Франкмасонство вытекает из многих источников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Франкмасонство вытекает из многих источников



Но, принимая в соображение, что франкмасонство есть дерево, корни которого проходят сквозь много разных почв, понятно, что следы этого сказываются на плодах, что язык его и обряды носят отпечаток разных сект и учреждений, через которые оно прошло до настоящего состояния, и что в нем мы встречаем индийские, египетские, иудейские и христианские идеи, термины и символы.

Уставы и обычаи

Перечень уставов

Прежде, то есть до образования новейшего масонства, в начале прошлого столетия, был только один устав «Старых, вольных и принятых каменщиков», или Голубого, или Символического, масонства; но тщеславие, прихоть или интерес вскоре повели к введению новых уставов или изменению трех прежних степеней. Уставы, еще существующие в Европе и Америке, носят следующие названия:

I. Йоркский устав, или Ремесленное масонство, о котором дан будет отчет. В Америке он состоит из семи степеней: три первые подобны существующим в Англии; 4) окружной мастер; 5) совершенный мастер; 6) наипревосходнейший мастер; 7) священная Королевская арка.

Все они даются и в Англии; степень Королевской арки, как самая важная, будет описана подробно.

II. Французский, или Новейший, устав. Он состоит из семи степеней: первые три одинаковы с Йоркским уставом; 4) избранный; 5) шотландский мастер; 6) рыцарь Востока; 7) рыцарь Розового креста.

Все они имеют связь с астрономией.

III. Старый и принятый Шотландский устав. Он составлен в своем настоящем виде во Франции в начале прошлого столетия, хотя название получил вследствие утверждения его основателя, что первоначально был учрежден в Шотландии. После Йоркского устава он наиболее распространен между масонами. Административная власть облечена в Верховные великие советы, и устав состоит из тридцати трех степеней, из которых тридцатая степень, великого избранного рыцаря Кадоша, самая любопытная; подробности о ней мы приведем в отдельной главе.

IV. Старое и первоначальное масонство, или Мемфийский орден. Права, правила и преимущества. По старому и первоначальному уставу работают в тридцати трех степенях, разделенных на три класса: новейшего, рыцарского и египетского масонства; последнее в таком составе, в каком работало на Европейском материке в прошлом столетии. Первый класс учит нравственности, символам и философским изысканиям; в него входит степень Розового креста. Второй класс учит наукам, философии, политическому мифу и развивает любвеобильные чувства; он включает степени сената замкнутых философов до великого инспектора. Третий класс состоит из египетских степеней, и предмет его возвышения – философия и религиозный миф. Заслуги вознаграждаются шестью знаками отличия: 1-й – большая звезда Сириуса, 2-й – орден Алиди, 3-й – орден великого командора третьего разряда, 4-й – Ливийская цепь, 5-й – Элевсинский орден, 6-й – Бронзовая звезда Pour le Merite, которая дается масонам и немасонам за присутствие духа, храбрость и литературные заслуги. Эти рыцарские ордена и все другие высокие степени масонства утверждены постановлениями великой ложи Англии в «Пунктах соединения», подписанных в 1813 г. Орден признает степени всех других уставов, когда они получены законным образом, так что брат степени Розового креста, рыцаря Кадоша, великого инспектора или равных им по другому уставу и под другим началом может навещать и участвовать в работах братьев той же степени старого первоначального масонства.

Допускаются братья всех возможных политических и религиозных убеждений, так как в силу пересмотренного американского статута 1865 г. индусы, персы, жиды, христиане, тринитарии и унитарии, магометане и пр. могут присутствовать при великих обрядах и чтениях без всякой жертвы правил или личных убеждений, потому что устав проникнут одним чистым духом масонства – духом милосердия, любви и обоюдной терпимости, – исповедуя поклонение великому строителю Вселенной, получая доброго брата бессмертию души и бесконечному блаженству.

Он заключает гораздо обширнее ритуал рабочих степеней, чем какой-либо другой устав; каждая из его тридцати трех степеней имеет присвоенный ей выработанный церемониал, который легко исполнить при даровании степени, и названия каждой очищены от смешных притязаний.

Правление строго представительное, подобно английской политической конституции. Степени 32 и 31 суть первые четыре степени членов капитула, сената и совета и образуют мистический храм и судебный трибунал, где председательствующий, или великий мастер света, имеет 33-ю степень, чтобы быть представителем провинции в Верховном совете масонских князей 33–95 или правительствующем собрании.

Орден опирается главным образом на масонские добродетели, искусство и знание, а не на общественное положение и деньги и старается развить масонские познания, справедливость и нравственность. Он взимает с каждого принятого члена очень небольшую поголовную плату, которая обращается на богоугодные и добрые дела.

Он принимает мастеров масонов, только утвержденных какой-нибудь законной великой ложей, и воспрещает всякое вмешательство в рабочее масонство, в котором его собственные тридцать обрядов образуют, и с тем составлены, чтобы образовать самую лучшую и ученую систему чтений на свете, развивая в ордене милосердие, терпимость и братскую любовь и не входя ни в какие

стеснительные соглашения, очень часто доводящие эти учреждения до гибели.

