Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философский шотландский устав

Поиск

Другое изменение Авиньонского устава было введено в 1770 г. аббатом Пернетти, который был вполне предан алхимии. Он назвал обряд герметическим; но, как показывает название, он был более алхимический, чем масонский. Буало, парижский врач и ревностный последователь Пернетти, преобразовал герметический обряд, сделал его более масонским и дал ему название Философский шотландский устав. Оба обряда были впоследствии соединены в двадцать степеней; члены последней степени – великий мастер светящегося кольца – хвалились, что она взята у Пифагора. В 1780 г. была учреждена во Франции Академия великих мастеров светящегося кольца, в которую посвящение состояло из предполагаемых философских доктрин самосского мудреца.

Устав филалетов

Еще обряд, основанный на масонских соображениях Сведенборга, был изобретен в ложе Соединенных друзей в Париже. Члены, между которыми находились Кондорсе и Антуан Курт де Жебелен, автор «Первобытного мира», назывались филалетами, или Искателями истины, а основателем ордена был Лавалет де Ланж, хранитель королевской казны. Орден разделялся на двенадцать степеней, или храмин; первые шесть степеней назывались малым, а последние шесть – великим масонством. Как почти все общества, основанные на масонстве, филалеты старались вести человека к первобытной добродетели и свободе; они чувствовали приближение революции и следили за событиями и стремлениями. Ложа Соединенных друзей, центр системы, имела богатую коллекцию сочинений и рукописей о тайных обществах, большую химическую лабораторию, кабинет естественной истории, все под надзором Ланжа, но после его смерти в 1788 г. драгоценная коллекция рассеялась и ложа распалась.

Ложа в подражание вышеприведенной была основана в Нарбонне в 1780 г., но со значительными изменениями. Братья назывались филадельфами, которых нельзя смешивать с Обществом филадельфов, основанным в Лондоне около столетия назад, хотя, по их уверениям, они заимствовали свои обряды из Англии. Они разделялись на три категории, или храма, и десять классов, или округов. После первых трех масонских степеней следовали: совершенный мастер, избранный и архитектор, составляя четвертую. Пятую составлял великий шотландец, шестую – рыцарь Востока и князь Иерусалимский. Четыре остальные степени предполагались хранительницами масонских познаний, философских и физических, и мистической науки, способной укреплять и воспламенять разум человека. Эти четыре степени назывались первой в четвертых капитулах розенкрейцеров.

Сведенборгский устав

То, что, собственно, известно под названием Сведенборгского устава, было изменение ордена Авиньонских иллюминатов, введенное маркизом де Томом в 1783 г., где он старался восстановить настоящее значение доктрин шведского мистика. Это был критический труд, довольно ценный, и устав еще употребляется в разных ложах Северной Европы. Он состоит из шести степеней: ученик, подмастерье, мастер-теософ, иллюминат-теософ, голубой брат и красный брат.

Всемирная Аврора

В том же 1783 г. в Париже был основан орден Всемирной Авроры, главной целью которого было поддерживать месмеризм. Калиостро принимал в нем деятельное участие.

Мартинизм

Мартинес Паскалис

Влияние сочинений Якова Бёме, хотя ощутительное во всех мистических орденах, основанных после него, всего более виднеется в мистическом масонстве, называемом мартинизмом, по имени его основателя Мартинеса Паскалиса и преобразователя маркиза Сен-Мартена, Неизвестного философа. Мартинес Паскалис был португальский жид; но, сделавшись христианином, подобно гностикам первых столетий, он начал в 1754 г. собирать учеников в разных французских городах, преимущественно в Марселе, Бордо, Тулузе и Лионе; из этих учеников ни один не возвысился до степени эпопта и не знал тайн мастера, хотя Мартинес внушал всем величайшее уважение и преданность к себе. Его тайная доктрина, кажется, была смесью гностицизма и христианства с иудейством, не исключая каббалистики, которая, в сущности, более или менее находится во всех философских умозрениях, даже у Бёме, хотя его последователи, так же как и противники, не понимая его, приписали ему много ошибочных мнений, которых он никогда не имел. Паскалис сильно напирает на всемогущество волн, – он постоянно настаивает на этом, так как эта истина явствует из глубочайших оснований Бёме. Вместе с этим писателем он учит, что разум и воля суть единственные деятельные силы природы, явления которой человек может сдержать энергичной волей, и что таким образом человек может возвыситься до познания верховного существа. В силу этих начал Мартинес осуждал все государства, основанные на насилии, и все общества, основанные на договоре. Он желал возвращения патриархальных времен, которые люди более просвещенные считают временами сущего тиранства; он также изложил другие понятия, которые мы увидим более подробно развитыми в иллюминатах.

