Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эстетическое мировосприятие СредневековьяСодержание книги
Поиск на нашем сайте
(1) Рассматривая такие произведения, как Stabat Mater и Dies irae, Курциус утверждает, что до Данте не было ничего, что могло бы сравниться с ними по своей художественной значимости. С другой стороны, здесь имеет место осведомленность в технической стороне дела, которая не могла не стимулировать теоретические размышления. Не будем забывать, что именно эта поэзия призвана всеми своими возможностями упрочить изобретение рифмы. Об эстетическом мировосприятии мистиков ср. Assunto (1961, pp. 98-101) и Duby 1976. (2) S. Th. II-II, 91, 2. Этот довод подхватывает Дионисий Картузианец, см. De vita canonicorum, a. 20 (Opera, t. 37). (3) Ср.: Huizinga 1955 о пляске смерти (гл. XI). (См.: Хейзинга Й. Осень Средневековья. М., 1988. Гл. XI «Образ смерти»). (4) По этой теме см. De Bruyne (1946, 11, 5) и Assunto (1961, pp. 123-138). (5) Gemma animae, 122 (PL 172, col. 586); ср. также Гильом Дуранд Старший: Rationale divinorum officiorum (1, 3) и св. Фома, III Sent. d. 9, 1, 2; о Гильоме Дуранде Старшем см. Azzaro 1968. ПРЕКРАСНОЕ КАК ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ (1) 92с. Комментарий Халкидия и его латинский перевод «Тимея» были изданы в четвертом томе Corpus Platonicum Medii Aevi, London-Leiden, Warburg Inst.-Brill, 1962 (J. H. Waszink). Эта упорядоченная красота космоса заставляет Фому Йоркского сделать в своей «Sapienztiale» такое замечание: mundus totus est rotundus, orbicolatus et decenter fac tus, decorusque (весь мир имеет округлую, законченную форму, он хорошо создан и исполнен изящества) (cit. in De Bruyne 1946, III, p. 233). (2) В схоластической метафизике трансценденталии представляют собой общие свойства бытия. В отличие от категорий, подразделяющих бытие на десять классов или родов, лишенных общих свойств (субстанция, качество, количество, отношение и т. д.), трансценденталии (названные так потому, что они выходят за пределы, положенные между категориями) являются атрибутами бытия, конгруэнтными ему. Если никакой объект не 214 может в одно и то же время быть субстанцией и количеством, качеством и отношением, любой вид бытия, независимо от той категории, а которой он принадлежит, объемлется той или иной трансценденталией. Учитывая эту особенность конгруэнтности трансценденталий с бытием, схоластики говорили об их способности отождествляться с ним. Традиционно принято считать, что трансценденталии суть следующие: unum (единое), res (вещь), aliquid (нечто), verum (истинное) и bonum (благое). Относительно pulchrum (прекрасного) ср. 7. 4 и гл. 8.
(3) Это сочинение опубликовал П. Анкине в «Études franciscaines» п. 44 (1932), п. 45 (1933); кроме того, этот текст приводит и Пуйон (1946 р. 282). (4) Thomas Aquinas, Opuscula spuria, éd. Mandonnet, Paris, 1927, p. 436, 2. (5) Сложную и громоздкую систематизацию всех триад Альберт осуществляет в своей «Сумме о благе» («Summa de bono»); краткое изложение и схему см. в De Bruyne 1946, III, pp. 153-161. ЭСТЕТИКА ПРОПОРЦИЙ (1) «Порядок и соразмерность прекрасны и полезны» (Аристоксен, см Diels, I, 469). (2) См.: Аристотель, Топика, III, I, 116 f 21; Метафизика, XII, 3, 1078 а 36; Платон, Филеб, 26 а 6. (3) Комбарье (J. Combarieu, Histoire de la musique, 6 éd., Paris, 1938, vol. I, p. 224) утверждает, что Пифагор в той же степени парализовал развитие музыки, как и Аристотель — развитие философии. Тем не менее, нельзя отрицать, что этому влиянию обязано развитие такого важного теоретического начала, как принцип пропорции, который впоследствии практическая жизнь быстро сообразовала со своими собственными потребностями. (4) Gregory 1955, р. 214. Вся работа содержит подробные сведения по космологии Шартрской школы. Относительно введения и более свежей библиографии по теме Шартрской школы см. Maccagnolo 1980. Относительно эстетики см. в первую очередь Assunto 1961, pp. 139-156. (5) Ср.: De Bruyne 1946, II, 7, 5; De Lubac 1959-64, II/1, VII, l,pp. 7-40. (6) См., например, Dialogus super auctores Конрада из Гиршау и Didascallcon Гуго Сен-Викторского. (7) К чему, напротив, склоняется Ghyka, 1931, II, 2. 