Любопытные сочинения об этом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Любопытные сочинения об этом



В Германии существует много сочинений об обрядах и обычаях различных ремесленников; вот некоторые: «Венец чести мельника, или Полное описание истинного свойства кругов общества мельников. Составлено учеником-мельником Георгом Борманном». Тут мы входим в масонский символизм. Один политипаж представляет круг с мистическими изречениями, и объяснение гласит, что все было создано от круга или кругом. Потом идет история пекарей, сообразно Священному Писанию; потом поэтически описанное путешествие с подробностями о самых знаменитых мельницах Лузации, Силезии, Моравии, Венгрии, Богемии и пр. Имена трех самых знаменитых мельников на свете, по словам автора, помещены в виде треугольника, и книга кончается воззванием к Строителю Вселенной. Сочинение подобного же рода озаглавлено: «Обычаи благородного ремесла пекарей; как каждый должен вести себя в гостинице и на работе. Напечатано для руководства отправляющихся странствовать». Другое называется: «Происхождение, древность и знаменитость достопочтенного общества скорняков; точное описание всех формальностей, наблюдаемых с незапамятных времен в посвящении мастеров, и способа экзамена работников. Все верно описано Яковом Вармундом» (Истинноуст). Все общества хвалятся своим древним происхождением, но всех более скорняки, ссылающиеся на то, что сам Господь был их товарищем в работе, так как в Библии говорится, что Господь сделал передники из шкур Адама и Евы – честь, не разделяемая никаким другим обществом.

Причина существования товарищества

Товарищество можно назвать ремесленным рыцарством. Обряды, символы и предания составляют осязаемую форму. Необходимость для работников найти, по прибытии в новый город, центр друзей, место сборища, мать, среди исключения, в которое ввергли бы их учрежденные ремесленные корпорации, была причиной существования этих обществ. Возможность бороться посредством соединенной силы и пассивного сопротивления численности против притеснения мануфактуристов и уравнять силы, которые иначе были бы неравны, еще другая причина этих товариществ. В Средние века, когда центральной власти было едва достаточно для притеснения, а не защиты, когда человек был жертвой самоволия без всяких средств к обороне, тайные общества по необходимости возникли во многих странах – Священные Фемы, наблюдавшие за общественной безопасностью.

Гильдии

Гильдии имели то же происхождение, но едва ли могут быть причислены к тайным обществам, хотя их влияние часто употреблялось втайне, и короли часто пользовались ими против аристократии, как, например, Людовик Толстый, который сам был основателем общества под названием Народная община, учрежденного для прекращения разбоя феодальных владетелей, замки которых по большей части были разбойничьими вертепами. В Англии первые гильдии, о которых сохранились ясные известия, были учреждены в XI столетии. По гильдейским законам никто не мог заниматься ремеслом, не пробыв в учении семи лет. Но с введением машин этот обычай вывелся, так как мелких мануфактуристов становилось все меньше и меньше и отношения хозяев к работникам изменились. Эти отношения еще можно найти в некоторых местах Германии или Швейцарии, где один хозяин держит одного ученика и от двух до четырех работников. Этот род промышленности можно было найти несколько лет назад в Йоркшире между мелкими суконщиками. Это тихая промышленность была прервана быстрым введением машин. Мелкие фабриканты старались защититься, настаивая на старинных ремесленных постановлениях, но без успеха, потому что в 1814 г. всякий след старых ремесленных постановлений исчез из английских статутов. Закон о союзах 1800 г., не отмененный до 1824 г., часто принуждал работников, соединившихся таким образом, принять характер членов Дружеских обществ. Главной целью их было не допускать женщин и детей работать на громадных фабриках, повсюду возникавших, и отстаивать старинный закон об учении. Потерпев неудачу в этом, они устроили стачки, свойства, действия и последствия которых известны всем.

Германские студенты

Товарищество совсем другого рода, но все-таки товарищество составляют студенты университетов в Германии, которым поэтому можно посвятить несколько строк. Студент, или бурш, смотрит на обитателей города, университет которого удостаивает своим присутствием, как на филистимлян, и стычки обывателей с студентами так же обыкновенны в Германии, как и в Англии. Все не студенты – филистимляне, будь они короли, принцы, дворяне или чернь. Студенты составляют два больших общества: Буршеншафты, состоящие из студентов разных государств, и Ландсманшафты, из студентов одного государства. Каждое общество имеет свои законы, постановления и должностных лиц, управляющих по уставу; но все члены университетов признают сверх того общий кодекс «Комментарий».

