Революционные общества в Италии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Революционные общества в Италии



Джузеппе Маццини, который сорок лет назад содержался в форте Савона за революционные речи и сочинения, может считаться главным зачинщиком новейших тайных обществ с революционным направлением в Италии. Независимость и единство родной страны с Римом, как столицей, разумеется, было целью «Юной Италии».

Комитеты были учреждены во всех частях Апеннинского полуострова; пресса не только в Италии, но и в Марселе, Лондоне и Швейцарии сильно была занята распространением взглядов тайных деятелей, и полиция, хотя воображала, что знает все, постоянно делала промахи. Таким образом, Ливио Цамбеккари, один из предводителей, отправился из Болоньи в Неаполь, оттуда в Сицилию, имел свидания с заговорщиками, сзывал на сходки и вернулся в Болонью, а неаполитанская и сицилийская полиции между тем ничего не ведали. Генерал Антонини отправился в Сицилию под вымышленным именем, выдал себя за дагеротиписта и находился в коротких сношениях со многими из официальных лиц, не возбуждая ни малейшего подозрения. Пьемонтский офицер, сражавшийся в испанских и португальских революционных войнах, прибыл в Мессину под испанским именем с рекомендательными письмами к одному неаполитанскому генералу, который дал ему возможность подробно осмотреть цитадель, что и было главной целью его путешествия. Письма из Мальты, адресованные к заговорщикам, были перехвачены полицией, но выкрадены прежде, чем имели возможность прочесть их, благодаря ловкости и отваге членов «Юной Италии». Тысячи копий революционной программы, напечатанные в Марселе, тайно ввезены были в Италию в пакете, адресованном на имя министра Делькаретто. Революционная переписка велась посредством официальных писем, адресованных на имя министра Сантанджело в Палермо. Известный испанский генерал, находившийся в числе заговорщиков, отъезд которого и цель печатно были заявлены во французских газетах, переехал из Марселя в Неаполь, и полиция была не в состоянии изловить его.

Различные общества

Таковы были посланные различных тайных обществ, составившихся по всей Италии. Так в Падуе существовало общество, члены которого назывались Selvaggi, дикари, на основании слов немецкого демократа Марра, что человек должен вернуться к дикому состоянию, чтобы свершить что-либо великое. Члены Unita Italiana[75], открытой в Неаполе в 1850 г., опознавали друг друга, слегка потирая нос. Они клялись на кинжале с треугольным лезвием и надписью «Братство, смерть изменникам, смерть тиранам» честно соблюдать законы общества под страхом, в случае измены, чтобы этот же кинжал был вонзен им в сердце. Исполнители мести общества называли себя Комитетом казни. В 1849 г. Большой совет партии учредил Комитет закалывателей, Comitato de’pugnalatori. Предводители общества допускали в него только с тщательным выбором; в статутах стоит: «Не могут быть посвящены ни бывшие иезуиты, ни воры, ни фальшивомонетчики, ни какое-либо другое бесчестное лицо». Бывшие иезуиты помещены в отличной компании, нечего сказать!

В 1849 г. было открыто в Анконе общество, называвшееся Товариществом смерти, и много убийств, порой совершенных средь бела дня на городских улицах, оказалось впоследствии делом его членов. Общество убийц, Ammazzatori, в Ливорно, Адское общество в Синигале, Товарищество ассасинов, Sicarii, в Фаенце, «Террористы» в Болонье были общества одного закала. «Цирюльники Маццини» в Риме задались целью «отстранить» патеров, которые оказались там особенно зловредны. Другое болонское общество «Итальянский заговор сынов смерти» имело целью освобождение Италии от иноземного владычества.

Тайное Общество убийц было открыто недавно, и многие из его членов подвергнуты суду в Равенне. Существование его было заподозрено давно, но исполнительная власть не смела вмешиваться; некоторые частные лица правда пытались привлечь убийц к суду, но, если они достигали успеха, тотчас затем следовала месть. Один лавочник, особенно старавшийся открыть их, получил предуведомление, что он осужден на смерть; в ту же ночь было наклеено на ставнях его лавки объявление о сдаче лавки за отъездом владельца. Во многих случаях были даже свидетели преступления, однако они не смели дать показание. Наконец один из шайки изменил товарищам, он объяснил некоторые «таинственные исчезновения» и назвал имена убийц. Шайка стала чересчур многочисленна, и между членами были лица, честность которых заподозрили. Решено было пожертвовать ими. Свои же подкараулили их, напали на них и убили. Это общество было известно под именем Accoltellatori, буквально «ножовщики» – перерезывающие горло. Сначала оно состояло только из двенадцати членов, которые обыкновенно сходились в кофейне Маццавиллани – очень подходящее имя: mazza означает палица или дубина, villan подлый – в Равенне, где и решалась судьба их жертв. Судебное следствие еще не кончено (ноябрь 1874 г.).

