Обычаи в разных других ремеслах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обычаи в разных других ремеслах



Сдельники и башмачники имели свои обычаи при вступлении. В той комнате, где происходило посвящение, ставили грубой работы алтарь, на который помещали распятие, восковые свечи, служебник и все необходимое для богослужения. Служили обедню, к которой примешивали несколько особенных фраз, после чего посвященного знакомили с обрядами, обязанностями, знаками и паролями и символическим значением изображений и клейнодов. Прием шляпочников в своих очищениях и в погребальном мифе еще ближе подходил к древним посвящениям. Подмостки, или трон, воздвигались в большой зале; на них ставили крест, клали терновый венец, пальмовую ветвь и все орудия страстей Христа. Возле ставили большой таз с водой. Кандидат представлял Христа, проходил через разные эпизоды страстей Искупителя и наконец становился на колени перед тазом, и голову его поливали водой – крещение возрождения. Без сомнения, первоначальные учредители этого обряда имели честные и возвышенные виды, но с течением времени все это превратилось в фарс. При вступлении портных кандидата вводили в комнату, посередине которой стоял стол, покрытый белой скатертью, на которую клали хлеб, три сахарных головы и три иглы и ставили перевернутую солонку. Он также проходил сквозь разные степени страстей Христа. Тогда его вели во вторую комнату, где был приготовлен пир и, как уверяют, висели картины любовной жизни троих портных, действующие на чувства, что может напоминать нам странное поклонение, входившее во все древние таинства.

Герои и мученики учреждения

Эти посвящения придавали некоторую важность различным ремесленным союзам и их членам; их общее достояние поддерживало сословный дух, хотя он не был свободен от надменности и исключительности, которые размножали обряды, усиливали нетерпимость, зависть и вражду, периодически кончавшуюся кровожадной борьбой, – трагические эпизоды драмы, то варварской, то геройской. Таким образом, товарищество имело своих поэтов и своих мучеников, жертв прошлых предрассудков, которые думали, что жертвуют собой для славы и могущества обязанности, и которых предсмертная песнь, хотя дышала неумолимым духом ненависти, срывалась с их губ, как песнь о справедливой и достохвальной войне.

Беспорядки в Лионе, Марселе, Бордо обесславили товарищество. В середине прошлого столетия соперничество между двумя отделениями лионских каменотесов кончилось изгнанием одного из них из этого города, и его попытка вернуться привела к самым страшным сценам насилия и кровопролития.

Союзы немецких ремесленников

Фразеология охотников

В лесах, занятых разбойниками, мы встречаемся с первыми зародышами этих корпораций, с грубыми, но характеристическими обычаями. Угольщики и охотники должны были различать друг друга для того, чтобы не пожать руку врагу. Гримм собрал больше двухсот охотничьих выражений и фраз. Вопросы и ответы странствующих разбойников имеют большое сходство с вопросами и ответами охотников; преобладающий дух один и тот же; те и другие часто упоминают символические числа три и семь. Образы по необходимости относятся к разным событиям в жизни охотников.

В. Добрый охотник, что ты видел сегодня?

О. Благородного оленя и дикого вепря; чего можно желать лучшего?

В. Для чего ты называешь себя мастером-охотником?

О. Храбрый охотник получает от принцев и повелителей название семи свободных искусств. Из чувств, которые облагораживают достоинства искусства или ремесла, часто возникает рыцарская любовь, делающая жизнь кроткой и придающая ей цель и награду, достойную ее.

В. Скажи мне, добрый охотник, где оставил прекрасную и кроткую девицу?

О. Я оставил ее под величественным деревом и иду к ней. Многие лета девице в белой одежде, приносящей мне каждое утро счастливый день! Каждый день я вижу ее опять на том же месте, и, когда я ранен, она вылечивает меня и говорит мне: «Желаю безопасности и счастья охотнику; пусть он встретит прекрасного оленя!»