Те, которые не хотят принадлежать к этим обществам, весьма мало уважаются, и их называют разными позорными именами, как, например, Camele (верблюд), Finken (зяблик), и другими более оскорбительными. Шальные студенты (служащие студенты), называемые Frosche (лягушки), не могут принимать участие в собраниях Буршей. Новичок называется Fuchs (лисица), а иногда Goldfuchs (золотая лисица), потому что у него еще есть несколько золотых монет; через полгода он называется Brandfuchs (красная лисица, вернее, прогоревшая), и его переход в это состояние празднуется смешными обрядами. На второй год Brandfuchs повышается в звание Jungbursch (молодого бурша); на третий он становится Altbursch (старый бурш), Altes Haus (старый дом) или Bemoostes Haupt (маститая голова). Студенты, уроженцы университетского города, называются простоквашами, потому что их матери могут посылать им, если хотят, простоквашу на ужин. Переходя из одной степени в другую, фукс должен проходить через ряд искусов; особенно испытывается его способность пить и курить. При первом посещении Commershaus (дома пиршеств, как называется тот трактир, которому покровительствуют студенты) его непременно напоят пьяным за его собственный счет, и в то же время он должен угощать всех старых буршей. Утром он просыпается с Katzenjammer (головная боль с похмелья), надевает фантастический костюм: польский кафтан, ботфорты со шпорами, шапку того цвета общества, к которому принадлежит, к петлице привязывает огромный кисет, во рту держит длинную трубку, а в руке палку с железным наконечником. Он старается более всего сделаться Flotter Bursch, студентом чистокровным, и гордится, если старый бурш сделает его своим Leibfuchs (любимая лисица). Филистимляне, оскорбившие студентов, осуждаются на Ver-ruf (опала), и часто студенты выходили против горожан, составляя со своими Stiefelwichser (чистильщики сапог) боевую шайку, которой не могли бы пренебречь и военные. Крик «Burschen, raus!» («Студенты, выходи!») наводит ужас на маленькие мирные германские города. Иногда они наказывают город, оставляя его совсем, и возвращаются только тогда, когда примут их условия. Такие эмиграции происходили в Гёттингене в 1823 г., в Галле в 1827 г. и в Гейдельберге в 1830 г. Некоторые подробности об этих эмиграциях могут показаться занимательными. Студенты, тайно составившие Буршешиафт, подвели под опалу музей, потому что правила по его управлению не нравились многим из них. За это коноводов схватили и предали суду. Но при крике «Burschen, raus!» все студенты, торопливо захватив нужные им вещи, бросили их в извозчичьи колясочки, на лошадей, на спины чистильщиков сапог и вышли из города Швельцинген; они вернулись в Гейдельберг, только когда их требования относительно музея были уважены. Другое выступление случилось много лет перед этим. Один студент, проходя мимо караульни, забыл вынуть трубку изо рта. Между ним и часовым завязался спор; часовой позвал офицера, который грубо оскорбил студента. Это подало повод к эмиграции, впрочем, не далее мили от города, откуда студенты тотчас вернулись, так как были уважены все их требования, состоявшие в том, что за все происшедшее они получат полное прощение и солдат уведут. Кроме того, солдаты должны были стоять на мосту с офицерами во главе и отдавать честь, когда студенты с музыкой впереди проходили с торжеством. Но хотя германский студент, по-видимому, не думает ни о чем, как только курить трубку, которой он дает изящное название Stinktopf[63], пить несметное количество вина, пива и пунша, угощать дочерей горожан, которых любезно называет Geier (коршуны), а гризеток – Besen (метлы), делать долги, драться на поединках, – быть названным Dummer Junge (глупый мальчик), оскорбление, требующее вызова на поединок, – и вообще расстраивать свое здоровье, но, когда примется заниматься, он совершает такие умственные подвиги, которые удивили бы многих первоклассных оксфордцев или кембриджцев. Из всего этого брожения и пены выходит наконец хорошее вино, и всем умственным величием и большей частью политического прогресса Германия обязана буйным буршам, о которых я не могу говорить иначе, как с пристрастным расположением, потому что о многих из них сохранил весьма приятные личные воспоминания.