Возмущения в Италии

Григорий XVI умер 1 июля 1846 г. Маццини счел это удобной минутой для всеобщего восстания, и революции в Риме, Неаполе, Палермо, Флоренции, Милане, Парме, Модене и Венеции последовали одна за другой. Они составляют предмет истории; война, начатая Маццини и доведенная до успешного конца главным образом благодаря Гарибальди, кончилась основанием королевства Соединенная Италия и поражением – едва ли можно надеяться, чтобы навсегда, – светской власти папы. Имя Гарибальди имеет такое же волшебное обаяние в Италии, какое до сих пор связано с именем Наполеона во Франции, и Маццини поставлена мраморная статуя в Палаццо-дель-Муничипио в Генуе.

Убийство Росси

Так как наша задача относится скорее к скрытому влиянию тайных обществ, чем к их открытым действиям, этот беглый очерк «Юной Италии» кстати будет заключить кратким отчетом об убийстве графа Росси, задуманном и приведенном в исполнение маццинистами. Росси, родом из Каррары, начал свое общественное поприще как член временного правления в Болонье, когда Мюрат пытался завоевать Италию. После поражения своего начальника Росси бежал в Швейцарию, где сейм доверил ему пересмотр союзного договора 1815 г.; в предложенных им изменениях радикализм был доводим до крайних его пределов и стремился к ниспровержению союзного правительства. С подобными задатками очень естественно, что Росси сделался членом «Юной Италии», хотя Маццини ему не доверял, зная, что бывший карбонарий не имел установившихся политических убеждений. Некогда ярый демагог помог Людовику Филиппу в Июльскую революцию 1830 г. вступить на престол, принял титул графа и пера Франции и отправился послом в Рим. Несмотря на то что прежде принадлежал к тайным итальянским обществам и папой Григорием XVI был объявлен политическим ренегатом, он принял впоследствии должность от Пия IX, которому в 1848 г., незадолго до своего бегства из Рима, не к кому было обратиться для составления нового министерства, кроме этого же самого пройдохи. Росси образовал его так, что оставил за собой три портфеля, именно: финансов, внутренних дел и полиции, а все остальные министры взаимно ненавидели друг друга – обстоятельство, из которого он надеялся извлечь еще большие выгоды. Его политическая программа, исключавшая всякое участие или влияние народа, привела «Юную Италию» в ярость. При совещании, которое происходило в гостинице Федера в Турине, произнесен был приговор: «Смерть изменнику карбонарию!» По заранее предначертанному плану убить Росси выпало на долю одного из предводителей общества, Канино. Не ожидали, чтобы он исполнил это сам, но его положение и богатство полагали верными средствами, чтобы располагать кинжалами. Маццинистское общество собиралось дважды в неделю в римском театре Капраника. При собрании в 116 членов было решено, по предложению Маццини, что 40 человек будут выбраны по жребию для охраны убийцы. Еще трое убийц были назначены, также по жребию, и назвали их feratori; кто-нибудь из них должен был убить министра.

15 ноября, день открытия римских палат, был вместе и днем, назначенным для смерти Росси. Его предостерегали неоднократно, но он только смеялся над этим. Даже на пути в канцелярию он был остановлен патером, который шепнул ему:

– Не идите, вас убьют.

– Меня они не напугают, – возразил он, – дело папы – дело Божие.

Ответ его некоторые находят благородным, тогда как он просто смешон, потому что лжив; и какое низкое лицемерие в человеке с его прошлым! Когда Росси входил в канцелярию, заговорщики ожидали его там. Один из них, в то время как он поднимался на лестницу, ударил его рукоятью кинжала в бок, и едва он обернулся взглянуть на нападающего, как другой убийца вонзил ему кинжал в горло. Министр вскоре испустил дух в квартире кардинала Гоццоли, куда его снесли. В эту самую минуту один из напальников «Юной Италии» в Болонье, взглянув на часы, сказал:

– Сейчас было совершено великое дело; нам уже нечего опасаться Росси.