Жизнь Мартинеса, подобно его доктринам, исполнена пропусков и таинственности. Он приезжал неизвестно откуда и уезжал неизвестно куда, и вдруг его видели там, где менее всего ожидали. С 1768 г. Паскалис жил или в Париже, или в Лионе, потом вдруг переплыл океан и умер в Сан-Доминго, в 1779 г. Эти внезапные появления и исчезновения были, может быть, необходимы для поддержания его обаяния. Де Метр, имевший много сношений с его учениками, заявляет, наверное, что орден, основанный им и называемый Устав избранных когенов или пресвитеров, имел высшие степени, неизвестные членам низших степеней. Мы знаем названия девяти степеней, хотя не их обряды; вот они: ученик, подмастерье, мастер, великий избранник, ученик Коген, подмастерье Коген, мастер Коген, великий архитектор, рыцарь Командор. Усердие некоторых членов, между которыми мы находим Гольбаха, Дюшанто и Сен-Мартена, способствовало продолжению существования ордена некоторое время после смерти основателя.

Сен-Мартен

Мы видели, что Сен-Мартен был учеником Паскалиса; он также для своего времени был глубоким истолкователем доктрин Бёме, несколько сочинений которого перевел. Он до некоторой степени преобразовал устав Паскалиса, разделил его на десять степеней и два храма. В первом храме заключались степени ученика, подмастерья, мастера, старшего мастера, избранника, великого архитектора и мастера тайны. Степенями второго храма были: иерусалимский князь, рыцарь Палестины и рыцарь Кадош. Орден, измененный им, распространился из Лиона в главные города Франции, Германии и России. Ныне он не существует.

Источники

Matter. Saint-Martin, le Philosophe inconnu, sa Vie, et ses Ecrits son Maître Martinez et leurs Groupes. Paris, 1862.

Swedenborg. Works passim.

Matter. Emmanuel de Swedenborg: sa Vie, ses Ecrits et sa Doctrine. Paris, 1863.

Böhme. Works passim.

Gérard de Nerval. Les Illumines. Paris, 1852.

Иллюминаты

Истина и заблуждение разделяли между собой владычество в этом союзе, процветание которого было возможно только в те времена полусвета, когда мощные умы и пламенные сердца глубоко чувствовали позор религиозного и политического рабства и лучших средств не находили, чтобы бороться с ним, как те самые, которыми оно утверждается: насилие и обман. <…> В этом новом тайном судилище отвратительные и грозные призраки показывались посвящаемому и возбуждали его к мести, убийству, самой гнусной измене.

Рагон

 

Спартак и фило

Основание ордена

Адам Вейсгаупт, студент Инголыптадтского университета, ученый, честолюбивый и увлекаемый любовью к таинственности, которая составляет характеристическую черту молодости, замыслил составление философско-политической секты. Когда ему минуло двадцать два года, он был сделан профессором церковного права в том же университете; эту кафедру двадцать лет занимали иезуиты; отсюда возникла их ярость и преследование Вейсгаупта, которые он выносил смело, платя ненавистью за ненависть и собирая партизан. Великое отвращение его к иезуитам высказывается во многих статутах основанного им ордена. Он часто уверял, что иезуитов следует избегать как чумы. Орден иллюминатов был основан в 1776 г. Вейсгауптом, который принял псевдоним Спартак; но много прошло лет, прежде чем обряды и постановления были окончательно решены. Вейсгаупт для большего успеха соединился с франкмасонами, вступив в ложу «Феодора Доброго совета» эклектического масонства в Мюнхене, и покушался привить иллюминатство к франкмасонству. Многие масоны, обманутые составом первых степеней, вступили в орден, но, когда узнали, что Вейсгаупт подразумевает настоящее действие, а не простую игру, они отстали. Общество было учреждено с целью уменьшить зло, происходящее от недостатка образования и притеснения, политического и духовного.

Организация

Основатель общества разделил его на классы, которые опять подразделялись на степени следующим образом:

 

В степенях рассадника и масонства кандидатов просто испытывали и приготовляли к степеням таинства. Если находили, что на кандидата положиться нельзя, то ему не дозволяли идти далее; но если он оказывался способным учеником, его постепенно посвящали в последние степени, опровергали все, чему учили прежде, раскрывали радикальные и деистические теории и планы до подробностей, в которые было бы слишком скучно входить.

Успехи ордена

Самый важный человек в ордене после Вейсгаупта был барон Книгте, принявший псевдоним Фило. Все главные члены также приняли подобные псевдонимы. Таким образом, мы видели, что Вейсгаупт принял имя Спартака, который при Помпее предводительствовал мятежными рабами; Цвакк, стряпчий, известный между посвященными как Катон, Николаи, книгопродавец, как Лукиан, профессор Вестенридер как Пифагор, каноник Гертель как Марий и т. д. Орден сделал значительные успехи, но некоторые члены обнаружили его тайны, сколько сами знали их.

Баварский курфюрст испугался политического учения иллюминатов и совершенно уничтожил этот орден в своих владениях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.236.101 (0.01 с.)