Происхождение и организация фенианизма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Происхождение и организация фенианизма



Основали фенианизм в 1848 г. два ирландских изгнанника, полковник Джон О’Магоней и Майкл Догени; последний был наиболее талантливый и опасный член партии «Юная Ирландия» и усердный поклонник Джона Митчела.

О’Магоней принадлежал к одной из древнейших фамилий в Мюнстере, но, замешанный в злоумышлениях и неудаче Смита О’Бриена, он бежал во Францию и оттуда в Америку, где вместе с Догени и генералом Коркораном поставил на ноги Братство фениев. Сначала это было полутайное общество; его сходки происходили украдкой, и, хотя главные деятели были всем известны, действия Братства оставались сокрыты от взоров публики. Общество быстро выросло числом членов и распространилось по всем штатам Американского союза, по Канаде и английским провинциям. Но в ноябре 1863 г. организация фениев приняла новый характер. Большой национальный конвент делегатов собрался в Чикаго и заявил цель Братства – отпадение Ирландии от Англии и учреждение Ирландской республики; те же самые перемены долженствовали произойти сперва в Канаде. Еще другой большой конвент состоялся в 1864 г. в Цинциннати из представителей 250 тысяч членов, с которых потребовали поголовный взнос по 5 долларов; требование, говорят, исполнили очень быстро. Действительно, читатель увидит, что предводители этого движения никогда не нуждались в деньгах, кто бы ни был жертвой обмана. Одно из решений, принятых в Цинциннати, заключалось в том, что «следующий конвент должен быть на почве Ирландии». Около того же времени возникла Фенианская община сестер, и дамы не оставались в бездействии; в два месяца они собрали до 200 тысяч фунтов стерлингов для закупки оружия и других принадлежностей войны. В то время фении вполне полагались на помощь американского правительства. Пресса в Нью-Йорке скорее поддерживала такое мнение. В Ирландии Братство никогда не доходило до тех размеров, каких достигло в Соединенных Штатах, и без помощи последних ничего сделать не могло. Однако как ирландские, так и американские фении имели своих предводителей, своих должностных лиц и гражданских, и военных, свои общие фонды и финансовые агентства, тайные клятвы, входные слова и эмблемы, законы и наказания, тайные склады оружия, ночные учения войска, своих корреспондентов, свои журналы и даже популярные песни и баллады. Но изменники вскоре принялись разрушать учреждение изнутри. Таким образом, о центральном начальнике О’Магонее, получавшем содержание в 2 тысячи долларов, упоминается в официальном отчете Исследовательского комитета Фенианского братства в Америке (1866) в следующих выражениях: «После тщательного рассмотрения дела Братства Комитет находит почти во всех случаях интерес Ирландии подчиненным личной выгоде; люди, восхваляемые патриотами, пользовались всякой возможностью грабить казну Братства, но узаконивали свои нападения, заручившись надписью Джона О’Магонея… В честность Джона О’Магонея Братство верило безгранично; не нам решать вопрос, изменил ли он этому доверию по неспособности или с намерением… Довольно того, что он не оправдал этого доверия… Никогда в истории ирландского народа не возлагал он более полного доверия на своих предводителей; никогда прежде его не обманывали так низко, не поступали с ним коварнее. Действительно, Моффетский дом (главная контора американских фениев) был не только богадельней для нищих чиновников и голодных авантюристов, но и телеграфным агентством для властей в Канаде и Фредерика Брюса, английского министра в Вашингтоне. Эти патриоты на жалованье и мученики по профессии не довольствовались опустошением нашей кассы, но еще заодно с английскими властями предупреждали их заранее о всех наших движениях».

Далее из отчета явствует, что в 1866 г. в фенианской кассе в штатах находилась сумма 185 тысяч долларов; что расходы на Моффетский дом и паразитов, стекавшихся туда, достигли за три месяца цифры 106 тысяч долларов, хотя Джон О’Магоней во многих своих письмах выражает недоверие к Стивенсу. Он бесспорно считал его искусным и смелым мошенником, который материально уменьшал его собственную долю добычи. Карьера Стивенса в Ирландии достаточно известна, и едва ли можно подвергать сомнению, что, пока вел своих несчастных сообщников к гибели, он играл роль приставленного к ним шпиона и между английскими властями и им существовало какое-то соглашение. Как же иначе объяснить, что он около двух месяцев жил по близости от Дублина в доме, роскошно меблированном, не принимая никаких мер, чтобы скрываться, и тем не менее так долго ускользал от бдительности полиции? Его поведение, когда он наконец был арестован, его хвастливые выходки в суде и окончательный побег из тюрьмы – все указывает на подобное же заключение. Единственное другое замечательное лицо из числа фениев был Джон Митчел, замешанный в смутах 1847 г., сосланный и бежавший в Соединенные Штаты. Во время междоусобной войны, которая опустошала эту страну, он был на стороне южан, захвачен в плен северянами, но освобожден президентом по просьбе американских фениев.