Палата, должно быть, ценила Росси не высоко, судя по хладнокровию, с каким депутаты приняли известие о его смерти, а ночью по улицам Рима носили в торжественном шествии с факелами, держа высоко над головой кинжал, которым он был убит, при кликах тысячи голосов: «Благословенна рука, поразившая Росси! Благословенен кинжал, убивший его!» Памфлет, напечатанный в Риме, в 1850 г., заключает в себе письмо Маццини, где встречаются следующие слова: «Убийство Росси было необходимо и справедливо».

Постскриптум

После того как мной написано было вышеприведенное, я напал на документы, в силу которых воздерживаюсь от суждения, кто были настоящие убийцы Росси. Из сведений, дошедших до меня позднее, оказывается, что клерикальная партия, а не карбонарии задумала это и привела в исполнение. Люди, обвиненные в соучастии, содержались в темнице более двух лет, но их не судили, а потом преспокойно выпустили. Незадолго до своей смерти Росси собрал контрибуцию в 4 миллиона скуди с клерикальной собственности, и было известно, что он составляет проект об уменьшении влияния духовенства. Но материалы для истории этого времени еще недоступны.

Источники

Contemporary journalism of various countries.

Mazzini. Scritti editi e inediti. Milan, 1861–1863.

Histoire de Г Internationale. Par Jacques Populus. Paris, 1871.

La Fin du Bonapartisme. Par-E. de Pompery. Paris, 1872.

La Comune di Parigi nel 1871. Per J. Cantu. Milano, 1873.

Histoire de Г Internationale. Par E. Villetard. Paris, 1872.

Secret History of the International. By Onslow Yorke. London, 1872.

Разнородные общества

Разнородные общества

Друзья азбуки

Это общество, признанная цель которого воспитание детей, в сущности имело задачею свободу. Члены его назывались «Друзья АВС», буквы, выговариваемые по-французски: abaisse[76]. Народ – те униженные, которых следовало возвысить. Членов общества было очень немного, но все люди избранные. Они имели две ложи в Париже во время Реставрации. Виктор Гюго ввел это общество в Les Miserables (часть III, книга IV).

Академия древних

Она была основана в Варшаве полковником де Сальверте в подражание такому же обществу, учрежденному в Риме около начала XVI в. Цель его тайных собраний было изучение потаенных наук.

Альмуссери

Это общество, в таком же роде, как «Белли Пааро», встречается между неграми Сенегамбии и другими частями Африканского материка. Обряды посвящения немного походят на орфикские и кабирийские таинства. Среди обширного леса стоит храм, куда допускаются одни посвященные. Только раз в году бывает посвящение. Кандидат прикидывается мертвым. В назначенный час посвященные окружают его с погребальным пением; затем его несут в храм, кладут на довольно горячий медный лист и поливают пальмовым маслом, – это дерево египтяне посвящали солнцу, так как приписывали ему триста шестьдесят пять свойств. В этом положении неофит остается сорок дней, – и это число постоянно встречается в древности; родственники навещают его в это время, чтобы вновь поливать маслом, а по прошествии сорокадневного срока его приветствуют радостным пением и ведут домой. Предполагают, что он получил новую душу, вследствие чего он пользуется большим почетом и весом в своем племени.

Анонимное общество

И это общество, которое существовало некоторое время в Германии с великим мастером, живущим в Испании, занималось алхимией.

Антимасоны

Это общество, основанное в 1811 г. в Ирландии в графстве Доун, состояло из римских католиков, задавшихся целью изгнать всех франкмасонов, какого бы ни было вероисповедания.

«Рыцари Апокалипсиса»

Это тайное общество образовалось в Италии в 1693 г. для защиты церкви от ожидаемого Антихриста. Августин Габрино, сын торговца в Брешии, был его основателем. В Вербное воскресенье, когда клир в соборе Святого Петра затянул «Quis est iste Rex Gloriae»[77], Габрино, с мечом в руке, ворвался в середину хора и воскликнул: «Ego sum Rex Gloriae!»[78] To же он сделал в церкви Сан-Сальваторе, после чего был посажен в дом умалишенных. Общество тем не менее продолжало процветать, пока посвященный, резчик на дереве, не выдал его инквизиции, и рыцарей заключили в тюрьму. Большая часть из них, хотя просто торговцы или работники, всегда имели при себе меч, даже когда находились на работе, а на груди носили звезду с семью лучами и подвеской, символически изображающей меч святого Иоанна в Апокалипсисе. Общество обвинили в политических целях. Действительно, основатель величал себя монархом Святой Троицы, что неудивительно со стороны помешанного; он хотел ввести многоженство, за что мог бы пользоваться благосклонностью мормонов.

