Методика 3. Программа диагностики психологической готовности к школе Н. И. Гуткиной. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика 3. Программа диагностики психологической готовности к школе Н. И. Гуткиной.



Автор (источник) методики. По Н. И. Гуткиной центральным новообразованием в психике ребенка, которое существенно определяет успешность обучения в начальной школе, является произвольность поведения. Диагностическая программа включает ряд методик:

1 — методика по определению доминирования познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере ребенка (в названии обозначена цель методики),

2 — методика выявления сформированности «внутренней позиции школьника» (специально построенная беседа с дошкольником),

3 — методика «Домик», включающая задание по срисовыванию образца и позволяющая диагностировать особенности произвольного внимания, сенсомоторики, умения работать по образцу, 4 — методика «Да и нет», применяющаяся для диагностики умения ребенка действовать по правилу и представляющая собой модификацию известной игры «да» и «нет» не говорите, «черного с белым не носите»,

5 — методика «Сапожки», направленная на диагностику умения пользоваться правилом для решения задачи и особенностей развития процесса обобщения,

6 — методика «Последовательность событий», предназначенная для изучения особенностей развития логического мышления, речи и способности к обобщению,

7— методика «Звуковые прятки», предназначенная для проверки фонематического слуха.

На основе обследования ребенка по данной диагностической программе составляется специальная психологическая карта.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.

Психологическая готовность к школе проявляется в мотивационной, произвольной, интеллектуаль­ной и речевой сферах. К моменту поступления в школу в мотивацион­ной сфере ребенка должны быть развиты как познавательные, так и социальные мотивы учения, в совокупности позволяющие ребенку стать субъектом учения, т. е. сознательно принимать и выполнять по­ставленные перед ним задачи. Другими словами, первоклассник, гото­вый к школьному обучению, должен обладать учебной мотивацией, состоящей из познавательных и социальных мотивов учения, при этом немаловажной характеристикой является и выраженность мотива до­стижения. Учебную мотивацию можно рас­сматривать как новообразование, возникающее к концу дошкольного возраста.

Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению состоит, в основном, из игр и игровых зада­ний с правилами. Игровой материал подобран таким образом, что хорошего результата ребенок может добиться только тогда, когда уже имеет опыт обучения (тренировки) в подобных играх. Успех ребенка свидетельствует о достаточном раз­витии исследуемых психических сфер (игра выполнила свои функ­ции) и позволяет предположить возникновение учебной мотивации. Набор игр должен позволить ребенку проявить такой уровень мотивационного, произвольного, интеллектуального и речевого разви­тия, который необходим и достаточен для начала обучения в школе.

Мотивационная сфера

Методика 4. «Сказка».

Автор (источник) методики.

Это средство диагностики направлено на опре­деление доминирования познавательного или игрового мотива в мо­тивационной сфере ребенка.

В комнату, где на столике выставлены обычные, не слишком при­влекательные игрушки, приглашают ребенка и предлагают ему в течение минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор подзывает его к себе и предлагает ему послушать сказку. Ребенку читают интересную для его возраста сказку, которую он раньше не слышал. На самом интерес­ном месте чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает испы­туемого, что ему в данный момент больше хочется, поиграть с выстав­ленными на столиках игрушками или дослушать сказку до конца.

Дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочи­тают послушать продолжение сказки. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, носит манипулятивный характер.

Методика 5. «Внутренняя позиция школьника». Данное средство диагностики представляет собой экспериментальную беседу и направ­лено на выявление внутренней позиции школьника.

Автор (источник) методики.

В исследованиях по изучению этого новообразования дошкольного возраста (Божович Л. И., Морозова Н. Г., Славина Л. С.) было установлено, что в игре в школу дети, характеризующиеся наличием внутренней позиции школьника, предпочитают роль ученика, а не учителя и хотят, чтобы все содержание игры сводилось к реальной учебной деятельности (письмо, чтение, решение примеров и т. д.). На­оборот, в случае несформированности этого образования дети пред­почитают в игре в школу роль учителя, а не ученика, а также вместо конкретной учебной деятельности – игру в «перемены», разыгрыва­ние прихода в школу, ухода из нее и т. д.

Это связано с тем, что, как показали исследования Д. Б. Элъконина (1978), центральным моментом в игре дошкольников всегда становит­ся самое важное для них в разыгрываемом событии. При этом самые значимые моменты наиболее развернуты и реалистичны в игре. Соот­ветственно, незначимым моментам уделяется мало внимания. С точ­ки зрения Л. И. Божович, экспериментальная игра в школу может по­казать, что прежде всего привлекает будущих первоклассников в их новой школьной жизни.