Смуты фениев распространились и в Англии. В разных городах были митинги, особенно в Ливерпуле, где оказалось, что люди с большими средствами поддерживали цели и учреждение фениев; в одном случае собрали 200 фунтов стерлингов в несколько минут в комнате, где происходило совещание. Но постепенно возникали споры по поводу собранных таким образом денег. Когда кассира ливерпульского центра обвинили в грабеже своих братьев, он щелкнул пальцами у них под носом и объявил, что, если они будут приставать к нему насчет денег, он выдаст их и всех заставит повесить. Чтобы достать денег, фении выдавали обязательства на будущую Ирландскую республику.

Происхождение названия

В ирландском предании говорится, что фениями называлась старинная милиция, охранявшая берега от вторжения врагов. Каждая из четырех провинций имела свою рать, а во главе их стояла лейнстерская милиция, к которой принадлежал Фионн с его семейством. Этот Фионн есть Фингал Макферсона, и предводители восстания, без сомнения, находили выгодным связать свою партию с исторической и традиционной славой Ирландии. Но фении не ограничивались одной Ирландией.

В древней поэме, где воспевается сражение при Габре, мы читаем: «The bards of the Fians of Alban»[68]– Албэн, или Альбани, было древнее название Шотландии – и также «The Fians of Lochlan were powerfull»[69]. Надо заметить, что Локлен – древнее название Германии, лежащей к северу от Рейна; но когда в IX в. появились норвежские и датские патриоты, название Локленель перенесли на них и Локленом стали уже называть Норвегию и Данию. Основываясь на этом, пришли к заключению, что фении не были милицией галльской, но чисто кельтского племени.

События

Говоря о Стивенсе, мы сказали, что он был шпионом, приставленным к фениям; но он был не единственный изменник, который выдавал своих товарищей английскому правительству; согласно «полученным уведомлениям», английские власти в первый раз произвели аресты в Братстве в 1865 г., захватив некоторых из предводителей фениев в собрании ирландского народа. Вскоре вслед за тем был арестован Стивенс, которому, однако, дозволили бежать из ричмондской темницы, куда его заключили в ночь на 24 ноября того же года. Другие аресты произошли в разных частях Ирландии, в Ливерпуле, Манчестере и других английских городах. Захваченных судили за государственную измену и приговорили к разным степеням наказания. Несколько вспышек в Канаде и попытка нападения на Честер-Кастл, все кончившиеся без успеха, показали, однако, что фенианизм еще не убит. Но явственнее обозначился он нападением в Манчестере в сентябре 1867 г. на полицейский конвой, сопровождавший двух предводителей фениев, Келли и Дизи, в городскую тюрьму; им дали таким образом возможность спастись бегством, между тем как сержант Брет был убит Уильямом О’Мира Алленом, которого за это повесили. Еще более зверская и гибельная попытка фениев была сделана относительно Клеркенвельского дома заключения, с целью освободить двух содержавшихся там фениев, Берка и Кези, когда большую часть наружной тюремной стены взорвали порохом и вместе разрушили целый ряд противоположных домов, несколько человек убили, ранили и изувечили большое число. В этом случае правительство также было заранее предупреждено изменниками о замышляемом нападении, но не приняло надлежащих мер, как это ни странно. 24 декабря 1867 г. фении напали на Мартелло-Тоуер в Фоте близ Куинзтоуна в Корском графстве и похитили множество оружия и боевых снарядов; а последний их подвиг был новый мятеж в Канаде, когда они перешли границу у Пембины и завладели канадской таможней и гудсонбейским постом. На них напало американское войско, рассеяло их и захватило в плен генерала О’Нейля. Это восстание произошло совершенно независимо от Ново-Ирландского союза фениев, предводителем которого был О’Донаван-Росса; потому ирландские газеты презрительно отнеслись к отчету об этом фиаско или просто помещали телеграммы, отрицая всякую связь между этим предприятием и фениями. Нет сомнения, что Братство фениев распадается; О’Донаван-Росса отказался от «управления» союзом и занялся винной торговлей. Сами фении выдали известного Стивенса, который снова появился в Америке «как изменник» и шпион, и, хотя оправдание Келли по обвинению в убийстве старшего констебля Талбота как бы указывает на сильное еще сочувствие к фениям ирландского народа, присяжные, пожалуй, не могли объявить другого приговора оттого, что дело было неправильно ведено правительством с самого начала.