Его девиз – защита, не вызов – поддерживает личное право каждого брата участвовать в какой-либо внешней организации масонства, соответствующей его религиозным или политическим взглядам, и противодействует всякому вмешательству схизматических учреждений.

Y. Шотландский философский устав.

VI. Первоначальный Шотландский устав, существующий в Бельгии.

VII. Устав реорганизованной старой ложи.

VIII. Фесслеровский устав.

IX. Устав великой ложи Трех глобусов в Берлине.

X. Устав ложи Совершенства.

XI. Мизраимская система.

XII. Устав ордена храмовников.

XIII. Шведский устав.

XIV. Преобразованный устав.

XV. Шредеровский устав.

XVI. Система Сведенборга.

XVII. Устав Циннендорфа. Граф Циннендорф, лейб-медик императора Карла VI, изобрел систему, которая была измененный авиньонский иллюминатизм с прибавлением сведенборгских мистерий. В эту систему входило семь степеней, разделенных на три отдела: 1) голубое масонство; 2) красное масонство; 3) капитульное масонство. Эта система никогда не вводилась в Англии.

Масонские обычаи

Некоторые масонские особенности могут здесь удобно быть упомянуты. Франкмасоны часто присутствуют со всей торжественностью при закладке каменных публичных зданий; они провожают тело мастера до кладбища, облаченные во все доспехи, соответствующие их степеням; летосчисление они ведут от года света. Рыцари Солнца, 28-я степень Шотландского устава, не признают никакой эры и выставляют семь нолей – 0, 000, 000 – вместо года.

Никто не может быть принят в масонский орден моложе двадцати одного года; исключение делается в Англии и также во Франции в пользу сыновей масонов, которых дозволяется посвящать восемнадцати лет. Такого посвященного называют в Англии Lewis, во Франции Louveteau. Последнее означает «волчонок», и читатель вспомнит, что в мистериях Изиды кандидат должен был надевать маску, изображающую волчью голову. Отсюда вытекает, что в этих мистериях волк и кандидат были синонимы. Макробиус в своих «Сатурналиях» говорит, что древние усматривали связь между солнцем, великим символом этих мистерий, и волком: как стада баранов и другого скота разбегаются при виде волка, так стаи звезд меркнут от приближения солнечного света. А на греческом языке Xx>%oq значит и солнце, и волк. Есть ремесленное братство, которое до сих пор носит название, происходящее от этой мысли. Прием в ложу волчонка (louveteau) совершается с церемонией, похожей на крещение. Храмина усыпана цветами, курят фимиамом, и восприемнику предписывается иметь заботу не только о физических нуждах вновь рожденного брата, но также о воспитании его в истине и справедливости. Дитя получает новое имя, обыкновенно название добродетели, как, например: правдивость, преданность, благотворительность; восприемник произносит за него клятву ученика, и в этой степени он принимается в орден, который в случае смерти его родителей содержит его и устраивает его судьбу.

Масонская азбука

Масонская азбука сохраняет угловатый тип первобытных письмен. Тринадцать букв (9 + 4) составляют масонскую систему письма. Поэтому звуки могут быть изображены только точками следующим образом:

 

Буква а пишется ; тот же знак с точкой внутри означает b. Знак > значит u, а с точкой v. Масонские сокращения всегда обозначаются тремя точками, поставленными треугольником; так, например, брат пишется в сокращенном виде , ложа , или ; в множественном числе или . Обыкновенная азбука имеет то же простое основание, подобно тому как и арабские цифры, все заключающиеся в фигуре:

 

Ложа

Внутреннее устройство ложи

Устройство ложи различно, смотря по эпохе и степени, но есть общие правила, которые всегда создаются при ее постройке. В старом французском требнике ложа описывается следующим образом: ложа должна иметь своеобразный потолок, выкрашенный голубой краской и усеянный золотыми звездами, чтобы изображать небо. Пол называется мозаичным; слово «мозаичный» производится от слова Моисей, то есть «спасенный из воды», потому что пестрые цвета изображают землю, вновь покрывающуюся цветами, когда сбежит вода после разлива Нила. Должно быть три окна – одно на восток, другое – на запад, третье – на юг. Также требуются две прихожие, дабы непосвященный не мог случайно увидеть того, что происходит в храмине; если же посторонний тем не менее войдет, председательствующий мастер восклицает: «Дождь идет!»[42] – и ложа немедленно ipso facto[43] закрыта. Храмина всегда драпирована черным; братья садятся по степеням: великий мастер с восточной стороны, мастер – с южной и новички – с северной. Когда принимается учение, ложа ярко освещена, великий мастер сидит на своем месте; у него на шее на широкой ленте маленький наугольник и циркуль, перед ним стол, на котором лежат Евангелие от Иоанна и небольшой молоток. По обе стороны сидят два распорядителя, на первом ватерпас, а на другом – отвес из золота или серебра. Мастера и подмастерья стоят вокруг вместе с учениками, все в белых передниках из шкуры ягненка, и держат в руке обнаженный меч. На полу начерчены фигуры, изображающие ступени, которые вели к Соломонову храму, и два столпа, у дверей Иахун и Боаз[44], которые, в сущности, символически представляют летнее и зимнее солнцестояние, Геркулесовы столпы и два столпа Сифа. Наверху видны солнце, месяц и большая звезда. Посреди пола гроб; человек, по-видимому мертвый, лежит в нем навзничь, на лицо накинут его белый передник, запачканный кровью, одна его рука приложена к груди, другая протянута к колену. В углах храмины находятся легко воспламеняющиеся вещества, как, например, сера, чтобы мгновенно заставить вспыхнуть огонь. Эта обстановка несколько изменяется для приема подмастерья или мастера.