Таким образом, внутреннюю позицию школьника можно выявить в игре, но этот путь занимает слишком много времени. В том же иссле­довании было показано, что игра может быть заменена специальной экспериментальной беседой, дающей аналогичный результат.

На основании вышеизложенного была разработана беседа, направ­ленная на определение внутренней позиции школьника, включающая вопросы, косвенным образом позволяющие определить наличие по­знавательной и учебной мотивации у ребенка.

Произвольная сфера

Методика 6. «Домик».

Автор (источник) методики.

Это средство диагностики представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из геометрических фигур и элементов прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка воспро­изводить зрительно воспринимаемый образец, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки, а также произ­вольную регуляцию деятельности.

Методика имеет клинический характер и не предполагает получение нормативных показателей. В программе по исследованию психологи­ческой готовности к школе методика применяется для детей 6-7 лет, а в случае специального использования ее для определения особенно­стей сенсомоторного развития ребенка возрастной диапазон может быть расширен от 5,5 до 10 лет.

При анализе рисунка с ошибками учитывается не только характер ошибок, но и особенности деятельности испытуемого по срисовыва­нию образца. Так, разную информацию для последующей работы с ре­бенком дают ошибки, допущенные в результате того, что испытуемый, мельком взглянув на образец, дальше рисовал его по памяти, и ошибки, допущенные, несмотря на тщательное изучение образца и даже провер­ку сделанного. Обработка детского рисунка проводится путем качественного анали­за допущенных ребенком ошибок. Ошибками считаются:

1) отсутствие какой-либо детали рисунка;

2) неправильно изображенная деталь рисунка;

3) неправильное расположение деталей в пространстве рисунка;

4) диспропорция деталей рисунка;

5) увеличение всего рисунка вдвое и более;

6) отклонение прямых вертикальных и горизонтальных линий от за­данного направления;

7) изображение прямых линий не просто неровными, а в виде изло­манных и волнистых;

8) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соеди­нены;

9) залезание линий одна за другую.

При анализе детского рисунка необходимо обратить внимание на ха­рактер линий: очень жирные или «лохматые» линии могут свидетель­ствовать, согласно имеющейся по этому вопросу литературе, о тревож­ности ребенка. Но вывод о тревожности ни в коем случае нельзя делать на основании одного лишь рисунка. Возникшее подозрение необходимо проверить специальными экспериментальными методами по определе­нию тревожности.

Поскольку данная методика носит клинический характер и не имеет нормативных показателей, то полученные по ней результаты интер­претируются не с точки зрения нормальности-аномальности развития ребенка, а с точки зрения особенностей его сенсомоторного развития.

Методика 7. «Да и нет».

Автор (источник) методики. Руководство практического психолога: Готовность к школе: развивающие программы / Под ред. И.В. Дубровиной. - М., Издательский центр «Академия», 1997. - 128 с. С. 48-51.

Данное диагностическое средство представ­ляет собой игру, позволяющую выявить умение ребенка действовать по правилу, что невозможно без произвольного внимания, произволь­ной памяти и произвольной регуляции деятельности. Методика является модификацией известной детской игры «"Да" и "нет" не говорите, черного с белым не носите». По ходу игры ведущий задает ее участникам такие вопросы, на которые проще всего ответить словами «да» или «нет», а также употребив названия белого или черного цвета. Но именно этого по условиям игры делать нельзя.

Для методики взята только первая часть правила игры, а именно: де­тям запрещено отвечать на вопросы словами «да» и «нет».

Умение действовать по правилу предполагает достаточное развитие произвольного внимания и произвольной памяти. Чтобы правильно от­ветить на вопросы, ребенку необходимо, не отвлекаясь, постоянно удер­живать в памяти условие игры и принятое им намерение отвечать оп­ределенным образом. По ходу игры он должен контролировать свои ответы, сдерживая непосредственное желание ответить словами «да» и «пет», и одновременно обдумывать содержательный ответ. Все это не­возможно без определенного развития произвольной регуляции дея­тельности.

Обработка результатов проводится путем подсчета ошибок, под ко­торыми понимаются только слова «да» и «нет». Слова «ага», «неа» и тому подобные не рассматриваются в качестве ошибок. Также не счи­тается ошибкой бессмысленный ответ, если он удовлетворяет формаль­ному правилу игры. Вполне допустимо, если ребенок вообще молчит и лишь ограничивается утвердительным или отрицательным движением головы. Задание выполнено на хорошем уровне, если не допущено ни одной
ошибки. Если допущена одна ошибка, то это – средний уровень выполнения задания. Если допущено более одной ошибки, то считается, что испытуемый с заданием не справился.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 2461; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.35 (0.015 с.)