Смешные стороны фенианизма

Отчет о действиях фениев, конечно, по необходимости должен быть скучен; читателю скорее доставят удовольствие две-три выдержки из комической истории фенианизма, помещенной в американском сочинении «Новое Евангелие мира по ев. Вениамину» (1867). Автор пишет: «В то время показались некоторые пешеброды-грабители, называвшиеся Фениями, которые составили заговор, чтобы отторгнуть остров Старый Эрин от земли королевы Джонбулей. Надо сказать, что пешеброды-грабители прибыли с острова Старый Эрин в землю Подаяние Неповинным. Хотя никогда не учреждали правительства и законов не издавали в Старом Эрине, они очень старались иметь там синдиков, сперва при людях, которые силились учредить для них управление; но если уже не при них, то друг при друге… Ну вот фении и сказали себе в земле Подаяние Неповинным: «Разве мы не стоим на почве, где власть Джонбуля нас не достигнет? Нас много, и мы получаем деньги. Составим заговор, чтобы посадить Большого Синдика на острове Старый Эрин…» Наняв большую комнату наверху, они поставили у наружной двери людей в зеленой с золотом одежде и с обнаженными мечами в руках. Они сказали себе: «Как же свет узнает, что мы составляем тайный заговор, если не поставить стражу стеречь нас?» И выбрали они начальника, чтобы управлять ими, и назвали его Хид-Синтер, иначе сказать, Вышка Центра, так как на языке фениев hid – вышка и sinter – центр… Случилось так, что по прошествии многих дней Хид-Синтер выслал сборщиков податей, которые пошли собирать дань по пешебродам, а главным образом по попрошайкам, в Фофан-граде и других городах земли Подаяние Неповинным; сумма составилась большая, даже до сотен тысяч серебряных монет. Тогда Хид-Синтер и его главные помощники наняли себе обширный дом в Фофанграде, и жили они там роскошно, денно и нощно производя возлияние за остров Старый Эрин. Там же они учредили также правительство, которое назвали управлением Старого Эрина, а между собой избрали законодателей, которых совет назвал синни-том… Вышло, однако, так, что некоторые из пешебродов фениев увидели, что Хид-Синтер и его главные служащие… как сыр в масле катаются каждый день… и живут так, как будто все их родственники умирают ежедневно один за одним, и справляются поминки без конца… воспылали они завистью, и каждый из них сказал себе в своем сердце: «Почему мне не жить так же роскошно в большом доме?» Но между собой и в свете они говорили: «Посмотрите, Хид-Синтер и его помощники не управляют Старым Эрином как следует, а только тратят народные фонды. Объявим их правительство прекращенным и составим новое управление с новым Хид-Синтером и новым синнитом из нас». Так и сделали. И они объявили, что первый Хид-Синтер уже не Хид-Синтер более, а их Хид-Синтер настоящий Хид-Синтер… и, кроме того, они в особенности заявляли, что подать уже не следует более платить первому Хид-Синтеру, а только ими назначенному. Однако первый Хид-Синтер и его служащие не хотели быть уничтожены… и вышло так, что оказалось три правительства для острова Старый Эрин: одно на земле Джонбулей и два – в Фофан-граде в стране Подаяние Неповинным. Но когда фении собрали рать пешебродов на острове Старый Эрин, которые расхаживали там ночью с мечами, копьями и дубинами, губернаторы, посланные туда королевой Джонбулей, захватили этих людей и повергли некоторых в темницу, а других загнали в дальние земли» и пр.