Ареоити

Это общество произошло на острове Таити, и члены его рассеяны по этому архипелагу. У них своя генеалогия, своя иерархия и свои предания. Они называют себя потомками бога Оро-Тетифа и делятся на семь степеней, отличаемых количеством дозволенной татуировки. Общество представляет учреждение подобное тому, каким были египетские жрецы; но могут быть допускаемы и лица светские. Начальники тотчас достигают высшей степени, но простой народ должен добиваться посвящения посредством множества испытаний. Члены общества пользуются большим уважением и многими преимуществами. На них смотрят как на хранителей науки и посредников между богом и человеком; их боятся, как орудия табоо, род отлучения от капища, которое они могут произнести, подобно древним иерофантам Греции или римскому суду. Хотя обряды отвратительны и безнравственны, но в их основании кроются более возвышенные мысли, и можно предположить, что это искажение прежнего, более чистого ритуала. Основная мысль догмата посвящения – производительная сила природы. Легенда о боге солнца здесь также играет значительную роль, и распределение праздника сообразуется с нею; при зимнем солнцестоянии совершается погребальная церемония, напоминающая мистерии древности. Сверх того, во всей Полинезии существует верование в верховное божество Таароа, или Тангароа, о котором в космогоническом гимне, известном посвященным, говорится: «Он был; его назвали Таароа; он звал, но никто не ответил; он, единственное существо, превратился во Вселенную; он свет, зародыш, основание; он небренный; он велик, тот, кто создал Вселенную, великую Вселенную».

Мстители, или вендикатори

Тайное общество, на основаниях фемов и Беати Паоли, составившееся около 1186 г. в Сицилии, в отмщение за общественные несправедливости, кончилось казнью великого мастера Адиоральфуса де Понте-Корво, повешенного по повелению короля норманнов Вильгельма II; кроме того, многие из членов общества подверглись клеймению раскаленным железом.

Бабизм

Эта религиозная секта с политическим оттенком существует у персиян, она имеет общие черты с франкмасонством, взятым из Франции.

«Белли Пааро»

У гвинейских негров существуют мистерии, называемые «Белли Пааро», которые совершаются всего несколько раз в столетие. Кандидат, сняв с себя одежду и все, что на нем есть металлического, ведется в обширный лес, где старцы, распорядители посвящения, дают ему новое имя, пока он читает стихи в честь бога Белли; потом он присоединяется к оживленной пляске и получает много теологических и мистических наставлений. Неофит проводит пять лет в совершенном уединении, и горе той женщине, которая осмелится подойти к священному лесу! После такого искуса кандидат получает отдельную хижину, и его посвящают в самые сокровенные тайны секты. С того времени он одевается не так, как остальные; тело его украшено перьями, и на шее видны рубцы посвятительных надрезов.

Камисарды

Крестьяне, протестанты, в Севенских горах восстали против Людовика XIV, когда он, по наущению иезуитов, отменил Нантский эдикт. Они носили рубашки сверх платья (camises), отчего и происходит их название. Говорят, от 1702 до 1704 г. тысяч тридцать севенцев погибло на войне, или в менее законных побоищах, или на эшафоте. Еще большее число людей погибло в королевском войске, и некоторые из великих полководцев Франции встретили неудачу и позор, когда были противопоставлены простым горным предводителям, как, например, Роланду или мальчику-пастуху Кавалье.

Шарлоттенбургский орден

Это одна из многочисленных ветвей, привитых к стволу союза добродетели.

Церковные масоны

Это масонский устав, основанный в Англии в этом столетии с едва вероятной целью – восстановить прежние масонские Союзы строителей.