Древний обычай посвящения

В следующем месте, взятом из «Истории высшей Кенигсбергской школы» Арнольда, читатель может найти много обычаев, сходных с теми, которые употреблялись в посвящениях в древние таинства, и господствовавших даже в первой половине XVII в. в приемах германских студентов. «В университете, где были в обычае посвящения, новоприбывший студент, так называемый Вгапе, или Bacchant, являлся к декану философского факультета и просил, чтобы его приняли в число студентов по установленному обряду. Когда таких Branen набиралось несколько, декан назначал день для торжественного приема и призывал, кроме новичков, посвящающего с его орудиями и секретаря. Прежде всего посвящающий надевал костюм арлекина и заставлял студентов одеваться таким же образом, с прибавкой разных других комических принадлежностей костюма, а главное – шляп и шапок с рогами; затем он раздавал им орудия, посредством которых исполнялся обряд, – деревянные гребни, большие ножницы, топоры, сечки, рубаны, пилы, бритвы, зеркала, скамьи и пр. Поставив кандидатов попарно, посвящающий направлялся во главе их в залу, где должен был совершиться обряд. Там он обращался с речью к декану и зрителям, состоявшим из студентов. Обряд начинался тем, что посвящающий бил новичков мешком, полным песку или отрубей, и принуждал их разбегаться с разными смешными телодвижениями и увертками, чтобы уклониться от ударов мешка. Потом он предлагал им вопросы и загадки, и те, которые не скоро отвечали, получали столько ударов мешком, что часто у них слезы выступали на глазах. Отдав орудия, которые держали в руках, посвящаемые затем ложились на пол, так что головы их почти касались одна другой; посвящающий делал вид, будто строгает их плечи, пилит ногти, пробуравливает и отпиливает ноги – словом, отесывает каждый член их, и наконец сшибал козлиные рога и вытаскивал изо рта большими щипцами зубы сатира, нарочно для этого вложенные в рот. Кандидатов заставляли тогда садиться на скамейку с одной ножкой. Посвящающий подвязывал им грязную салфетку, вместо мыла намазывал их толченым кирпичом или ваксой и брил так сильно деревянной бритвой, что у них слезы навертывались на глаза. Причесывание деревянными гребнями происходило не менее грубо, и волосы посыпались стружками. После всех этих проделок посвящающий, схватив мешок с песком, выгонял посвящаемых этим орудием из залы, снимал свой шутовской наряд, надевал обыкновенное платье и приказывал посвящаемым сделать то же самое. Потом он провожал их обратно в залу, где и представлял в короткой латинской речи декану, который также отвечал по-латыни, объясняя обычай посвящения и прибавляя много хороших советов. Наконец он давал каждому попробовать несколько крупинок соли, как символ мудрости, опрыскивал их в знак радости вином и подавал им свидетельства о приеме».

Едва ли необходимо указывать на сходство между вышеприведенным посвящением в студенческую жизнь и посвящением в древние таинства, а также современное франкмасонство; переодевания, испытания, речи и весь церемониал составлены по образцу тайных обществ.

Книга Гофмана Lebens Ansichten des Katers Murr («Взгляды на жизнь Кота Мурлыки») – капитальная сатира на жизнь германского студента. Германский ученый – насколько мне известно, перевода этого сочинения по-английски нет – может там видеть, как Мурлыка становится Flotter Katzbursch (чистокровным котом-буршем).

Источники

Perdiguier Agricola. Le Livre du Compagnonnage. Paris, 1840.

Moreau. Un Mot sur le Compagnonnage. Auxerre, 1841.

Giraud. Reflexions sur le Compagnonnage. Lyon, 1847.

Sand. Le Compagnon du Tour de France.

Sciandro. Le Compagnonnage, ce qu’il a ete, ce qu’il ets. Marseilles, 1850.

Grimm. Altdeutsche Walder. Cassel, 1813.

Brentano. Arbeitergilden der Gegenwart. Leipzig, 1871.

