Использование методики косвенного измерения системы самооценок (КИСС) в социально-психологическом исследовании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование методики косвенного измерения системы самооценок (КИСС) в социально-психологическом исследовании



Автор (источник) методики. Методика косвенного измерения системы самооценок (КИСС) разработана Е.Т. Соколовой и Е.О. Федотовой.

Методика совмещает в себе черты проективных технологий эмоционального выбора (к методикам этого класса относятся так же тесты Сонди, Лутошкина и др.) и психосемантического подхода.

В первоначальном варианте методика КИСС была направлена на диагностику общей и частной самооценки. Однако опыт ее использования показал, что область применения данной методики гораздо шире и охватывает отношения к широкому кругу явлений, в том числе отношения к другим людям.

В рамках социально-психологического исследования методика КИСС может быть использована для решения различных задач.

· Изучение ценностно-смыслового отношения к другим людям, к самому себе, выявление стоящих за самооценкой и оценкой других ценностей респондента, его личностных смыслов.

· Изучение представлений о «Я» идеальном, «Я» – глазами других, «Я» – реальном, а так же исследование взаимосвязи указанных представлений.

·  Определение уровня принятия других и самопринятия.

· Определение степени идентификации испытуемого с другими людьми.

· Осуществляя несколько последовательных замеров, можно зафиксировать динамику отношения к другим, изменения самоотношения, динамику ценностно-смысловой сферы личности.

· И т.д.

Таким образом, исследователь, использующий данную методику, имеет очень широкие возможности для творческого поиска.

Область практического применения методики КИСС довольно широка.

· Методика успешно используется при проведении социально-психологических, психологических исследований.

· Применяется в консультативной практике (в семейном консультировании при анализе супружеских и детско-родительских отношений и т.д.).

· КИСС активно используется в клинической практике при работе с больными с различными психическими аномалиями (транссексуалы, невротики, суицыденты и т.д.).

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ.

В качестве стимульного материала выступает набор карточек со схематическими изображениями человеческих лиц, за каждой из которых закрепляется определенный номер. Из схемы лица исключен рот, так как эксперименты показали, что рисунок линии рта может давать систематический сдвиг в восприятии лица по определенным параметрам. Набор состоит из 10 карточек, поскольку 10 – число большее, чем объем кратковременной памяти, но достаточно небольшое число, чтобы испытуемый мог «потеряться в материале».

Варианты карточек.

Разработано четыре варианта карточек, которые могут быть использованы исследователем в зависимости от половых и возрастных особенностей испытуемых: взрослый (женский, мужской) и детский (женский, мужской).

ИНСТРУКЦИЯ ИСПЫТУЕМОМУ.

Давайте проверим Ваше воображение. Перед Вами 10 карточек с изображениями человеческих лиц. Разложите карточки в ряд таким образом, чтобы слева была та карточка, которая Вам нравится больше всего, справа – меньше всего, а между ними карточки лежали в порядке убывания приятности.

А теперь опишите человека, чье лицо изображено на карточке, понравившейся Вам больше всего.

Опишите, пожалуйста, человека, чье лицо изображено на карточке, которая понравилась Вам меньше всего.

Разложите карточки в ряд так, чтобы слева была та, на которой изображено самое доброжелательное (общительное, умное, похожее на вашу жену и т.п. в зависимости от интересующих исследователя параметров) лицо. Справа положите карточку, на которой изображено самое недображелательное лицо, а между ними разложите карточки в порядке убывания «доброжелательности» лиц, изображенных на карточках и т.д.

ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ.

Испытуемому сообщают, что методика направлена на проверку воображения. Ему предлагают, ознакомившись предварительно с набором карточек, разложить их по степени убывания качеств, представляющих интерес в контексте исследования.

Как правило, первоначально испытуемого просят разложить карточки в ряд по степени убывания «приятности». После чего ему предлагается описать первое (наиболее «приятное») и последнее (наименее «приятное») изображения, что позволяет выявить актуальные для данного респондента шкалы самооценки. Названные в рассказе качества затем используются в качестве параметров (шкал) для ранжирования.

В зависимости от целей исследования, испытуемому могут предлагаться заранее определенные исследователем параметры для ранжирования (отдельные качества личности – «общительность», «конфликтность», «доброжелательность», «ум», «здоровье» и др.). В этом случае, чтобы обеспечить максимальное понимание содержания и смысла этих качеств, желательно давать испытуемым стандартные определения предлагаемых характеристик [1]. Например:

· Доброжелательность – теплое дружеское отношение к окружающим.

· Общительность – способность легко вступать в контакты с другими людьми.

· Справедливость – беспристрастность, объективность в поступках и отношении к другим людям.

После каждой раскладки, исследователю необходимо перемешивать карточки.

Для того, чтобы иметь возможность выявить особенности восприятия других людей, степень идентификации испытуемого с ними, используются такие параметры ранжирования как «похожесть на другого» (похожесть на жену / мужа, ребенка, родителя, друга и т.п.).

Процедура методики может варьироваться в зависимости от целей исследования.

Так, при исследовании межличностных отношений в супружеских парах можно предложить им разложить карточки «встав на точку зрения другого супруга», по отношению к самому себе, за другого супруга [Мих]. Это дает возможность получить «рефлексивную оценку самооценки», «отраженное отношение к самому себе» и пр.

Для изучения сферы «социального Я», могут быть использованы такие параметры ранжирования как «Я, такой, каким меня видят окружающие», «каким я хотел бы быть» и т.д.

По окончании ранжирования по выбранным параметрам испытуемого просят разложить карточки по степени похожести на себя.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ.

Обработка результатов может производиться в несколько этапов.

На первом этапе с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена могут быть выявлены:

1. Общая степень принятия объекта (себя, другого – ребенка, мужа, друга и т.п.). Для этого вычисляется корреляция между ранжировкой «приятность» и ранжировкой «похожесть на объект».

2. Шкала оценок объекта по исследуемым качествам (определяются корреляции между ранжировкой «похожесть на объект» и ранжировкой по другим параметрам).

3. Шкала субъективной значимости качеств (корреляция между ранжировкой «нравится» и ранжировками по личностным качествам).

4. Степень идентификации испытуемого с другим (корреляция между ранжировкой «похожесть на меня» и ранжировкой «похожесть на другого»).

Коэффициент корреляции вычисляется по формуле /Рис. 1/:

                              6 ∑ d ²

                   r = -------------------

                              n (n² - 1)

       где d – разность рангов между сравниваемыми рядами раскладок,

                   n – число карточек.

Интерпретация возможна на основе сопоставления полученных вторичных показателей: общего принятия объекта и уровня его оценки по исследуемым качествам (это позволяет, в том числе, выявить типичные особенности «психологических портретов» тех или иных объектов социальной перцепции у различных групп испытуемых);

3. ТЕСТ-ОПРОСНИК CАМООТНОШЕНИЯ (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев)

Цель методики -

Описание методики.

Тест опросник самоотношения (ОСО) построен в соответствии с разработанной В. В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. Данная версия опросника позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности: 1) глобальное самоотношение; 2) самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе; 3) уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я».

В качестве исходного принимается различие содержания «Я-образа» (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения.. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе. Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 848; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.32.116 (0.009 с.)