Каморра

Это итальянское общество имело до настоящего времени большое политическое влияние, то соперничая с карбонариями, то содействуя им; Чиро Анникиарико скорее был каморрист, чем карбонарий. Во время последнего правления Бурбонов в Неаполе каморра находилась в зените своей власти, а когда Франциск 11 в сентябре 1860 г. оставил столицу в жертву всем ужасам и опасностям общественных смут, когда городские власти, лишенные всякого веса и значения, сознавали себя не в силах побороть преобладающую вокруг них анархию, каморристские начальники имели столько влияния, что отклонили опасность. Они обещали, что общественный порядок не нарушится, и с той же минуты, когда уехал король, до прибытия Гарибальди не оказалось ни малейшего волнения. Общество еще существует, но уже иного совсем характера, так как теперь состоит из одних преступников. 3 сентября 1873 г. неаполитанская полиция накрыла комитет каморристов в osteria, или гостинице, на Strada Floria, и шестнадцать человек хорошо вооруженных, почти все причастные к разным преступлениям, были арестованы. Каждое неразъясненное убийство в Неаполе и его окрестностях приписывается этому обществу.

Постскриптум

С тех пор как написано вышеприведенное, всеобщее внимание было обращено на каморристов недавними арестами в Неаполе всех членов шайки. Как мы уже говорили, общество утратило всякую политическую цель или значение, состоит из одних преступников, однако включает несколько членов, принадлежащих к классу выше черни. Его главная задача теперь – грабеж. Торговцы, кондукторы почтовых карет, трактирщики, вообще люди, имеющие промысел, подвергаются поборам этого общества «во имя народа, для поддержания его прав и независимости». Страх, внушаемый каморрой, так велик, что трудно, лучше сказать невозможно добыть свидетелей против кого-либо из каморристов. Случайный корреспондент «Таймс» сообщает из Неаполя, что один каморристский начальник, по имени Дель-Джиудиче, убил товарища однажды вечером у дверей театра. Не могло быть сомнения насчет этого, так как произошло это при свидетелях. Убийцу схватили и подвергли суду в прошедшем августе месяце, но в день, назначенный для разбора дела, суд оказался битком набит хорошо известными каморристами; генерал-прокурор получил угрожающее письмо, а также присяжные и свидетели. Последние дали такие показания, из которых ничего нельзя было вывести; убийца не мог быть осужден, и объявление присяжных оказалось non constat, не доказано. Надо надеяться, что итальянское правительство будет неуклонно держаться того энергичного образа действия, к которому приступило относительно противозаконных обществ, еще существующих, как, например, каморристы и бриганти.

Кугурды

Это одна из множества форм, принятых либеральной партией во Франции во время реставрации Бурбонов. Из города Ахена она распространилась по Провансу.

Дервиши

Дервиши, также называемые факирами, магометанские монахи. Магомет запретил введение монашества в свою религиозную систему, но тридцать лет после смерти пророка появились монахи, и теперь их насчитывают приблизительно семьдесят два ордена. Двенадцать, бесспорно, древнее самого исламизма. Некоторые из них занимаются проделками фокусников, как то: глотают кинжалы, огонь и пр. Последнее напоминает нам этрусских жрецов Феба. Мевлеви – самый значительный из этих монашеских орденов в силу поэтического мистицизма и учения, что свет первородный от Бога. Дервиши в Индии большие враги англичан, всегда силящиеся внушать магометанскому населению ненависть к английскому владычеству; очень распространено убеждение, что втайне франкмасоны с ними заодно. Франкмасоны в сношениях с дервишами! Слыхано ли, чтобы дервиши замышляли доброе? Немного времени назад товарищ государственного секретаря по управлению Лагора, Бёлль, был заколот факиром, религиозным нищим одной из опаснейших фанатических сект в Индии. Где только окажется злодеяние между мусульманами, там уж наверняка замешан один из этих фанатиков. Нападение на Бёлля сочли в то время признаком соглашения между индусами-сейками и мусульманским населением Пенджаба.

«Гетерия»

Это было греческое общество, основанное в конце прошлого или начале настоящего века, для освобождения отечества от иноземного ига. Первая мысль о нем приписывается поэту Рига, выданному Австрией туркам, которые варварски казнили его в 1798 г. Даже во время владычества

Венеции много греков посещало итальянские университеты, и эти студенты образовали гетерию, для восстановления Греческой империи. Побуждаемые обещаниями Наполеона, гетеристы готовились к высадке на берег Греции со стороны Ионических островов, но падение императора заставило рушиться этот план. Он ожил вновь в 1815 г. Гетеристы назвались «Друзьями муз» и образовали общество, будто бы для исследования литературных и археологических древностей Греции, между тем как цель его была совсем иная. Главный центр был в Мюнхене. Общество постепенно становилось влиятельнее и понемногу стало изобличать свои политические стремления. Оно проникло в Морею и подготовило греков к великому народному событию. В 1819 г. гетеристы избрали начальником Александра Ипсиланти и приступили к необходимым приготовлениям для народного восстания, которое вспыхнуло в следующем году.