Карбонарии

Карбонарии

История общества

Подобно всем другим обществам, карбонарии предъявляют права на самую отдаленную древность. Некоторые, менее образованные, даже уверяли о происхождении от Филиппа Македонского, отца Александра Великого, и пытались составить высокую степень, основанную на этом воображаемом происхождении. Другие доходят только до папы Александра III, когда Германия, чтобы обезопасить себя от алчных баронов, основала гильдии и общества для взаимного покровительства и угольщики в обширных лесах этой страны соединились против разбойников и врагов. Преступное предприятие Конрада Кауфунгена увезти саксонских принцев не удалось от вмешательства угольщиков. В периоде более недавнем герцог Ульрих Витембергский принужден был ими под угрозой смерти отменить лесные законы, считавшиеся стеснительными. Подобные общества возникли во многих горных странах и окружали себя тем мистицизмом, примеров которого мы видели столько. Верность их друг другу и обществу была так велика, что в Италии вошло в поговорку: «Даю слово карбонария». Но самое вероятное происхождение ордена от дровоколов (Fendeurs), которые с самых древних времен существовали во французском департаменте Юра, где их называли добрым родством (le bon cousinage), и имели обряды, сходные с обрядами современных карбонариев. Общество, очевидно, распространилось в Италии, где приобрело большую власть и более совершенную организацию, и члены его приняли новое наименование – карбонарии. На праздниках карбонариев великий мастер пьет за здоровье Франциска I, короля Французского, мнимого основателя ордена, по следующему преданию. Во время смут в Шотландии, в царствование королевы Изабеллы – эта Изабелла чистый миф – много знаменитых особ, избегая ига тиранства, укрылись в лесах. Чтобы избегнуть всякого подозрения в преступном товариществе, они рубили лес и жгли уголь. Под предлогом, будто носили его на продажу, они входили в деревни и, называясь карбонариями (угольщиками), легко встречали своих соучастников и взаимно сообщали друг другу свои планы. Они узнавали друг друга посредством знаков, рукоприкосновений и слов, а так как в лесу жилищ не было, то построили шалаши продолговатой формы из древесных ветвей. Их ложи (vendite) подразделялись на множество бараков, воздвигнутых каждый Добрым кузеном, довольно знатным. В лесу жил пустынник, по имени Теобальд; он присоединился к ним и покровительствовал их предприятию. Его провозгласили покровителем карбонариев. Франциску I, французскому королю, случилось охотиться на границах своего королевства близ Шотландии (sic!); следуя за диким зверем, он отделился от своих придворных. Он заблудился в лесу, но, наткнувшись на один из шалашей, был гостеприимно угощен, познакомился с тайнами карбонариев и был посвящен в орден. Вернувшись во Францию, он объявил себя их покровителем. Основанием этой истории, вероятно, служит покровительство Людовика XII, продолжаемое Франциском I, Вальденсам, укрывшимся в Дофине. Но ни дровосеки, ни карбонарии не имели никакой важности и не разыгрывали никакой замечательной роли между тайными обществами в Европе до революции. К их влиянию во время этого события и после него мы вернемся впоследствии.

Святой Теобальд

Теобальд, о котором упоминается в предыдущем предании, говорят, происходил от первых графов Бри Шампенуа. Будучи знатен и богат, он из любви к уединению оставил дом отца и удалился со своим другом Готье в лес в Швабии, где они жили отшельниками, занимались всякой попавшейся работой, чтобы содержать себя, но главное – изготовляли уголья для кузниц. Впоследствии они сделали несколько путешествий для поклонения святым мощам и окончательно поселились близ Виченцы, где Готье умер. Теобальд умер в 1066 г., и папой Александром III причислен к лику святых. По роду своего занятия святой Теобальд выбран в покровители карбонариев, и Добрые кузены взывают к нему в своих гимнах; картина, представляющая его сидящим перед своей хижиной, обыкновенно висит в ложе.

Вендита, или ложа

Из Устава карбонаризма мы извлекаем следующие подробности о ложе. Это деревянная комната вроде риги. Пол должен быть кирпичный, внутренность меблирована стульями без спинок. В конце должен стоять обрубок на трех подпорках, перед которым сидят председатель и великий мастер. По обеим сторонам должны быть два других обрубка такой же величины, на которых сидят оратор и секретарь. На обрубке председательствующего великого мастера должны быть следующие символы: полотняная скатерть, вода, соль, крест, листья, палки, огонь, земля, венок из белого терновника, лестница, клубок ниток и три ленты – одна голубая, одна красная и одна черная. Должен быть освященный треугольник с начальными буквами второго разряда в середине. По левую руку должен быть треугольник с нарисованным гербом Вендиты. По правую – три прозрачных треугольника, каждый с начальными буквами священных слов второго разряда. Великий мастер, первый и второй помощник, также сидящие перед большими деревянными обрубками, держат в руках топоры. Мастера сидят вдоль стены с одной стороны ложи, ученики напротив них.

