Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подобрать психодиагностические методики для исследования мотивационной сферы у младших школьников с учетом возрастных особенностей и системой отношений учащегося с окружающим миром.

Поиск

Методика 1. Анкета Н.Г. Лускановой.

Проверка уровня школьной мотивации учащихся проводится индивидуально с каждым ребенком по анкете Н.Г. Лускановой (1993), состоящей из десяти вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.

Автор предложенной методики отмечает, что наличие у ребёнка такого мотива, как умение хорошо выполнять все предъявляемые школой требования и показать себя с самой лучшей стороны, заставляет ученика проявлять активность в отборе и запоминании необходимой ннформации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости.

Преимущество анкетного метода состоит в том, что он позволяет за короткое время опросить большое количество учащихся.

Учащимся предлагается ответить на вопросы, выбрав один из трех предложенных ответов по каждому вопросу. Ребенку дается инструкция: «Сначала послушай вопрос и три варианта ответа на этот вопрос, а затем выбери один из трех вариантов ответов, который выражает твое мнение”.

Вопросы анкеты:

1. Тебе нравится в школе или не очень?

· не очень 1;

· нравится 3;

· не нравится 0.

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

· чаще хочется остаться дома 0;

· бывает по-разному 1;

· иду с радостью 3.

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно

приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты

пошел бы в школу или остался дома?

· не знаю 1;

· остался бы дома 0;

· пошел бы в школу 3.

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

· не нравится 0;

· бывает по-разному 1;

· нравится 3.

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

· хотел бы 3;

· не хотел бы 0;

· не знаю 1.

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

· не знаю 1;

· не хотел бы 3;

· хотел бы 0.

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

· Часто 3;

· Редко 1;

· не рассказываю 0.

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

· точно не знаю 1;

· хотел бы 0;

· не хотел бы 3.

9. У тебя в классе много друзей?

· Мало 1;

· Много 3;

· нет друзей 0.

10.  Тебе нравятся твои одноклассники?

· Нравятся 3;

· не очень 1;

· не нравятся 0.

Ответы оцениваются по 30-балльной шкале, предложенной автором методики Н. Г. Лускановой в работе «Методы исследования детей с трудностями обучения».

· высокая школьная мотивация — 30 баллов;

· нормальная школьная мотивация — 20 баллов;

· школа привлекает внеучебными сторонами — 15 баллов;

· низкая школьная мотивация — 10 баллов;

· негативное отношение к школе — ниже 10 баллов.

Первичное анкетирование учащихся желательно проводить в начале учебного года (перед проведением программы), повторные опросы по анкете - в конце учебного года.

Методика 2. Рисование на тему:”Что мне нравится в школе:

Автор (источник) методики.

Показатели школьной мотивации хорошо иллюстрирует методика изучения детских рисунков на тему: «Что мне нравится в школе».

 Еще в исследованиях А. М. Шуберт, проведенных в 1928 г.на материале более 10 тысяч рисунков, было выявлено, что дети подвижные чаще изображают подвижные объекты, рисунки робких и застенчивых детей отличаются крупным форматом, а импульсивные дети рисуют размашисто и небрежно. О внутреннем беспокойстве свидетельствует «уплотненность» и закрашивание всего пространства рисунка.

При анализе рисунков оцениваются следующие показатели:

1. Соответствие заданной теме.

2. Сюжет (что изображено).

3. Размеры рисунка и отдельных деталей.

4. Цветовое решение.

5. Динамика изображения.

6. Правильность рисунка.

7. Законченность рисунка.

При анализе детских рисунков на тему «Что мне нравится в школе» также используется 30-балльная шкала, описанная Н. Г. Лускановой.

1.     Несоответствие заданной теме может указывать на:

а). отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще всего игровых. В этом случае рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и т.д. Это свидетельствует о незрелости школьной мотивации;

б) детский негативизм. В этом случае ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к четкому выполнению школьных требований;

в) неверное истолкование поставленной задачи, ее непонимание. Такие дети или ничего не рисуют, или срисовывают у других сюжеты, не имеющие отношения к данной теме. Чаще всего это свойственно детям с задержкой псхического развития. При несоответствии рсунка заданной теме в процессе количественной обработки проставляется 0 баллов.

2. Соответствие заданной теме говорит о наличии положительного отношения к школе; при этом учитывается сюжет рисунка, т. е. что именно изображено:

а) учебные ситуации - учитель с указкой, сидящие за партами ученики, доска с написанными заданиями и т. п. - свидетельствуют о высокой школьной мотивации и учебной активности ребенка, наличии у него познавательных учебных мотивов (30 баллов);

 б) ситуации неучебного характера - школьное здание, ученик на перемене, ученики с портфелями и т. п. – свойственны детям с положительным отношением к школе, но большей направленностью на внешние школьные атрибуты (20 баллов);

в) игровые ситуации — качели на школьном дворе, игровая комната, игрушки и другие предметы, стоящие в классе, свойственны детям с положительным отношением к школе, но с преобладанием игровой направленности (10 баллов).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 662; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.170.53 (0.01 с.)