«Фратичелли»

Так называлась секта, которая, говорят, упражнялась в воздержании при самой тяжкой обстановке обетом возлагаемого плотского искушения. Она преимущественно встречалась в Ломбардии. Папа Климент Y проповедовал против нее крестовый поход и затем истребил ее огнем и мечом, холодом и голодом. Но эти люди были виновны в несравненно тягчайшем преступлении, чем то, в котором они обвинялись открыто; они указали на тиранство пап и злоупотребление клерикальной властью и богатством, а это, разумеется, заслуживало истребления огнем и мечом!

Козлы

Около 1770 г. территория Лимбурга оказалась местом действия загадочных деяний. Церкви разрушали, замки жгли, и грабежи производились повсюду. Деревенские жители пытались свергнуть с себя иго феодализма. Во время ночи самые смелые из них собирались в уединении степей и шли производить эти опустошения. Тогда повсюду распространялся ужас и слышны были крики: «Козлы идут!» Называли их таким образом потому, что они носили маски, изображавшие козлиную морду. В подобные ночи раб становился господином и предавался со свирепым наслаждением мести за несправедливость, выносимую в течение дня. Утром все исчезало; они возвращались к своей ежедневной работе, между тем как замки и дома, подожженные ими ночью, отражались на небе грозным заревом. Чем больше было недовольных, тем больше число козлов, которые под конец стали так многочисленны, что предпринимали одновременные экспедиции в разные стороны в одну ночь. Говорили, что они в союзе с нечистым, который в образе козла будто бы переносил их с одного места на другое. Прием в это товарищество производился следующим образом: в небольшой часовне среди лесной чащи зажигалась лампадка в темную и бурную ночь. Кандидат вводился в часовню двумя преемниками и должен был три раза проползти на четвереньках вокруг здания. Потом ему давали выпить большое количество крепкого шипучего напитка и сажали его верхом на деревянного козла, повешенного на шпилях. Козла принимались вертеть все быстрее и быстрее, так что сидящий на нем, отчасти от выпитого крепкого напитка, отчасти от кружения, терял память и даже порой приходил в настоящее бешенство; когда же его снимали наконец, легко было вселить ему убеждение, что он скакал по воздуху за спиной черта. С этой минуты он был предан душой и телом Обществу козлов, которое около двадцати лет наполняло Лимбург ужасом. Напрасно власти захватывали большое число подозрительных людей; напрасно во всех общинах и во всех деревнях то и дело воздвигались виселицы. За 1772–1774 гг. один Фокемонский суд приговорил к повешению или четвертованию четыреста козлов. Однако общество не могло быть истреблено приблизительно до 1790 г.

Общество заячьей ноги

Оно составилось в Канаде против английского правительства.

Хузеанавер

Так жители Виргинии называли посвящение их собственных жрецов и тот искус, которому должны были подвергаться лица, не принадлежащие к жреческому сословию. Тело кандидата смазывали жиром, после чего он являлся перед собранием жрецов с зелеными ветками в руках. Священная пляска перемежалась мрачными кликами. Пять юношей проводили кандидата к подножию известного дерева между двумя рядами людей, вооруженных палками, которые прикрывали его собой и получали удары, назначаемые ему. Между тем мать его готовила погребальный костер для мнимого жертвоприношения и оплакивала своего сына, как мертвого. Тут дерево срубали, его ветви обрезали, свивали из них венок для кандидата, который во время продолжительного уединения и посредством сильного наркотического средства, называемого визоцин, впадал в состояние сомнамбулизма. После того он возвращался в свое племя и на него уже смотрели как на человека переродившегося, одаренного высшей властью и высшими познаниями, чем непосвященные.

Невидимки

Мы не знаем, много или мало истины в рассказах, правда очень немногочисленных, об обществе, которое, говорят, существовало в Италии в прошлом столетии и в ночных собраниях проповедовало атеизм и самоубийство.

