Время возникновения каббалистики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Время возникновения каббалистики



 

Первое письменное обнародование каббалистики можно приблизительно отнести к периоду времени, который охватывает последнее столетие до Р. X. и первые полвека нашей эры. Большое образование еврейского народа, деспотизм буквы закона и мелочность раввинов способствовали распространению умозрительной теологии, главным руководством которой служили Книга Иезирах, или «О сотворении мира», вероятно написанная Акибой, и «Сохар», или «Книга света», Симона бен‑Иоакая, святого Фомы каббалистики, произведение которого заключает всю суть этой темной и странной системы.

 

Книга Иезирах

 

В этой книге Адам созерцает тайны Вселенной. Он объясняет в монологе силы и способности разума, который пытается изыскать связь, соединяющую в одно общее начало все основные части вещей; и в этом изыскании он принимает способ, совсем противоположный Моисееву. Он не спускается от Бога к творению; но, изучая Вселенную, изыскивая единство в разновидности и многообразии, закон в явлении, он восходит от творения к Богу – плодотворный метод, но который приводит каббалистиков к изысканию фантастических аналогий между высшими и низшими властями, между небом и землей, между предметами и знаками мысли. Отсюда возникли все роды гаданий и заклинаний и самые нелепые суеверия. По мнению Пифагора, Вселенная есть символ таинственных свойств чисел; согласно воззрению каббалистики, она только дивная страница, на которой все существующие предметы начертаны высшим художником посредством первых десяти чисел и двадцати двух букв еврейской азбуки. Десять отвлеченных чисел суть общие образы вещей, «высшие категории мыслей». Таким образом единица изображает дух живого Бога, всемирную производительную силу; число два есть дыхание оживляющего духа; три есть водяное, а четыре – огненное начало. Отпечаток букв на Вселенной неизгладим, и есть единственное письмо, которое может донести до нас открытия верховной причины, дать нам возможность снова сложить имя Бога, Logos, написанное на лице земли. И не все буквы одинаковых свойств; три, названные матерями, имеют преимущество перед другими и относятся к триадам, встречаемым в разных физических и умственных разрядах; другие семь называются двойными, потому что от них возникают предметы, постоянно противоположные одни другим; остальные двенадцать названы простыми и относятся к двенадцати принадлежностям человека.

 

Разные роды каббалистики

 

Она двух родов: теоретическая и практическая. Последняя занимается составлением талисманов и амулетов, следовательно, недостойна нашего внимания. Теоретическая же каббалистика делится на буквенную и догматическую. Догматическая есть изложение метафизического учения докторов‑каббалистов; буквенная – мистический способ объяснения священных предметов особенным употреблением букв в словах. Эта буквенная каббалистика снова подразделяется на три ветви, из которых первая рассматривает слова по числу находящихся в них букв. Эта ветвь носит название Гематрии, и пример читатель видел в слове Mithras ', названии солнца, буквы которого составляют число 365, то есть дней, пока солнце совершает свой путь. Вторая ветвь называется Нотарикон; это способ составлять одно слово из первых и последних букв многих других. Таким образом, в изречении Апокр., 30: 12: «Кто взойдет за нас на Небо?» – на еврейском языке סי יעלח לם חשסיסח, первые буквы каждого слова составляют סילח – «обрезание». Третья ветвь, Темура, или перестановка букв, то же, что мы обыкновенно называем анаграммой.

 

Видения Иезекииля

 

Каббалистические термины и вымыслы, не лишенные поэтического характера, послужили на пользу мистикам, сектаторам и алхимикам. Достаточно рассмотреть ту часть системы, цель которой изучение видений Иезекииля, чтобы составить себе понятие об изобилии фантастического и мифологического в каббалистике.

В видениях Иезекииля Бог восседает на престоле, окруженном странными крылатыми фигурами – человеком, быком, львом и орлом, четыре зодиакальных знака, подобные «тому сиянию, которое он видел на берегу реки Хабары», то есть у халдеев, славившихся своими астрономическими познаниями. Раввины называют эти видения описанием небесной колесницы и находят в них глубокие тайны. Маймониды низвели эти видения на степень тогдашних астрономических понятий; каббалистика окружила их бесчисленными сонмами ангелов. Кроме ангелов, управляющих звездами, стихиями, добродетелями, пороками, страстями, подлунный мир полон духов обоих полов, занимающих среднее положение между ангелом и человеком, – это стихийные духи розенкрейцеров. Добрые ангелы находятся под начальством Метатрона, также называемого Сар‑Гаппаним, ангел Божественного лица. Злые ангелы подвластны Самуилу, или Сатане, ангелу смерти. Кроме индийского метемпсихоза, каббалисты допускают еще другой, который называют «оплодотворением», он состоит из слития нескольких душ в одно тело, что бывает, когда душа нуждается в помощи других душ для достижения блаженного видения.

 

Сотворение мира из ничего

 

Первобытное существо называется старцем дней, древним кругом света, непостижимым, бесконечным, вечным, закрытым оком. До внешнего проявления все заключалось в нем и его имя было ничто, нулевой мир. До сотворения мира первобытный свет божий, ничто, наполнял все, чтобы не было пустоты; но когда верховное существо вознамерилось проявить свои совершенства, оно ушло в себя, и обнаружилась первая эманация – истечение – луч света, причина и начало всего существующего, соединение производительных сил и творческой мысли. Сперва оно образовало едва заметную точку, точку‑свет, потом из этой мысли оно сотворило священный и таинственный образ, который окончательно облекло в богатое одеяние, то есть Вселенную. От слияния производительных сил и творческой мысли произошел первородный Сын Божий, всемирный образ, Творец, охранитель и оживляющее начало света, Адам Кадмон, называемый макрокосмом, тогда как человек, рожденный от земли и живущий на ней, собственно отражающий только то, что типический или небесный человек есть на самом деле, называется макрокосмом. Но прежде чем Эзоф, или Бесконечное, обнаружилось первобытному человеку в этой форме, другие эманации, другие миры следовали один за другим и были названы «искрами», становившимися все слабее по мере того, как они оказывались далее от центра истечения. Вокруг Адама Кадмона образовались бесчисленные круги позднейших эманаций, которые не образуют собой существ с присущей им жизнью, но божии свойства, сосуды всемогущества, типы творения. Десять эманаций от Адама Кадмона называются сефироты; это «силы» Филона и «зоны» гностиков.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.136 (0.006 с.)