Коммунисты

Тайные общества в Испании

Еще до Французской революции в Испании существовали тайные общества, одни враждебные монархическому правлению, другие склонявшиеся к преобладанию духовной власти. В числе последних можно назвать «концессионистов», которые довели рвение на пользу Фердинанда VII и нежность к церкви до такой степени, что пожелали возврата благословенных времен святой инквизиции. Они также старались завладеть управлением общественных дел, чтобы извлечь из них свои выгоды; печальное управление Бурбонов доказывает, что эта партия достигла успеха. Вероятно, из этого общества возникли «Защитники Веры», переряженные иезуиты, которые в 1820 г. распространились по Испании, охраняя трон и алтари, а главным образом самих себя. В царствование Фердинанда VII также возникло общество «Реалисты», которое из личных выгод поддерживало короля в реактивной политике.

Франкмасонство в Испании

После французского вторжения в 1809 г. франкмасонство снова водворилось на Пиренейском полуострове, и Великий Восток был учрежден в Мадриде; но он ограничился делом народного воспитания и благотворительностью, вовсе не касаясь политики. Падение Иосифа и восстановление Бурбонов положили конец этим благонамеренным усилиям. В 1816 г. некоторые из французских офицеров и рядовых, возвратившихся из французских тюрем, соединились и составили независимые ложи, в величайшей тайне учредив в Мадриде Великий Восток, который имел сношения с немногими ложами, касавшимися политики. Между последними известна ложа «Сектаторы Зороастра», где посвятили несколько испанских офицеров, живших в Париже, – между прочими капитана Квезаду, который впоследствии помог бегству патриота Мины. Революция на острове Леон была делом восстановленного испанского масонства, которое долго готовилось к этому под управлением Квироги, Риего и пяти членов кортесов.

Комунеросы

После быстрой победы снова вспыхнула худо скрытая зависть; многие из братьев отделились и образовали новое общество Союз комунеросов (Comuneros), название заимствованное из той достопамятной эпохи испанской истории, когда Карл V пытался уничтожить древние льготы и таким образом возбудил революцию общин в 1520 г. под предводительством сперва Хуана Падильи, а потом его героини-жены Марии Пачеко. В битве под Вилларом комунеросы были разбиты, рассеяны и революции нанесен роковой удар. Новые комунеросы, воскресив эти воспоминания, объявили намерения, которые не могли не быть приятны молодой Испании; около шестидесяти тысяч членов примкнуло к обществу. Их сходки называли tones (башни), и председательствовал на них великий кастеллан. Общество имело целью содействовать всеми мерами в его власти к свободе человечества, защищать всеми путями права испанского народа против злоупотреблений и захватов королевской и поповской власти и помогать нуждающимся, особенно тем, кто принадлежит к обществу. Для посвящения кандидата сперва вели в «оружейную», где ему исчисляли его обязанности и долг, который он брал на себя. Потом, завязав ему глаза, его вели в другую залу, где после того, как он заявит свое желание вступить в союз, член, исполняющий роль часового, восклицал:

– Пусть он подойдет; я сведу его в караульню замка! Тогда подражали с громким стуком спуску висячего моста и подъему опускной решетки, кандидата вели в караульню, развязывали ему глаза и оставляли его одного. Стены были покрыты оружием и трофеями, патриотическими и военными надписями. Когда его допускали наконец в присутствие губернатора, то к нему обращали следующую речь: – Вы стоите теперь под щитом нашего начальника Падильи; повторите со всем усердием, на какое способны, клятву, которую я подскажу вам.

Этою клятвой кандидат обязывался сражаться за конституционную свободу и мстить за всякую несправедливость к родной стране. Тогда новый рыцарь прикрывался щитом Падильи, присутствующие рыцари направляли в него концы своих шпаг, и губернатор продолжал:

– Щит нашего начальника Падильи заслонит вас от всякой опасности, спасет вашу жизнь и честь; но если вы нарушите свою клятву, этот щит будет отнят и эти шпаги вонзятся в вашу грудь.

И масоны, и комунеросы старались овладеть высшим политическим влиянием. Первые, более опытные, взяли верх на выборах и составили министерство. Оттого произошла борьба, которая взволновала страну и повредила делу свободы. В 1832 г. комунеросы пытались победить франкмасонов, но безуспешно. Все-таки масоны и комунеросы соединились для противодействия реакционной партии. Они также подавили карбонаризм, введенный в Испании некоторыми итальянскими изгнанниками. Эти общества, хотя и заявляли патриотические цели, были просто эгоистические партии, стремившиеся к собственному возвеличению. Как мало они руководились определенными правилами, доказывается их образом действий в испанских владениях Америки. В Бразилии они возвели на престол дона Педро, в Мексике учредили республику, все потому, как было выгоднее для их частных видов. Но таковы почти все патриоты!

