирует определенный статус личности. Мальчики и девочки могут изображаться различными знаками (мальчики - треугольникам, девочки - кружками). В центре этих обозначений находится порядковый номер учащегося. Симпатии ребенка обозначаются стрелками, направленными в сторону выбора.

Применяя методику социометрии, важно учитывать, что она выявляет взаимоотношения членов группы, основу которых составляет межличностное общение. Это индивидуальное принятие или непринятие школьниками друг друга.

Понятно, что общение в группе лишь косвенно соприкасается с деловыми отношениями ее членов. Поэтому серьезной ошибкой был бы прямой перенос данных, полученных в результате социометрического выбора, на деловые отношения в коллективе. Так, определяемый социометрией ли-
дер - не одно и то же, что организатор, активист, несмотря на то, что эти качества нередко «сходятся» в одном лице.

Данная методика предполагает выбор партнера для совместной акции путем

ответа на вопросы типа: «С кем бы ты хотел?». Такие вопросы называются критериями выбора.

Порядок проведения исследования.

Каждый член группы (класса) должен назвать фамилии тех, кого он выбирает. Для этого предварительно составляются вопросы для анкетирования с учетом возрастных особенностей опрашиваемых.

1. С кем бы ты хотел учить уроки, готовиться к контрольным работам?

2. Кого бы ты пригласил на свой день рождения?

3. Кто тебе больше всех нравится в классе?

4. Кого бы ты хотел иметь соседом по двору, подъезду?

5.С кем бы ты предпочел пойти в поход, выполнять ответственные поручения?

6.Если бы у тебя были коллекционные картинки, марки, наклейки, значки,

кому бы ты мог их подарить?

Обработка полученных данных.

На основе ответов школьников составляют матрицу (таблицу), которая дает представление о положении, занимаемом каждым учеником в классе в системе межличностных отношений.

Образец матрицы

Знаком «+» обозначен выбор

№ Кого выбирают? п/п Кто выбирает?   1 2 3 4
1 Карпухин   +    
2 Павликова     +  
3 Соболев       +
4 Орлов     +  
Количество полученных выборов: 0 1 2 1
Количество взаимных выборов: 0 0 1 1

Чтобы нагляднее представить положение каждого ученика в группе, на основе таблицы (матрицы) составляется карта групповой дифференциации. она состоит из четырех концентрически расположенных окружностей.

Примечание: На данной карте не все связи, чтобы не загромождать ее условными обозначениями.

В первом круге (в центре) карты располагаются учащиеся, получившие наибольшее число выборов, во втором - получившие более половины или половину максимального числа выборов; в третьем - менее половины максимального числа, а в четвертый круг попадают учащиеся, не получившие ни одного выбора.

На карте все обозначения условны: так, мальчики отмечены треугольниками,

а девочки кружками. В каждом треугольнике или кружочке ставится число, соответствующее номеру, под которым школьник значится в матрице.

Треугольники или кружочки соединяются сплошной линией, если выбор устойчив. Если он односторонен, то стрелка указывает в сторону предпочитаемого ученика. Если же выбор взаимный, то можно поставить стрелки в обе стороны.

Неустойчивый взаимный выбор (ученики выбрали один-другого по 1-2 позициям) на карте обозначается штриховой линией со стрелками в обе стороны.

Неустойчивый невзаимный выбор на карте обозначается штриховой линией

со стрелкой в сторону выбираемого ученика.

Рис. 1

Социограмма (рис. 1) представляет собой четыре концентрические окружности, в которые помещают все номера учащихся класса. В первый круг (центральный) помещают тех, кто набрал наибольшее количество поло­жительных выборов (так называемые «социометрические звезды», которые имеют в два раза больше среднего количества выборов), во второй круг -«предпочитае­мых» (имеющих среднее количество выборов), в тре­тий — «пренебрегаемых» (число выборов меньше сред­него), в четвертый—«изолированных» (не получивших ни одного выбора). Взаимный выбор обозначают сплош­ной линией между двумя соответствующими номерами, невзаимный—сплошной линией со стрелкой (от того, кто выбирал, к тому, кого он выбрал). Для большей на­глядности или при большом количестве учащихся в клас­се указанные линии целесообразно вычерчивать различ­ными цветами. Номера формальных лидеров (старосты и т. п.)

В дальнейшем следует выяснить следующее:

1. Какие качества личности «Звезды», «Предпочитаемого» наиболее ценимы

членами группы?

2. Чем объясняется положение в классе тех, кого никто не выбрал?

Популярность тех или иных учеников в классе объясняется рядом обстоятельств. Так, «Звезда» умеет устанавливать контакт с одноклассниками. «Популярные» часто общительны, хорошо учатся. Они понимают и оценивают состояние своих товарищей по классу, помогая им, входят в их положение.

В отдельных же случаях среди школьников популярными оказываются ученики с сомнительным поведением и личностными качествами, не отвечающими высоким нормам морали.

Причин непопулярности также может быть немало.

В одних случаях - это безразличие к собственной учебе и успеваемости своих одноклассников. В других - бездеятельность, пренебрежительное отношение к мнению своих товарищей, бездеятельность, вялость, что отталкивает от них большинство учащихся.

Выявление характера межличностных отношений в классе рекомендуется проводить два - три раза в год, что позволяет определить эффективность проводимой классным руководителем воспитательной работы и корректировать ее в дальнейшем.

Методика Рене Жиля.

(Источник – Психологические тесты / под ред. Карелина А.А.: В 2 т. - П86 М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. стр153)

Для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений предназначена детская проективная методика Рене Жиля.

Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.

Методика является визуально-словестной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность - выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.

Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает. Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения. Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям.

Простота и схематичность, отличающие методику Р. Жиля от других проективных тестов, не только делают ее более легкой для испытуемого ребенка, но дают возможность относительно большей ее формализации. Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребенка, можно условно разделить на две большие группы переменных:

1) Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка: отношение к семейному окружению (мать, отец, бабушка, сестра и др.), отношение к другу или подруге, к авторитетному взрослому и пр.

2) Переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в различных отношениях: общительность, отгороженность, стремление к доминированию, социальная адекватность поведения.

Всего выделяют 12 признаков:
- отношение к матери,
- отношение к отцу,
- отношение к матери и отцу как семейной чете,
- отношение к братьям и сестрам,
- отношение к бабушке и дедушке,
- отношение к другу,
- отношение к учителю,
- любознательность,
- стремление к доминированию,
- общительность,
- отгороженность,
- адекватность.

Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения.

Методику Р. Жиля нельзя отнести к числу чисто проективных, она представляет собой переходную форму между анкетой и проективным тестам. В этом ее большое преимущество. Она может быть использована как инструмент глубинного изучения личности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 954; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.210.213 (0.008 с.)