Просвещение

Ремесленники, теснее соединенные, чем охотники, не допускали новых членов в свое братство иначе, как после продолжительных и торжественных испытаний; все их учение проникнуто духом братской любви и внимания к нравственным и гражданским обязанностям. Они были разделены на три степени, и замечательно то, что немецкие рабочие давно освоились со словом, знаком и рукопожатием франкмасонов. Действующие масоны разделялись на Wort-Maurer (словесных масонов) и Schrift-Maurer (масонов пишущих, с дипломом). Первые не могли дать никаких доказательств того, что были правильно обучены ремеслу строителей, кроме слов и знаков; последние могли показать документы. Были законы, обязывавшие мастеров-каменщиков давать работу работникам, знавшим слово и знаки. Некоторые города пользовались в этом отношении большими преимуществами, чем другие. Слово, данное в Ветцларе, давало право работать во всей империи. У немцев также трехлетнее странствование для усовершенствования в мастерстве составляет всеобщее условие, и обыкновенно отправляются в путь весной. Handwerksbursche существуют даже теперь в Германии как учреждение, хотя не так часто встречаешь странствующего ученика на большой дороге, потому что железные дороги дают ему возможность путешествовать дешевле, чем пешком.

Посвящение бочаров

Каждое ремесло имело свой особый способ посвящения; но так как, конечно, есть большое сходство обрядов, то подробности были бы скучным повторением. Я ограничиваюсь поэтому одним ремеслом – бочаров. Прежде испрашивалось позволение представить собранию товарищей юношу, который должен поступить в число их и которого называют Козлиным Передником. Товарищ, представляющий его, говорит: «Кто-то, не знаю кто, следует за мной с козлиной кожей; он портит доски, истребляет дерево; он – изменник; он стоит на пороге и говорит, что не виноват; он входит и обещает, после того как «будет отесан» нами, сделаться хорошим работником». Позволение давали; ученик садился на скамейку, поставленную на столе, и товарищи старались опрокинуть его; но руководитель поддерживал его; затем его неоднократно крестили и посвящали пивом. Патрон тогда говорил: «Чем ты называешься теперь? Выбирай имя, благородное, короткое, имя, которое нравится девушкам. Тот, у кого короткое имя, нравится всякому, и каждый выпивает чашу вина или пива за его здоровье. А теперь заплати за издержки крещения, дай то, что дали все другие, и мастера и работники будут довольны тобою». Кандидат также получал множество наставлений, как держать себя в своих странствованиях. Его не должны устрашать затруднения, которые он встретит в самом начале. Пройдя лес, наполненный опасностями, он выйдет на приятный луг и увидит грушевое дерево, покрытое привлекательными плодами. Должен ли он лечь под ним и дожидаться, пока груша свалится в его полуоткрытый рот? Или он должен влезть на дерево? Нет; фермер и его работники увидят его и прибьют. Он должен трясти дерево, плоды упадут; он должен их съесть и оставить несколько на земле для товарищей, которые придут после него и, может быть, не будут иметь сил трясти дерево. Продолжая свой путь, он придет к потоку, через который ствол большого дерева служит мостом. Тут он встретит молодую девушку, ведущую козла. Что должен он сделать? Столкнуть девушку и козла в воду и пройти? Нет; пусть он возьмет козла на спину, девушку на руки и перейдет мост. Он может после жениться на девушке, потому что ему нужна жена, и убить козла для брачного пира, а из шкуры сделать себе новый передник. Придя в город, он должен войти в гостиницу, содержимую мастером; если дочь хозяина поведет его в спальню, он должен наблюдать за собой, а на следующий день идти отыскивать работу. Может быть, ему предложат ее три мастера – первый богат деревом и обручами; у второго три красивые дочери, и он дает своим работникам вдоволь вина и пива; третий беден. У которого он должен взять работу? У первого он сделается отличным бочаром; у второго он будет счастлив, станет пить вдоволь и танцевать с прелестными девушками; но у третьего что? Он должен быть готов работать равно и для бедного, и для богатого хозяина. Когда эта речь, которая бывает еще длиннее, кончится, кандидат пытается выбежать на улицу и кричит: «Пожар!» Товарищи удерживают его и обильно поливают холодной водой, а потом, разумеется, следует обед.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.240 (0.004 с.)