Иезуиты

Едва ли иезуиты могут быть названы тайным обществом. Тем не менее их влияние на тайные общества часто бывало очень сильно, и во всех частях света они всегда имели громадное число последователей, хотя не открыто принадлежащих к ордену, но обязанных охранять его интересы, – людей, называемых во Франции Jesuites de robe courte[79]. Существует большая аналогия между масонскими и иезуитскими степенями; иезуиты спускают пятку башмака и обнажают колено, потому что Игнатий Лойола явился таким образом в Рим испросить утверждение ордена. Заглавные буквы масонских входных слов в точности соответствуют словам иезуитских чинов Temporalis (тубалкаин), Scholasti-cus (Shibboleth), Caodjutor (Ch(g)iblum), Noster (Notuma). Много других аналогий можно бы привести еще. Не довольствуясь исповедью, проповедованием и воспитанием, которыми приобрели неслыханное влияние, они составляли во Франции и в Италии в 1563 г. Конгрегации, то есть тайные собрания в подземельях часовен и других потаенных местах. Учреждение конгрегационистов имело сектаторскую организацию с надлежащими катехизисами и молитвенниками, которые следовало возвратить перед смертью, почему и сохранилось очень немного экземпляров. Библиотека в Ришельевской улице в Париже обладает манускриптом с заглавием Histoire des congregations et sodalites jesuitiques depuis 1563 jusqu’ au temps present[80] (1709).

Посвящения

Из этого сочинения и других мы почерпнули некоторые из обрядов приема в орден. Успев почти во всех римско-католических странах завладеть воспитанием юношества, иезуиты могли направлять молодежь согласно своим тайным целям. Если по прошествии нескольких лет они подмечали в ученике слепую и фанатическую веру при восторженной набожности и неодолимом мужестве, то посвящали его; в противном же случае он был исключаем. Испытания продолжались двадцать четыре часа; кандидат готовился к нему долгим и строгим постом, который отнимал у него телесную бодрость и воспламенял воображение, а перед самым искусом ему давали выпить крепкий напиток. Тогда начиналась мистическая сцена – появление чертей, вызывание мертвых, изображение адского пламени, скелетов, движущихся мертвых голов, поддельного грома и молнии – словом, всей исключительной принадлежности и обстановки древних мистерий. Если неофит, за которым тщательно наблюдали, выказывал боязнь или ужас, он оставался навсегда в низшей степени; но если он хорошо выносил испытания, то его возводили в следующую степень. Было четыре степени. Первая, Coadjutores Temporalis, коадъюторы мирские, были исполнители физического труда и обязанностей слуг в ордене; вторая степень заключала Scholastici, схоластиков, из числа которых выбирали преподавателей юношества; третья степень состояла из Coadjutores spirituales, духовных коадъюторов, титул, даваемый членам после троекратных обетов обществу. Professi, профессора, были четвертой и высшей степенью; только они посвящались во все тайны ордена.

При посвящении во вторую степень повторялись одни и те же испытания, но в больших размерах. Кандидат снова готовился к ним продолжительным постом. Его вели с завязанными глазами в большую пещеру, где раздавались дикий вой и рев; проходя через нее, он должен был читать молитвы, особенно приспособленные к этому случаю. В конце пещеры ему следовало проползти в узкое отверстие; в это время невидимая рука снимала повязку с его глаз и он видел себя в квадратной темнице, пол которой был устлан покровом, а на нем стояли три лампы, распространявшие слабый свет на черепа и скелеты, расставленные вокруг. Это была Пещера вызывания духов, Черная комната, славившаяся в хронике Отцов. Здесь неофит оставался некоторое время, погруженный в молитву, и иезуиты могли следить за каждым его движением, тогда как он не подозревал этого. Если его поведение оказывалось удовлетворительно, два брата, изображающие архангелов, тотчас являлись перед ним, но так внезапно, что он не мог дать себе отчета, откуда они взялись, – многое можно сделать с хорошо приспособленными и смазанными потайными дверями, = ив глубоком безмолвии обвязывали его голову белой лентой, смоченной в крови и испещренной иероглифами; потом ему надевали на шею маленькое распятие и мешочек с мощами или чем-то представлявшим мощи. Наконец снимали с него всю одежду, которую бросали в костер в углу подземелья, и кровью начерчивали на его теле множество крестов. В эту минуту входил иерофант со своими ассистентами и опоясывал кандидата куском красного сукна. Братья в одежде, запятнанной кровью, становились возле него и, обнажив кинжалы, составляли над его головой стальную арку. Тут на полу расстилали ковер, все преклоняли колени и молились около часа, по прошествии которого костер зажигали украдкой; дальняя стена пещеры разверзалась, воздух оглашался музыкой то веселою, то мрачной, и длинное шествие привидений, скелетов, ангелов и демонов тянулось мимо неофита, подобно сверхъестественным явлениям в пантомиме. Пока разыгрывался этот фарс, кандидат давал следующую клятву: «Во имя распятого Иисуса Христа клянусь расторгнуть узы, которые еще соединяют меня с отцом, матерью, братьями, сестрами, родственниками, друзьями, королем, начальством, всеми другими властями, которым я когда-либо присягал в верности, повиновении, благодарности или услугах. Отрекаюсь от… места моего рождения, чтобы впредь существовать в иной сфере. Клянусь открыть моему новому начальнику, которого желаю знать, что делал, думал, читал, изучил или открыл, наблюдать и подстерегать все, что представится моему наблюдению. Клянусь отдаться во власть моего начальника, как мертвое тело, лишенное жизни и воли. Наконец, клянусь бежать искушения и открыть все то, что успею разведать, в полном убеждении, что молния не быстрее, чем кинжал, который поразит меня, где бы я ни находился». Дав эту клятву, новый член входил в соседнюю келью, где принимал ванну и был облечен в одеяние из нового и белого полотна. Наконец он отправлялся с остальными братьями к трапезе, где мог вознаградить себя изысканной пищей и отличным вином за долгий пост, ужасы и утомление, которым подвергался.

