Методика 1. Опросник «поведение родителей и отношение подростков к ним» (пор; Е. Шафер) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика 1. Опросник «поведение родителей и отношение подростков к ним» (пор; Е. Шафер)



Шкалы: оценка матери сыном, отца сыном, матери дочерью, отца дочерью; позитивный интерес, директивность, враждебность, автономность, непоследовательность

Тестируем: межличностные отношения. Возраст: подростковый, школьникам

Назначение теста: изучение установок, поведения и методов воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте.

Описание теста. Основой для этого теста служит опросник, который создал Е.Шафер в 1965 г. Базируется эта методика на положении Шафера о том, что воспитательное воздействие родителей (так, как это описывают дети) можно охарактеризовать при помощи трех факторных переменных: «принятие – эмоциональное отвержение», «психологический контроль – психологическая автономия», «скрытый контроль – открытый контроль».

Под принятием здесь подразумевается безусловно положительное отношение к ребенку вне зависимости от исходных ожиданий родителей. Эмоциональное же отвержение рассматривается как отрицательное отношение к ребенку, отсутствие к нему любви и уважения, а порою и просто враждебность. Понятие психологического контроля обозначает как определенное давление и преднамеренное руководство детьми, так и степень последовательности в осуществлении воспитательных принципов.

В результате использования опросника на выборке чехословацкой молодежи он был значительно переработан и адаптирован к социокультурным условиям Э.Матейчиком и П.Ржичаном. Модифицированный вариант опросника был предложен авторами в 1983 г.

В результате международного научного сотрудничества лаборатории клинической психологии Института им. В.М.Бехтерева с Институтом психодиагностики (Братислава, Словакия) эта методика была апробирована на подростках 13-18 лет в России, как это предусмотрено авторами модификации, и является весьма полезной для отражения тех факторов семейного воспитания, которые оказываются скрытыми как от врачей и психологов (педагогов), так и от самих родителей.

Инструкция к тесту.

Перед началом эксперимента подросток вводится в курс дела относительно целей и задач исследования, после чего ему предъявляется следующая инструкция: «Просим вас оценить, исходя из собственного опыта, какие из указанных положений более всего характерны для ваших родителей. Для этого внимательно прочитайте каждое утверждение, не пропуская ни одного из них.

Если вы считаете, что утверждение полностью воспроизводит воспитательные принципы вашего отца (или матери), то обведите в кружок цифру "2".

Если вы считаете, что данное высказывание частично подходит для вашего отца (или матери), то обведите цифру " 1".

Если же, по вашему мнению, утверждение не относится к вашему отцу (или матери), то обведите цифру "0".»

       Затем подростку предъявляется регистрационный бланк для заполнения отдельно на каждого из родителей. Принципиальной разницы между ними нет: по отношению к матери все утверждения представлены в женском роде, а по отношению к отцу – в мужском. Причем заполняются бланки отдельно, то есть вначале, например, по отношению к матери, затем этот бланк сдается экспериментатору и только после этого выдается бланк для заполнения, в котором отражаются воспитательные принципы отца.

Тестовый материал.

1. Мой отец (моя мать)

2. Очень часто улыбается мне

3. Категорически требует, чтобы я усвоил, что я могу делать, а что нет

4. Не хватает терпеливости в отношении ко мне

5. Когда я ухожу, сам решает, когда я должен вернуться

6. Всегда быстро забывает то, что сам говорит или приказывает

7. Когда у меня плохое настроение, советует мне успокоиться или развеселиться

8. Считает, что у меня должно существовать много правил, которые я обязан выполнять

9. Постоянно на меня кому-то жалуется

10. Предоставляет мне столько свободы, сколько мне надо

11. За одно и то же один раз наказывает, а другой – прощает

12. Очень любит делать что-нибудь вместе

13. Если назначает какую-нибудь работу, то считает, что я должен делать только ее, пока не закончу

14. Начинает сердиться и возмущаться по поводу любого пустяка, который я сделал

15. Могу идти, куда захочу, и не спрашивать у него разрешения

16. В зависимости от моего настроения отказывается от многих своих дел

17. Когда мне грустно, пытается развеселить и воодушевить меня

18. Всегда настаивает на том, что за все мои проступки я, должен быть наказан

19. Его мало интересует то, что меня волнует и чего я хочу

20. Если б я захотел, то мог бы идти куда захочу каждый вечер

21. Имеет определенные правила, но иногда соблюдает их, иногда – нет

22. Всегда с пониманием выслушивает мои взгляды и мнения

23. Следит за тем, чтобы я всегда делал то, что мне сказано

24. Иногда у меня возникает ощущение, что я ему противен

25. Практически позволяет мне делать все, что мне нравится

26. Меняет свои решения так, как ему будет удобно

27. Часто хвалит меня за что-либо

28. Всегда точно хочет знать, что я делаю и где нахожусь

29. Хотел бы, чтобы я стал другим, изменился

30. Позволяет мне самому выбирать дело по душе

31. Иногда очень легко меня прощает, а иногда – нет

32. Старается открыто доказать, что любит меня

33. Всегда следит за тем, что я делаю на улице или в школе

34. Когда я сделаю что-нибудь не так, постоянно и везде говорит об этом

35. Предоставляет мне много свободы. Редко говорит «должен» или «нельзя»

36. Очень тяжело заранее определить, как поступит, когда я сделаю что-нибудь плохое или хорошее

37. Считает, что я должен иметь собственное мнение по каждому вопросу

38. Всегда тщательно следит за тем, каких друзей я имею

39. Когда его чем-то задену или обижу, не будет со мной говорить, пока я сам не начну

40. Всегда легко меня прощает

Ключ к тесту

POZ – позитивный интерес: 1, 6, 11, 16, 21, 26, 31, 36, 41, 46;

DIR – директивность: 2, 7, 12, 17, 22, 27, 32, 37, 42, 47;

HOS - враждебность: 3, 8, 13, 18, 23, 28, 33, 38, 43, 48;

AUT – автономность: 4, 9, 14, 19, 24, 29, 34, 39, 44, 49;

NED – непоследовательность: 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 50.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 1241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.239.148 (0.008 с.)