Интернационалы и коммуна

Предварительные замечания

Существует Союз рабочих – или, вернее, говорунов, – которые выдают за свою цель соединение в один братский союз работников всех стран и защиту только одних интересов труда. Хотя общество не признает себя тайным, оно тем не менее позволяет себе некоторые тайные проделки, стараясь исподтишка подпустить яду в отношения между нанимателем и рабочими и стремясь настоящий порядок вещей заменить совершенно противоположным; следовательно, должно быть поставлено наряду со всеми обществами, тайными по своему существу. В Англии его влияние почти неощутимо, потому что в него вступает мало английских рабочих, – по утверждению самого секретаря Интернационального общества, в нем насчитывается не более восьми тысяч англичан, – и те, за немногими исключениями, преимущественно принадлежат к негодным подонкам рабочего класса. Только ленивый, распутный или неискусный ремесленник думает, что его положение может быть улучшено другими, а не им самим. Послушать заинтересованных демагогов и закупленных подстрекателей «интернационалов», так рабочий люд особенно притеснен и трудится при таких невыгодных условиях, какие не тяготеют ни на одной из других составных частей общественного строя. Однако нет класса, который был бы более огражден законом, и никто, кроме нищих, не способствует менее к расходам государства, прямыми или косвенными налогами. Заработная плата искусного ремесленника выше вознаграждения, какое могут получить тысячи людей с университетским образованием или заплативших деньги за изучение какой-либо профессии, тогда как на рабочем не лежит еще и обузы поддерживать общественное положение. Он имеет достаточно свободных часов от работы для своих удовольствий, особенно в Англии, а что касается праздников сверх положенного, то, взяв все в соображение, он наделяется ими довольно щедро, особенно у крупных нанимателей и капиталистов, против которых уличные ораторы для собственных своих выгод, подстрекающие к публичным демонстрациям, всегда разглагольствуют с азартом просто смешным, если бы он не делал такого вреда. Но не стремись эти ораторы постоянно возбуждать в рабочем неудовольствие своей судьбой, они лишились бы своего ремесла. Итак, подобно докторам, которые, за недостатком больных, устраивают госпитали для излечения особенных болезней, и каждого, с кем встречаются, хотят уверить, что он страдает одним из таких недугов, эти агитаторы силятся убедить рабочего, что он самый несчастный и самый притесненный человек под луной. Желать действовать самостоятельно и достигнуть собственного спасения, бесспорно, стоит похвалы, но рабочим не следует забывать, что они могут быть орудиями честолюбцев из собственной среды, которые смотрят на них как на орудия и пользуются ими для своих целей, честолюбцев, которым хочется быть генералами, командующими войском. Но войско интернационалов не многого стоит. Те работники, которые, не довольствуясь статутами общества для ограждения от докучливых призывов и придирок товарищей, еще сверх того с жаром ухватываются за его учение и рассчитывают на его успех, обыкновенно бывают самые ленивые, наименее бережливые и наименее трезвые. Фанатики общества те, которые должны быть его главной силой, состоят не из лучшего десятка, а, напротив, из подонков. И начальники не многим лучше. Самые смышленые и честные основатели общества мало-помалу отстранились от него с отвращением. А преемники их постоянно оказывались неспособны и недобросовестны. Они внушают только чувство презрения. И те даже, которые наделены большим умом, часто бывали вынуждены подчиняться влиянию разнокалиберной массы, которой управляли, чтобы удержаться во главе ее; оттого произошло много поразительных ошибок, сделанных ими прежде и еще более после 18 марта 1871 г. В партиях демагогов голова чаще управляется хвостом. Выражение «Вы знаете, что я должен следовать за ними, как их предводитель» вполне может быть применимо к интернационалам. Социалистическая школа признавала необходимость сочетания трех основ в каждом предприятии – труда, капитала и искусства. Интернационалы набирают членов между работниками, которые не любят труда; они объявляют, что капитал гнусен, и запрещают его; что же касается искусства, то начальники вполне доказали совершенное отсутствие его. Интернационалы могут еще вовлечь нас в несколько кровавых столкновений, но вполне можно быть уверенным, что никогда, ни в какой части света они не одержат решительной и прочной победы. Нет сомнения, что большинство французских, английских, немецких, итальянских, испанских и русских работников считает пропаганду интернационалов ложной, несправедливой, безнравственной и, что важнее всего для цели, неудобоисполнимой.