215 ЭСТЕТИКА СВЕТА (1) Наиболее глубокое и обстоятельное изложение эстетики Гроссетеста по-прежнему принадлежит Де Бройну (De Bruyne 1946, vol. III, cap. 4), к которому недавно снова обратился и Ассунто (Assunto 1961, pp. 169— 171). В качестве введения в философию Гроссетеста можно использовать работу Росси (Rossi 1986), которая включает новейшую библиографию по метафизике света в Средние века. Особо следует отметить работу Федеричи Весковини (о различных теориях перспективы) (Federici Vescovini 1965) и Алессио (об оптике XIV в.). (2) Sententia libri de anima II, 14, 421; ср.: De Tonquedec 1950. В поздней схоластике понятие «сияние» снова станет расплывчатой метафорой и утратит связь с содержательным философским аппаратом: см., например, Дионисия Картузианца De venustate mundi et pulchritudine Dei (Opera, t. 34). СИМВОЛ И АЛЛЕГОРИЯ (1) Хейзинга Й. Осень Средневековья. М., 1988. С. 221-222. Ср.: всю XV главу «Отцветшая символика». О средневековом символизме см. также De Lubac 1959-1964 (vol. И/2, cap. VIII); Pépin 1958; Battisti 1960 (гл. V «Simbolismo e classicismo»); AA. VV. 1976; Eco 1985.
(2) «Критика способности суждения», I, II, 2, par. 59. «И вот я говорю: прекрасное есть символ нравственно доброго» (Кант И. Критика способности суждения // Соч. в шести томах. Т. 5. М., 1966. С. 375). Когда интуиция, соответствующая какому-либо понятию разума, дана a priori, мы имеем дело со схематической интуицией, когда же понятию, которого можно достичь только с помощью разума и которому не может соответствовать никакое чувственное созерцание, предпосылается такое созерцание, с которым согласуется процесс суждения, только аналогичный схематическому процессу, тогда мы имеем дело с символической интуицией. Примеры, приводимые Кантом, представляют собой самые настоящие пропорции, родственные пропорциональной аналогии и вообще идее пропорциональности, характерной для схоластики (ср.: Mclnerny 1961). (3) Более чем достаточное собрание свидетельств по этой теме представлено в монументальной работе Анри де Любака, см. De Lubac 1959— 64. Ауэрбах (Auerbach 1944) сетовал на то, что для исследователей различие между изобразительным методом (характерное христианское нововведение) и методом аллегорическим (языческое наследие) до сих пор остается не совсем ясным. Основываясь на материалах, собранных Лю- 216 баком и Пепином, я считаю, что изобразительный метод можно определить как allegoria in factis. (А) См., например, Иеронима (комментарий на Мф. XXI, 5: cum historia nostra vel impossibilitatem habeat vel turpitudinem, ad altiora transmittimur (*) или Оригена («De principiis», 4, 2, 9 и 4, 3, 4), согласно которому Святой Дух привносит в текст мелкие ненужные детали как указание на его пророческую природу. (*) Когда в (читаемой нами) истории содержится нечто невозможное или постыдное, мы переходим к более высокому (смыслу) (лат). (Прим. пер.) (5) Разговор о средневековых энциклопедиях выходит за рамки данной главы и всей книги, в частности потому, что приметы этого жанра можно отыскать в трудах богословов и философов. Некоторые сведения на этот счет и довольно пространная библиография представлены в следующих работах: Garfagnini 1978, Beonio-Brocchieri Fumagalli 1981, Gil-son 1944 (5 глава), Bologna 1977, Guglielminetti 1975, Zaganelli 1985, Barisone 1982, Zambon 1977, Kappler 1980, Carrega-Navone 1983.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.231.160 (0.007 с.) |