Обряд посвящения

Обряд карбонаризма, измененный в начале настоящего столетия, был следующий.

Великий мастер открывает ложу и говорит:

– Первый помощник, где дается первая степень?

П. В хижине Доброго кузена, в ложе карбонариев.

В. М. Как дается первая степень?

П. Скатерть постилается на деревянный обрубок, на котором лежат основания, во-первых, сама скатерть, вода, огонь, соль, распятие, сухая ветвь и зеленая ветвь. По крайней мере, три Добрых кузена должны присутствовать при посвящении; представляющий кандидата, всегда в сопровождении мастера, не входит в то место, где находятся основы и Добрые кузены. Мастер, сопровождающий представляющего, три раза топает ногой и кричит:

– Мастера, Добрые кузены, мне нужна помощь!

Добрые кузены становятся около деревянного обрубка, ударяют о него веревками, опоясывающими их, и делают знак, перенося правую руку с левого плеча на правое, и один из них восклицает:

– Я слышал голос Доброго кузена, нуждающегося в помощи; может быть, он несет дрова для горнов!

Тогда вводят представляющего. Тут помощник умолкает, а великий мастер обращается к новопришедшему:

– Мой Добрый кузен, откуда ты?

П. Из леса.

В. М. Куда идешь?

П. В Палату чести, чтобы преодолеть мои страсти, подчинить мою волю и научиться карбонаризму.

В. М. Что принес ты из леса?

П. Дерево, листья, землю.

В. М. Не принес ли еще чего-нибудь?

П. Да; веру, надежду и любовь.

В. М. Кто тот, кого ты привел сюда?

П. Человек, заблудившийся в лесу.

В. М. Чего он ищет?

П. Вступить в наш орден.

В. М. Представь его.

Неофита приводят. Великий мастер предлагает ему несколько вопросов о его нравственности и религии, потом велит ему стать на колени, держа распятие, и произнести присягу: «Обещаю и обязуюсь честью не открывать тайн Добрых кузенов, не покушаться на добродетель их жен или дочерей и подавать всякую зависящую от меня помощь каждому Доброму кузену, нуждающемуся в ней. В чем да поможет мне Господь!»

Первая степень

После некоторых предварительных вопросов великий мастер обращается к посвящаемому таким образом:

В. М. Что означает деревянный обрубок?

П. Небо и круглоту земли.

В. М. Что означает скатерть?

П. То, что скрывает свое рождение.

В. М. Вода?

П. То, что служит к отмыванию и очищению первородного греха.

В. М. Огонь?

П. Он показывает нам наши высокие обязанности.

В. М. Соль?

П. Что мы христиане.

В. М. Распятие?

П. Оно напоминает нам наше искупление.

В. М. Что напоминают нитки?

П. Матерь Божию, которая пряла их.

В. М. Что значит венок из белого терновника?

П. Испытания и борьбу Добрых кузенов.

В. М. Что такое горнило?

П. Школа Добрых кузенов.

В. М. Что значит дерево корнями кверху?

П. Если бы все деревья росли таким образом, в работе Добрых кузенов не было бы надобности.

Учение гораздо длиннее, но я привел уже так много, что этого будет достаточно, чтобы показать, какого рода инструкции преподаются в первой степени. Не будь объяснений, можно было бы подумать, что читаешь учение одной из религий, введенных на американской почве, старающейся странностью обрядов возбудить воображение.

Но как другие общества, как и иллюминаты, так и общество карбонариев имело целью не пугать посвящаемого с самого начала; его расположение выпытывали прежде, чем открывали ему настоящее значение обрядов. Все-таки некоторые символы выдавали себя, хотя были старательно скрываемы. Горнило – это общая работа карбонариев, священный огонь, которым они желают осветить мир. Не без умысла выбрали они уголь своим символом, потому что уголь есть источник света и теплоты, очищающей воздух. Лес представляет Италию, дикий лес Данте, населенный хищными зверями, то есть иностранными притеснителями. Дерево корнями вверх – образ уничтоженных королей. Католический мистицизм постоянно появляется. Карбонаризм не нападает открыто на религиозное верование, но пользуется им, старается упростить его и довести до первых принципов, как франкмасонство. Кандидат, как и в последнем ордене, предполагается путешествующим по лесу сквозь огонь, которому приписывается символическое значение, хотя настоящее значение не говорится в этой степени. Словом, для желающих узнать настоящую цель карбонаризма этой степени не может быть достаточно. Необходимо продолжать.

