Интеллектуальная и речевая сфера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интеллектуальная и речевая сфера



При исследовании интеллекта ребенка с точки зрения готовности к школьному обучению на первый план должны выйти характеристи­ки, необходимые и достаточные для начала обучения в школе. Наибо­лее яркой такой характеристикой является обучаемость, включающая в себя два этапа интеллектуальных операций. Первый – усвоение но­вого правила работы; второй – перенос усвоенного правила выполне­ния задания на аналогичные, но не тождественные ему. Второй этап возможен только при осуществлении процесса обобщения. Хорошая обучаемость ребенка косвенным образом свидетельствует о существовании учебной мотивации, поскольку обучение чему-то но­вому возможно только при наличии познавательного интереса и жела­ния хорошо справиться с заданием. Качественное выполнение задания дошкольником означает, что ребенок успешно прошел предшеству­ющие фазы развития в дошкольном детстве и теперь может обучаться в школе.

Методика 8. «Сапожки».

Автор (источник) методики.

Методика представляет собой игру с пра­вилами, позволяющую определить обучаемость ребенка и применение им при решении задач операции обобщения (эмпирического и теоре­тического). Успешное выполнение задания невозможно без произ­вольного внимания, произвольной памяти и произвольной регуляции деятельности. Определяя обучаемость ребенка, экспериментатор имеет возмож­ность проследить, как испытуемый пользуется для решения задач введен­ным правилом, с которым он раньше никогда не встречался. Трудность предлагаемых задач постепенно возрастает за счет введения в них объектов, по отношению к которым можно применить усвоенное пра­вило только после осуществления необходимого процесса обобщения.

Используемые в методике задачи построены таким образом, что для их решения требуется осуществить эмпирическое или теоретическое обобщение. Под эмпирическим обобщением понимается умение клас­сифицировать предметы по существенным признакам, или подводить под общее понятие. Под теоретическим обобщением понимается обоб­щение на основе содержательной абстракции, когда ориентиром служит не конкретный отличительный признак, а факт наличия или отсут­ствия отличительного признака независимо от формы его проявления.

Методика имеет клинический характер и не предполагает получение нор­мативных показателей. В программе по исследованию психологической готовности к школе методика применяется для детей 6-7 лет, а в случае специального использования ее для определения у ребенка обучаемо­сти и особенностей развития процесса обобщения возрастной диапазон может быть расширен от 5,5 до 10 лет.

В качестве экспериментального задания используется обучение ис­пытуемого цифровому кодированию цветных картинок (лошадка, де­вочка, аист) по наличию или отсутствию у них одного признака – сапо­жек на ногах. Есть сапожки – картинка обозначается «1» (единицей), нет сапожек – «0» (нулем)'. Цветные картинки предлагаются испытуемому в виде таблицы, со­держащей:

- правило кодирования;

- этап закрепления правила;

- так называемые «загадки», которые испытуемый должен разгадать путем кодирования.

Помимо таблицы цветных картинок в эксперименте используется белый лист бумаги с изображением геометрических фигур, представля­ющих собой еще две загадки.

Если ребенок совершает ошибки на этапе закрепления правила, то экспериментатор опять просит его повторить правило обозначения фи­гурок и указывает на образец (первые две строки таблицы). Каждый свой ответ испытуемый должен объяснить, почему именно так он отве­тил. Закрепляющий этап показывает, насколько быстро и легко ребе­нок усваивает новое правило и начинает применять его, т. е. определя­ется скорость обучаемости ребенка. На этом этапе экспериментатор фиксирует все ошибочные ответы испытуемого, поскольку характер ошибок может показать, просто ли ребенок нетвердо запомнил правило и пугает, где надо ставить «0», а где «1», или же он вообще не применяет в работе необходимое правило. Так, например, бывают ошибки, когда лошадку обозначают цифрой «4», девочку – цифрой «2», а аиста – циф­рой «1» и объясняют такие ответы, исходя из количества ног у данных персонажей. После того как экспериментатор удостоверится, что ребе­нок научился применять правило, которому его обучали, можно перехо­дить к «разгадыванию» загадок.

Замечания к проведению методики. Если на закрепляющем этапе ребенок делает ошибки, то экспериментатор тут же анализирует ха­рактер допущенных ошибок и путем наводящих вопросов, а также по­вторным обращением к правилу обозначения фигурок цифрами, со­держащемуся в двух первых строчках таблицы, старается добиться безошибочной работы испытуемого. Когда экспериментатор уверен, что испытуемый хорошо научился применять заданное правило, можно переходить к «разгадыванию» загадок. Если испытуемый при много­кратных повторных попытках так и не осваивает применение заданного правила, т. е. не может правильно расставить цифры «О» и «1» на за­крепляющем этапе, то к «разгадыванию» загадок не переходят. В этом случае необходимо тщательное обследование интеллектуального разви­тия ребенка на предмет умственной отсталости.

В случае неправильного «отгадывания» загадки экспериментатор не сообщает об этом испытуемому, а предъявляет ему следующую загадку. При правильном решении новой загадки следует опять вернуться к пре­дыдущей, чтобы выяснить, не сыграла ли последующая загадка роль подсказки для предыдущей. Такие повторные возвращения можно со­вершать несколько раз. Так, целесообразно после второй загадки вер­нуться к первой; после четвертой – к третьей и ко второй. Возвращение после удачного решения последующей загадки к предыдущей можно рассматривать как помощь взрослого, а потому правильное выполнение задания в этом случае является «зоной ближайшего развития» ребенка. Для уточнения характера обобщения при «отгадывании» загадок не­обходимо подробно расспрашивать детей о том, почему именно так обо­значены фигурки. Если ребенок правильно «отгадал» загадку, но не может дать объяснения, то переходят к следующей загадке. В случае правильного Объяснения испытуемым ответа в новой загадке следует вернуться к предыдущей и опять попросить его объяснить в ней ответ. На всех этапах работы правило, содержащееся в первых двух строч­ках таблицы, должно быть открыто.

По ходу всего эксперимента нужно вести подробный протокол, где будут фиксироваться все высказывания испытуемого, направления его взгляда, а также все вопросы и замечания экспериментатора.

Поскольку данная методика носит клинический характер и не имеет нормативных показателей, то полученные по ней результаты интер­претируются не с точки зрения нормальности-аномальности развития ребенка, а с точки зрения особенностей развития у него процесса обоб­щения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 538; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.0.240 (0.007 с.)