Благословение кинжала

Благословение кинжала была церемония, исполняемая, когда общество считало необходимым для своих интересов умертвить какого-нибудь короля, принца или другое важное лицо. Возле Черной комнаты обыкновенно находилась небольшая келья под названием Келья размышления. Посреди нее возвышался налой, на котором была картина, завешенная покрывалом и окруженная факелами и лампами, все красного цвета. Здесь получал наставления тот брат, которого орден готовил к кровавому делу. На столе стоял ящичек, покрытый странными иероглифами и с изображением агнца на крышке. Когда его открывали, там оказывался завернутый в полотно кинжал; один из чинов общества вынимал его и подавал иерофанту, а тот целовал его, окроплял святой водой и передавал одному из диаконов, который прицеплял его к четкам на место креста и надевал на шею посвящаемого, говоря ему, что он избранник Божий, и называя того, кого он должен поразить. Затем читали молитву за успех предприятия в следующих словах: «И Ты, непобедимый и грозный Бог, который заблагорассудил внушить нашему избранному и Твоим служителям мысль уничтожить NN, тирана и еретика, укрепи его и доверши посвящение нашего брата успешным исполнением великого дела. Усиль, о, Боже, его крепость во сто раз, чтобы он исполнил свое возвышенное предприятие, и огради его могущественною и божественною броней Твоих избранных и святых. Излей на него смелую отвагу, которая пренебрегает всяким страхом, и укрепи его тело в опасности, даже ввиду самой смерти». После этой молитвы снимали покрывало с картины на налое, и глазам избранного представлялся портрет доминиканца Жака Клемана[81], окруженного сонмом ангелов, которые несли его на своих крыльях к небесной славе. Диакон возлагал на голову избранного брата венец, символ небесного венца, и прибавлял: «Удостой, о, Царь небесных сил, даровать милостивый взгляд слуге, которого Ты избрал Своею Рукою и исполнителем высокого решения Твоей вечной справедливости. Аминь». Опять появлялись туманные картины, страшилища, скелеты, привидения, ангелы, демоны, и фарс, за которым должна была последовать трагедия, был разыгран.

Тайные инструкции

Достаточно будет привести названия глав из книги «Тайные инструкции Общества Иисуса». В предисловии особенно предостерегаются начальники не допускать, чтобы эта книга попадала в руки посторонних, так как она могла бы дать им дурное понятие об ордене. Главы имеют следующие названия:

I. Как общество должно поступать при основании нового учреждения.

II. Как братья могут приобретать и сохранять дружбу государей и других высоких лиц.

III. Как общество должно держаться в отношении к тому, кто пользуется большим влиянием в государстве, и тому, кто может приносить пользу другим, хотя и не богат.

IV. Намек проповедникам и духовникам королей и других высоких лиц.

V. Как держаться относительно духовенства и других религиозных орденов.

VI. Как склонять на свою сторону богатых вдов.

VII. Как удерживать их в своей власти и располагать их состоянием.

VIII. Как заставлять детей вдов избирать жизнь уединенно религиозную.

IX. О приращении доходов по коллегиям.

X. О тайной строгости дисциплины, которую следует соблюдать обществу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.55.14 (0.079 с.)