Вторая степень

Мученичество Христа занимает почти всю вторую степень, придавая учению грустный характер, придуманный для того, чтобы удивить и напугать кандидата. Вышеупомянутые символы облечены здесь новым и неожиданным значением, относящимся к малейшим подробностям распятия Христа, что все более и более заставляло посвящаемого думать, что необыкновенные и причудливые формы с изумительным искусством сбивали мысли и подозрения врагов и заставляли их терять следы основной идеи. В постоянном напоминании мученичества Христа мы можем различить две цели – одна существенно поучительная, чтобы приучить кузена к мысли о пожертвовании, даже, если необходимо, жизнью; другая политическая – с целью набрать прозелитов между суеверными, мистиками, горячими христианами, добрыми в душе, хотя с предубеждениями в силу горячих чувств в такой римско-католической стране, как Италия, тогда было больше, чем теперь. Учение, как уже замечено, относилось к распятию, и объяснение всех символов представляет нечто относящееся к нему. Таким образом, горнило означает святой гроб; шелест листьев есть символ бичевания Великого Мастера Вселенной и т. д. Кандидат, посвящающийся в эту степень, должен выдержать дальнейшие испытания. Он представляет Христа, а великий мастер принимает имя Пилата; первый помощник Каиафа, второй Ирод. Добрые кузены вообще называются народом. Кандидата водят связанного от одного к другому и наконец осуждают на распятие; но его прощают, когда он примет вторую присягу, еще более связывающую его, чем первая, в которой он соглашается позволить разрезать свое тело на куски и сжечь, как в первой степени. Но все-таки настоящей тайны ордена не открывается.

Степень великого избранника

Эту степень дают с величайшими предосторожностями, тайно, такому карбонарию, который известен своим благоразумием, усердием, мужеством и преданностью ордену. Кроме того, кандидаты, вводимые в приемную пещеру, должны быть готовы бороться с ненавистными правителями древней и прелестной Авзонии. Кандидата принимают по числу голосов, и трех черных баллов достаточно для того, чтобы его не приняли. Ему должно быть тридцать три года и три месяца – возраст Христа в день его смерти. Но за религиозной драмой следует политическая. Ложа помещается в отдаленном и тайном месте, известном только великим мастерам, уже посвященным в степень великого избранника. Ложа составляет треугольник, обрезанный на восточном конце. Великий мастер, великий избранник сидит на троне. Двое стражей, по форме их мечей называемых пламенем, стоят у входа. Помощники носят название Солнца и Луны. Три лампы, в виде солнца, луны и звезд, висят в трех углах пещеры или ложи. Учение здесь показывает кандидату, что цель общества политическая и стремится к уничтожению всех тиранов и к учреждению всеобщей свободы, для которой настало время. Каждому главному члену назначаются его место и обязанности в наступающей борьбе, и обряд кончается тем, что все преклоняют колени, прикладывают меч к груди, а великий избранник произносит следующую формулу: «Я, свободный гражданин Авзонии, клянусь перед великим мастером Вселенной и великим избранником, Добрым кузеном, посвятить всю мою жизнь торжеству принципов свободы, равенства и прогресса, которые составляют душу всех тайных и гласных поступков карбонаризма. Я обещаю, что, если будет невозможно восстановить царство свободы без борьбы, я буду драться до самой смерти. Я соглашаюсь, если окажусь изменником присяге, чтобы меня убили мои Добрые кузены, великие избранники привязали к кресту в ложе, обнажили, увенчали терновым венцом, распороли мне живот, вырвали внутренности, сердце и разметали по ветру. Таковы наши условия; присягайте!»

Добрые кузены отвечают: «Присягаем». Во всем этом есть что-то театральное, но организаторы, без сомнения, рассчитывали на эффект, который это должно было произвести на воображение посвящаемого. Если для этого нет оправдания, то еще меньше извинения для судебных париков и духовных мантий, епископских штиблет и шляп с широкими полями, загнутыми с боков, пышных поездов лорд-мэра, парламентских церемоний и королевских торжественных зрелищ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.193.80.126 (0.392 с.)