Новейшая ложа

Новейшая ложа состоит из большой квадратной залы, всегда, если возможно, расположенной на восток и запад.

На эстраде, к которой ведут три ступени, со стороны противоположной входу сидит высокодостойный мастер: алтарь находится в центре, на возвышении в четыре ступени. Над троном балдахин небесно-голубого цвета, усеянный звездами и завершенный блестящим треугольником со священным именем, написанным внутри его. Слева от балдахина видно солнце, справа месяц. Еще украшение состоит из пламенеющей звезды и точки среди круга – символ солнца или Вселенной. Ящик или ковчег также входит в состав масонского убранства. Он изображает ковчег, который носили в процессиях Древнего Египта и где заключались семена разных растений, веялка и Osiridis pudendum. К востоку, по бокам входной двери, находятся два бронзовых столпа с накопителями, изображающими гранатные яблоки, и заглавными буквами И. и Б. (Иахун и Боаз) на лицевой стороне. Старший и младший надзиратели сидят возле двух столпов, имея перед собой треугольный стол с масонскими символами. Вокруг ложи еще десять столпов, посредством архитрава соединенных с вышеупомянутыми двумя столпами. На алтаре лежат Библия, наугольник, два циркуля и мечи; три канделябра с длинными восковыми свечами поставлены: один с востока, у подножия ступеней, второй с запада, возле первого надзирателя, а третий с юга. Вокруг залы стоят скамьи для братьев. В так называемых шотландских, английских и американских ложах балдахин над троном мастера из пунцовой шелковой материи. В Соединенных Штатах на высокодостойном мастере шапка с черными перьями и большой кокардой того же цвета. Старший и младший надзиратели сидят в нишах, драпированных занавесью с бахромой, подобно герольдам, имеют посохи из эбенового дерева, выточенные в виде столпа.

Коллегия чинов

Кроме председательствующего мастера и надзирателей, или старших, эмблематически называемых тремя светочами, в числе чинов ложи состоят: оратор, секретарь, казначей, церемониймейстер, хранитель печатей, архитектор, распорядитель, капитан рати, главный пристав, страж внутренний и страж наружный, или каменщик, и др. Каждому из чинов отведено место и присвоены особенные клейноды и знаки, подобно египетским, еврейским или греческим жрецам. Таким образом, кроме вышепоименованных клейнодов, казначей носит скрещенные ключи, секретарь – скрещенные перья, старший надзиратель – наугольник и циркуль с солнцем посередине, младший надзиратель – наугольник и циркуль с месяцем посередине, распорядитель – рог изобилия, каменщик (страж) – скрещенные мечи и пр. Названия большей части этих должностных лиц указывают на их обязанности, а те, которые ими не уясняются, будут объяснены в свое время.

Открытие ложи

Собрания вообще происходят ночью. Высокодостойный мастер открывает работу, стукнув по алтарю молотком, и, предварительно удостоверившись, что дверь заложена каменщиком[45], он обращается к младшему надзирателю со словами:

– Брат младший надзиратель, где ваше постоянное место в ложе?

– На юге.

– Для чего вас поместили туда?

– Для того чтобы означать, когда солнце достигает меридиана, призывает братьев к отдыху после труда и к трудам после отдыха, дабы последствием вышли польза и удовольствие.

– Брат старший надзиратель, где ваше постоянное место в ложе?

– На западе.

– Для чего вас поместили туда?

– Для того чтобы означать закат солнца и, по приказанию высокодостойного мастера, закрыть ложу, удостоверившись, что каждый получил должное.

– Для чего мастер помещается на востоке?

– Как солнце восходит на востоке, чтобы начать и оживить день, так высокодостойный мастер помещается на востоке, чтобы открыть и просветить свою ложу, заставлять работать и поучать своих братьев.

– В котором часу масоны обыкновенно начинают свои работы?

– В полдень.

– Который час, брат младший надзиратель?

– Полдень.

– Так как полдень и все оказывается верно и справедливо, то я открываю ложу.

Чисто астрономический смысл всего этого очевиден без объяснений, но будет обсуждаться еще подробнее впоследствии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.033 с.)