Методика 2. Диагностика рефлексии Карпова А.В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика 2. Диагностика рефлексии Карпова А.В.



Цель – выявление уровня рефлексии.

Инструкция. Вам предстоит дать ответы на несколько утверждений опросника. В бланке ответов, напротив номера вопроса проставьте, пожалуйста, цифру, соответствующую варианту Вашего ответа:

– абсолютно неверно;

– неверно;

– скорее неверно;

– не знаю;

– скорее верно;

– верно;

– совершенно верно.

1. Прочитав хорошую книгу, я всегда потом долго думаю о ней; хочется ее с кем-нибудь обсудить.

2. Когда меня вдруг неожиданно о чем-то спросят, я могу ответить первое, что пришло мне в голову.

3. Прежде, чем снять трубку телефона, чтобы позвонить по делу, я обычно мысленно планирую предстоящий разговор.

4. Совершив какой-то промах, я долго потом не могут отвлечься от мыслей о нем.

5. Когда я размышляю над чем-то или беседую с другим человеком, мне бывает интересно вдруг вспомнить, что послужило началом цепочки мыслей.

6. Приступая к трудному заданию, я стараюсь не думать о предстоящих трудностях.

7. Главное для меня – представить конечную цель своей деятельности, а детали имеют второстепенное значение.

8. Бывает, что я не могу понять, почему кто-либо не доволен мною.

9. Я часто ставлю себя на место другого человека.

10. Для меня важно в деталях представлять себе ход предстоящей работы.

11. Мне было бы трудно написать серьезное письмо, если бы я заранее не составил план.

12. Я предпочитаю действовать, а не размышлять над причинами своих неудач.

13. Я довольно легко принимаю решение относительно дорогой покупки.

14. Как правило, что-то задумав, я покручиваю в голове свои замыслы, уточняя детали, рассматривая все варианты.

15. Я беспокоюсь о своем будущем.

16. Думаю, что во множестве ситуаций надо действовать быстро, руководствуясь первой пришедшей в голову мыслью.

17. Порой я принимаю необдуманные решения.

18. Закончив разговор, я, бывает, продолжаю вести его мысленно, приводя все новые и новые аргументы в защиту своей точки зрения.

19. Если происходит конфликт, то, размышляя над тем, кто виноват, я в первую очередь, начинаю с себя.

20. Прежде, чем принять решение, я всегда стараюсь все тщательно обдумать и взвесить.

21. У мня бываю конфликты от того, что я порой не могу предугадать, какого поведения от меня ожидают окружающие.

22. Бывает, что обдумывая разговор с другим человеком, я как бы мысленно веду с ним диалог.

23. Я стараюсь не задумываться над тем, какие мысли и чувства вызывают в других людях мои слова и поступки.

24. Прежде чем сделать замечание другому человеку, я обязательно подумаю, какими словами это лучше сделать, чтобы его не обидеть.

25. Решая трудную задачу, я думаю над ней даже тогда, когда занимаюсь другими делами.

26. Если я с кем-то ссорюсь, то в большинстве случаев не считаю себя виноватым.

27. Редко бывает так, что я жалею о сказанном.

Обработка:

 

Суммируйте проставленные баллы по вопросам №№ 1, 3, 4, 5, 9, 10, 11, 14, 15, 18, 19, 20, 22, 24, 25, и прибавьте сумму инверсированных баллов.

 

Баллы по шкалам 2, 6, 7, 8, 12, 13, 16, 17, 21, 23, 26, 27 необходимо инверсировать:

Проставленный балл      7 6 5 4 3 2 1
Инверсирвоанный балл      1 2 3 4 5 6 7

 

 

Переведите баллы в стены по таблице:Баллы    

Баллы до 99 100   101 – 107 108 – 113 114 – 122 123 – 130 131 – 139 140 – 147 148 – 156 157 – 171 172 и выше  
Стены 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  

Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики. // Психологический журнал, 2003, т.24, №5.

Методика 3. «События моей жизни» Г.С. Никифорова.

Цель: определение индивидуальных особенностей осознаваемых жизненных ценностей и целей прошлого, настоящего и будущего.

Инструкция: начертите, пожалуйста, горизонтальную линию, символизирующую протяженность собственной жизни («линию жизни»), на которой отметьте вертикальным штрихом момент настоящего времени. После этого вспомните основные важные события вашей жизни, которые, как вы считаете, оказали влияние на то, что происходит с вами сейчас, и то, что будет происходить в будущем.

Под событием понимается какое-либо изменение в природе и обществе, в вашем внутреннем мире (мыслях, чувствах, переживаниях), в состоянии вашего здоровья, в поведении, в ваших действиях и поступках, в семье, учебе, во внешкольной жизни, в общении с окружающими и др.

События своей жизни отметьте на линии жизни точками и обозначьте цифрами. Ниже, под графиком кратко опишите эти события. Как, например, №1 – рождение, и т.д.

Знаком «+» отметьте те события, которые положительно повлияли на вашу жизнь, а знаком «–» события, повлиявшие отрицательно.

Пожалуйста, отметьте на линии жизни важные события, которые, по вашему мнению, произойдут в вашей будущей жизни. Обозначьте будущие события аналогично прошлым событиям цифрами и дайте их краткое описание, отметив затем положительность или отрицательность их влияния на вашу жизнь в будущем.

  Обработка результатов:

Рассчитываются следующие коэффициенты: X / Y, где Х – количество событий в будущем, Y – количество событий в прошлом. А также,((X+)+(Y+))/((X-)+(Y-)); (X+)/(X-); (Y+)/(Y-), где знак «+» обозначает количество положительных событий, знак «–» – количество отрицательных.

Анализируется: общее количество событий, которое характеризует «событийную рефлексию» личности, являющуюся одним из показателей когнитивной зрелости. Чем больше общее количество событий, тем выше уровень социальной зрелости.

Баланс между прошлым и будущим, который характеризует отношение к интенсивности прошлой и будущей жизни на оси временной перспективы. По существу, он указывает на преобладающую ориентацию «событийности жизни». Значения, близкие к единице, характеризуют более зрелую личность.

Баланс между позитивными и негативными событиями жизни, который характеризует в общих чертах оптимистическое или пессимистическое отношение к жизни, а именно, жизнеустойчивость. Сильное преобладание позитивных событий над негативными свидетельствует об определенном романтизме (что характерно юношескому возрасту), в крайних случаях об инфантилизме. Преобладание негативных событий над позитивными говорит об эмоциональном неблагополучии, дискомфорте, низкой жизнестойкости.

Строится график: по оси х: по 5 лет; по оси у: количество событий. Анализируется насыщенность событиями разных возрастных отрезков. Сравнивается с общим количеством событий.

Анализируется представленность различных сфер жизни в сознании (учебно-профессиональной, личной, личностной, бытовой, дружеских отношений, увлечений, др.).

Анализируется взаимосвязь между событиями.

 

Практикум по психологии / ред. Г.С. Никифоров, СПб, 2002.

Столин Пантелеев



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.252.37 (0.011 с.)