Методика 2. Тест «Индивидуальные стили мышления» (А. Алексеева, Л. Громовой) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика 2. Тест «Индивидуальные стили мышления» (А. Алексеева, Л. Громовой)



Цель: этот тест предназначен для того, чтобы помочь определить предпочитаемый вами способ мышления, а также манеру задавать вопросы и принимать решения. Среди предлагаемых на выбор ответов нет правильных или неправильных. Максимум полезной информации вы получите в том случае, если будете, как можно точнее сообщать об особенностях вашего реального мышления, а не о том, как, по-вашему, следовало бы мыслить.

ИНСТРУКЦИЯ: «Каждый пункт данного опросника состоит из утверждения, за которым следуют пять его возможных окончаний. Ваша задача – указать ту степень, в которой каждое окончание применимо к вам. В тетради после номера каждого окончания проставьте номера – 5, 4, 3, 2 или 1, указывающие на ту степень, в какой данное окончание применимо к вам: от 5 (более всего подходит) до 1 (менее всего подходит). Каждый номер (балл) должен быть использован только один раз. Каждое из пяти окончаний в группе должно получить номер.

Пример: Когда я читаю книгу по специальности, я обращаю внимание главным образом на:

1) качество изложения, стиль;

2) основные идеи книги;

3) композицию и оформление книги;

4) логику и аргументацию автора;

5) выводы, которые можно сделать из книги».

Если вы уверены, что поняли приведенную выше инструкцию можно продолжать работать дальше.

Полный текст методики см. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. — 480 с: ил. (С. 264-270)

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Синтетический стиль мышления проявляется в том, чтобы создавать что-то новое, оригинальное, комбинировать несходные, часто противоположные идеи, взгляды, осуществлять мысленные эксперименты. Девиз Синтезатора – «Что если...». Синтезаторы стремятся создать по возможности более широкую, обобщенную концепцию, позволяющую объединить разные подходы, «снять» противоречия, примирить противоположные позиции. Это теоретизированный стиль мышления, такие люди любят формулировать теории и свои выводы строят на основе теорий, любят замечать противоречия в чужих рассуждениях и обращать на это внимание окружающих людей, любят заострить противоречие и попытаться найти принципиально новое решение, интегрирующее противоположные взгляды, они склонны видеть мир постоянно меняющимся и любят перемены, часто ради самих перемен.

Идеалистический стиль мышления проявляется в склонности к интуитивным, глобальным оценкам без осуществления детального анализа проблем. Особенность Идеалистов – повышенный интерес к целям, потребностям, человеческим ценностям, нравственным проблемам; они учитывают в своих решениях субъективные и социальные факторы, стремятся сглаживать противоречия и акцентировать сходство в различных позициях, легко, без внутреннего сопротивления воспринимают разнообразные идеи и предложения, успешно решают такие проблемы, где важными факторами являются эмоции, чувства, оценки и прочие субъективные моменты, порой утопически стремясь всех и все примирить, объединить. «Куда мы идем и почему?» – классический вопрос Идеалистов.

Прагматический стиль мышления опирается на непосредственный личный опыт, на использование тех материалов и информации, которые легко доступны, стремясь как можно быстрее получить конкретный результат (пусть и ограниченный), практический выигрыш. Девиз Прагматиков: «Что-нибудь да сработает», «Годится все, что работает». Поведение Прагматиков может казаться поверхностным, беспорядочным, но они придерживаются установки: события в этом мире происходят несогласованно, и все зависит от случайных обстоятельств, поэтому в непредсказуемом мире надо просто пробовать: «Сегодня сделаем так, а там посмотрим...» Прагматики хорошо чувствуют конъюнктуру, спрос и предложение, успешно определяют тактику поведения, используя в свою пользу сложившиеся обстоятельства, проявляя гибкость и адаптивность.

Аналитический стиль мышления ориентирован на систематическое и всестороннее рассмотрение вопроса или проблемы в тех аспектах, которые задаются объективными критериями, склонен к логической, методичной, тщательной (с акцентом на детали) манере решения проблем. Прежде чем принять решение, аналитики разрабатывают подробный план и стараются собрать как можно больше информации, объективных фактов, используя и глубокие теории. Они воспринимают мир логичным, рациональным, упорядоченным и предсказуемым, поэтому склонны искать формулу, метод или систему, способную дать решение той или иной проблемы и поддающуюся рациональному обоснованию.

Реалистический стиль мышления ориентирован только на признание фактов, и «реальным» является только то, что можно непосредственно почувствовать, лично увидеть или услышать, прикоснуться и т. п. Реалистическое мышление характеризуется конкретностью и установкой на исправление, коррекцию ситуаций в целях достижения определенного результата. Проблема для Реалистов возникает всякий раз, когда они видят, что нечто является неправильным, и хотят это нечто исправить.

Таким образом, можно отметить, что индивидуальный стиль мышления влияет на способы решения проблем, на способы поведения, на личностные особенности человека.

Тест Липпмана «Логические закономерности»

 

Ход опыта. Испытуемым предъявляют письменно ряды чисел. Им необходимо проанализировать каждый ряд и установить закономерность его построения. Испытуемый должен определить два числа, которые бы продолжили ряд. Время решения заданий фиксируется.

Числовые ряды:

2, 3, 4, 5, 6, 7

6, 9, 12, 15, 18, 21

1, 2, 4, 8, 16, 32

4, 5, 8, 9, 12, 13

19, 16, 14, 11, 9, 6

29, 28, 26, 23, 19, 14

16, 8, 4, 2, 1, 0,5

1, 4, 9, 16, 25, 36

21, 18, 16, 15, 12, 10

3, 6, 8, 16, 18, 36

 

Проверить правильность ответов и уровень развития логического мышления по "ключу".

"Ключи" и интерпретация результатовПредъявленные ряды

       Правильные ответы

 

 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
6, 9, 12, 15, 18, 21 24, 27
1, 2, 4, 8, 16, 32 64, 128
4, 5, 8, 9, 12, 13 16, 17
19, 16, 14, 11, 9, 6 4, 1
29, 28, 26, 23, 19, 14 8, 1
16, 8, 4, 2, 1, 0.5 0,25, 0,125
1, 4, 9, 16, 25, 36  49, 64
21, 18, 16, 15, 12, 10 9, 6
3, 6, 8, 16, 18, 36       38, 76

Оценка результатов

Время выполнения задания (мин, с) Количество ошибок Баллы Уровень развития логического мышления
2 мин и менее              0 5 Очень высокий уровень логического мышления  
       
       
       
       
       
       
       

 

           

           

           

0         

5         

 

2 мин 10 с -

 4 мин 30 с    

0         

4         

Хороший уровень, выше, чем у большинства людей

 

4 мин 35 с -

9 мин 50 с     

0         

3+       

Хорошая норма большинства людей

 

4 мин 35 с -

9 мин 50 с     

1         

3         

Средняя норма

 

4 мин 35 с -

9 мин 50 с     

2-3      

3-        

Низкая норма

 

2 мин 10 с -

15 мин           

4-5      

2         

Ниже среднего уровня развития логического мышления

 

10 мин - 15 мин       

0-3      

2+       

Низкая скорость мышления, "тугодум"

 

более 16 мин

более 5          

1         

Дефект логического мышления у человека, прошедшего обучение в объеме начальной школы, либо высокое пепеутомление

       25.Подобрать психодиагностические методики для исследования самосознания у взрослых людей с учетом специфики возраста.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 2674; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.200.226 (0.01 с.)