Социалистические планы

Планы для преобразования человечества бывали замышляемы во все времена, от республики Платона до «Организации труда» Луи Блана и интернационалов. Много коммунистических движений произошло в XVI столетии, и краткая история царства анабаптистов в Мюнстере представляет поразительное сходство с недавней коммуною в Париже. Бабёф и секретный комитет «Равных» напоминают нам демагогов, недавно наполнивших улицы Парижа кровью и пламенем. Collegia opificum[70] в Риме, гильдии во Франции и Германии, торговые союзы, товарищества – все это были предвестники новейших ремесленных союзов и интернационалов. Системы Сен-Симона, Фурье, Кабе, Луи Блана и Овена имели в свое время успех. Система Луи Блана казалась наиболее удобоисполнима, но что же вышло? Из 180 человек, соединившихся по его системе в 1867 г., только десять еще в живых, и прибыли их в это время не могут сравниться с заработком тех, которые в это же время занимались у капиталистов. Взаимно содействующие общества ремесленников никогда не давали барышей и не дадут. Когда образуется общество для производства и продажи известных изделий, потребны не одни руки для работы, а и голова для управления – распорядитель, который необходимо должен быть человек высшего образования, следовательно, высшего положения в обществе и с правом на высшую плату. Но когда рабочие, стремясь к равенству, которое недостижимо, назначают распорядителем человека, не одаренного ни одним из этих высших качеств, дела товарищества скоро принимают дурное направление; если же он действительно человек с высшими дарованиями, то вскоре успеет приобрести влияние, которое делает его настоящим хозяином товарищей-работ-ников. Часто случалось также, что неспособный или бесчестный распорядитель вдруг исчезал с кассой союза. Порой он, словно государственным переворотом, захватит верховную власть. Так-то союз работников кресел в Париже, основанный в 1848 г. с 400 членами и переформированный в 1849 г. всего с 20 членами в личном составе, подвергся еще многим другим треволнениям, пока распорядитель Антуан не завладел им вполне. «Да, – говорил он Поберу, немецкому путешественнику, который объезжал Францию и Англию для изучения вопроса об ассоциациях, – да, я также совершил мой маленький государственный переворот. И почему же мне было не сделать этого, когда государственные перевороты так удаются?»

Этот распорядитель, однако, исчез спустя немного лет при обстоятельствах, от которых у членов общества сильно вытянулись лица. Говоря по правде, не существует достоверного отчета о какой-либо артели на началах взаимного содействия, успех которой мог бы поощрять к подражанию. Но союзы работников были удачнее. Артели изображают собой мир и промышленность, тогда как союз имеет основанием войну и разрушение. Поэтому на некоторых землях, особенно во Франции, издавались по временам очень строгие законы против стачек, как со стороны работников отказываться работать, так и со стороны капиталистов или нанимателей для понижения заработной платы. Нанимателям, однако, легко уклоняться от закона, и бесчисленные стачки работников во Франции постоянно снабжали суды делами. В Англии не было издано закона против ремесленных союзов, потому они процветают и повели к печальным событиям, как, например, буйства в Шеффилде, которые по зверскому исступлению могут стоять наравне с действиями коммуны. Читатель, вероятно, запомнит, что работники, принадлежавшие к шеффилдским ремесленным союзам, но потом вышедшие из них, были умерщвлены, дома их взорваны и целых пятнадцать лет они подвергались всем возможным тиранствам и гонениям. Тем не менее как парижские работники были невинны в преступлениях коммуны, так и ремесленные союзы не могли быть в ответственности за действия небольшого числа членов. Но все-таки подобные союзы должны быть запрещены, потому что они зачинатели и поддержка стачек, величайшее бедствие не для ненавистного капиталиста, но для бедного работника. Интернационалы – это смешение ремесленных союзов с ядом коммунизма, распространенным по всей системе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.68.109 (0.016 с.)